Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Самарский Речной вокзал

+3
Голосов: 3
Опубликовано: 1063 дня назад (24 июля 2015)
24 июля 1971 года в Куйбышеве (ныне - Самаре) открыт новый речной вокзал.





У Самары появились новые речные ворота. К концу 60-х стало понятно, что деревянный речной вокзал постройки 1936 года уже не отвечает запросам времени. Нужны были новые причалы с большей пропускной способностью. И строительство началось. Заново отстроенный речной вокзал хорошо вписался в старинную городскую панораму. Это был уже иной комплекс: не деревянный, как раньше, а железобетонный. Новые причалы были рассчитаны на прием современных многопалубных теплоходов.


«Торжественная церемония открытия нового речного вокзала состоялась вчера, 23 июля, в Куйбышеве ровно в шестнадцать ноль-ноль. - писала местная газета «Волжская коммуна». - На нем речникам вручается символический ключ от вокзала. Затем наступает знаменательный момент: второй секретарь горкома партии И.Б. Жуков разрезает ленточку у входа. Вместе с участниками митинга войдем и мы в это напоминающее гигантский параллелепипед здание. Светлый просторный вестибюль, в кассовом зале много воздуха, светло и уютно. Входим в большой зал ожидания. На улицу Горького и на Волгу выходят огромные витражи-окна. Западный витраж открывает великолепную панораму реки и причалов. Прямо из зала ожидания можно пройти в ресторан, рассчитанный на 200 мест. В летнее время их число можно удваивать за счет установки дополнительных столиков под навесом на открытом воздухе. Интерьеры нового речного вокзала отличаются красивой современной отделкой. Но вот по радио участники митинга приглашаются на теплоход. Почетными пассажирами первого рейса стали те, кто построил этот вокзал и причалы. А сегодня новый речной вокзал начал работать по обычному расписанию.


Кассовый зал, где могут разместиться сразу 400 пассажиров, большой зал ожидания с огромными окнами-витражами, ресторан на 200 мест – все служит удобству пассажиров. Готовы к приему судов первый и второй причалы».


Самарский речной вокзал построен по проекту архитектора Ю. Когана и введён в эксплуатацию в 1971 году. Перед зданием вокзала установлены 2 якоря, это не только украшение пирса но еще и система вентиляции подземной части речного вокзала.


Речной вокзал, который начали строить в 1969 году, никогда не реконструировался.


Самара, как и все волжские города, строилась «лицом» к Волге. Именно с проходящих пароходов открывалась впечатляющая панорама города с многочисленными золотыми куполами церквей. Регулярное паровое судоходство на Волге началось в самой середине XIX века, и к его концу пароходов на реке было уже много.


В нашем семейном архиве сохранилась запись:


«Мальчик стоял на палубе парохода. Прямо по курсу – город.

– Самара! – оживились пассажиры, привычно называя город родным именем.
– Ах, Самара… – лихо прошёлся по баянным кнопочкам парень-попутчик.
– Вдаль над рекой песня летит, русская ширь в песне звучит, – запели на нижней палубе. – Баянист подхватил мотив, и песня, как волны, покатилась к берегу.

Пройдут года, и мальчик, повзрослев, напишет строки – «над вечернею Волгой догорает закат, над вечернею Волгою тихо песни звучат». А тогда, в 1939 году, он восторженно смотрел на открывающуюся с реки панораму. Самара!»






Самара на рубеже 19-20 веков

Единого речного вокзала в городе не было. Вся волжская береговая линия города была утыкана пристанями. В основном, они были сконцентрированы между современными улицами Венцека и Льва Толстого.


Самые роскошные пристани были у ведущих российских пароходств того времени — «Кавказ и Меркурий», «Самолёт» и «Русь».


Уже в те годы были развиты и туристические речные круизы. В начале XX века на страницах СМИ можно было встретить, например, рекламу следующего содержания: «Пароходство А.А. Зевеке приглашает в путешествие между Рыбинском, Нижним Новгородом и Астраханью. Пароходы, за исключением двух, освещаются электричеством! К вашим услугам двухэтажные пароходы американского типа «Миссисипи», «Колорадо», «Ниагара», «Миссури», «Княжна Татиана»!»


Движение судов по Волге тогда было весьма интенсивным. Не считая барж различного назначения, только почтово-пассажирских пароходов приходило в город ежедневно более десятка.





Каждое пароходство во всех крупных волжских городах имело свою собственную пристань. Вот и в Самаре пристани расположились друг за другом по берегу Волги от улицы Заводской до Москательной (от Венцека до Льва Толстого).


Чаще всего пристань представляла из себя обычную баржу с простейшей деревянной постройкой на палубе, защищавшей от ветра и дождя. От баржи к берегу вели деревянные мостки для пассажиров. Но порой встречались и такие замысловатые сооружения, как деревянный терем у Казенной пристани.
Кроме пристаней для пассажирских пароходов по всему берегу Волги вдоль города находились пристани грузовые, садки для хранения живой рыбы, лодочные пристани, купальни, яхт-клуб, Лесная пристань.


Лесная пристань находилась в районе Ярмарочной улицы, где сейчас находится гостиница "Волга". Сюда с верховьев Волги и Камы приходили плоты и "беляны" с лесом самого разного назначения. Лучшую древесину здесь на лесопилках превращали в доски и другой строительный материал. Здесь же делали заготовки шпал для железной дороги и городского трамвая. Отсюда же на телегах развозили дрова по всему городу.


У Жигулевского пивзавода, а в ту пору он назывался "Товарищество Жигулевского пивоваренного завода А. Вокано и Ко", пароходные пристани были свои. Здесь пиво грузилось со льдом на собственные, специально устроенные баржи. И ходили эти баржи по всей Волге и даже в Баку и Персию. А таких барж у завода был целый десяток. К этой пристани чалились и баржи, привозящие ячмень для варки пива, который затем вагонетками по железной дороге перевозили в заводские элеваторы.
Сюда, чтобы запастись в дорогу знаменитым уже в ту пору самарским пивом, причаливали и пассажирские суда частных обществ.


В 1930-е годы, когда речными перевозками стало заниматься только государство, назрела необходимость построить единый речной вокзал. В 1935 году начало строиться деревянное здание вокзала по проекту архитектора Леонида Волкова.


Новое здание вокзала, открытое в 1936 году было одной из самых интересных построек Куйбышева в стиле неоклассицизма, также известного как сталинский ампир.





Речной вокзал того времени состоял из двух отдельно стоящих павильонов, где находились кассы, залы ожидания, буфет и администрация вокзала, связанных между собой крытой галереей, посредине которой располагались парадные арочные ворота. Через эти ворота пассажиры выходили на причалы к пароходам. Вокруг всего вокзала шел ряд белых колонн, которые придавали зданию некую легкость и торжественность.


Посадка пассажиров на пароходы проводилась с деревянных двухэтажных дебаркадеров.Они цепочкой стояли у берега от улицы Ленинградской до Некрасовской. Все они были покрашены в зеленый цвет.





В 60-е годы речной вокзал славился своим рестораном-"поплавком". Он находился на втором этаже одного из дебаркадеров и имел ряд неоспоримых достоинств. Во-первых, там всегда было свежее пиво. Во-вторых, из открытых окон вас приятно обдувал свежий волжский ветерок. И в-третьих, там было сравнительно дешево и туда можно было заглянуть, имея в кармане 2-3 рубля.


Туристских круизов в те времена было очень мало, все суда были пассажирскими и ходили регулярными рейсами "Москва - Астрахань", "Москва - Ростов"... Из Куйбышева ходили теплоходы до Саратова и Ульяновска. Многие еще помнят их названия: "Эстония", "Карелия", "Грузия". Билеты на них были дешевыми, и маршрут до Ульяновска и обратно превратился практически в экскурсионный, и по нему плавали тысячи куйбышевцев.


В речном порту всегда было многолюдно. И люди вели себя совсем не так, как на вокзале железнодорожном. Как-то более чинно, более спокойно… Действительно, как пелось в известной песне: "Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда…"


В 1969 году по соседству со старым начало строиться новое здание речного вокзала.


Вокзал сооружался более двух лет. После того, как новое здание речного вокзала было введено в эксплуатацию летом 1971 года, в 1974 году деревянный речной вокзал был снесён.



Железобетонные сооружения нынешнего вокзального комплекса были возведены в буквальном смысле на песке, путем его намыва с подводных карьеров. В ту навигацию 1971 года через Куйбышевский речной вокзал отправлялось в четыре раза больше пассажиров, чем в наши дни. Наше пассажирское агентство было одним из крупнейших на Волге и пополнялось первоклассным флотом.





В ту навигацию 1971 года через Куйбышевский речной вокзал отправлялось в четыре раза больше пассажиров, чем в наши дни. Наше пассажирское агентство было одним из крупнейших на Волге и пополнялось первоклассным флотом.


Нынешняя самарская флотилия относительно невелика. На балансе в основном числятся теплоходы типа «Москва» и «ОМ». Каждый из них разменял не один десяток лет.


Сегодня поток пассажирского транспорта обслуживается Самарским речным вокзалом и рядом дебаркадеров по направлениям на Зеленую рощу, Подгоры, Гаврилову поляну, Шелехметь, Ширяево и другим. Основным направлением пассажирской навигации является линия «Самара-Проран-Рождествено», обслуживаемая как пассажирскими судами, так и паромами.



Источники:


samaratoday.ru›news/244204


vkonline.ru›content/view/152384/2427-iyulya


...истории самарских пристаней и речных вокзалов в 10...
drugoigorod.ru›чемодан-вокзал-река-100-лет…сама/

samara_ru: Прогулки по берегу. Самарский речной вокзал.
samara-ru.livejournal.com›9360067.html


Самара. Волжские пристани. Алексей Шакиров
staraysamara.ru›vse…istoriya…istoriya…289-samara…


samsud.ru›archive…krai…rasskazhi-samarochka.html
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!