Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Самарский яхт-клуб

+2
Голосов: 2
Опубликовано: 1847 дней назад (28 июня 2014)
Редактировалось: 2 раза — последний 7 июля 2014



Ты помнишь, как все начиналось? - Все было впервые и вновь… Как строились лодки. И лодки звались…


Яхты! И яхты те звались - «Борей» и «Апаш», «Сказка» и «Соперник», «Ой-ли» и «Тяп-ляп», «Авось», «Брик». И сегодня, 28 июня, самое время о том – вспомнить.

Первое общество любителей парусного спорта было основано в 1720 году в Корне (Англия) состоятельными людьми, владельцами яхт, с целью иметь возможность сообща кататься на яхтах.

В России первым яхт-клубом многие считают “Потешный флот” Петра Первого, после его смерти основанный в 1846 году Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб.

В последние годы 19 века образовалось множество яхт-клубов в портовых городах, на реках и других удобных местах.

Привилегии яхт-клубов состояли в особом флаге (белый с синим обыкновенным крестом, с гербом города или каким-либо другим изображением в левом верхнем углу), в облегчении формальностей таможенного досмотра и т.д. Члены яхт-клуба имели особую форму. Уставы утверждались морским министерством и публиковались в “Морском сборнике”.

В “Морском сборнике” за 1912 год были опубликованы флаги судов Санкт-Петербургского спорт-клуба “Меркур”, Херсонского яхт-клуба, Новгородского спортивного кружка, Донского речного, Каянского и Ревельского яхт-клубов, а в сборнике за 1913 год – Финского общества парусного плавания в Гельсингфорсе. В журнале “Русское судоходство” за 1905 год можно почитать отчет Черноморского яхт-клуба в 29-й год его существования, согласно которому в составе яхт-клуба было 146 членов, 61 судно (из них 3 парусных и гребных принадлежат клубу, остальные – его членам). А в Самаре первый речной яхт-клуб заявлен в 1909 году – в числе обществ и учреждений на началах благотворительности, общественной пользы, взаимопомощи, охоты, спорта и пр.



Самарский речной яхт-клуб, один из самых молодых волжских спортивных обществ, был образован в 1908 г. Об утверждении устава и открытии клуба ходатайствовали, в первую очередь, коллежский асессор М.С.Афанасьев и потомственный почетный гражданин П. В. Сурошников.

Клуб был торжественно открыт 28 июня 1909 г., в воскресенье. Сохранилось подробное описание церемонии открытия клуба. В 12 часов дня стали съезжаться гости, почетные и действительные члены яхт-клуба и их супруги. В первом часу, после прибытия Самарского губернатора В.В. Якунина и вице-губернатора С.П. Белецкого, был отслужен молебен о. Ястребовым (Александр Ефремович Ястребов, протоиерей Казанского собора, был одним из наиболее почитаемых самарских священников рубежа XIX — ХХ вв.).

По окончании молебна был поднят флаг под салют из девяти пушечных выстрелов и, наконец, как было написано в «Памятной книжке Самарской губернии», «гордо распластался в воздухе, издалека видимый, возвещая, таким образом, обывателям об официальном появлении на свет нового общественного организма».

Торжество поднятия флага было встречено присутствующими с бокалами шампанского, причем первый тост провозгласил губернатор за здоровье Государя Императора, на что было отвечено гимном и кликами «ура». Затем начались взаимные поздравления, причем командору яхт-клуба М.С. Афанасьеву, от имени учредителей, было поднесено изящное древко для командорского флага красного дерева, с серебряным набалдашником и серебряною перевивающую палку лентой, с надписью и монограммами учредителей. Подарок был сделан в виду той энергии и деятельности, которые М.С. Афанасьев приложил, чтобы провести в жизнь идею создания яхт-клуба и, в особенности, осуществить постройку соответствующего для него помещения.

Во время последовавшего затем завтрака Гоночная комиссия приступила к оборудованию гонок — установке старта, пунктов поворота, контроля и т.п.д. Затем раздался сигнал, и были спущены сперва - трёхпарки, двухпарки, и, наконец, одиночки. Дистанция была отмерена в 350 саженей. Призы были денежные.

Очевидец, составивший статью для «Памятной книжки, далее писал:

«Время завтрака незаметно затянулось среди бесчисленных задушевных тостов... К пяти часам кое-кто начали разъезжаться, но многие остались. Между тем, владельцы моторных лодок, стоящих у Яхт-клуба, любезно их предложили желающим кататься. Затем был подан пароход, на котором члены яхт-клуба и их гости совершили общую прогулку по Волге, оставившую приятное для всех воспоминание, благодаря наступившей после шторма к вечеру хорошей погоде и царившему среди всех непринужденному оживлению. Закончилось торжество сожжением фейерверка с шести лодок, что дало в ночной темноте очень красивую картину. Все время играла музыка. Дамам были преподнесены живые цветы. Так прошел первый день жизни вновь открытого яхт-клуба. Преследуя общественные задачи, он сумел уже с первого момента объединяюще повлиять на лиц в нем собравшихся».



Клуб направлял свою деятельность на улучшение судостроительства и способов управления судами. Яхтсмены также должны были «следить за фарватером реки Волги; узнавать причины образования отмелей и перекатов, с указанием средств к устранению образования их». Это положение Устава имело региональную особенность — оно типично именно для Волжских клубов.

Под скромным названием Яхт-клуб в то время скрывалось весьма солидное спортивное общество, объединявшее легкоатлетов, гимнастов, конькобежцев, пловцов, гребцов, яхтсменов. Его задачи - способствовать развитию всех известных в Самаре видов спорта, как то: охотничьего, рыболовного, автомобильного, гимнастического, лыжного, конькобежного и др.
Действительно, по данным денежного отчета клуба за 1914 г. при клубе действовал каток, гимнастический зал, тир, лаун-теннис, занимались лыжами, санным и велосипедным спортом.

В отличие от столичного клуба, не так хорошо было развито фехтование.

Самарский яхт-клуб развивал крокет, бильярд, кегельбаны и шахматы, создал тир и гимнастический зал.

С 1910 года проводятся регулярные встречи парусников Самары и Саратова.

В 1910 году при яхт-клубе было создано общество воздухоплавания.


В 1911г. при яхт-клубе были открыты секции футбола, борьбы, фехтования, шахмат, коньков, тяжёлой и лёгкой атлетики.

В феврале 1912 г. в помещении яхт-клуба провели 1-й шахматный турнир на первенство города. 7 человек играли 3 раза в неделю в 21 час в течение 2 месяцев. Победителем стал Б. Загорский. Известен как шахматист был А.Н. Хардин, у которого начинал свою карьеру молодой адвокат В.И. Ульянов.

В Пушкинском сквере за драмтеатром работал созданный фон-Вакано теннисный корт. В том же 1912 г. провели 1-й чемпионат Самары по лаун-теннису на переходящий кубок А.Ф. фон-Вакано. Первым чемпионом Самары и обладателем кубка в одиночном разряде стал Ф.М. Батюшков, 2-е место занял поручик Вебер, 3-е – Э.А. фон-Вакано. В парном разряде впереди были Ф.М. Батюшков и Э.А. фон-Вакано.

Для регулировки автомобильной жизни Самары при речном яхт-клубе 6 апреля 1912 г. был создан автомобильный отдел.
Велосипедный отдел при яхт-клубе регулярно организовывал велосипедные прогулки. Зимой заливали катки на велодроме, в аллеях Струковского сада и в Пушкинском сквере.

Очень популярны были гонки на лыжах. Лыжные бега проводили еженедельно по воскресеньям. В 1911 г. состоялась первая лыжная гонка на первенство города Самары.

Интересен, наверное, не только для любителей парусного спорта, П Р О Т О К О Л Состязаний в скорости бега на лыжах 10 февраля 1913 года:


1. Забег «старших» лыжебежцев на 10 вёрст по слегка пересечённой местности.

2. Забег «младших» лыжебежцев на 6 вёрст по прямой с поворотом.

3. Забег «новички» на 3 версты с поворотом.

4. Забег «детский» на 2 версты с поворотом.


Победители по возрастным категориям: С.Чернов, Шаврин, Соколов, (Николай Мясников был вторым) и Булюкин в «детском» забеге.




Первую профессиональную футбольную команду организовал в нашем городе Николай Дмитриевич Харитонов, которого самарский речной яхт-клуб пригласил из Санкт-Петербурга в качестве инструктора для организации спорта. Первые матчи состоялись в Самаре 11 и 18 сентября (по старому стилю) 1911 г. между лучшими командами Самары: Яхт-клуба и второй мужской гимназии.


В “Памятной книжке Самарской губернии на 1910 год” впервые публикуется состав Самарского речного яхт-клуба – командора, вице-командоров, секретаря, казначея, членов комитета, членов гоночной комиссии.

Газета “Волжское слово”, опубликовала в 1910 году (№181) большую заметку об общем собрании членов яхт-клуба. Оно состоялось 20 августа и рассмотрело вопрос о зимнем помещении клуба: “Судя по докладу вице-командора г. Берга, яхт-клубу г. Вакано предоставляют бесплатное здание пивной №1, что на Алексеевской улице, пока на 6 месяцев – с 1 октября по 1 апреля. Яхт-клуб будет нести расходы лишь по содержанию помещения, но с обязательством, что вся чистая прибыль с устраиваемых в помещении вечеров, концертов и т.п. поступает на улучшение пушкинского сквера, что близ городского театра”. Деятельность клуба было решено расширить, оживить, поставив его на одинаковом уровне с настоящими местными клубами.


Далее обсуждался вопрос о необходимости гулянья в пользу яхт-клуба. И, естественно, на собрании были доложены результаты гонок, устроенных Петербургским Императорским яхт-клубом, причем подчеркивалось, что “главным инициатором появления на этих гонках флага самарского, этого единственного провинциального яхт-клуба, является П. Н. Поляков, который вложил много энергии, труда и средств, чтобы поставить молодой самарский яхт-клуб на должную высоту”. Особо стоял вопрос о гофмейстере Двора Его Величества – Владимире Васильевиче Якунине. Ему преподнесли флаг яхт-клуба с надписью: “Почетному члену самарского речного яхт-клуба, гофмейстеру Двора Его Величества В. В. Якунину, в знак признательности от членов самарского яхт-клуба”. В. В. Якунин – с 1904 года был самарским губернатором.




В Общество принимались лица обоего пола. Демократичным были и правила о вступлении в клуб лиц, исключенных из него «по причине нарушения правил Устава или законов чести и приличия». В отличие от других клубов в Самарский они могли баллотироваться снова, но не ранее, чем через 5 лет со дня их исключения. В течение этого они не могли посещать клуб в качестве гостя.

Клуб состоял из почетных и действительных членов, кандидатов в действительные члены и постоянных гостей. Постоянным гостем можно было стать по рекомендации члена яхт-клуба. Затем, при желании, постоянный гость мог быть избранным в кандидаты в действительные члены путем тайного голосования. Постоянные гости и кандидаты пользовались всеми правами членов, но не участвовали в Общих собраниях. Комитет имеет право, не объясняя причины, воспретить постоянному гостю посещение яхт-клуба.

В Самарском яхт-клубе, как и в Императорском С.-Петербургском, существовало определенное Уставом число действительных членов. В действительные члены Яхт-клуба входили его учредители и те лица, которые были избраны до первого Общего собрания, не менее двух третей от общего числа членов-учредителей. Действительных членов по Уставу могло быть не более 100 человек, но по постановлению Общего собрания эта квота могла быть увеличена. За такое решение должны были проголосовать не менее трех четвертей присутствующих на Общем собрании. Места выбывших действительных членов замещались лицами из кандидатов в действительные члены, получившими на Общем собрании наибольшее количество голосов.

Общее собрание считалось состоявшимся, когда на нем присутствовала половина действительных членов, проживавших в Самаре. При этом, если кто-нибудь из членов клуба не мог присутствовать на собрании, он имел право передать свой голос кому-нибудь из почетных или действительных членов, но обязательно письменно, с точным указанием даты собрания. Каждый из присутствующих на собрании членов клуба мог принять только один переданный ему голос.


Управляли Комитетом командор и вице-командор. Кандидаты на эти должности избирались посредством записок, а затем выбирались из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов.

Член клуба, позволивший себе в помещении Клуба или под его флагом предосудительный поступок, по постановлению командора, вице-командора или дежурного члена Комитета немедленно удалялся, о чем экстренно докладывалось Комитету

Как и во многих клубах, в самарском - предусматривалось ношение формы. Согласно Уставу, это была «одежда темно-синего цвета, гражданского покроя с отложным воротником, на коем знак клуба, вышитый золотом; пуговицы золотые с матовою серединой, полированным бортом и знаком яхт-клуба. Жилеты полагаются белые, с форменными пуговицами, а брюки темно-синие и белые. Командор и вице-командор Общества для отличия от прочих членов Клуба носят наплечные золотые жгуты, первый круглые, витые, а второй — плоские, плетеные. Им предоставляется также носить кортик по образцу морских чинов. Фуражка полагается темно-синяя (летняя с белым чехлом), с черными жгутами и знаком яхт-клуба. Пальто или плащ по образцу флотских офицеров, но без золотых погон, с присвоенными клубу пуговицами и знаком на лацканах».

Суда клуба делились на три типа: моторные лодки, яхты и шлюпки. Они должны были ходить под утвержденными флагами:

1. Кормовой флаг яхт-клуба — белый, с синим прямым крестом и полным Самарским гербом в кряже. Он же — Адмиральский флаг яхт-клуба. Поднятие этого флага на стеньге (а под веслами и на моторных лодках — на флагштоке на носу) означало присутствие члена Императорской Фамилии. Если поднимался кормовой флаг клуба с синей полосой внизу, то это означало присутствие на судне почетного члена. Этот же флаг с красной полосой внизу означал присутствие на судне Комитета или Гоночной комиссии яхт-клуба.

2. Стеньговый флаг — треугольный, белый с синим прямым крестом и полным Самарским гербом в кряже. Стеньговый флаг означал присутствие судовладельца и потому спускался немедленно после его отъезда с судна. Под веслами и на моторных лодках стеньговый флаг носили на флагштоке на носу.

3. Брейд-вымпел командорский и вице-командорский — стеньговые флаги клуба, но с двумя белыми косицами, при чем командорскому брейд-вымпелу, в отличие от вице-командорского, присваивалась широкая синяя полоса внизу.

Устав предполагал типовую печать с изображением знака клуба и надписью: «Самарский яхт-клуб».

Здание клуба размещалось на берегу р. Волга, у Александровской ул., под Спасательной станцией, около перевоза.

Первым командором был Михаил Семенович Афанасьев, коллежский асессор, гласный городской думы, один из инициаторов создания клуба. Он исполнял эту должность в 1909-1911 гг. Его сменил на этой должности Петр Николаевич Поляков, возглавлявший клуб в 1912-1913 гг. Он был предпринимателем, державшим контору, устанавливавшую электротехническое оборудование, ванны, клозеты и т.п. Затем, в 1914 г., командором был избран Сергей Михайлович Голиков, редактор неофициальной части газеты «Губернские ведомости». Он возглавлял клуб до 1917 г.

С деятельностью клуба была связана городская элита. В клуб одно время входили заведующий городской электростанцией инженер Л.А.Беслер, заведующий водопроводом города К.В.Богоявленский. С 1908 г. он был инженером Самарской городской управы.

В клубе также состоял А.А.Волошинов, Самарский губернский архитектор в 1907 — 1917 гг. Он родился в Новочеркасске, закончил Петербургский институт гражданских инженеров, с 1902 г. проживал в Самаре. По его проектам были построены Пантелеймоновская церковь при Губернской земской больнице, церковь на Барабашиной поляне, дома М.И. Волковой и А.Е. Симакова.

В клубе состоял барон В.Ф.Энгельгард, пастор единственной в городе лютеранской церкви. Он был избран в Гоночную комиссию клуба.

В 1910 г. членом гоночной комиссии клуба был граф Мстислав Николаевич Толстой (1880 — 1934), надворный советник, камер-юнкер Императорского двора, старший брат писателя А.Н. Толстого. М.Н. Толстой родился в Самаре, владел родовым имением в с. Александровка Самарского уезда. Был предводителем дворянства в Бугурусланском (1906 — 11) и Самарском (1911 — 16) уездах. В 1916 — 1917 гг. Петроградский вице-губернатор. В 1920 г. эмигрировал и скончался во Франции.

Одной из ключевых фигур клуба был Эрлих Альфредович фон-Ванко. В его доме одно время размещался Комитет клуба. Его отец — Альфред Филипп фон-Вакано, австрийский подданный, был одним из крупнейших «пивных королей» России, владелец пивных заводов в Самаре и в Баку. Вместе с М. Фабером он основал крупнейший в России Жигулевский пивной завод. Кроме пивоваренного дела, он увлекался коллекционированием предметов искусства и старины, причем больше всего его привлекали памятники античного искусства и Древнего Востока. Значительная часть его коллекции ныне хранится в Самарском Художественном музее; какие-то предметы поступили в Эрмитаж. После 1917 г. А.Ф. фон-Вакано, видимо, с сыном, уехал в Австрию.


Особого интереса заслуживает К. П. Головкин (1871 — 1925), купец, коллекционер, художник. Он держал художественный и канцелярский магазин, был владельцем первого в городе автомобиля. Принимал участие в деятельности местных выставок и музеев, проектировал здания. Дом (дача) К.П. Головкина является одним из интересных произведений русского модерна. Яхт-клуб был не единственным спортивным обществом, где состоял К.П. Головкин; он также был членом общества велосипедистов-любителей. В 1918 г. К.П. Головкин уехал с семьей в Иркутск, затем — в Манчжурию и в Японию, где собирал коллекцию искусства Дальнего Востока. В 1922 г., незадолго до смерти, вернулся в родной город и передал местному музею ряд предметов из собственной коллекции. Его брат, А.П.Головкин, также входивший в состав руководства яхт-клуба, держал в городе посудно-хозяйственный магазин, в котором продавались и электротовары. Сергей Александрович Богушевский, секретарь комитета яхт-клуба в 1910 г., дворянин, коллежский секретарь, был редактором и издателем ежедневной газеты «Наблюдатель» и приложения — журнала «Спорт».


В 1914 году командором был избран Сергей Михайлович Голиков - редактор газеты «Губернские новости». Он руководил яхт-клубом до 1917 года.

В 1913 был зарегистрирован новый устав яхт-клуба. Теперь он стал называться «Самарский яхт-клуб».

К этому времени были сооружены некоторые спортивные площадки, куплены или построены однотипные швертботы шарпи с двумя мачтами, рейковым вооружением, площадью парусности примерно 17 кв. м. Это «Соперник» (рулевой Батюшков В.Н.), «Сказка» (рул. Бердин В.Г.),имевшие лучшие результаты в гонках. Более совершенными были круглошпангоутные, гафельные шлюпы (площадью 30 кв.м.) «Ой-ли» (рул. Мецлер Р.К.), «Бриз» (рул. Бердин В.Г., пересевший со «Сказки»).


В этом же году заявил о себе гимназист Николай Мясников, построивший по уменьшенным чертежам «Соперника» швертбот «Тяп-ляп» и успешно на нём гонявшийся. Более крупные суда покупались в Саратове у известного мастера Лопухина. Их парусность была от 25 до 45 кв.м. Часто они имели необычную конструкцию. Связано это было с особенностью обмера.


Яхт-клуб устраивал гонки с участием гребных, парусных и моторных лодок на Волге, у Струковского сада.

Новинкой этого года было начало строительства так называемых «двухшвертовиков». Это Самарские «Апаш», «Квик», «Борей». “Апаш” (рулевой-владелец Р. К. Мецлер) и “Борей” (рулевой – П. Девриен).

“Яхты пришли в Саратов в полной исправности, – сообщает корреспондент – Дистанция была определена в пятнадцать верст. Вскоре после старта “Апаш” уходит от противников на довольно большое расстояние и через час сорок восемь минут девять секунд, под гром аплодисментов восхищенных саратовцев пришел к старту. Таким образом, рулевой Р. К. Мецлер получил звание “первого рулевого Поволжья”.

Что касается названий самарских яхт, слово “апаш”, происходящее от названия индейского племени “апачи”, имеет два значения: 1) вор и 2) мужская рубашка с отложным воротником, а “борей” – это северный ветер, дующий с северных гор в Элладу.


Издавался собственный Журнал. “РУЛЕВОЙ ” АПРЕЛЬ 1913г.



На воде яхт-клуб, построенный командором Поляковым П.Н., представлял собой высокобортное судно с двумя мачтами и тремя декоративными реями. Длина его была 53 метра, ширина – 19 метров. Эта многопалубная шхуна имела красивую двухсветную кают-компанию со сценой.

Полуовальные окна были закрыты стёклами с рисунками видов спорта. Трюм был разделён на две половины: левая (кормовая)- помещение собственной электростанции на 450 лампочек, водяного насоса с фильтром для собственного водоснабжения, комнаты персонала. Носовая часть трюма – светлые кладовые инвентаря членов яхт-клуба. По другую сторону – гардероб на 40 человек для хранения спортивных костюмов и сменной одежды. Из трюма имелось 4 выхода на среднюю палубу, на которой был спортзал, комнаты для гостей, библиотека, парусная, буфетная, две уборные, матросская и другие помещения. На верхней палубе находилась легкая мебель для отдыха и предметы флажной сигнализации. Эта красивая шхуна с рулём и буксирными устройствами зимой переводилась в затон и была способна поднять 30 тыс. пудов или несколько тысяч чел.


Торжественные моменты в жизни яхт-клуба проходили в присутствии высоких городских чинов.

Как сообщал “Голос Самары” (10 июня 1913 года), открытие сезона на Волге 28 мая 1913года включало поднятие флага командором П.Н.Поляковым в присутствии губернатора Н.В.Протасьева с супругой, который поднял бокал за здоровье Государя Императора. Затем состоялся завтрак для всех членов яхт-клуба, обед для особо важных персон и в конце торжества прогулка на моторных и парусных судах, а 9 июня 1913 года у Струковского сада состоялись гонки парусных, гребных и моторных судов.

Яхт-клуб проводил тренировки и соревнования по многим видам спорта: лыжам и конькам, гребле, плаванию, боксу, фехтованию. Конькобежные соревнования проводились на катке, который был на месте нынешнего «Дома промышленности», лыжные гонки – на Коровьем острове и на Рождественской воложке.


На катке и по аллеям Струковского сада устраивались массовые катания с иллюминацией и весёлой музыкой. Катание на санках было организовано на Александровском спуске (ныне Вилоновский).

Летом проводились соревнования по плаванию, в том числе дальние заплывы. Так лучший результат заплыва через Волгу был зарегистрирован - внимание - 23 минуты!


Проводились соревнования по футболу, волейболу, тяжёлой и легкой атлетике, борьбе и боксу. Эти соревнования собирали большое количество зрителей. Пресса регулярно освещала эти мероприятия.


Очень популярной среди Самарских любителей водных путешествий была «Жигулёвская кругосветка». В 1912 году Владимир Попов впервые совершил скоростной проплыв на гребной шлюпке по маршруту «Жигулёвской кругосветки».

Расстояние более 200 вёрст он прошёл за 18 часов, а на следующий год – за 17.


Рекорд на этой трассе установили в 1914 году самарцы: В.П.Гонин, Зорин, Сиваков, Дергачёв, Мацевицкий. Они прошли «кругосветку» за 16 часов, включая сюда 45 минут на перевозку шлюпок в Переволоках и 30 минут на остановку для покупки молока.

С началом первой Мировой войны деятельность Клуба стала сокращаться. В 1914 г. состоялось 2 гонки, как говорилось в отчете, «при небольшом стечении народа».
Многие члены яхт-клуба отправились на фронт.



Однако, сохранились записи, свидетельствующие, что 28 июля 1915 года были проведены гонки на переходящий приз Самарского яхт-клуба.


Участники:

От Самары: «Апаш» (рул.Р.К.Мецлер), «Квик» (рул.В.К.Попов), «Ой-ли»(рул.Ф.К.Мецлер), «Бриз» (рул.В.Г.Бердин), «Авось»(рул.А.А.Пономарёв).

От Саратова: «Бой»(рул.П.Н,Лопухин), «Реванш»(рул.К.А.Балдин). «Вопрос» (Б.В.Фабрициев).

В 14.20 был дан сигнал к выходу судов из гавани.

В 14.30- выстрел об открытии старта, который яхты прошли в таком порядке: «Апаш», «Квик» . «Реванш», «Авось». «Вопрос», «Ой-ли», «Бриз», «Бой»

В 14.35 старт по выстрелу был закрыт.

4 мили за 1час 35.33сек. прошёл «Апаш». По гандикапу приз выиграл «Апаш».

Судьи: Н.Н.Семёнов (Саратов), Ю.Н.Постников, В.Н.Батюшков, С.М.Голиков, В.П.Гонин.




В 1916 году в Саратове были проведены гонки на звание «Первого рулевого Поволжья». От Самары участвовало две яхты: «Апаш» (рулевой и владелец Р.К.Мецлер) и «Борей» (Рул.П.Девриен)

Гонку на 15 вёрст за 1час 48.09сек. и звание «Первый рулевой Поволжья» с большим отрывом выиграл «Апаш».



Апаш




Борей



В 1916 году Самарские лыжники В.Голубков, А.Шевцов, Н.Мясников в г. Казани выиграли эстафетную лыжную гонку. 1 января 1917г. Н.Мясников выиграл Первенство Поволжья в лыжной гонке на 20 км. Следует отметить также, что Николай Мясников был лучшим десятиборцем Самары, успешно выступал в соревнованиях по конькам, боксу, фехтованию и другим видам спорта.

Корреспондент журнала «Русский спорт», посетивший Самару в начале 1918 года писал:

«Получить здесь справку о спортивных организациях очень трудно ввиду их малочисленности и малоизвестности. Впрочем, и организаций… один Самарский яхт-клуб».


Первая мировая война, революция, гражданская война остановили развитие всех видов спорта в Самаре и особенно водных видов. Не строились и не покупались новые яхты, не велась хозяйственная деятельность, не было пожертвований и членских взносов.

В архивах не сохранилось упоминаний о соревнованиях тех лет.

Самарский яхт-клуб прекратил своё существование.

Собственно, на этом можно было бы и закончить «повествование» о дне 28 июня в истории Самарского края.

И всё же – для самых терпеливых и любознательных читателей «Хроник самарочки» – предлагается часть вторая - «О возрождении парусного спорта в Самаре».


Началом возрождения парусного спорта в Самаре можно считать 1920 год, когда был организован Центральный спортивный клуб при Всеобуче, которому было передано имущество дореволюционного яхт-клуба: купальня, эллинг, разбитая гребная «восьмёрка» и две яхты, компас и секстан. Позже Волжская военная флотилия передала яхт-клубу три шестивёсельных яла.

На этом «флоте» Н.А.Мясников готовил допризывников, обучал их парусному делу, гребле.



Началось восстановление старых яхт, строительство новых. Всё делалось собственными руками. Так, В.Г. Бердин построил швертбот «Марат» по чертежам Н.А. Мясникова и А.С.Осипова (это была увеличенная копия «Апаша»). Он строил его два года своими руками и все дельные вещи, шайбы, медные гвозди изготовил сам.

В 1921 году состоялась первая товарищеская встреча яхтсменов Самары и Саратова.

18-27 августа 1922г. в Самаре состоялась первая Олимпиада ПРИВО по многим видам спорта, в том числе и парусные гонки на дистанциях 4,5 и 6 м.м. Участвовали только гонщики Самары и Саратова.

В 1922г. по американским чертежам Н.А .Мясниковым для И.И .Новакова был построен швертбот «Swallow», парусностью около 400кв.ф.(37,2 кв.м.). Он имел очень оригинальную конструкцию. Преимущества её были заметны на курсах от полного бейдевинда до острого бакштага при ветре 2-3 балла без волнения. При крене борт уходил глубоко в воду, создавая дополнительное сопротивление дрейфу. При волнении же он был плохим «ходоком».


В начале августа 1924г. самарцы на 6 яхтах отправились в Саратов.


«Марат» пл. парусности 500 кв.фут (рулевой В.Г.Бердин), «Борей» -310 кв.ф.(рулевой Н.А.Мясников), «Квик»-315кв.ф.(рулевой Козлов К.А.), «Орлёнок»-320кв.ф.(рулевой Терентьев Б., «Апаш»-320кв.ф.(рулевой Маильников В.П.) - все это двухшвертовики и «Олюша»-260 кв.ф.(рулевой Соколов В.). Программа гонок: 8, 10, 40 морских миль.

Первую гонку выиграл «Марат», вторую – «Апаш», третью- «Бой»- 150 кв.ф.(рулевой Лопухин П.Н. Саратов).





Марат



Особенностью строительства яхт тех лет был переход на бермудское вооружение. Такой швертбот - «Дракон» в 1927г. построил по собственным чертежам Н.А. Мясников. Он имел изогнутую обтекаемую пустотелую, вращающуюся на подшипниках в степсе и в месте крепления штага и вант, мачту.






Яхт-клуб 1929 года


Размещён яхт-клуб был на берегу реки Волги под Струковским садом по оси ул. Рабочей. Это было одноэтажное деревянное здание в форме корабля и принадлежало Губпрофсовету. В годы войны в нём располагалась школа минеров. В конце войны здание яхт-клуба сгорело.



Показателем высокого мастерства Самарских яхтсменов было их блестящее выступление на Всесоюзной Спартакиаде в 1928 года в городе Ленинграде. От Поволжья было допущено 3 экипажа: от Самары рулевые Н.А.Мясников с матросами В.Ераховым, В.Зуевым и В.Г.Бердин с матросами В.Орловым, В.Соколовым.






Сестрорецкий разлив. 1928 год




Гонки с пересадкой экипажей проводились в Сестрорецком разливе. Н.А.Мясников выиграл полуфинал и был первым в финале. Победителям Спартакиады Н.А.Мясникову Самара (швертботы) и А.К.Бальсевичу-Кронштадт (килевые яхты) были присвоены звания Чемпионов СССР. В.Г.Бердин занял 5 место. Тридцатые годы характерны интенсивным развитием парусного спорта на Волге. Этому способствовало проведение Поволжских спартакиад, куда парусный спорт был включен, как обязательный.



Первая спартакиада была проведена в 1934г. в Казани. Участвовали команды Казани Горького, Самары и Саратова. Команда Самары заняла второе место после Саратова.

Вторая спартакиада проводилась в Сталинграде в 1935г.
Н.А.Мясников выступал на «Темпе» (S=45 кв.м.), В.Г.Бердин – на «Апаше». Были проведены две гонки: 8 и 10 м.м.

«Темп» выиграл обе гонки с большим отрывом. «Апаш» - обе гонки был вторым.


В итоге, парусники заняли первое место, что позволило слабо выступающей в других видах спорта команде г. Куйбышева переместиться с предпоследнего пятого места на третье.

Третья и последняя спартакиада была проведена в г. Куйбышеве в 1936 году. Была введена новая классификация судов – положением предусматривалось участие швертботов Р-20 и Р-30, «Темп» участвовать в соревнованиях не мог. Николай Александрович построил для себя, по своим чертежам, бермудский двухшвертовик «ДИП» (Догнать и Перегнать). На яхте были установлены два дюралюминиевых шверта и два пустотелых стальных пера.

Н.А.Мясников с матросами Власовым В.В. и Якшаровым П.С. были первыми в классе Р-30, а Жемойтин Л.П.на «Буревестнике» первым в Р-20.

28-30 августа 1936г. в Ленинграде был проведен первый Чемпионат СССР по парусному спорту. От Куйбышева было выставлено две команды: Н.А.Мясников с матросами В.Ераховым и Ю.С. Якшаровым и Л.П.Жемойтин с матросами Бердиным В.Г. и Гониным В.П.

Было проведено два полуфинала. Оба наших экипажа и команды Ленинграда, Кронштадта, Горького, Архангельска и Одессы попали в финал.

В упорной борьбе, в основном с И.П.Матвеевым, Николай Александрович становится Чемпионом, Матвеев И.П.-второй, Жемойтин Л.П. – пятый.





Газета « Волжский физкультурник » 17.04.1937г.


Первая Поволжская парусная регата была проведена в Куйбышеве в 1937г.

Поволжские парусные регаты проводились ежегодно (иногда через год) более 50 лет и превратились в крупнейшее соревнование в СССР. Однако Российский спорткомитет устранился от проведения регаты, передав её с 1974г. в г.Тольятти, что привело к потере престижа регаты из-за низкокачественного, а порой и необъективного судейства.

С 1989 года одна из самых массовых регат страны не проводится. Следует заметить, что привлекательность Поволжской регаты была не только в том, что она проводилась в разных городах, но и в том, что на ней на дистанции встречались, боролись опытные гонщики и молодёжь.

Это была Школа парусного спорта!

Куйбышевцы неоднократно побеждали на Поволжских регатах. Это рулевые Бердин В.Г., Мясников Н.А.,Мамонова Е.А., Сидоров В.Н., Жемойтин Л.П., Якшаров Ю.С., Щенников Е.П., Ларешин В.К., Сальников В.Н., Иванов Б.Д., Сергин О.М., Мазилкин В.А., ХодаеваА.В., Лебедев.К.М., Кольцов М.В., Канцеляристов А.,Кузьминов Б.,Варичкин А.Е., Кольцов А.М., Савельев С.Б., Подсевалов В.




Великая Отечественная война остановила развитие парусного спорта. Яхтсмены воевали, яхты приходили в негодность. Много парусников Самары остались на полях сражений. Вернувшиеся - принялись за восстановление старых яхт, строительство новых.


В 1946 году при городском комитете физкультуры и спорта был создан яхт-клуб с мастерской, где были построены сотни парусных, гребных и моторных судов.




Яхт-клуб на Волге 1951 год


Весной 1951г. при яхт-клубе Н.А.Мясниковым была организована детская спортивная школа, для которой были изготовлены из плоскодонных лодок 5 швертботов «Малёк». Тренерами школы были В.К.Ларешин, Г.Н.Мясников, В.И.Юдаков. В 1952г. для школы были построены 5 «Ершей». Некоторые воспитанники школы впоследствии добились достаточно высоких результатов, став победителями всесоюзных, республиканских, ведомственных соревнований, мастерами спорта.





Весной в яхт-клубе
Верхний ряд: второй справа В.К.Ларешин, ниже: справа – налево Н.Брагарник, Г.Родюшкин, В.Кольцов, М.Кольцов, В.Ковалев, И. Першиков…



В 1952 году в Хельсинки состоялись ХУ Олимпийские игры. Старшим тренером сборной команды СССР был Н.А.Мясников. Выступление нашей команды было слабым.

Объяснялось это тем, что методика подготовки наших яхтсменов была построена на гонках с пересадкой экипажей, а Чемпионаты Европы, Мира, Олимпийские игры проводились в виде классных гонок. Проводить же классные гонки в СССР было невозможно, так как наши яхты не были монотипами.



После Олимпиады был сделан упор на развитие олимпийских классов яхт. В стране появились доморощенные «Финны»- Ф, «Летучие голландцы» - ЛГ, «Драконы», «Звёздники», которые Олимпийскими конечно не были, выступать на них в международных соревнованиях было бесперспективно.


Купленные за рубежом яхты автоматически разделили флоты на две части. Выиграть на яхтах отечественной постройки было невозможно. Этим объясняется отсутствие высоких результатов Куйбышевских яхтсменов в те годы. Пределом наших гонщиков были победы на Поволжских регатах, Чемпионатах спортивных обществ «Буревестник», «Зенит», «Труд», «Водник».









В 1953 г яхт-клуб был переведён на правый берег Волги.

В 1955г. городской яхт-клуб закрыли, яхты и всё имущество было передано ДСО «Спартак» Яхтсмены рассредоточились по спортобществам: «Наука», «Искра», «Водник», «Медик» и другие.


Объединяющей организацией стала городская секция парусного спорта, которая проводила все мероприятия по организации соревнований, обучению новичков, повышению квалификации рулевых, комплектованию сборной команды и многие другие вопросы жизни и деятельности сложного коллектива яхтсменов города.



Наиболее значительных результатов в 50-60-е годы добились: В.Ларешин, который дважды выиграв Поволжскую регату(1950,1952г.г.), стал мастером спорта, Е.А.Мамонова, выигравшая Чемпионаты РСФСР в 1952 и 1957 г.г., А.В.Ходаева – Сиянова - Чемпионка РСФСР 1968 г.





Сборная Куйбышева на Чемпионате России в 1952г.

Слева-направо: представитель команды В.В. Власов.,Е Щенников, В.Ларешин, В.Сидоров, крайняя справа- Е.Мамонова.





Водный парад на Волге

Парусники Куйбышева постоянно совершали походы и спортивные дальние плавания в Казань, Саратов, Сталинград, Горький. В 1953 г. И.Н.Першиков и М.В.Кольцов впервые совершили поход на швертботе «М» из Москвы в Куйбышев. В 1965 г. был совершен поход в Астрахань на яхте «Дракон» и швертботе «М» (капитаны М.В.Кольцов и Г.К.Родюшкин).

В 1990г. М.В.Кольцов капитаном сборного экипажа яхтсменов Москвы и Николаева прошёл от г. Салоники (Греция) до г. Николаев (Украина).

В 1996г. самарские яхтсмены: А.Н.Егоров, В.Г.Павленко (всего 6 чел.) приняли участие в походе вокруг Европы на тольяттинской яхте «Азот» на этапе Марсель – Лиссабон.

Особенно массовым был поход, организованный А.Н.Егоровым в 1998г. по маршруту Самара – Барселона (Испания) - Самара со сменными экипажами на яхте «Катран» (Телига-104). Всего в походе участвовало 25 человек и за 69 суток было пройдено 6257 м.м. Капитаном – наставником похода был И.В.Цветков.


С 1970 г Спорткомитет СССР проводил Всесоюзные гонки крейсерских яхт на Кубок Волги. Это было фактически Первенство СССР. Многие гонщики Куйбышева участвовали в этих интересных, престижных соревнованиях. Победителями были: экипаж яхты «Дракон» – капитан мс М.В.Кольцов (1972,1973,1974г.г.), экипаж яхты «Катти Сарк»-капитан Кольцов М.В.(1976г), экипаж яхты «Катти Сарк»- Капитан Алейников Л.В.(1991г.)

С 2002 г возобновились соревнования на «Кубок Волги».

В 2007 г. победителями стали «Аист» Аэрокосмического Университета (капитан Бирюков А.М.) и «Самара» (капитан Карташов А.С.)

В 1972 скончался НА.Мясников. В нашем городе он был ПЕРВЫМ Чемпионом СССР, Судьёй Всесоюзной категории, Заслуженным Мастером спорта СССР. С 1974г. проводится Мемориал Заслуженного мастера спорта СССР Н.А.Мясникова. Соревнования были хорошо организованы и с каждым годом набирали популярность. И в начале 80-х они стали Всесоюзными. К нам приезжали гонщики со всей страны: Поволжье, Украина, Ленинград, Москва, Новосибирск, Владивосток и другие города. В гонках участвовало более 150 судов классов «Солинг», «Летучий Голландец», «Финн», «470», катамаран «Торнадо», Парусная доска, детские «Кадет», «Оптимист». В гонках крейсерских яхт участвовало более 30 вымпелов.



Парад награждения победителей Мемориала Н.А.Мясникова 1983г.


Постепенно подрастало и новое поколение. Увеличилось количество занимающихся парусным спортом и достигло к середине 80-х годов 750 человек и более 400 судов детских, олимпийских и крейсерских яхт. Наиболее крупные секции Авиационного института -268 чел.,152 вымпела (ст.тренер Кольцов М.В, тренеры Давыдкин С.В., Грачёв А.С, А.М.Кольцов), Спортклуб «Волга»-143чел.,111 яхт (тренер Болякин В.М.), «Маяк»-87чел.,52 яхты (тренер Курамов В.П.),а также «Крылья Советов» (тренер Бабушкин В.В.), Станкозавод (Кусков М.Е.), Самарская ГРЭС (Егоров А.Н.), Кабельная компания (Фомин В.И.),Политехнический институт (Бородянский Э.С.).

Гонщики города стали выходить на Всесоюзный уровень, выполнять мастерские нормативы, выигрывать крупнейшие регаты. Наилучших результатов добились мастера спорта М.Тарасова - неоднократная победительница Первенств СССР, Чемпионатов РСФСР, А.Кольцов – победитель Чемпионатов и Первенств ДСО Профсоюзов СССР, А.Толстых – Чемпион России и победитель Чемпионата ДСО Профсоюзов СССР, Б.Кузьминов- Чемпион РСФСР, неоднократный победитель Поволжских регат, К.Старунов – победитель Первенств и Кубка России, член сборной России.

Наши яхтсмены снова выигрывают Чемпионаты спортивных обществ.


Слева-направо: мастера спорта А.Толстых, А.Кольцов, М.В.Кольцов, Е.Варичкин. Победители Всесоюзных соревнований кмс В.Толстых, Г.Леонтьев



На 100-летии Н.А.Мясникова. Слева-направо : Н.Г.Пшенин, В.Е. Самойлов, М.Е.Кусков, И.В.Цветков,В.К.Ларешин, А.Н.Егоров, Г.Н.Мясников, М.В.Кольцов, Ю.П.Слесуратин, Д.И.Пильдес, А.Г.Бурмистров. Сидят Г.К.Родюшкин,Ю.Г.Колганов.




Развал СССР развалил и парусный спорт. Парусные секции в Самаре прекратили своё существование. Остался один яхт-клуб – Аэрокосмического университета. Яхт-клуб «Аист» был создан в 1978г. решением ректора КуАИ В.П.Лукачёвым на острове Проран, на озере Зелёненькое. В тяжёлые 90-е годы благодаря поддержке ректора СГАУ В.А.Сойфера и проректора С.В.Лукачёва здесь продолжалась парусная жизнь, работала детская спортивная школа. Сюда пришли и оставшиеся гонщики города, им были созданы условия для тренировок и участия в соревнованиях.




Яхт-клуб Аэрокосмического университета на острове Проран

Лучшие гонщики успешно участвуют в соревнованиях России. Это А.Сухов – победитель Кубка России 1996г и Чемпион России 2004г., призёр первенства России в классе «Финн» 1998г.Д.Балашов, Д.Лысов – победитель Первенства России, А.Мокрова выигрывает Первенство России 1997г, В.Соловьёва выигрывает оба Кубка России 1999г., а И.Коняхина, став второй на Чемпионате России, включена в сборную России.

В 2002г студентки Аэрокосмического университета на Кубке России заняли : И.Коняхина – 1 место, В. Соловьёва – 2.

В 2003г В.Соловьёва, выиграв Кубок России, становится мастером спорта. Стабильно высокие результаты показывает мс Д. Ганькин, он призёр Чемпионатов и победитель Кубков России.

В наши дни - крейсерский флот города постепенно перешел в частные руки и насчитывает более 80 вымпелов.




Проводятся соревнования в городе, экипажи участвуют в Республиканских соревнованиях, занимают призовые места, выполняют мастерские нормативы.

Соревнования и не только. Свежий ветер, солнце, шумные набережные, панорама Самары с воды, Жигулевские и Сокольи горы, главные достопримечательности городских окрестностей — вот лишь немногое из того, что ждет участников прогулки на яхте.

Прогулка «Под парусами по волжским просторам», «Курс морского волка» или «Курс на дикие скалы» с возможностью побывать в роли матроса, боцмана, штурмана и капитана, освоив азы управления судном. Во время путешествий можно будет насладиться и полюбоваться такими достопримечательностями, как Лысая гора, скала Козерог, скала Барсук, пещера Братьев Греве. Во время «Курса на дикие скалы» туристов знакомят с устройством яхты, учат отличать бейдевинд от фордевинда и стаксель от грота.


Парусный спорт в Самаре – жив!







Источники:


«Денежный отчет Комитета Самарского яхт-клуба». Самара, 1915 года.

«Самарский яхт-клуб - 1-я профессиональная спортивная организация». Автор Алексушин Г.В.

«История появления речного яхт-клуба в Самаре». Блог Самарских Краеведов


Яхт-клуб "Аист" СГАУ – «История самарского яхт-клуба». Сайт яхт-клуба «Аист» СГАУ

Сайты самарских яхт-клубов

А.Макаревич
Комментарии (3)
Евгений Сидоров #    29 июня 2014 в 10:16
Интересная статья. Честно говоря, доселе я мало что знал о самарском парусном спорте.
Ольга Михайлова #    29 июня 2014 в 11:02
Приветствую первого, кто отважился отправиться в "путешествие по Волге на яхте" в такую погоду!

А погода в Самаре - неожиданно изменилась. Похолодало! Сильный ветер.

Материал, представленный в этой заметке - действительно интересный. Наверное, плохая самарская погода "отпугнула" читателей от путешествия по историческим датам Самары. Но - дата - есть дата. И именно 28 июня произошло это знаменательное для нашего Края событие.

Спасибо, Евгений! Очень рада теперь и личному знакомству.
Ольга Михайлова #    29 июня 2014 в 20:08
По теме:




В начале века Алексеевский спуск становился порой в летние месяцы местом буквального паломничества горожан. Это случалось, когда яхт-клуб, располагавшийся здесь же на берегу объявлял губернские гонки на яхтах. В 1908 году любители-яхтсмены, среди которых назовём коллежского ассесора М.С.Афанасьева, поручика Н.О.Берга, потомственного почётного гражданина П.В.Сурошникова, морского лейтенанта И.В.Эллиса, купца А.П.Головкина, потомственного дворянина И.В.Арнольдова, потомственного почётного гражданина В.Н.Башкирова и других, разработали и зарегистрировали устав первого в городе речного яхт-клуба.

Члены клуба имели свою особую форму тёмно-синего цвета гражданского покроя с отложным воротником, со знаком клуба, вышитым золотом, пуговицы золотые с матовой серединой, полированным бортом и знаком яхт-клуба. Жилеты имели белый цвет с форменными пуговицами, брюки также белые или синие. Командир яхтсменов второй гильдии купец Пётр Николаевич Поляков носил в виде знака отличия наплечные золотые жгуты, круглые и витые. Все владельцы яхт получали право носить морской кортик. К заядлым волжским волкам относились купец и художник К.П.Головкин, миллионер В.М.Сурошников, фабрикант А.С.Ромашёв, архитектор А.А.Щербачёв.



Их белоснежные яхты, с развевающимися флагами белого цвета с синим крестом и полным городским гербом, часто приходили первыми на соревнованиях. В те времена Струковский сад не был отрезан от Волги трассой, и всё это пространство занимали болельщики. Пивные столики устанавливались даже в воде, и зрители аплодировали победителям, стоя по пояс с кружкой пенистого напитка в руках под палящими лучами волжского солнца. Горожане делали ставки, как на ипподроме, работал тотализатор. Алексеевская вообще связана с азартными играми, ведь выше на квартал, на углу с Дворянской, действовал велодром. Здесь также на перегонки за денежный приз соревновались самарские велосипедисты, а зимой боролись конькобежцы.

Источник: Улица Алексеевская (Красноармейская) в Самаре. Автор Алексей Шакиров