Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Дачи самарских купцов

+5
Голосов: 5
Опубликовано: 1796 дней назад (22 мая 2014)
Редактировалось: 2 раза — последний 7 июля 2014
Дачный сезон в самом разгаре, самое время поговорить об отдыхе на «шести сотках».

Сегодня речь пойдёт о дачах знаменитых самарцев.


Став в 1851 году губернским городом, Самара начала стремительно разрастаться. С 1850-х годов, помимо активного строительства в городе, началось освоение обширных лесных массивов вверх по течению Волги, и уже в начале ХХ века берег реки от Аннаевского оврага (ныне улица Соколова) и до Барбошиной поляны был сплошь застроен дачами.

«…крутой скалистый левый берег Волги, недавно еще поросший никуда почти не годным, но густым лесом, а теперь весь пестреющий дачами нередко весьма изящной архитектуры и разводимыми при них садами на месте вырубленной лесной заросли… наконец, фантастические сооружения во вкусе средневековых замков», – писал городской глава Петр Алабин в своей книге «Самара. 1586-1886».

Загородные резиденции в этих живописных местах имели практически все самарские предприниматели: купцы Шихобаловы, Соколовы, Аржановы, Курлины и др.

Известный самарский купец, художник и краевед Константин Павлович Головкин в своих записках 1920-х годов писал:

«Все эти дачи, являясь скорее виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и, вместе с этим, являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу».

Наш короткий рассказ о старых загородных домах на крутом волжском берегу у Барбошиной поляны мы начнем с описания его (К.П.Головкина) дачи.

Загородная дача Константина Павловича Головкина. Знаменитый «Дом со слонами».

Константин Головкин – купец, меценат, краевед, археолог, художник, фотограф и первый в Самаре автомобилист. Родился в Самаре в 1871 г. Умер там же в 1925 г. Происходивший из купеческой семьи Головкин закончил коммерческое училище. Затем возможно посещал классы живописи и рисования прибывшего в Самару художника Бурова, однако систематического художественного образования не получил, оставаясь художником - самоучкой. Работал в русле традиций русского реалистического искусства второй половины Х1Х - начала ХХ века.

В возрасте 25 лет молодой купец и владелец писчебумажного магазина выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея, с которым была связана вся его дальнейшая судьба. Кроме того, Головкин вел летопись самарских выставок и издал книгу «Вся Самара».

После революции 1917 года художник на некоторое время уезжал из Самары в Иркутск, где принимал участие в археологических раскопках. В начале 1920-х годов Головкин вернулся в Самару и привез целый вагон экспонатов для музея, в том числе предметы археологических раскопок. Последние годы работал в архиве города Самары.


Головкин был одним из главных самарских «селебрити» начала минувшего столетия. Он писал картины (на его полотнах изображались, в основном, Волга и Жигули), коллекционировал произведения искусства (Головкин К.П. - основатель Самарского Художественного музея), занимался археологией. Кроме этого он был страстным поклонником новомодного средства передвижения – автомобилей. Более того, первый появившийся в Самаре автомобиль принадлежал именно Константину Павловичу.

В июле 1904 года на самарский железнодорожный вокзал прибыла машина «Oldsmobil», сделанная в молодой столице американского машиностроения Детройте. В день прибытия машины случилось первое в Самаре ДТП. На углу нынешних Льва Толстого и Куйбышева «Oldsmobil» Головкина задел телегу доверху груженую водкой. Слухи о ДТП дошли до самого губернатора, который сделал Головкину внушение и потребовал от него компенсировать убытки.


Несмотря на коллекционирование, членство в яхт-клубе, страсть к автомобилям и другие недешевые увлечения Головкина, жил он довольно скромно. В типичном купеческом особняке на нынешней улице Ленинградской с маленькими окнами и темными комнатами. На первом этаже находился магазин канцтоваров, доставшийся Константину Павловичу от отца. Кроме писчебумажных принадлежностей Головкин продавал здесь открытки с видами Самары, которые фотографировал самостоятельно. Кроме того, ему первому из самарцев пришло в голову еще одно ноу-хау, связанное с открытками. Он печатал на них свои картины с волжскими пейзажами.

В общем, весьма примечательная личность и имел загородный дом себе под стать.




Головкин К.П. построил дачу по собственному проекту на берегу Волги между 5-й и 6-й дачными просеками.

Здание выполнено в стиле модерн и построено по совместному проекту архитектора Валентина Тепфера и самого Головкина. Притом последний в своих краеведческих записках утверждал, что автором является лично он.

Дата постройки доподлинно неизвестна, но предположительно это 1905-1910 годы.

Дача славна наличием скульптур слонов и неизвестной девушки, прозванной «Панночкой».






Здание дачи сложено из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Именно поэтому в доме такая акустика. Слоны сделаны из цемента по рисунку Головкина. Самара — родина слонов - эта "поговорка" родилась именно после постройки дачи Головкина. Слоны пустотелые, и в одном из них, по воспоминаниям жены художника, были заложены документы и фотографии, относящиеся к постройке дачи.

Окна дома узкие и высокие - до трех метров. В них почти не проникал свет - приходилось зажигать свечи даже днем, зато свежесть Волги и ароматы розария, фруктовых деревьев, елочек, берез - всего того, что посадил Головкин своими руками, - присутствовали постоянно. Вся мебель дома была выполнена на заказ по эскизам Головкина. Украшением дома служили его же картины. К слову, изображение дачи Головкина есть во французском каталоге, изданном в Париже на рубеже веков.

Надо сказать, что, на фоне всеобщего восхищения, находились современники, которым не нравилась архитектура дачи. В этом, к примеру, признавался художник Г.П.Подбельский: она напоминала ему макет какой-то игрушки модернистского стиля.

Послереволюционная судьба купеческой дачи была, как водится незавидна. Сперва здесь располагался госпиталь, затем детский сад, а с 1929 она была передана в ведение «Водоканала», который устроил здесь клуб.



Дача купца Соколова






Яков Гаврилович Соколов (1835 - 1910) - самарский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин города, один из богатейших людей в Самаре. Коммерции советник Я.Г. Соколов почти 35 лет был гласным городской думы, членом учетно-ссудного комитета Самарского отделения Государственного банка, членом комитета губернского и уездного податных присутствий, видным членом комитета по строительству Кафедрального собора, являлся старостой Петропавловской церкви (именно ему мы (самарцы) обязаны современному виду храма, активно участвовал в крупном общегородском деле - строительстве каменных корпусов Троицкого базара, много сделал для Епархиальной богадельни, развалины, которой мы можем увидеть на улице Коммунистической (дом № 1), контролировал строительство известной ремесленной школы Д.В. Кириллова, передавал свои доходные дома вновь открывавшимся городским училищам, много жертвовал на благотворительность, открыл известную богадельню на углу современных улиц Мичурина и Чкалова, названную его именем и именем его сына Ивана Яковлевича, пожертвовав на её учреждение невиданную тогда сумму - 500 000 рублей... И недаром у богадельни Соколовых на Оренбургской (Чкалова) в 1910 году после смерти Якова Гавриловича был установлен его бронзовый бюст.

Основной доход Яков Гаврилович Соколов и его сын Иван Яковлевич получали от торговли зерном, салом, кожами и от спекуляций на этом рынке. В ограниченных объемах занимались сдачей в субаренду земель, но собственных больших угодий не имели. Всё дело было объединено под эгидой «Товарищество Я.Г. Соколов и компания». Полагаем, всем прекрасно известна мельница Соколовых на Преображенском спуске (Карбюраторная - князя Засекина, дом № 1).

После смерти Я. Г. Соколова в 1910 году компанию возглавил Иван Яковлевич, владевший 99% паев и приносивших до 3 000 000 рублей годового дохода.

Тяжелые трудовые будни Ивана Яковлевича и его сына Александра, наверное, редко позволяли им выбираться на дачи. По мнению некоторых исследователей, купцы любили прибывать на дачи на пароходе. Возможно, что так и было. Хотя трудно себе представить миллионеров на переполненном «дачном» пароходе, идущим на дальние Учительские дачи, находящиеся у Барбошиной поляны... Еще в 1910 году за Соколовыми числились два новеньких автомобиля «Берлие» 18 и 20 сил с регистрационными номерами № 10 и № 12. Помимо этого, имелся большой парк экипажей выездных и тягловых лошадей.

Дача Соколовых находится в полной связи и гармонии с окружающим ландшафтом. Об этом замечательно упоминал еще в начале XX века исследователь русских усадьб и дач барон Н. Н. Врангель.

Известный самарский архитектор В. Г. Каркарьян в одной из своих книг так оценивал пространственные решения Александра Щербачева:

«Мастерство автора в организации живописной объемно-пространственной композиции здесь проявляется в полной мере. Здание органично вписано в окружающий ландшафт. Понижение рельефа использовано для организации цокольного этажа. Падение рельефа, разновеликие объемы этой дачи, лестницы, террасы, колонные портики, перголы образуют выразительную асимметричную композицию».


Портики дачи выполнены в разных ордерных системах - стилизованных коринфском (на Волгу с вензелем), ионическом (на Волгу), остальные римско-дорические.

Настоящий дворец, памятник архитектуры 20 века, внесен в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
Фигуры величественных птиц, будто стоящих на страже, смотрят на нас с крыши, и барельефов под балконами.




У подъезда дачи расположены широкие пандусы. На втором этаже расположен шикарный балкон-терраса, опирающийся на колонны центрального входа, ограждение которого выполнено изящной балюстрадой с установленными вазами на тумбах в углах.
Выход в сторону Волги украшает высокий портик с шестью колоннами и четырьмя пилястрами. Капители колонн к сожалению отсутствуют, и на пилястрах сохранились частично.

Отсюда с высоты открывается прекрасный вид на волжские просторы. Вообще, посещая подобные объекты, как-будто перемещаешься во времени погружаясь в атмосферу прошлого. Кажется, вот- вот послышится стук колес подъезжающего экипажа и топот лошадей. Из дверей выбежит управляющий встречать хозяев.

Новые «пользователи» здания (санаторий им. В. П. Чкалова) - делают всё возможное и посильное в целях сохранения памятника культурного наследия. И сейчас дача удивляет любого гостя своими скульптурами сидящих на башне соколов, окрашенных под бронзу, а под балконами парящих соколов, пандусами, портиками, строгой лепниной, барельефами грифонов, барельефами во фронтонах мальчиков с букетами цветов по обе стороны от вензеля в картуше. В вензеле хорошо читаются три буквы - перекрещенные «И», «Я», а полукругом их венчает «С» - монограмма Ивана Яковлевича Соколова.

Гуляя по даче, вспоминается известная легенда о четырех братьях-соколах. Согласно этой старой басне, И. Я. Соколов вырастил четырех сыновей. И вот они разбежались-разлетелись по разным краям искать счастья и богатства. А отец скучал по своим мальчикам и велел архитектору на карнизе смотровой вышки установить скульптуры четырех соколов, разлетающихся по разным сторонам света... Хорошая легенда! Хотя в фонде купеческого старосты в Центральном государственном архиве Самарской области, в описи лиц купеческого звания, записано, что у Ивана Яковлевича Соколова и его жены Прасковьи Андреевны (дочери рыбинского 1-й гильдии купца Никитина) к 1909 году было пятеро «взрослых» детей: Яков, Александр, Иоанн, Елизавета и Ольга.
Нет, никуда братья «не разлетались». Рядом с дачей И. Я. Соколова удачно встраивается в ансамбль по проекту того же Щербачева дача сына - Александра. А. И. Соколов работал с отцом в городской думе, помогал ему в купеческих делах.

Раньше здание дачи А. И. Соколова венчала не только смотровая башенка, но и две, похожие на мавританские, башни с зубчатыми стенами, а по сторонам дома шла веранда с характерными для мавританского стиля узкими окнами и полукруглыми и стрельчатыми сводами.


В период с 1918 по 1924 годы дачи Соколовых пустовали. В 1924 году на бывших дачах открылся дом отдыха работников водного транспорта. В 1930 году здесь начал работу летний санаторий Водтранспорта, который на следующий же год был передан Крайстрахкассе.

С июля 1941 года на старых дачах разместился дом отдыха спецназначения № 1 для летно-подъемного и командного состава Красной Армии. Здесь в 1943 году проходил реабилитацию легендарный летчик Алексей Петрович Маресьев. В апреле 1942 года его самолет был сбит в бою, 18 суток тяжело раненный летчик добирался до своих. В госпитале ему ампутировали обе ноги. На Поляне в доме отдыха летчиков он лечился, учился ходить на протезах, плавать в Волге, танцевать. И уже через год Маресьев был в строю, сбил в бою семь вражеских самолетов из одиннадцати сбитых им с начала войны.


Дача Аннаева


Для начала пара слов о владельце. Егор Аннаев – самарский купец первой гильдии. Один из основных источников дохода – производство и торговля алкогольной продукцией. Также был хозяином гостиницы, ресторана, мельницы и пекарни.

10 мая 1863, видимо, решая не отставать от тренда, он вслед за Нестором Постниковым, открыл кумысолечебницу, которая получила название «Аннаевская дача». Располагалась она предположительно на территории, которую ныне занимает силикатный завод.

Главное здание кумысолечебницы являло собой яркий образчик мавританского стиля. В нем же были выдержаны и остальные строения этого оздоровительного комплекса. Помимо кумыса здесь же использовалось лечение электричеством, водолечение и другие медицинские новинки того времени.






Вот как описывал Аннаевскую дачу Петр Алабин:

«Фантастические сооружения во вкусе средневековых замков, летящих по скалам и утесам, заключающее кумысолечебное заведение Е. Н. Аннаева со сбегающими от них к реке вьющимися дорожками, газонами, клумбами, трельяжами дикого винограда и хмеля из переплетающихся гирлянд».

Общая ее площадь составляла 57 десятин земли, а затраты на постройку составили около 70 тысяч рублей.


О жизни купеческого сообщества Самары на волжских дачах от Постникова оврага до Учительского поселка на Девятой просеке сохранилось не так много документальных данных. Особенно мало документов личного происхождения: воспоминаний, писем, записок. В этой связи большую ценность всегда имели рукописи купеческой семьи Аннаевых, в частности записки куйбышевского самобытного композитора Николая Павловича Аннаева «Воспоминания о детстве и отрочестве в 1902 – 1916 годах», хранящиеся в Центральном государственном архиве Самарской области.


К теме дачного быта Н. П. Аннаев часто обращается в ходе своего повествования, а одна из глав этого автобиографического документа прямо называется «Дачная жизнь (1908 – 1916 годы)».


Приведем наиболее яркие упоминания о дачных впечатлениях купеческого сына, а также некоторые фотографии и несколько поэтических строк самого Коли Аннаева (внука купца Е.Аннаева).

«На этой даче виднелся большой белый дом в мавританском стиле, который, как я слышал, был построен по проекту брата К. П. Головкина (архитектора П. П. Головкина). Еще дальше к востоку, в разрыве зеленой полосы, на фоне неба, точно на краю света, рисовался маленький силуэт дачной Сергиевской церкви.

Прекрасный воздух был у нас даче, всё кругом восхищало взор, слух, обоняние. По утрам березы и вишневые деревья блестели и сквозили на солнце. Птицы пели во все голоса. Вчера еще незаметно было, а сегодня трава покрылась нежными цветами, тянулись вверх жесткие стебли цикория с ярко-голубыми цветами…

... а я сочинял стихотворение «Уснули рыбаки»…

Но вот солнце устало спускалось к закату. На него уже можно было смотреть и тешиться мыслью, что ты – святой, раз смотришь на огненное светило. Лесок стал темнее и все дальше протягивал свою тень по полю. На клумбах распускались и сладко пахли цветы табака. Начинали донимать мошки и комары, от которых мы разводили дымный костер. Кажется, в это время слышнее всего разносилась по дачам граммофонная музыка и пение…
На востоке чуть проступала большая рыжая луна. Все мы (разве только без папы) шли гулять по дороге, пересекая хлебное поле. С нами друг семьи Николай Иванович Попов и его славная собака Микадо. Или под горящим звездами небом мы прогуливались по полю вдоль дороги и пели: одни первыми голосами, другие вторили. Между прочими песнями обязательно звучали «Накинув плащ» и «Санта Лючия». Мама с удовольствием помогала нам своим приятным, чистым голосом. Ночь тепла, но временами мы вступали в струю прохладного воздуха, и тогда говорили, что здесь близко под землей протекает вода. С восхищенным чувством, бывало, любовался я звездами и луной, ловил мгновения полета метеоритов…

На террасу выносилась лампа, накрывался к позднему ужину стол. На свет летели бабочки и маленькие жучки. Ночь темна и делалось иногда жутко от малейшего шороха в кустах. Перед сном папа отдалялся от террасы и по какой-то своей традиции делал несколько выстрелов в воздух из револьвера…

Кроме ровной погоды вспоминаю моменты возмущения в природе – освежающие грозы, дожди и, так называемые, «воробьиные ночи», когда горизонт полыхал зарницами. Иногда темными вечерами мы видели большие пожары, пылавшие то за Волгой, то в городе.

Меня влекли к себе цветы, росшие на клумбах и, особенно, два кустарника белых и красных роз, прятавшихся среди жасмина и сирени под западной террасой. Я любил ухаживать за нашими цветами: поливать, пропалывать траву, прочищать возле них дорожки. Жажда продуктивного труда заставляла меня полоть вместе с сестрами грядки, подстригать траву керосиновой косилкой, помогать папе удобрять насаждения, стричь старые ветки вишни. Особенно мы любили после сбора урожая доедать остатки – очень сладкие, поклеванные птицами, ягоды…

Придя на Волгу, я любовался и не мог налюбоваться видами: широкая, спокойная река, голубоватые Жигулевские ворота, великаны-осокори, выстроившиеся по берегу, дымчатый силуэт города вдали, а ближе, среди зелени, покрывавшей крутой высокий берег, здания бывшей дедушкиной дачи».

В 1910 году Коля Аннаев в возрасте восьми лет писал:

Себе мы садик завели,
Расчистили дорожки,
Сирени манят вас кусты,
Краснеют в клумбе розы
И опускаются в цветы
Веселые стрекозы.

Лишь только птички станут петь,
Мы в садик выбегаем.
И сад наш милый посмотреть
Всех вас мы приглашаем.



Вот этими строчками детского стихотворения и закончу наш короткий рассказ о старых загородных домах на крутом волжском берегу у Барбошиной поляны.


Приветствую всех читателей «Хроники самарочки»! По справедливому совету уважаемого Олега Пуляева - дополнила заметку «новыми подробностями» из дачной жизни Самары.

Каждая страничка истории - уникальна и интересна. Работая над заметкой, увлекаешься сам; хочется увлечь за собой и читателя. Порой - не замечаешь, как небольшая заметка превращается в большой по объёму экскурс. Как компромисс, мною выбран формат - заинтересовать, напомнить, довести до читательского внимания. Очень рада тому, что «Хроники самарочки» - читаемы вами, Друзья.

Огромное спасибо! Всегда рада вам!





Источники:

"Дом со слонами". Автор Армен Арутюнов

"История самарских благотворителей и меценатов". Автор Андрей Артемов

Портфели - Дачное лето купеческого сына. (Н. П. Аннаев, Самарские городские дачи Current Music: Ephemeral Mists - "Awakening spirits")
Комментарии (5)
Марат Валеев #    22 мая 2014 в 02:45
Самарские купцы были известными богачами и могли себе позволить возводить такие роскошные виллы-дачи.
Олег Пуляев #    22 мая 2014 в 08:09
Задача бережно охранять такие объекты, чтобы потомки могли видеть, какая это была страна - Россия.
Вы, Ольга, ничего не сказали о благотворительности, меценатстве бывших владельцев этих прекрасных зданий.
Наверняка таковая была... Кумысолечение было очень популярным в среде российских интеллигентов, очень
любил этот замечательный напиток и Лев Николаевич Толстой, признавая его исключительную полезность.
А для представителей тюркских народов этот напиток (кумыс) был обычным напитком употребляемым ежедневно.
В этом факте: заимствования всего самого лучшего, мне представляется и толерантность россиян, когда народы
населяющие нашу страну перенимали обычаи, традиции друг друга, взаимно обогащая себя, это очень актуальная тема.
Многим, наверно, очень интересно знать, а что это за мера - десятина, как она связана с Земельной реформой проводимой
выдающимся государственным деятелем Петром Столыпиным (родственником М.Ю. Лермонтовым).
Сколько десятин имела крестьянская семья, как она наделялась землёй, какие льготы были по кредитованию для выкупа
земли? Ответы на эти вопросы помогут лучше представить прошлое нашей страны. К удивлению многих, тогда и 57 десятин
купца первый гильдии покажутся не столь впечатляющими, т.к. зажиточные крестьянские семьи имели и по 30 десятин.
Мера "десятина" просуществовала до момента всеобщей коллективизации, когда рухнула надежда многих крестьян на лозунг
"Земля крестьянам".
Ольга Михайлова #    22 мая 2014 в 16:48
Приветствую всех читателей «Хроники самарочки»! По справедливому совету уважаемого Олега Пуляева - дополнила заметку «новыми подробностями» из дачной жизни Самары.

Каждая страничка истории - уникальна и интересна. Работая над заметкой, увлекаешься сам; хочется увлечь за собой и читателя. Порой - не замечаешь, как небольшая заметка превращается в большой по объёму экскурс. Как компромисс, мною выбран формат - заинтересовать, напомнить, довести до читательского внимания. То есть, найти "золотую середину" между научным докладом и простым копированием найденных по теме статей.

Очень рада тому, что «Хроники самарочки» - читаются вами, Друзья.

Огромное спасибо! Всегда рада вам!
Олег Пуляев #    22 мая 2014 в 20:04
Интересно знать, не являются эти замечательные люди, столько сделавшие для Самары, почётными гражданами города.
Если это не сделано, хорошо бы Самарской общественности выйти с предложением к областной думе, чтобы увековечить
таким почётным званием, пусть посмертно, этих замечательных людей.
Ольга Михайлова #    23 мая 2014 в 01:22


В преддверии Дня города, 6 сентября 2013 года, в самарской государственной филармонии прошло торжественное городское собрание, посвященое 150-летию звания «Почетный гражданин Самары».

Впервые звание «Почетный гражданин Самары» было присвоено в 1863 году Юрию Федоровичу Самарину, принимавшему непосредственное участие в разработке положения об отмене крепостного права.

За 150 лет существования это звание было присвоено 57 выдающимся самарцам, среди которых Константин Грот, Григорий Аксаков и Петр Алабин, Михаил Челышов и Антон Шихобалов, врачи Тихон Ерошевский, Александр Краснов, Наталья Иванова, Виктор Поляков, Игорь Солдатов, Георгий Ратнер, деятели культуры Аннэта Басс, Вера Ершова, Петр Монастырский, конструкторы Дмитрий Козлов, Николай Кузнецов, руководители города Владимир Золотарев, Алексей Росовский, Герой Советского Союза Николай Чудайкин, прославленный кинорежиссер Эльдар Рязанов.

Каждый из них внес неоценимый вклад в развитие не только Самары, но и всей России.


Лично мне (и другим Лауреатам сайта) посчастливилось присутствовать на вручении Знака "Почётный гражданин Самары" Э.Рязанову.

Порядок присвоения звания "Почетный гражданин города Самары" определяется Положением О Почетном гражданине города Самары.

Почётные граждане до 1917 года

1863 год

Самарин, Юрий Фёдорович (дворянин, один из авторов Манифеста об отмене крепостного права 1861 года, два года работал в Самаре в качестве члена земского губернского по крестьянским делам присутствия, содействуя проведению реформы)

1864 год

Грот, Константин Карлович

1868 год

Мансуров, Николай Павлович

1873 год

Аксаков, Григорий Сергеевич

1874 год

Марков, Яков Владимирович

1878 год

Константинов, Иван Васильевич
Назаров, Михаил Иванович

1881 год

Горчаков, Александр Михайлович

1889 год

Плешанов, Иван Михайлович

1905 год

Брянчанинов, Александр Семёнович

1908 год

Шихобалов, Антон Николаевич

1910 год

Якунин, Владимир Васильевич

1911 год

Соколов, Иван Яковлевич
Соколов, Яков Гаврилович

1913 год

Наумов, Александр Николаевич
Субботин, Андрей Андреевич


Почётные граждане 1917—1991 годов

1967 год

Ерошевский, Тихон Иванович (Заведующий кафедрой глазных болезней Куйбышевского медицинского института. Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, член - корреспондент Академии медицинских наук);
Фёдоров, Алексей Петрович (Начальник организационно – штатного сектора Управления Куйбышевской железной дороги. Кавалер орденов Ленина, «Почетный железнодорожник»);

1976 год

Ершова, Вера Александровна (Артистка Куйбышевского театра драмы имени М. Горького. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат высшей театральной премии страны «Золотая маска». Кавалер орденов Ленина и «За заслуги перед Отечеством» 4 степени);
Константинов, Иван Кузьмич (Наладчик станков 4 – ГПЗ. Герой социалистического Труда, кавалер ордена «Трудовой Славы» 3 степени);
Мачнев, Пётр Прокопьевич (Бригадир каменщиков треста №11, Герой социалистического Труда, заслуженный строитель РСФСР, лауреат Государственной премии СССР);
Наякшин, Кузьма Яковлевич (Заведующий кафедрой Куйбышевского политехнического института. Кавалер ордена «Отечественной войны». Профессор);

1977 год

Погодин, Михаил Андреевич (Машинист электровоза. Герой Социалистического Труда, Почетный железнодорожник, кавалер орденов Ленина, ордена «Трудовой Славы» 3 степени и золотой медали «Серп и Молот»);

1979 год

Мочалов, Павел Петрович (Директор Куйбышевского металлургического завода им. Ленина, Герой социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина, орденов «Октябрьской Революции» и «Трудового Красного Знамени»);

1982 год

Земец, Виктор Петрович (Генеральный директор Куйбышевского авиационного завода. Герой социалистического Труда);
Кудинов, Иван Павлович (Фрезеровщик завода им. Фрунзе. Герой Социалистического Труда);
Кузнецов, Николай Дмитриевич (Генеральный конструктор опытного завода №2 НПО «Труд». Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии СССР. Генерал – лейтенант-инженер, кандидат технических наук, академик Академии наук СССР);

1983 год

Козлов, Дмитрий Ильич (генеральный конструктор ЦСКБ «Прогресс», дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премий СССР, лауреат Государственной премии РФ, кавалер четырех орденов Ленина, орденов «Красной Звезды», «Октябрьской Революции», «Отечественной войны 1 степени», «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, профессор);
Потапова, Антонина Викторовна (Бригадир маляров треста №24. Лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов «Трудового Красного Знамени» и «Октябрьской Революции»);

1984 год

Карякин, Борис Иванович (Директор завода «Металлист». Лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов «Красной Звезды», «Октябрьской Революции», двух орденов «Трудового Красного Знамени», двух орденов «Отечественной войны»);
Краснов, Александр Федорович (ректор Куйбышевского медицинского института, доктор медицинских наук, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Заслуженный деятель науки РФ, Кавалер орденов «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», «Знак Почета», Профессор, академик Российской Академии медицинских наук);
Мельников, Николай Иванович (Учитель физики средней школы №63. Заслуженный учитель РСФСР, кавалер орденов «Ленина», «Знак Почета», «Отечественной войны»);

1986 год

Парамонова, Валентина Константиновна (Водитель трамвая. Кавалер орденов Ленина, «Трудовой Славы» 3 степени, «За заслуги перед Отечеством» 4 степени);
Шапошников, Дмитрий Фёдорович (Генеральный директор 4 - ГПЗ, Лауреат премии Совета министров СССР, кавалер ордена Ленина, орденов «Октябрьской Революции» и «Трудового Красного Знамени»);

1990 год

Иванова, Наталья Николаевна (главный врач городской детской клинической больницы №1, заслуженный врач РСФСР, кавалер орденов «Знак Почета» и «Трудового Красного Знамени»);



Почётные граждане после 1991 года

1993 год

Ратнер, Георгий Львович (Заведующий кафедрой факультетской хирургии Самарского государственного медицинского университета, Кавалер орденов Ленина, «Знак Почета», двух орденов «Красной звезды», ордена «Отечественной войны» 2 степени. Доктор медицинских наук, профессор, академик);
Ревинский, Евгений Владимирович (Директор Самарского станкостроительного завода. Кавалер ордена Ленина, орденов «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета»);
Росовский, Алексей Андреевич (Председатель исполкома Куйбышевского городского совета народных депутатов. Кавалер двух орденов «Знак Почета», четырех орденов «Трудового Красного Знамени»);
Солдатов, Игорь Борисович (Заведующий кафедрой Куйбышевского медицинского института. Доктор медицинских наук. Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина. Профессор, академик);

1995 год

Басс, Анетта Яковлевна (Директор Самарского художественного музея. Заслуженный работник культуры России, лауреат Государственной премии РФ, кавалер ордена «Знак Почета»);
Монастырский, Пётр Львович (Художественный руководитель Самарского академического театра драмы им. Горького, Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» 4 степени и «Трудового Красного Знамени», Профессор);
Оводенко, Максим Борисович (Генеральный директор Самарского металлургического завода. Герой Социалистического труда, лауреат премии Совета Министров СССР. Почетный авиастроитель. Кавалер ордена Ленина, двух орденов «Трудового красного Знамени», орденов «Октябрьской Революции», «За заслуги перед Отечеством» 3 степени, «Знак Почета». Профессор, академик Российской инженерной Академии);
Симонов, Виталий Алексеевич (Генеральный директор «Строительно-монтажного треста №11. Заслуженный строитель РФ, кавалер ордена «Знак Почета»);
Шпакова, Елена Васильевна (Директор шоколадной фабрики «Россия». Герой социалистического труда, Заслуженный работник пищевой индустрии РСФСР, Лауреат премии Совета министров СССР, кавалер ордена Ленина и ордена «Дружбы народов»);

1999 год

Зубова, Антонина Михайловна (заведующая отделом народного образования Куйбышевского горисполкома, заслуженный учитель РСФСР, кавалер орденов «Знак Почета» и «Трудового Красного Знамени»);
Ушамирский, Константин Маркович (Заместитель генерального директора «Самараэнерго». Заслуженный строитель РФ, Почетный архитектор РФ, заслуженный член Российского общества инженеров – строителей);

2000 год

Середавин, Владимир Диамидович (Главный врач областной клинической больницы им. Калинина. Заслуженный врач РФ, кавалер орденов «Дружбы народов» и «Знак Почета»);
Фоменко, Николай Пантелеевич (Президент телерадиокомпании «СКАТ». Участник Великой Отечественной войны. Заслуженный связист РФ, Почетный радист. Кавалер орденов «Знак Почета» и «Отечественной войны» 2 степени);

2009 год

Егоров, Юрий Васильевич (Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Электрощит» - Самара»);

2010 год

Поляков, Виктор Петрович (доктор медицинских наук, профессор, награжден званием «Заслуженный врач РФ», почетной грамотой Главы города Самара II степени, является Почетным академиком Российской медико-технической академии.);
Чудайкин, Владимир Иванович (Герой Советского Союза, с 1987 г. - председатель Совета Кировской районной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов городского округа Самара, проводит большую работу среди ветеранов , активно участвует в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Пользуется заслуженным авторитетом и уважением, награжден Почетным знаком Самарской Губернской Думы «За служение закону», почетным знаком Думы городского округа Самара «За заслуги перед городским сообществом».);
Пермяков, Владимир Васильевич (Участник Великой Отечественной войны. Имеет общий трудовой стаж 68 лет, награжден знаком «Почетный работник речного флота»; знаком «Почетный работник транспорта России»; знаком «За заслуги перед городом Самара I степени»; почетной грамотой Думы городского округа Самара.);
Киреев, Александр Яковлевич (С 1995 года председатель совета директоров хлебопекарных предприятий Самарской области, с 2002 года - Заслуженный работник пищевой индустрии Российской Федерации.);
Алабин, Пётр Владимирович (Участник четырех войн, уполномоченный Красного Креста, представитель Петербургского и Московского славянских обществ на Балканах, В 1884 – 1889 гг. - городской голова);

2011 год

Солдатенков, Александр Михайлович (Заместитель Генерального конструктора ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», Герой Социалистического Труда, награжден Почетным званием «Ветеран космонавтики России», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие», является лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР);
Кондратов, Эдуард Михайлович (Писатель и общественный деятель, прославил имя Самары трехсерийным фильмом «Тревожные ночи Самары», автор книг «Сиамский код», «О вас для вас», «Покушение на зеркало», «Сокол набирает высоту», «Похищение фантомов» и других, член Союза журналистов и Союза писателей России, Заслуженный работник культуры России, лауреат Всесоюзных литературных премий);
Золотарев, Владимир Иванович (Прошел путь от инженера до секретаря парткома завода им. М.В. Фрунзе, участвовал в разработке новейших технологий по точному литью сложных деталей для самолетов и ракет, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд»).

2012

Рязанов, Эльдар Александрович (Российский и советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт. Народный артист СССР, награжден орденами «За заслуги перед отечеством» 2-й и 3-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Орденом «Дружбы народов», лауреат Государственных премий РСФСР и СССР).



Источники: Портал Думы городского округа Самара