Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Наш «Первый» пароход

+2
Голосов: 2
Опубликовано: 1472 дня назад (13 мая 2014)
Редактировалось: 2 раза — последний 7 июля 2014




Плывут по Волге корабли (по нашему пароходы)
От Астрахани и до Москвы
И всё вокруг так красочно и мило.
Плывут они туда-сюда,
С Москвы до Астрахани – для…
Показа, что есть человеческое диво.


Да, вы не ослышались. Была в истории Самарского края и судостроительная страничка.
[/b]

По определению Петра Владимировича Алабина Самара – торговый город, и именно с торговлей он связывал ее будущее. Наверное, так думали многие. И только некоторые купцы вкладывали свой основной капитал в создание и развитие промышленных предприятий - таких, например, как мукомольные, Жигулевский пивоваренный завод, кондитерская и макаронная фабрики. К числу немногих принадлежал Павел Михайлович Журавлев, трудами которого на четверть века Самара стала одним из центров волжского судостроения.

В пятидесятых годах девятнадцатого века П.М.Журавлёв владел несколькими кабестанными судами и занимался перевозкой грузов. Дела вел настолько успешно, что в 1860 году владел одиннадцатью пароходами. Кроме того, занимался производством канатов, лесопилением, изготовлением паровых котлов и машин. С 1887 года Павел Михайлович возглавил торговый дом «Н.Журавлева сыновья» и снискал славу самого известного судоходного деятеля.


Пароходы, построенные им на своем заводе в Рыбинске, обладали многими достоинствами, считались «…лучшими «работниками» на Волге, и долго служили образцами для других судостроительных заводов Поволжья». В советские годы некоторые журавлевские суда использовались на нефтеперевозках и в 1938 году вошли в состав специализированного речного пароходства «Волготанкер».


Когда Павел Михайлович перебрался в Самару, установить не удалось. Со всей определенностью можно только сказать, что произошло это за несколько лет до образования нашей губернии

Самым крупным предприятием самарского купца 1 гильдии, потомственного Почетного гражданина, коммерции советника П.М.Журавлева следует назвать механический завод, на базе которого в советские годы возник Средневолжский станкостроительный завод.



Историю появления этого предприятия в Самаре довольно основательно изложил И.А.Шубин. Пароходное общество «Нептун» в 1871 году ликвидировало свои ремонтные мастерские в Черном затоне, расположенном ниже Сызрани. Их оборудование приобрел инженер-механик Г.К.Бенке, перевез в Самару и основал в 1876 году механический завод. Номенклатура выпускаемой им продукции была довольно широка: плуги, бороны, конные грабли, сеялки, оборудование для мельниц и т.д. Эти изделия уходили не только в хозяйства Самарского края, но и Оренбургского, Уральского. Дела вроде бы шли неплохо.
На заводе работало до 400 человек, они выпускали продукции примерно на 300 тысяч рублей. Но в 1882 году Г.К.Бенке организует товарищество механического чугунолитейного завода, в которое вошли наиболее состоятельные самарские купцы: П.С.Субботин, П.М. Журавлев, А.Н.Шихобалов, Константин Иванович и Георгий Иванович Курлины, Иван Львович Санин, Федор Гаврилович Углов и др. Уже на следующий год завод смог приобрести дополнительно 770 квадратных саженей земли, возвести новые постройки на сумму около 30 тысяч рублей. Продукции произведено на 312396 рублей.


Возможно, под влиянием П.М.Журавлева, на заводе стали осваивать новое направление деятельности: ремонт пароходов и их постройку. 10 октября 1884 года правление товарищества на паях направило в городскую думу прошение: отдать в аренду 400 квадратных саженей на берегу Волги рядом с заводом «…под временную верфь, в которой будет производиться сборка железного корпуса вновь строящегося парохода».

Гласные думы уважили просьбу. Этот участок берега обычно отводился под торговлю известью и камнем с платой 50 копеек за квадратную сажень. Правление завода хочет получить землю только до весны, поэтому можно отдать и за половину летней цены.

Ах, первый пароход!






13 мая 1885 года состоялись торжества по случаю спуска на воду первого парохода, получившего название “Первый”.

Собственно говоря, как такового спуска не было. У рыбинского Журавлева верфь была устроена на берегу Волги таким образом, что собранное за зиму судно во время половодья вода сама поднимала его, и оно оказывалось на плаву. Точно такой же принцип использовал и Павел Михайлович.


И вот на пристани общества «Дружина» собрались именитые граждане, духовенство, прибыли самарский губернатор Александр Дмитриевич Свербеев и вице-губернатор А.Г.фон Бринкман. Разумеется, сам хозяин парохода купец Ф.Г.Углов.

Судно с гостями совершило пробный рейс до Барбашиной Поляны, затем спустилось к Коровьему острову, зашло в Самарку, снова вышло на Волгу, где гости и сошли на пристани общества «Самолет».


Корреспондент «Самарских губернских ведомостей», рассказывая об этом знаменательном для Самары событии, писал:

«Все устройство парохода и машины, хотя и уступает по чистоте заграничным работам, замечательно своей прочностью. Видно, что строители тщательно составляли чертежи и выполнили заказ вполне добросовестно и умно, несмотря на незначительное время на постройку (пароход заказан в январе нынешнего года, отапливается нефтью и стоит 45 тысяч рублей).
На ходу пароход очень устойчив, не заметно ни малейшего сотрясения, чрезвычайно легко и свободно повинуется рулю, так что можно положительно сказать, что начало этого нового дела в Самаре вышло очень удачным. Событие это для Самары имеет немаловажное значение. Нужно ожидать, что примеру Ф.Г.Углова последуют и другие коммерсанты, и вот в Самаре новая отрасль промышленности, новые заработки и новые предприятия. Дай Бог успеха хорошему начинанию и дай Бог, чтобы все благие начинания, выраженные в застольных тостах за завтраком, оправдались на деле».


Ни П.В.Алабин в своих книгах о Самаре, ни корреспондент «Самарских губернских ведомостей», не говорят о том, как называлось первое судно. Однако давно гуляет по страницам современных периодических изданий, книг разных авторов такое название парохода: «Первый, построенный в Самаре».

Скорее всего, это чистой воды выдумка. Свое имя судно несет на носовой части, кожухах гребных колес. Столь длинное, а пишется оно, естественно, не нонпарелью, а вполне доступным для прочтения шрифтом, просто трудно разместить.
Ссылки же на какой-нибудь документ или свидетельства очевидцев авторы современных публикаций не дают. Так откуда появилось столь странное название? Его родство легко угадывается в заголовке статьи губернских ведомостей: «Освящение первого парохода, построенного в г. Самаре». Если же верить историку волжского флота И.А.Шубину, составителям «Юбилейного сборника очерков деятельности Самарского биржевого комитета и общества с 1893 по 1913 г.», пароход этот имел как название порядковый номер – «Первый».

В те времена это событие рассматривалось как рождение в городе новой отрасли промышленности.


Но вернемся к газетной статье, о которой шла речь. Благие начинания, выраженные в «застольных тостах за завтраком», пробивали себе дорогу с трудом. На Волге в те годы имелись судостроительные предприятия, основанные давно и снискавшие хорошую репутацию. Поэтому деловые люди не спешили с заказами на самарский завод. Члены товарищества вынуждены были сами финансировать работы по судостроению. Тот же Ф.Г.Углов заказал пароход «Второй», а затем «Михаил». В буксировщик «Граф Шереметьев» вложил деньги и сам Павел Михайлович. Однако постройка судов приносила не прибыль, а убытки.


И надо было сильно верить в перспективность нового направления деятельности, чтобы не оставить его, не броситься на поиски иных путей для вложения трудов своих и капиталов.
Павел Михайлович верил. Если раньше правление завода обращалось в городскую управу с просьбой об аренде земли под верфь ежегодно, то в 1887 году оно берет 400 квадратных саженей земли в аренду на 10 лет с платой 100 рублей. Цена не столь уж велика, но городская дума учла: завод работает в убыток, а на нем занято 350 горожан. Она также удовлетворяет ходатайство дать отзыв о хорошей деятельности завода в прошлом, его полезности для края, чтобы выйти в правительство с просьбой о помощи.
Отзыв за подписью губернатора А.Д.Свербеева был получен. Сыграл он какую-то роль или нет, но завод продолжал наращивать выпуск судов.

Для самарских купцов Мясниковых построены буксиры «Два брата», «Мясников», «Белорыбка». В очерках биржевого комитета называется еще несколько судов, спущенных на воду заводом Журавлева до 1894 года. Это «Елизавета», «Ксения» и «Сергей» для братьев Сапожниковых, «Самарец» и «Александр» для А.М.Кондратьева, «Красносельский» для П.Л.Сорокина. Пароходы «Уралка» построили по заказу уральского казачьего войска, «Ольга» и «Рыбка» – И.С. Бережнова и С.Ф.Кузнецова.



Можно предположить, что перечень этот далеко не полный. «Самарская газета» 3 августа 1891 года сообщала, что на заводе П.М.Журавлева спущены на воду два буксира. Один в 150 лошадиных сил назван «Варвацием», а другой в 60 лошадиных сил – «Ксенией». Стоимость соответственно 70 и 35 тысяч рублей. Идет сооружение третьего судна. Примечательно то, что оба парохода сделаны П.М.Журавлевым для себя.


Возможно, внимательный читатель заметил несоответствие сведений о владельце «Ксении», приведенных в сборнике биржевого комитета и в газете. Объясняется это вот какими причинами. Владелец завода не хотел, чтобы верфь, ее рабочие простаивали в ожидании заказа на судно. Их сборку оплачивал Павел Михайлович. Он использовал пароходы на транспортировке грузов. Таким образом, потенциальный покупатель мог увидеть буксировщики в работе, оценить их достоинства и недостатки, прежде чем приобрести. Так со временем суда меняли не только владельца, но и порой название, что существенно затрудняет составление полного перечня пароходов, построенных в Самаре. Известно лишь, что их было более сорока. Лучшими из них И.А.Шубин считает «Николая Башкирова» (1890 г.), «Павла Орехова» (1895 г.).


Наиболее успешную попытку составить перечень судов самарской постройки предпринял руководитель практики Самарского речного техникума Роальд Исаакович Перцов. Его список пароходов с указанием года постройки, мощности, владельца приведен в книге «Самарский речной флот», изданной в 2000 году к 150-летию Самарской губернии (ее можно найти в областной библиотеке).





Павел Михайлович заботился не только о заводе, который он благоустроил и расширил, дав заработок пятистам горожанам. «Самарская газета» 20 октября 1889 года поместила небольшую заметку «Добрый почин». В ней шла речь о том, что общество «Россия» ввело страхование от несчастных случаев. И самарские фирмы Журавлевых, Ромашовых, Башкировых уже застраховали своих рабочих на довольно крупную сумму. Газета выражала надежду, что их добрый пример найдет и последователей.


Естественно, заботясь о рабочих, Павел Михайлович не забывал о своих интересах. К 1900 году он был крупным домовладельцем Самары. Его дома находились на Казанской (А.Толстого), 33 и 173, на Дворянской (Куйбышева), 144,157,159, на Соборной (Молодогвардейской), 197, 200, на Троицкой (Галактионовской), 164,166,168,172,174, Алексеевской (Красноармейской), 3,5. Они оценивались примерно в 80 тысяч рублей. А самый большой его дом, большой и по стоимости (100 тысяч рублей) находился на набережной Волги, 135. Р.И.Перцов установил, что этот доходный дом имел электрическое освещение, лифты. Сам же хозяин по-прежнему предпочитал жить на набережной реки Самарки, где у него было два дома.



Конечно, в Самаре были в те годы и более крупные жертвователи, граждане, которые послужили обществу в качестве гласных думы много больше, чем П.М.Журавлев. Может быть, поэтому его кончину 10 августа 1902 года в городской думе никак не почтили.



Умер Павел Михайлович в возрасте 88 лет. Отпевание провел в старом Казанском соборе преосвященный Гурий с местным причтом. Похоронен на кладбище Иверского монастыря.


В последние годы жизни Павла Михайловича дела на его заводе шли не так хорошо, как прежде. Построенные им пароходы «Вера», «Надежда», «Любовь» оказались неудачными по своей конструкции и были проданы по низкой цене.

В мае 1903 года вдова, Пелагея Владимировна, потомственные почетные граждане Иван, Константин и Владимир Павловичи Журавлевы ( за Владимира был его попечитель) с участием нескольких крестьян Симбирской и Владимирской губерний, купеческого сына С.Н.Зуева организовали Торговый дом «Наследники П.М.Журавлева и К°».Все управление мельницей, торговлей продуктами переработки Журавлевы отдали в руки своих компаньонов.


Заведование заводом, который не входил в состав торгового дома, братья оставили за собой. Они пытались и дальше развивать судостроение, пригласив в Самару главного конструктора завода Бромлей в Москве В.Ф.Игнатьева. Нашелся и новый заказчик: Западно-Сибирское пароходство. Для него построили пароходы «Товарпар» и «Комета». При их строительстве применили все новейшие разработки в области судостроения, но осадка пароходов получилась больше, чем предусматривалась. Заказчик потребовал сбросить цену, что пришлось и сделать.

Подвели Журавлевых и покупатели сельскохозяйственной техники. Засухи сказались на урожае хлебов, и не все заказчики смогли оплатить изготовленную продукцию. Отразились на деятельности завода события 1905-1907 гг. И вскоре он прекратил свое существование.


В 1910 году судостроительная программа в Самаре была свернута.
Но пассажирские перевозки по реке ещё долго пользовались огромной популярностью.


Так, спустя четверть века, Самара перестала быть одним из центров волжского судостроения.


Но однажды она едва не обрела утраченный статус. В 1946 году работники речного транспорта Куйбышева узнали о том, что в городе намечается сооружение судостроительного завода. Об этом говорили специалисты Государственного института проектирования и изысканий речного транспорта (Гипроречтранс), появившиеся весной на Сухой Самарке. Говорили, что строительство намечается большое и обойдется в несколько сот миллионов рублей. Завод будет сооружать баржи грузоподъемностью 1000 тонн. Летом такая информация получила официальное подтверждение. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) сообщило, что «Гипроречтранс» … разработал проектное задание строительства в г.Куйбышеве нового судостроительного завода – первенца сталинской пятилетки. Это будет один из крупнейших по своему сооружению судостроительный завод страны».

И действительно, размах планов впечатлял всякого. На площади 70 гектаров должны разместиться пять производственных корпусов. Часть из них соединит между собой узкоколейка. Предполагается выпускать буксирные теплоходы мощностью 600 лошадиных сил и самоходные баржи грузоподъемностью 500 тонн. Больше всего поражали намечаемые сроки постройки судов: каждую неделю спускать на воду один буксировщик.
Возле завода планировалось построить рабочий городок с клубом, хлебопекарней, баней и другими объектами социально-бытового назначения.
По каким-то причинам изыскания затянулись, и работы на строительной площадке начались только осенью 1947 года.
Земснаряд стал намывать грунт с Коровьего острова на берег Сухой Самарки. Рабочих разместили в одноименном поселке и в приспособленном под жилье помещении бывшей угольной базы. Они провели временную линию электропередачи, начали подготовку строительства двух производственных корпусов, восьми жилых домов, автогужевой дороги от стройплощадки до Засамарской слободы и железнодорожной ветки на кирпичный завод.
В 1948 году намечалось начать строительство двух металлических мостов через речку Татьянка, прокладку постоянной линии электропередачи.
Летом на стройке появились новейшие экскаваторы, мощные тракторы со скреперными установками. Ждали прибытия еще трех земснарядов: на площадку завода предстояло намыть 1700 тысяч кубометров грунта. Но, первенец сталинской пятилетки так и не появился на свет, хотя сама пятилетка была выполнена досрочно. Видимо, и в те годы умели корректировать планы.


Трудно сказать, почему отказались от строительства в Куйбышеве судостроительного завода. Возможно потому, что выпуск 600-сильных буксиров освоили корабелы Горького. В 1948 году они спустили на воду головное судно этой серии – «Красное Сормово».

Так в Куйбышеве и не смогла возродиться отрасль промышленности, основанная в свое время потомственным почетным гражданином, коммерции советником и купцом 1 гильдии Павлом Михайловичем Журавлевым. А день 13 мая 1885 года вошёл в историю Самарского края, как день торжества по случаю спуска на воду первого парохода, получившего название “Первый”.


Источники:

Беляев А.П. Воспоминания о пережитом и перечувствованном с 1803 года // Русская Старина 1884 №4 и 5, 1885 №3 и 12, 1886 №11.

Шубин И.А. Волга и волжское судоходство. М., 1927 (репринтное издание 1992г.)

Самарский заводчик. Автор: Владимир Казарин (г. Самара)

Колесо истории. Самара

Фото с сайта oldsamara.samgtu.ru
Комментарии (5)
Ольга Михайлова #    13 мая 2014 в 22:36
13 мая. Этот день в истории Самары

13 мая 1896г. М.Горький уезжает из Самары в Нижний Новгород. В Самаре он пробыл чуть более года, состоя в качестве сотрудника при редакции "Самарской газеты". Он еще не раз вернется сюда, в том числе и для того, чтобы обвенчаться с юной самарской девушкой – Катей Волжиной.



13 мая 1910г. Открыт Сызранский окружной суд

13 мая 1912г. В театре ""Олимп"" прошли гастроли артистки Московского Малого театра Е.Н.Рощиной-Инсаровой. В 1904 году она была актрисой Самарского городского театра.

13 мая 1919г. Бугульма освобождена от колчаковцев войсками 5-й армии.

13 мая 1943г. Подорвался на мине и затонул пароход "Ваня-коммунист". В огне гражданской войны канонерская лодка "Ваня-коммунист" уцелела. Когда отгремели бои, судно вошло в состав флота пароходства "Волготанкер" и работало на нефтеперевозках. В тот майский день 43-го "Ваня-коммунист" с порожней баржей "Чулым" возвращался из Саратова в Астрахань за новой партией топлива. Дошел он только до села Светлый Яр. Светлый Яр стал черным для 14 человек команды. Через некоторое время водолазы обследовали затонувший пароход и пришли к выводу, что поднимать его нецелесообразно. Долгое время он представлял собой опасность для судоходства, и его ограждали буями. С годами Волга в тех местах изменила русло, и погибший пароход поглотили пески.


О чем писали самарские газеты


13 мая 1941г. "Награды участникам ВСХВ 1940 года"

Большую серебряную медаль получила зоотехник областной станции юных техников и натуралистов Ф.В.Невельская за руководство и организацию пионеров и школьников по шефству над молодняком и подготовку их к выставке. Малые серебряные медали получили Шура Козлова (Кинельский район), пионервожатая, и Федя Суслин, шефствоваший над 30 жеребятами. Все жеребята были в отличной упитанности, а 18 из них приняты в "Фонд РККА". ( "Волжская коммуна", №10)

Ещё один день... День - в историю любимой Самары.
Виталий Добрусин #    13 мая 2014 в 23:50
Читаю Ольгу Анатольевну и восхищаюсь уникальной информацией. Читаю и восхищаюсь!
Ольга Михайлова #    14 мая 2014 в 07:18
Столько уникального, бесценного материала из истории нашего города, Края! Биографии... Судьбы... Люди, которые и есть гордость земли самарской.

И всё это - многолетняя, кропотливая, исследовательская и научная работа. И всё это - в архивах, в хранилищах, на полках библиотек.

А знать историю родного края - надо. И гордиться! И теми, кто вошёл в историю. И теми, кто сохраняет исторические сведения - для нас, потомков.

Так что - слова восхищения и благодарности - адресуем Авторам событий и "Летописей".

Заниматься подготовкой материала - для меня - не только интересно, но и познавательно. Стараюсь исследовательский материал сделать интересной экскурсией (прогулкой) по нашей Самаре.

Приглашаю! Заходите на "Хроники самарочки (Самары)". Читайте. И узнавайте нас ближе.

Виталий Аркадьевич, спасибо за отзыв.
Владимир Соколов #    14 мая 2014 в 13:57
Очень глубокая проработка публикуемого вами материала, Ольга Анатольевна! Всегда читаю с интересом и много для себя открываю нового. По долгу службу мне несколько раз приходилось бывать на Сормовском судостроительном заводе в г. Горьком. Завод впечатлял и своими размерами и производимой продукцией. Не знаю, в каком он сейчас состоянии, но было бы печально услышать, что все разрушено, как на Невском заводе. Многие пароходы, которые раньше ходили по Волге, продолжали трудиться на Амуре. Спасибо за познавательный материал.
Ольга Михайлова #    14 мая 2014 в 15:36
Владимир, приветствую вас!

Вы правы, работать с таким "материалом" - одно удовольствие!

Спасибо - вам, рада такому подробному отзыву. Заходите!