Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

+1
Голосов: 1
Опубликовано: 1752 дня назад (20 февраля 2015)
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852-1906) – русский писатель, эссеист, инженер, путешественник.




Свыше 20 лет жизни известного русского писателя и талантливого инженера-путейца Николая Георгиевича Гарина-Михайловского связаны с нашим краем.

Родился 8 (по новому стилю 20) февраля 1852 года в Санкт-Петербурге в семье военного. Окончил институт путей сообщения в Петербурге. Проявил себя как талантливый инженер, работая на строительстве крупных железных дорог, в т.ч. Великого Сибирского пути. В 1882 году, увлекшись народничеством, Гарин-Михайловский с семьей приезжает в Самарскую губернию.

Он поселился вместе с женой и двумя детьми в Бугурусланском уезде, купил усадьбу близ небольшой деревеньки Гундоровка (ныне Сергиевского района).

Располагая довольно значительным оборотным капиталом (около 40 тысяч рублей), Михайловский намеревался создать в Гундоровке образцовое хозяйство на помещичьих землях. За образец для подражания он взял находившееся в сорока верстах от Гундоровки поселение немцев-колонистов, которые на тех же почвах получали очень хорошие урожаи пшеницы: «сам-тридцать» – тридцать зерен с каждого посеянного (местные землепашцы в то время получали в лучшем случае «сам-пять»).Супруги Михайловские надеялись поднять благосостояние местных крестьян: научить их грамотно обрабатывать землю и повысить общий уровень их культуры.

Михайловский хотел ввести выборность в общинном управлении и привлечь к делу разбогатевших сельчан. Он пытался уговорить их, чтобы они отдавали часть своих денег на строительство школ, больниц, дорог и т.д.

В начинаниях своего мужа активно участвовала и Надежда Михайловская. Она бесплатно лечила местных крестьян, а затем устроила школу для их детей, где сама и преподавала.

Однако мужики с недоверием и ропотом встречали начинания, категорически отказываясь пахать и сеять «по-немецки». Хотя кое-кто и прислушивался к советам странного барина, в целом Михайловскому за два с лишним года так и не удалось преодолеть сопротивление инертной крестьянской массы.

Что же касается зажиточных крестьян, то они, едва услышав о передаче капиталов «в пользу общества», вступили в открытый конфликт с новым землевладельцем, устроив ему серию ночных поджогов. Только за одно лето Михайловский лишился мельницы и молотилки, а в сентябре, когда запылали сразу все его зернохранилища, он потерял и собранный урожай.

Историю своего неудачного социально-экономического эксперимента в Гундоровке Михайловский изложил в документальной повести «Несколько лет в деревне».


В 1893 году Н.Г. Михайловский вновь оказывается в Самаре и в основном живет в ней все 90-е годы и начало 900-х. Он занимается изыскательскими работами, связанными со строительством железных дорог в Поволжье.

Одновременно он начал писать автобиографическую повесть «Детство Тёмы» (она была подписана псевдонимом Н.Гарин), которая стала его пропуском в большую литературу. Обе эти книги с небольшим перерывом вышли в свет в 1892 году и получили высокую оценку критики.

Уже в 1893 году появилось продолжение «Детства Тёмы» – повесть «Гимназисты». В 1895 году была издана третья часть – «Студенты». Над четвертой повестью этого цикла («Инженеры») Михайловский работал с 1898 года и до конца своих дней.

Самое непосредственное отношение к Самаре имеют также книги: «В сутолоке провинциальной жизни» и сборник рассказов «Деревенские панорамы».

Ныне о пребывании Гарина-Михайловского в деревне Гундоровка напоминает экспозиция Сергиевского историко-краеведческого музея.

Наняв в имение управляющего, Михайловский в мае 1886 года поступил на службу на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Здесь ему сразу же доверили строительство участка в Уфимской губернии, с которого впоследствии началась великая Транссибирская магистраль.

Гарин-Михайловский руководил прокладкой стальных магистралей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму.

В 1896 году он снова вернулся в Самару, чтобы возглавить строительство железнодорожной ветки от станции Кротовка до курорта Сергиевские минеральные воды, который тогда уже приобрел всероссийскую популярность. Здесь Гарин-Михайловский отстранил от работы нечестных подрядчиков, успевших нажить немалые барыши за счет воровства казенных средств и недоплат путейцам. Об этом газета «Волжский вестник» писала так: «Михайловский первым из инженеров-строителей подал свой голос против практиковавшихся доселе порядков, и первым сделал попытку ввести новые».

На этой стройке Николай Георгиевич организовал первый в России товарищеский суд с участием рабочих и служащих. Под его присмотром «народные судьи» разбирали дело одного из инженеров, Уникальное здание вокзала на станции Серные Воды, которое сохранилось в первозданном виде который за взятку принял от нечестного поставщика гнилые шпалы. Суд постановил взяточника уволить и взыскать с него стоимость некачественного товара. Руководство строительной компании, узнав об этой инициативе Гарина-Михайловского, вынесенный «приговор» поддержало, но впредь рекомендовало к «народному правосудию» не прибегать.

С начала 90-х годов инженер-литератор активно сотрудничал с местными и столичными газетами и журналами. В это время он близко познакомился со многими журналистами.


Он был по натуре поэт, это чувствовалось каждый раз, когда он говорил о том, что любит, во что верит. Но он был поэтом труда, человеком с уклоном к практике, к делу. Нередко приходилось слышать от него чрезвычайно оригинальные и смелые утверждения. Гарин мог говорить даже о "паразитоводстве". Он вообще был разносторонне, по-русски даровит и по-русски же разбрасывался во все стороны. Однако всегда было интересно слушать его речи о предохранении ботвы корнеплодов от вредителей, о способах борьбы с гниением шпал, о баббите, автоматических тормозах, - обо всём он говорил увлекательно.

Покой претил кипучей натуре Николая Георгиевича. Он исколесил всю Россию, совершил кругосветное путешествие, а свои произведения писал "на облучке" - в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы, в сутолоке вокзала. И смерть настигла его, по выражению Горького, "на ходу". Николай Гарин-Михайловский - вдохновенный инженер-изыскатель, строитель многих железных дорог на огромных пространствах России, талантливый писатель и публицист, видный общественный деятель, неутомимый путешественник и первооткрыватель - умер от паралича сердца на редакционном заседании марксистского журнала "Вестник жизни", в делах которого принимал участие. Гарин-Михайловский сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и смерть оборвала жизнь этого талантливого человека. Это случилось 27 ноября (10 декабря) 1906 года в Петербурге.

"Счастливейшая страна Россия! Сколько интересной работы в ней, сколько волшебных возможностей, сложнейших задач! Никогда никому не завидовал, но завидую людям будущего..." Н.Г. Гарин-Михайловский




Музей истории Самарского края
и муниципальных образований в Самарской области museum.samgd.ru›region/pamjatnye_daty/dlja_…

Биография Гарина-Михайловского Николая Георгиевича...
aphorisme.ru›about-authors/garin-mihaylovskiy/…
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!