Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Авиационный институт

+2
Голосов: 2
Опубликовано: 1612 дней назад (17 июля 2014)
Редактировалось: 1 раз — 18 июля 2014




Куйбышевский авиационный институт был открыт в 1942 году в сложнейшее для страны военное время. В Куйбышев тогда были эвакуированы около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности. Здесь было организовано производство штурмовика ИЛ–2 – самого массового самолета второй мировой войны. Фронту требовались самолеты, заводам – инженеры. Для подготовки инженерных кадров было принято решение создать Куйбышевский авиационный институт.



17 июля 1942 года Всесоюзный комитет по делам Высшей школы при СНК СССР издаёт приказ № 143:


«1. Открыть авиационный институт в г.Куйбышеве на площадях бывшего планового института с контингентом учащихся 1000 человек.


2. Установить начало работы Куйбышевского авиационного института с 1 октября 1942 года».



Немногим известно, что еще в довоенном 1939 году Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР принял важнейшее для страны решение "О строительстве и реконструкции отечественных самолетных и авиамоторных заводов". В Куйбышеве на станции Безымянка начались изыскательские и проектные работы по созданию базы для авиационной отрасли.


Война резко ускорила этот процесс. В наш город были эвакуированы крупнейшие предприятия авиационной промышленности: Московский завод №1, Воронежский завод №18, Московский моторостроительный завод №24, Тульский оружейный завод №525, выпускавший авиапулеметы, Подольский завод №125, готовивший броню и многие другие предприятия оборонного комплекса. Они, а также эвакуированные в наш город научные и проектные учреждения нуждались в квалифицированных инженерных кадрах.





По решению правительства в этот трудный период Великой Отечественной войны, 1 октября 1942 года в Куйбышеве был открыт авиационный институт. В соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР, занятия в институте начались в октябре 1942 года, а в 1944 году был осуществлен первый выпуск специалистов.

Огромная роль в организации института принадлежит А.М.Сойферу, исполнявшему обязанности директора института с момента его создания по ноябрь 1942 года. Затем директором института был назначен Ф.И.Стебихов.


Институту было предоставлено два учебных корпуса: на Молодогвардейской, 151 и на Ульяновской, 18.


Занятия вели 55 преподавателей - ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов страны. Среди них - будущий вице-президент АН СССР И.Д.Миллионщиков, член-корреспондент АН Белорусской ССР М.Г.Крейн, профессора А.М.Сойфер, Н.И.Резников, М.И.Разумихин и другие.


Под девизом "Все для фронта, все для победы" институт создавал творческие бригады ученых и заводских инженеров, которые решали важные научно-технические и организационные задачи, направленные на повышение производительности и качество труда.

С помощью таких бригад был, например, налажен поточный метод производства, который помог резко увеличить выпуск самолетов и авиадвигателей. В короткие сроки были освоены самолеты-штурмовики ИЛ-2, ИЛ-10, истребитель МиГ-3. Куйбышев стал крупным центром авиационной промышленности страны.
В послевоенные годы, наряду с расширением направлений подготовки специалистов, развивалась материально–техническая база института, а также научно–исследовательская работа ученых, непосредственно связанная с освоением производства новейших образцов авиационной техники, в том числе первых реактивных истребителей и бомбардировщиков МИГ–9, МИГ–15, МИГ–17, ИЛ–28, ТУ–16, ТУ–95, создания двигателей ВК–1, НК–4, НК–12 и многих других.

С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. Ученые и специалисты института принимали участие в разработке и освоении производства первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет Р–7, Р–7А, Р–9; ракет–носителей “Восток”, “Молния”, “Союз” и их модификаций; участвовали в создании ракетно–космического комплекса для обеспечения пилотируемого полета на Луну “Н1–Л3” по проекту С.П. Королева, воздушно–космической системы “Энергия–Буран”; разрабатывали космические аппараты различного назначения, в том числе для космических средств национального контроля земной поверхности; участвовали в подготовке и осуществлении программ на орбитальном комплексе “МИР”, в реализации многих других проектов, в том числе по программам международного сотрудничества.

С 1956 по 1988 гг. институт возглавлял Герой Социалистического Труда профессор В.П.Лукачев. В эти годы институт стал одним из крупнейших научных центров региона, создавшим уникальные научные школы, прежде всего в области конструкции и проектирования авиационных двигателей, самолетов, космических аппаратов.
В этот период в институте значительно расширились направления подготовки специалистов и научных исследований, вырос контингент студентов, бурно развивалась материальная база института.

В конце пятидесятых годов институт выступил инициатором создания отраслевых научно–исследовательских лабораторий, что послужило мощным толчком развития вузовской науки. К работе в институте были привлечены известные ученые и производственники. Многие годы кафедру “Конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов” возглавлял академик АН СССР и РАН Н.Д.Кузнецов – генеральный конструктор авиадвигателей. Кафедру “Летательные аппараты” до недавнего времени возглавлял патриарх отечественной космонавтики член–корреспондент АН СССР и РАН Д.И.Козлов – генеральный директор–генеральный конструктор государственного научно–производственного ракетно–космического центра “ЦСКБ–Прогресс”.

Среди научных разработок 50-70-х годов можно отметить создание уникального материала “МР” (металлорезина), широко применяющегося во всем мире для изготовления демпфирующих устройств в сложных агрегатах; разработку целой гаммы микроэнергетических установок и оригинальных холодильных камер с использованием вихревого эффекта; изготовление материалов методом порошковой металлургии и многое другое. Научные разработки ученых института применялись при проектировании и производстве самолетов ТУ–144, ТУ–154, Ил–76, Ил–86, Ил–114 и других.


Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР “Об увековечении памяти академика С.П.Королева” № 136 от 22 февраля 1966 года Куйбышевскому авиационному институту было присвоено имя академика С.П.Королева. В 1967 году, в связи с 25-летием, Куйбышевский авиационный институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума Верховного совета СССР от 7 января 1967 года).



В 70-80-е годы широкое развитие получили исследования в области вибрационной прочности и надежности двигателей, оптимизации процессов и систем управления движением космических аппаратов, разработки в области компьютерной оптики и других наукоемких технологий. В это время в институте произошла смена поколений руководителей кафедр и факультетов, расширилась сеть диссертационных советов, укрепились контакты с Академией наук СССР, научными организациями и производственными предприятиями страны.

В 1988 году впервые на альтернативной основе ректором был избран профессор В.П.Шорин (ныне академик РАН). В 1990 году В.П.Шорин избирается в Верховный Совет РСФСР и становится председателем комитета Верховного Совета по науке и народному образованию.
С 1990 по 2010 год КуАИ-СГАУ возглавлял профессор, член–корреспондент РАН В.А.Сойфер, который с 2010 года является президентом СГАУ.
В 2010 г. в результате альтернативных выборов ректором избран профессор Е.В.Шахматов.

После переименования города Куйбышева в город Самару институт стал называться Самарским авиационным институтом. В 1992 году Самарский авиационный институт был переименован в Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева (приказ Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации № 1077 от 23.09.1992 года)





В 2009 году распоряжением Правительства Российской Федерации №1613-р от 02 ноября СГАУ установлена категория "национальный исследовательский университет".

За последнее десятилетие в университете продолжалась интеграция научных исследований и учебного процесса. Многолетние традиции, признанные научные школы и материальная база позволяют университету в настоящее время оставаться в ряду ведущих учебных и научных центров России, активно участвовать в выполнении государственных и региональных научно–технических программ, развивать международное сотрудничество.


За годы своего существования университет подготовил свыше 50 тысяч высококвалифицированных специалистов, многие из которых стали видными учеными, конструкторами и организаторами производства, крупными государственными и общественными деятелями. В их числе: В.И.Воротников – председатель Совета министров РСФСР, министры и заместители министров С.С.Курдюков, И.М.Буров, Н.А.Дондуков, О.Н.Сысуев, А.Н.Геращенко, А.Г.Ильин, Л.С.Свечников, В.В.Горлов, академик РАН В.П.Шорин, губернатор Самарской области (с 1991 по 2007 годы) К.А.Титов.

На протяжении полувека практически все руководители аэрокосмических предприятий Самарского региона были и являются выпускниками КуАИ–СГАУ, которыми по праву гордится университет.

Гордится и земля самарская! Поздравляем коллектив Университета с очередной датой рождения вуза.



Источники:

Колесо истории. Самара.

Сайт Самарского государственного авиационного университета
Комментарии (1)
Ольга Михайлова #    18 июля 2014 в 22:43
Самарский государственный аэрокосмический университет вошел в число 20 лучших отечественных вузов по уровню востребованности выпускников. При оценке эксперты использовали данные опросов 7,5 тысячи респондентов - директоров компаний, представителей академических и научных кругов, а также студентов. Отметим, что лишь 8 университетов из ТОП-20 представляют регионы, остальные - Москву и Санкт-Петербург.

Источник: Терра.Самара. 18 июля 2014