Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Самарские страницы истории: гастроли Александра Скрябина в Самаре

+3
Голосов: 3
Опубликовано: 26 дней назад ( 8 июня 2020)
Самара всегда была сильна своими музыкальными традициями, которые берут свое начало еще в середине XIX века.



Волжское слово 06.05.1910 и 07.05.1910 анонс 1-го и 2-го концертов Кусевицкого

Свой весомый вклад в формирование культуры города и региона вносит Самарская государственная филармония - одна из ведущих концертных организаций России, которая в 2020 году отмечает свое 80-летие.

В XIX веке на пересечении нынешних улиц Фрунзе и Льва Толстого часто давались цирковые представления. На этом месте купцы-промышленники Павел и Семен Калинины построили театр, совмещенный с цирком, став не только основателями самарского цирка, но и одними из зачинателей самарского шоу-бизнеса.

В 1940 году в этом здании была открыта Самарская государственная филармония.

Филармония – это огромный мир творческих воплощений, душевных переживаний, восхищений, иногда разочарований; в большинстве же случаев – посещение филармонии – это пребывание на празднике высоких искусств, празднике вдохновения и обмена тончайшими духовными энергиями между артистами и зрителями.

Немногие знают, что своим открытием филармония во многом обязана поклонникам таланта Петра Ильича Чайковского.

Весной 1887 года, во время своего путешествия по Волге, Чайковский побывал в Самаре.

В его дневнике, хранящемся в музее композитора в Клину, есть такая запись: «3 мая 1887 года. Проснулся в Самаре. Одевшись и напившись чаю, пошел погулять. Город хоть куда. Везде объявления о данном вчера «Онегине»… Единоверческая церковь. Оригинальное пение (очень мне понравилось)…»

О том, что Чайковский побывал в Самаре, местные ценители его таланта узнали много позже. Но зато помнили об этом всегда. Когда Петр Ильич умер, самарские музыканты организовали большой тематический вечер, весь сбор от которого пошел на увековечение памяти Чайковского. В открывшейся филармонии первые концерты посвящались именно великому композитору.

Если бы они знали, что всего шесть лет назад, в 1887 году, П.И. Чайковский, гулял по улицам Самары.

Сейчас нам невозможно себе представить, что всемирно известный композитор ходил по улицам нашего города, никем не узнанный и не было при этом толпы репортеров, восторженных поклонников. Думается, он был этому безмерно рад, ибо больше всего ценил одиночество и страдал от многолюдья, на общение с которым его обрекала слава.

На пароходе «Александр II», на котором он плыл по Волге из Нижнего, было тесно и неудобно. Но, как он писал в письме, «...я остался всё-­таки совершенно доволен своей волжской поездкой. Река теперь в полном разливе, местами берега отделены один от другого так, что река делается похожей на море. Действительно, Волга-матушка есть нечто грандиозное, величавое, поэтичное…».

Пароход подолгу останавливался в разных городах и больше всего Чайковскому понравились два города - Вольск и Самара. Он ходил по улицам Самары, видел афиши - какая-то гастролирующая труппа давала «Евгения Онегина», слушал хор в Епархиальном училище. Пение хора ему очень понравилось. Об этом он написал в своем дневнике. Если бы хористы это знали! Запись в дневнике заканчивается словами: «Самара город хоть куда».

А 110 лет назад в историческом здании театра-цирка «ОЛИМП», на месте которого сейчас находится Самарская филармония, правопреемником которого она считается, впервые в нашем городе прошли гастроли гениального композитора, пианиста Александра Николаевича Скрябина.

Он выступил в Самаре с симфоническим оркестром знаменитого дирижера Сергея Кусевицкого.


Скрябин на пароходе во время волжских гастролей, весна 1910 г.

Первый раз великий русский композитор Александр Николаевич Скрябин побывал в Самаре весной 1893 года, когда ему было всего 20 лет. Молодой, начинающий свою карьеру музыкант-пианист, как и многие знаменитости - Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А.М. Горький, С. Аксаков, В.И. Суриков приезжал сюда в кумысолечебницу Н. В. Постникова, чтобы поправить свое здоровье. Обострение заболевания легких Скрябина совпало со временем его неразделенной любви к Наташе Секериной, соученице по классу Н. Зверева. Кроме того, из-за болезни левой руки, которую молодой пианист «переиграл», он был на грани самоубийства. Для Скрябина было немыслимым отказаться от выступлений. Крушение всех надежд привело его к депрессии. В этот тяжелый 1893-й год Александр даже написал сонату для фортепиано с похоронным маршем…

К счастью, после прохождения кумысолечения в Самаре, композитор вышел из кризиса и продолжил концертировать. Вот как писал он в своем дневнике в 1894 году: «Я все-таки жив, все-таки люблю жизнь, люблю людей, люблю еще больше. Иду возвестить им мою победу. Благодарю тебя за все ужасы твоих испытаний, ты дал мне познать мою бесконечную силу, мое безграничное могущество, мою непобедимость, ты подарил мне торжество. Иду сказать им, что они сильны и могучи, что горевать не о чем, что утраты нет! Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».

В 1908 году произошло важнейшее для творческой судьбы Александра Скрябина событие. Он познакомился со знаменитым в те годы контрабасистом-виртуозом, дирижером и издателем Сергеем Кусевицким. После смерти в 1903 году Митрофана Петровича Беляева Скрябин не имел издателя и находился в стесненных жизненных обстоятельствах. Материальную поддержку в виде субсидий ему оказывала Маргарита Кирилловна Морозова - богатая почитательница его таланта.

Супруги Сергей и Наталья Кусевицкие направили большую часть своего обширного состояния на цели музыкального просвещения. В 1909 г. в Берлине С. Кусевицкий зарегистрировал созданное им на семейные средства Российское музыкальное издательство, печатавшее в Лейпциге произведения молодых композиторов - в том числе А. Скрябина, И. Стравинского, Н. Метнера, С. Прокофьева, С. Рахманинова.

Ещё одно из важнейших свершений С. Кусевицкого – создание собственного оркестра из 65 музыкантов, с которым он провел концертные сезоны в Москве и Петербурге. Большого дохода концерты не приносили. Их целью было - музыкальное просвещение, пропаганда современного искусства молодых композиторов. Сергей Кусевицкий способствовал продвижению творчества А. Скрябина, был признан лучшим интерпретатором его произведений. В репертуар дирижера были впервые включены многие произведения Р. Глиэра, Н. Мясковского, И. Стравинского, С. Прокофьева. По инициативе Сергея Кусевицкого скульптор С. Судьбинин в 1908 г. создал бронзовый бюст А. Скрябина…


Сергей Кусевицкий

В январе 1910 года Скрябин окончательно вернулся из-за рубежа в Россию. Весной этого же года Кусевицкий пригласил его вместе с симфоническим оркестром принять участие в беспрецедентной по тем временам просветительской акции. Кусевицкий организовал большое концертное турне по городам Поволжья с программой из русской музыки.


Пассажирский пароход. 1910-е гг.

Это был гастрольный тур симфонического оркестра Сергея Кусевицкого из 19 концертов в 11 городах – Углич, Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Саратов, Царицын, Астрахань, Самара.

С. Кусевицкий вез свой оркестр на специально заказанном пароходе. Для Скрябина на нем был рояль Бехштейн, специально изготовленный для этой поездки. С кортежем ехали и «почетные путешественники» - владелец фабрики роялей Дидерихс, музыкальные критики Оскар Риземан и Елена Тидебель, зарубежные корреспонденты, доктор Богородский. В поездке участвовал известный немецкий художник Роберт Штерль - автор портрета и ряда зарисовок А. Скрябина.

В мае 1910 года Самара стала одним из пунктов этого особого турне. Выбор Самары в качестве концертной площадки был неслучайным. Здесь на углу улиц Саратовской и Москательной (Фрунзе и Л.Толстого) 1 декабря 1907 года был открыт театр-цирк «Олимп» - элегантное здание, построенное по проекту известного архитектора Платона Шаманского, ставшее шедевром русского модерна. В нем, как пишут в адрес-календаре Самарской губернии за 1908 год, имелся «собственный постоянный концертный оркестр под управлением капельмейстера А.Г. Крюковича… Роскошный буфет… Первоклассная кухня». При снятии кресел в центре партера зрительный зал превращался в цирковую арену. Удобное расположение, большая вместимость (1100 зрительских мест), прекрасная акустика сделали театр привлекательным для публики и артистов. На сцене «Олимпа» ставили оперы и драмы, выступали известные музыканты и поэты, читали лекции выдающиеся ученые. На вечера ходила почтенная публика с солидным достатком.

Именно здесь 7 мая 1910 года состоялся первый вечер гастрольного тура симфонического оркестра под управлением Сергея Кусевицкого с участием Александра Скрябина.



На днях потомок Александра Николаевича Скрябина, его тезка, внучатый племянник — Александр Серафимович Скрябин, возглавляющий фонд великого композитора, прислал письмо художественному руководителю и главному дирижеру Самарской государственной филармонии, народному артисту РФ М.А.Щербакову с признательностью.

Он сердечно поблагодарил сотрудников учреждения и его руководство за проделанную работу и представленный на сайте филармонии и в ее социальных сетях виртуальный проект, посвященный 110-летию гастролей Александра Скрябина в Самаре.

Виртуальный проект был посвящен тому, как прошло это знаменательное событие, а также 80-летию Самарской филармонии.

Александр Серафимович Скрябин в своем письме к художественному руководителю Самарской филармонии М.А.Щербакову отметил:

«Дорогой Михаил Александрович! Спасибо Вам и Вашим коллегам за прекрасный материал о поездке А.Н. Скрябина по Волге. Считаю, что это начало подготовки к 150 -летию со Дня рождения А.Н. Скрябина в 2022 году. С признательностью, Александр Скрябин».

Александр Серафимович Скрябин является вице-президентом Международного Скрябинского общества, президентом Фонда А.Н. Скрябина. Он — один из инициаторов и организаторов Международных конкурсов пианистов имени А.Н. Скрябина, кандидат исторических наук, доцент, заведующий отделом фестивалей и конкурсов Международного союза музыкальных деятелей, заместитель главного редактора журнала «Фортепиано», член Союза композиторов России. Автор более 20 работ о А.Н. Скрябине, В.И. Скрябиной, В.И. Сафонове, С.В. Рахманинове, В.В. Софроницком.

В преддверии юбилея (а 6 января 2022 года исполнится 150 лет со Дня рождения Александра Николаевича Скрябина) Дом-музей А.Н.Скрябина в Москве, Фонд Скрябина, вся музыкальная общественность России уже начала обратный отсчет перед этой важной датой. У всех большие планы. Дом-музей Скрябина, к примеру, планирует создать мировую афишу, по которой будет наглядно видно, где и кто исполняет музыку Скрябина — в залах России, в Альберт-холле в Лондоне, в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в Консертгебау в Амстердаме, на других ведущих концертных площадках мира.

В Москве планируется проведение масштабного юбилейного Скрябинского фестиваля. Начнется он в очередной день рождения Дома-музея Скрябина, 10 октября 2021 года, а завершится — в день памяти композитора — 27 апреля 2022 года, передает пресс-служба минкульта СО.


Источник информации:

Основана Самарская государственная филармония
ruspekh.ru›Новости›…-filarmoniya

История Самары: 5 апреля. П.В.Алабин о 300-летнем...
samaratoday.ru›История Самары›5-april

Самарская государственная филармония
filarm.ru

Потомок великого композитора поблагодарил Самарскую...
niasam.ru›Obschestvo/Potomok…gastrolyah…Skryabina…
Фото: пресс-служба минкульта СО
Комментарии (1)
Мария Штанова #    19 июня 2020 в 14:49
Дорогая Ольга Анатольевна, благодарим Вас за этот совершенно уникальый материал о гастролях Александра Скрябина в Самаре и о пребывании в нашем городе П.И.Чайковского. Это надо знать не только музыкантам, но и всем гражданам Самары, любящим свой город и его историю!