Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

О Викторе Евграфове, актёре театра и кино

+2
Голосов: 2
Опубликовано: 1135 дней назад (12 октября 2015)
В нашем городе живет всемирно известный деятель кино, который вот уже 15 лет обучает студентов премудростям актерской профессии.





Предлагаю вашему вниманию статью «Виктор Евграфов: Ливанова, Соломина и меня изобразили на новозеландской монете» в газете «Самарская газета»:

«В Самаре киностудия «Русь» снимает фильм о казаках. Ребята, участвовавшие в съемках, рассказали мне о своем учителе верховой езды, человеке, прекрасно знающем быт казаков. Это преподаватель Самарского института культуры Виктор Евграфов. Его знают, пожалуй, все россияне - это он исполнил роль профессора Мориарти в сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

Признаюсь, - пишет автор статьи, - я немного побаивалась встречи с исполнителем роли зловещего профессора в экранизации детективных произведений Артура Конан Дойля. По дороге постоянно вспоминались кошачья грация злодея, его немигающий взгляд исподлобья. А навстречу мне шагнул, широко улыбаясь, широкоплечий человек в кепке и сером плаще. Глаза внимательные и добрые.

- Представьте себе, что в один год я снимался в ролях Мориарти и влюбленного в свою королеву молодого монаха в фильме «Ярославна, королева Франции», - рассказывает актер.

Надо же, такие разноплановые роли, вот что значит сила искусства!

Виктор Евграфов сыграл главные роли более чем в 20 картинах. Его герои - обычно яркие люди, с сильным характером. Но вот как бывает: визитной карточкой для Виктора Евграфова стал именно Мориарти. Значит, сыграл он его на пределе актерских возможностей, превратив довольно абстрактный персонаж Конан Дойля в живого человека.

- Меня позвали в качестве дублера актера, который должен был играть Мориарти. Говорят, что на роль пробовался сам Иннокентий Смоктуновский. Я постоянно думал о своем герое, старался понять, откуда в профессоре столько горечи, откуда озлобленность на весь мир. И вдруг меня осенило: должно быть, он обделен природой, человек убогий. Я придумал ему горбик и стал вести себя как горбун. Это увидела одна из старейших гримерш киностудии «Ленфильм» Людмила Елисеева и рассказала режиссеру Игорю Масленникову. Тот был поражен моей находкой и взял меня на главную роль. А озвучивал Мориарти Олег Даль, так как я был очень занят - параллельно снимался в роли Эдгара в экранизации оперы «Лючия ди Ламмермур».

Королева Великобритании Елизавета II в 2006 году признала российскую экранизацию романа Конан Дойля лучшей в мире.

- А в Новой Зеландии выпустили серию юбилейных монет, на одной стороне которых изображена Елизавета II, а на другой наша троица - Ливанов в роли Шерлока Холмса, Соломин в роли Ватсона и посередине ваш покорный слуга в роли Мориарти, - рассказывает Виктор Евграфов.

Актер вспоминает о том, как самарские друзья из клуба метателей ножей подарили ему набор этих новозеландских монет, чудом достав его через российские банки.

Виктора Евграфова знают и ценят и самарские конники, и реконструкторы исторических сражений, и специалисты по рукопашному бою - со всеми он делится своим огромным опытом каскадера. Ведь окончив ГИТИС, Виктор поступил на работу в питерский ТЮЗ и параллельно стал учиться в школе каскадеров. А потом в кино снимался и как актер, и как каскадер.

- Один из фильмов, в которых вы снимались, - это продолжение знаменитой картины Юлия Гусмана «Не горюй!». Последний фильм великого русского актера Льва Дурова...

- Да, вы правы, меня на съемки в Баку пригласил Мухтарбек Кантемиров, и со Львом Дуровым я был в хороших отношениях. А вы знаете, что Лев до последнего снимался без дублеров? Он был прекрасным наездником и каратистом. Хотя для актера это и не нужно, - рассказывает Виктор Иванович.

- Как, этот до мозга костей интеллигент, человек отнюдь не богатырского сложения был таким серьезным спортсменом? А почему вы говорите, что сниматься без дублеров - это нехорошо?

- Актеры и каскадеры - это антиподы: актер на съемках находится на пике эмоций - иначе как передать их зрителю? А каскадер должен быть абсолютно хладнокровен, чтобы выполнить опасный трюк ровно так, как задумал постановщик, и не повредиться. Вы знаете, сколько переломов было у того же Дурова? И я получил очень серьезные травмы на съемках российско-американского фильма «В империи орлов» именно из-за эмоциональности моих партнеров. Вернулся к маме в Самару, чтобы залечить раны.

Самарское детство

Виктор Иванович рассказывает, что почувствовал свое призвание именно в родном городе. Нелегкое детство на 116-м километре, незаслуженные обиды в школе - это заставило мальчика обратиться к своему внутреннему миру, природе, книгам, развило в нем творческое начало. Поэтому вместо военной службы или учебы в мореходке, о которых мечтали его ровесники, он выбрал ГИТИС и с невероятным усилием, без предварительной подготовки поступил туда с первого раза. Учась на курсе у главного режиссера Театра им. Ермоловой Владимира Андреева, он жадно постигал основы актерского мастерства. Одновременно шла напряженная репетиционная работа в спектаклях у легендарной Марии Кнебель, ученицы Михаила Чехова и Владимира Немировича-Данченко, которая вела режиссерский курс. Мария Кнебель учила студентов органическому соединению правдивости и фантазии. Она стала настоящей крестной матерью Виктора Евграфова в искусстве.

Встать на ноги после тяжелейшей травмы актеру и каскадеру также помогло творчество: в Самаре, окруженный заботой матери, но еще будучи прикованным к постели, Виктор Иванович начал рисовать, писать стихи. Он автор нескольких сценариев. А восстановить физическую форму он смог с помощью гимнастики с палкой и самомассажа, приемы которых были известны еще его предкам-казакам.

Всем накопленным багажом знаний и своими собственными открытиями Виктор Евграфов делится со своими учениками.

- Я пять лет прослужил в педуниверситете, нынешней ПГСГА, на факультете культуры и искусства, пять лет работал в Волжском университете им. Татищева, где выпустил актерско-каскадерский курс, пять лет уже преподаю сценическое движение и актерское мастерство в Самарском институте культуры, - рассказывает Виктор Иванович. И это не считая школы каскадеров «Коловрат», занятий по конной выездке, которые ведет параллельно. Он рассказывает, что недавно осуществил с учащимися факультета режиссуры театрализованные представления и праздники СГИКа постановку казачьего обряда «Проводы линейного казака на службу в армии» и шаманского обряда северных народов «Возвращение души». Он очень рад, что среди его студентов-заочников есть руководители сельских Домов культуры, ведь наличие квалифицированных специалистов в области культуры - это очень важно для восстановления нормальной жизни российской деревни. Пятеро из его учеников работают актерами в театрах Самары и Тольятти, однако многие уехали пробиваться на этом поприще в Питер и Москву.

А творческий потенциал самого Виктора Евграфова далеко не исчерпан, он готов больше работать с детьми, отвлекая их от, как он говорит, «нейролингвистического программирования с помощью телевизора и компьютерных игр». Готов вести занятия по разработанной им лечебной гимнастике с представителями старшего поколения. Ведь возраст - понятие относительное. Самому Виктору Ивановичу ни за что не дашь его 67 лет потому, что он человек увлеченный творчеством, упорно держащий себя в прекрасной физической форме.





Биография

Родился 10 сентября 1948 года в Самаре.

В 24 года Евграфов поступил в ГИТИС на актерский факультет, где учился в 1972-1976 годах у Владимира Алексеевича Андреева. Он был старше других, держал себя независимо, был одним из лучших на курсе. Будущее было ясно: он окончит институт и пойдет работать к Василию Макаровичу Шукшину.

Параллельно у Марии Осиповны Кнебель на режиссерском курсе он переиграл много классики. Она Виктора любила и предлагала перейти к ней на курс. Он и собрался было, но ему сказали: "Владимир Алексеевич хочет взять тебя в театр, а ты его предаешь". И он не пошел. Все считали, что Евграфов будет работать у Андреева, но тот его не взял. Наверное, все же не простил. Это был удар. Но первым и огромным ударом для него стала неожиданная смерть Шукшина осенью 74-го года.

После окончания ГИТИСа вернулся в Самару.

Работал в театре, снимался в кино как актер и каскадер.

На съемках российско-американского фильма "В империи орлов" по мотивам "Детей капитана Гранта" получил сильную травму.

Восстанавливался он очень долго, лечил позвоночник, легкое.

На сегодняшний день Виктор Евграфов проживает в городе Самара, восстановился после полученных травм и является мастером Студии Исторического Трюка "Коловрат" города Тольятти.

За пять лет работы студии Виктор подготовил пятнадцать каскадёров, провёл одну эстрадно-трюковую программу "Каскад" и безчисленное колличество показательных выступлений в Самарской области и за её пределами.

Известен как исполнитель роли злобного профессора Мориарти в «Приключениях Шерлока Холмса».

Виктор Евграфов много чего повидал на своем веку. И на шпагах фехтовал лихо, и холодное лезвие финки у горла ощущал. Но известен стал знаменитой стойкой профессора Мориарти из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Вот уже несколько лет Евграфов – мастер Студии исторического трюка «Коловрат» в Тольятти. С несколькими каскадерами, шпажистами готовят актеров для театров, кино да и просто для жизни.

Евграфов – актер. А каскадерство, говорит, всегда было как отдушина. Из каждой роли он выходил мучительно. Жил тем киношным героем, а в жизни реальной образовывалась пустота. Тут-то и вытаскивало каскадерство. Мотался в подмосковное Пушкино, где был конно-спортивный комплекс. Отрабатывал сумасшедшие трюки. Там и заметил его Игорь Масленников, когда заехал глянуть на лошадей для съемок «Ярославны – королевы Франции». Отсмотрев коней, он сказал ассистенту, указывая на Виктора: «Готовый монах Даниил».

Затем был Мориарти. Евграфов сам выдумал эти немигающие глаза, горб. И стойку. Ту знаменитую стойку.

Как-то был он на съемках в Туркестане.
– Однажды в гостиничный номер зашел мужик, казах, починить телефон. Узнав, что я тот самый Мориарти, он буквально ошалел. Бухнулся передо мной на колени и стал умолять, чтобы я показал несколько приемов из борьбы Борициу. Я не стал разубеждать его, что такой борьбы не существует. Это мы в кино выдумали, чтоб не называть удары из карате.

Впрочем, роль Мориарти Евграфов не считает лучшей. Говорит, что были гораздо глубже. «Доминус» Александра Хвана по рассказу Рея Брэдбери. Или «Записки мертвого человека», где у него была главная роль. Но фильм вышел без него. Евграфова вырезали из-за того, что многих мэтров он просто переигрывал. Ему заплатили копейки. А главная роль по тем временам стоила 5 тысяч рублей – целые тольяттинские «Жигули». Но и об этом он вспоминает сейчас без злобы. С усмешкой. Потому что знает цену этой жизни.

Евграфов умирал в фильмах 13 раз. Просто ему нравилось умирать. Это значило, что роль закончена, он умер в фильме и она, эта роль, больше не будет его преследовать. В реальной жизни он тоже не раз оказывался на волосок от смерти.

На съемках американского фильма «Империя орлов» он прыгнул с реи парусника в ботфортах, чего-то внизу не успели убрать, и он весь буквально поломался. В Москве не остался, уехал в Самару к маме, на родину. Протягивая коню сухари, он рассказывает, как ему попросту не хватало груди, чтобы вздохнуть и он научился ценить воздух. Занимался с палками по собственной методике, которая, говорит, досталась ему от предков. И неожиданно стал рисовать: «То, что я не растратил в кино, стало вылезать таким образом наружу».

Заслуженный артист России Виктор Евграфов многим знаком по ролям в самых известных фильмах 80-90-х годов. Он сыграл профессора Мориарти в "Приключениях Шерлока Холмса", князя Галицкого в фильме "Даниил, князь Галицкий", монаха Даниила в "Ярославне, королеве Франции", мужа Лиды в "Жизни Клима Самгина", Чиликина в фильме "В двух шагах от рая" и т.д. За его плечами съемки в 13 фильмах. И сегодня Виктор Иванович у нас в гостях.

Виктор Евграфов родился в Куйбышеве. В артисты решил податься поздно - в 24 года, а до этого занимался спортом и работал в Доме печати. Но зов души потянул будущего артиста в ГИТИС. Перед вступительными экзаменами Евграфова заставили сбрить усы, а уже на экзамене ошарашили вопросом: "Кто такой Ибсен?".

- Последнее, что я прочитал к тому времени - это "Жажда жизни" Ирвинга Стоуна и "Капитан Сорвиголова" Буссенара Луи, - рассказывает Виктор Евграфов. - А вот Ибсена не читал. Некогда мне было читать - я спортом занимался. И решил схитрить: ответил, что не помню точно, как называются произведения Ибсена, но могу любое рассказать наизусть. Но рабочий день уже заканчивался, и члены приемной комиссии явно хотели поскорее пойти домой. Так что ничего читать не потребовалось.

После окончания института Виктор Евграфов практически сразу начал сниматься в кино. Первой его работой стала роль монаха Даниила в фильме "Ярославна, королева Франции".

К этому моменту он уже входил в группу каскадеров. В дальнейшем актеру пришлось не раз гореть, тонуть, падать с большой высоты и с лошади.

Может, киношная "смерть", которую Евграфов переживал не раз, и стала мистической причиной трагедии, которая прервала дальнейшую карьеру артиста. Шесть лет назад на съемках 10-серийного фильма "В империи орлов" по роману "Дети капитана Гранта" актер получил серьезную травму, исполняя каскадерский трюк. Евграфов и еще несколько каскадеров летели на канате над палубой корабля. Внизу они поочередно приземлялись на страховочные маты и быстро откатывались в сторону. Один парень, летевший перед Евграфовым, замешкался. И Виктору Ивановичу, чтобы не свалиться на товарища, пришлось приземлиться на жесткую палубу. В результате этого он получил травму легкого.

После тех злополучных съемок Евграфов вернулся в родную Самару. На восстановление здоровья у него ушло шесть лет.

А сейчас он преподает актерское мастерство в педагогическом университете и обучает каскадерским трюкам ребят из тольяттинской школы "Коловрат".

Виктор Евграфов живет один. А потому самым хлопотным занятием в быту он считает приготовление еды. Раньше ему было некогда постигать кулинарные премудрости - готовила мама. Но после ее смерти Виктор Иванович сам встал к плите.

- Я долго привыкал к необходимости готовить самому. Ведь нужно все время думать о продуктах. Да и способы приготовления блюд тоже являются загадкой для меня. Бывает, так не экспериментирую, что потом приходится все выливать. А иногда вкусно получается...

В память о насыщенной актерско-каскадерской деятельности у Виктора Евграфова осталось много интересных вещей.

Настоящий джигитский бич (кнут) Виктору Евграфову подарил Мухтарбек Кантимиров. В свое время цирковые наездники Кантимировы, отец Алибек и трое его сыновей, гремели на весь Союз.

- С Мухтарбеком, сыном Алибека, мы снимались в фильме "В двух шагах от рая", - рассказывает Виктор Иванович. - Сюжет заключался в том, что группу советских разведчиков забрасывают в тыл к фашистам. По сценарию герой Мухтарбека погибает, спасая моего персонажа. И накануне съемок этой сцены Кантимиров подошел ко мне и сказал: "Слушай, я завтра "умираю". Хочу на прощание подарить тебе бич". Это оружие оказалось моим талисманом. Во многих картинах я снимался именно с ним. И я не позволял никому его брать. Есть такая примета: дашь чужому свое оружие – жди беды. На съемках фильма "В империи орлов" один из каскадеров попросил дать подержать мой бич. Это было как раз перед сценой скачки на лошадях. Я не хотел уступать, но напарник продолжал настаивать. Ссоры не хотелось, и я передал ему кнут. Мы тронулись, и... я тут же получил удар. Оказалось, тот каскадер решил опробовать бич, размахнулся, но не посмотрел по сторонам и ударил меня по глазам. Спасло меня только то, что секунду назад я надвинул папаху.

В 1978 году в Ленинграде на базе конно-спортивной школы организовалась группа каскадеров, в которую вошел и Виктор Евграфов. Однажды каскадеры решили для проверки своих достижений организовать соревнования: марш-бросок с выполнением различных трюков на лошадях. Евграфов стал победителем и в награду получил седло.

На съемках в фильме "Нос" Ролана Быкова обычный чересседельник едва не стал причиной гибели целой группы актеров.

- Я играл кучера, который возит Носа. После съемок у Казанского собора нам нужно было проехать к Петропавловской крепости. Четверкой управлял другой человек, а я сидел в карете. И вдруг прямо наперерез лошадям выскочил полупьяный мужичок. Еле-еле успели увести лошадей в сторону, но из-за этого маневра кони вышли на встречную полосу и с испугу пошли в галоп. Кучер пытался остановить их, но оказалось, что пряжка вожжей застряла в кольце чересседельника. Из-за этого вожжи перестали натягиваться, и лошади не чувствовали сигналов человека. Мы неслись прямо на автобус с интуристами, позади Нева... Иностранцы высыпали на улицу, стали фотографировать экипаж. Им и невдомек было, что он неуправляем. От вспышек фотоаппаратов лошади взяли резко влево, карета ударилась о бордюр, и пряжка выскочила из кольца чересседельника. В итоге коней все же удалось остановить. А этот чересседельник теперь хранится у меня.

Еще в армии Евграфова обучали метать в цель холодное оружие, и ему всегда хотелось иметь настоящий метательный нож. Жизнь свела актера с чемпионом мира по метанию ножей Андреем Яковлевым.

- Мы встретились накануне чемпионата мира, - говорит Евграфов. - Андрей сказал: "Вот если я стану чемпионом - подарю тебе нож". Яковлев победил и подарил мне те самые чемпионские ножи. Теперь, может быть, и сам всерьез займусь этим искусством.



http://lookover.ru/budni/

Виктор Евграфов: Ливанова, Соломина и меня изобразили...
sgpress.ru›Kul_tura_Samary/Viktor-Evgrafov…menya…
Самарская газета - это онлайн новости Самары и свежие...
sgpress.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!