Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

У каждого свой Высоцкий. Самый самарский Высоцкий

+6
Голосов: 6
Опубликовано: 1579 дней назад (25 июля 2014)
Редактировалось: 4 раза — последний 26 июля 2017



Нам, самарцам, Высоцкий особенно дорог, ведь вы посмотрите, сколько его в нашем городе! Два памятника, сквер, улица, мемориальные доски на Дворце спорта и Дворце культуры Дзержинского, бюст Высоцкого в фойе ДК, по Волге ходит яхта с его именем, ежегодная парусная регата, в конце концов, два центра и два музея Владимира Высоцкого, оспаривающих между собой первородство, ревнующих друг друга к Высоцкому, которому до всей этой суеты нет никакого дела…

Он приезжал в наш город дважды, в мае и ноябре 1967 года. Он дал в Куйбышеве пять концертов, кто-то считает, что один, кто-то говорит, что два. Нет, концертов было пять. Если не считать маленький междусобойчик в клубе ГМК-62 (Городской клуб молодёжи).

Высоцкий в первый раз исполнил пару своих песен для молодых ребят именно там. ГМК-62 размещался на третьем этаже в здании на углу улицы Молодогвардейской и переулка Специалистов, ныне переименованного в улицу Высоцкого — в память о том событии. В 1967 году участники этого клуба пригласили Высоцкого в Куйбышев. О нем еще мало кто знал. Президент клуба Вячеслав Климов и вице-президент Артур Щербак поехали в Москву, в театр на Таганке, и попросили режиссера Любимова, чтобы на встречу с молодежью приехал кто-нибудь из актеров.




Собственно, о таком явлении, как ГМК-62, нужно рассказывать отдельно. Возникший на волне хрущевской «оттепели» клуб объединил любителей фотографии, поэзии, там собирались музыканты и художники, по просьбе резидентов клуба в Куйбышев приезжали известные в то время поэты, исполнители авторских песен, в конце концов, и появление Грушинского фестиваля — тоже дело рук неутомимых «гээмковцев».







Первый концерт Высоцкого проходил в филармонии. На афише скромно было указано, что выступит актер Театра на Таганке Владимир Высоцкий. Никакого ажиотажа, зал полупустой, это вполне объяснимо — концерт проходил в середине недели, кажется, в четыре часа дня, да и, как уже говорилось, о Высоцком мало кто знал. Это сейчас свидетели первого концерта, участники клуба припоминают каждую деталь того майского дня, пытаясь оживить эмоции, впечатления. Они говорят, что ничего необычного и не происходило: просто он в белой рубашке, с закатанными по локоть рукавами скромно стоял на сцене... Не все его песни пришлись публике по душе, например, «Конькобежец» в Куйбышеве уже слышали в исполнении Кукина, и авторский вариант не сразу приняли. Но чем ближе к финалу концерта, тем внимательней становились люди в зале, вслушиваясь в его хрипловатый голос, в тексты песен.


Вячеслав Климов, Артур Щербак, Исай Фишгойт, Всеволод Ханчин и еще несколько человек — членов клуба ГМК-62 вместе с Высоцким, взбудораженные, разгоряченные после концерта вышли на улицу. До следующего выступления было время, и они решили показать Высоцкому Волгу, набережную.


Они шли по набережной веселые, молодые, не привлекая к себе внимание прохожих.

На концерте в клубе Дзержинского публики собралось значительно больше, возможно, сработало «сарафанное радио», да и время вечернее — зал был полон. Высоцкий пел, отвечал на вопросы. Исай Фишгойт в одном из воспоминаний сказал, что этот концерт был более значим и для Высоцкого, и для Самары. Зрители его долго не хотели отпускать... А после того, как он уехал, по городу пошли гулять записи с концертов, практически из каждого раскрытого окна доносился голос Высоцкого.


К ноябрю ситуация сильно поменялась. Летом - вышел фильм «Вертикаль» с песнями Высоцкого, в общем, популярность его стала невероятной. Телефоны ГМК-62 разрывались от звонков, все хотели видеть и слышать певца Владимира Высоцкого. Заявок поступало столько, что ни в какую филармонию желающих было не вместить. От одного из куйбышевских заводов пришло 20 тысяч заявок. Было принято решение пригласить Высоцкого во Дворец спорта.


Дворец спорта, ноябрь 1967-го — это отдельная история. Когда билеты уже были проданы, выяснилось, что руководство обкома не дает добро на концерт еще не опального, но все же сомнительного Высоцкого, буквально за несколько дней до выступления прозвучало категоричное «нет», концерта, да еще на такой огромной площадке не будет. Пришлось идти на хитрость. Первым секретарем Куйбышевского обкома в то время был Владимир Орлов. Через его сына как бы случайно была передана пленка с записью песен Владимира Высоцкого. Конечно, подборка была соответствующей: только песни о войне, из кинофильма «Вертикаль», то есть ничего, что могло бы вызвать сомнение. И Орлов дал добро. 29 ноября концерт состоялся.


Правда, выяснилось еще одно «но»: «Я не люблю манежи и арены...», — пел Высоцкий. Он никогда не выступал перед такой массой народа, воспринимая себя, скорее, как камерного певца, а тут целый стадион.


Дворец спорта, рассчитанный на пять тысяч зрителей, невероятным образом в день его выступления вместил шесть или семь тысяч, сейчас уже точно никто сказать не может.


От него до последнего скрывали этот факт, с поезда на такси его привезли сразу ко Дворцу, и тогда Высоцкий увидел, где будет проходить концерт... - Нет, он, конечно, не развернулся, но долго ругался. Уже потом в своих письмах к друзьям он писал, что это было невероятно — многотысячная публика и его маленькая фигура на сцене.





В тот вечер во Дворце спорта Владимир Высоцкий дал два концерта. Это были первые его выступления перед таким числом зрителей. Потом были и другие дворцы спорта, стадионы в разных городах, но все же у нас в Самаре это было впервые. На другой день состоялся еще один, незапланированный концерт в зале политехнического института. Один интересный факт: зал был заполнен битком, многие желающие остались за дверями, и Владимир Высоцкий сказал: «Ну, впустите их, они же двери...» Он не договорил, дверь действительно снесли с петель. Во время этого концерта многие стояли, кто-то сидел на полу, на подоконниках, возле сцены, запись с выступления в политехе, с его замечаниями, рассказами, ответами на записки сохранилась до сих пор.

Больше Высоцкий в Куйбышев не приезжал. Так случилось? Или - что-то не получилось? - Уже и не узнать. А вот то, что Высоцкий пел в нашем городе - факт. И факт этот надо не доказывать, а лучше - о нём - рассказывать. Потому что - что может быть лучше рассказа очевидца?!



Из воспоминаний Всеволода Ханчина:


В середине шестидесятых я был вице – президентом Куйбышевского городского молодежного клуба ГМК – 62, инициатором создания которого был Вячеслав Климов. Одной из форм деятельности был «завоз» бардов в наш город, я как раз занимался бардами.У нас перебывали практически все барды Советского Союза. Кстати, потом на этой основе, у нас не мог не родиться Грушинский фестиваль.


В наши «сети» попал, естественно, и Высоцкий. Мне довелось встречать его в аэропорту в его первый приезд к нам 24 мая 1967 года. Я с ним до этого не встречался – только переговоры по телефону. Пробираюсь прямо к трапу самолета. Выходит молодой человек с гитарой, со спортивной фигурой, в белой рубашке.


Спрашиваю:


-Высоцкий?


-Да.


-Здравствуйте! Я вас встречаю. Сева Ханчин.


-Володя Высоцкий.


Протягивая руку, говорит:


-Ну, даешь! Аж к трапу пробрался.


От аэропорта до Куйбышева 55 км, около часа езды. По дороге, присматриваясь друг к другу, разговорились. Когда проезжали по мосту через реку Сок, в месте впадения ее в Волгу, открылась потрясающая панорама: Волга, Жигулевские горы, город.


Высоцкий заметил:


-Смотри, как красиво! Для начала мне нравится!


В этот день было два концерта. Володя доверил мне представлять себя со сцены, кстати, это произошло на всех пяти концертах в нашем городе, далеко не каждому он доверял такое. Мы общались на равных. В первый приезд его мало знали...


Итак, первый концерт в филармонии.


Высоцкий вышел на сцену в своей белой легкой рубашке, начал петь. Реакция зала теплая, но «того» восторга еще нет. Зрители прислушиваются к словам песен, привыкают к ним. Слушают почти 1 000 человек, зал неполный, люди шли на афишу ГМК, Высоцкого еще не знали.


Манера его исполнения была внешне строгой и скромной, как и у остальных бардов. Но что-то было не как у всех.


Сразу почувствовалась его незаурядность. В песнях он рассказывал о чем болит душа, чем живет, отстаивал свои убеждения, боролся, доказывал. Получался как бы рассказ о себе и о времени. Чувствовался взрывной темперамент, редкий по своему напору и активности. Пел он страстно, заразительно, с надрывом, и в то же время как будто беседовал, разговаривал с нами.


Что еще запомнилось, так это смелый текст его песен, он будоражил, волновал зрителя. В песне не обойтись без вдохновения, и оно присутствовало сполна.


Чувствовалось, на небосклоне нашей самодеятельной песни появляется что-то неординарное, высокое, светлое, смелое. Боль за ближнего и дальнего, способность к состраданию - вот непременное условие, при котором только и можно сказать, что жизнь проходит не зря. Или прошла не зря.


Если мясо с ножа ты не ел ни куска,

Если, руки сложа, наблюдал свысока

И в борьбу не вступал с подлецом, с палачом,-

Значит, в жизни ты был ни причем, ни при чем.



Вот такое благоприятное впечатление сложилось от первого выступления неизвестного тогда у нас В.Высоцкого.


Володя остался доволен приемом зрителей, был в приподнятом настроении и тем не менее все спрашивал: может быть, что-то нам не понравилось, и если не понравилось, то что?


Поскольку до следующего концерта в клубе имени Дзержинского еще оставалось время, то мы спустились и пошли пешком по набережной. Володя сказал, что примерно в это время должна проплывать в Астрахань его мама Нина Максимовна. Мы ее встретили и впервые тогда познакомились.


В клубе имени Дзержинского концерт, как и в филармонии, прошел хорошо. Володя был раскован, отошел от первого концерта, пел с большим удовольствием.







Утром мы с ним прошлись по городу, я показывал ему достопримечательности. Володя вдруг начал подробно расспрашивать о моем Станкозаводе, на котором я работал, и мимо которого мы проходили. Меня это удивило. Видимо, ему нужны были знания обо всем. Он несколько раз спрашивал о яхтах, парусах, особенностях парусных соревнований. Был приятно удивлен, узнав, что я – мастер спорта по парусу.


Наше знакомство переросло затем в дружбу. Высоцкий по своей натуре был максималистом – так мне всегда казалось. Если понравился человек, то на всю жизнь, если нет – тоже навсегда. Такая вот черно-белая позиция. Высоцкий быстро входил в когорту сильнейших.


Вот как сказал А.Галич о песнях Высоцкого:


- Мне кажется, что она, песня, играет важную роль и не только потому, что я сам принадлежу к авторам этих песен. А просто потому, что я знаю ту жадность, с которой воспринимается каждая новая песня, написанная Высоцким, Окуджавой, Кимом, мною, и я понимаю, что песня – наиболее, что ли, мобильный отклик на события дня.


Наши фотографы оперативно сделали за ночь несколько фотографий. Одну из них, где на сцене филармонии мы с Володей вдвоем, я подписал на память Высоцкому, а на точно такой же другой он 25 мая 1967 года, когда его провожали в аэропорт, оставил автограф:


«Неправда, что старый друг лучше новых двух. Спасибо, Сева. Высоцкий»



Это у меня был первый автограф Высоцкого.





В аэропорту мы расстались друзьями.


К осени пошли звонки в клуб: «дайте Высоцкого». Очень скоро к нам прислали и принесли заявки на концерт уже на 40 000 человек.


У нас возникло много сложностей. Во – первых, нам не разрешали те знаменитые концерты во Дворце спорта, первые сольные концерты Высоцкого в таком большом зале.


Вопрос решился на уровне первого секретаря Обкома партии Владимира Павловича Орлова. Он у нас был «продвинутый».


Город бурлит. Такого ажиотажа ни до Высоцкого, ни после у нас не видели. Мы решаемся провести 29 ноября 1967 года два концерта, «режем» заявки, печатаем 10 000 билетов, афишу с большой фотографией Высоцкого, сделанной во время майских концертов.





Дальше пошла чисто моя работа: поехать и согласовать с лито, отвезти афишу в типографию, затем, уже готовую, отвезти ее в расклейку.



Далее у меня была кропотливая работа со Дворцом спорта. Освещение, кто и когда будет давать звонки, работа со звукооператором, контролеры, гардеробщицы… Нужно было оперативно между концертами одеть и раздеть 10 000 человек.



Во – вторых, Высоцкий категорически отказывался выступать на такую огромную аудиторию, ведь с ним такого еще не было. Мне пришлось выехать за ним в Москву, чтобы урегулировать эту ситуацию.

В Москве позвонил ему домой, сказал на какое время взял билеты на поезд в Куйбышев, на вопрос, в каком зале будет выступление, сказал, что все нормально.


Вечером встретились у служебного входа в Театр на Таганке, он с гитарой, готов к поездке. Я пошел на спектакль, и сразу же по окончании мы умчались на Казанский вокзал.

Та поездка мне запомнилась навсегда. Забирал его с премьеры Есенинского «Пугачева», где Высоцкий блестяще, другого слова не подберешь, сыграл Хлопушу.


Поехали. Мы спокойно составили программу его выступлений. Смотрю, новые названия, о которых мы в Куйбышеве и не слышали. Появились его замечательные смешные антисказки, думаю, благодаря его любви к поэзии Пушкина.

Володя расчехлил гитару, сказал: « Я тебе сейчас покажу новые вещи», и напел несколько новых песен. Так и говорил: «Покажу песню». Это я хорошо запомнил.





Составлять репертуар нам с ним пришлось начисто, после приезда нас никто не должен был проверять – сразу на сцену.

Поезд «чужой», не наш Москва-Куйбышев. Знакомых нет. Никто не пристает, купе на двоих в мягком вагоне. Наговорились вволю. Скажу, что разговаривать с Володей Высоцким – одно удовольствие, таким он был интересным собеседником.

На всю жизнь осталось яркое воспоминание: я побывал рядом с удивительным человеком, таким ненавязчиво интересным, бесконечно талантливым и открытым. У него был редкий дар слушать, а он задавал уйму вопросов, его интересовал и мой парусный спорт, и мой завод, на котором я работал инженером. У него был дар понимать, раскрепощать твою душевную скованность единственно верными словами. Осталось впечатление не только о симпатичном человеке, с которым просто хорошо находиться вместе, общаться, но и о сказочно одаренной личности.

Я немного с опаской воспринимал эту поездку. Дело в том, что после первого приезда я несколько раз был в Москве и встречался с Володей. Но летом на экраны вышел фильм «Вертикаль» и популярность Высоцкого возросла вулканически. И мне подумалось, что мы будем находиться на разных ступенях. Ничего подобного. Остались теплые, равные отношения.

Наши разговоры в поезде – лишь приправы; главная радость – его песни. Сразу оговорюсь, он мне близок больше как актер Театра и поэт, меньше как киноактер. В своих песнях и в своих ролях он был обнаженным нервом событий. Высоцкий очень хотел, чтобы вокруг было чисто и светло, отсюда такая непримиримость художника ко злу и несправедливости.

Сегодня востребована философская грань его творчества. Он воспринимал жизнь не плоско, а объемно, принимал как данность противоречия. Интерес к Высоцкому не угаснет. Можно овладеть сложными компьютерными технологиями, заработать деньги, но душе всегда будет хотеться чего-то еще – того, что всегда было и есть в песнях Высоцкого: трагичного и смешного, романтичного и остросоциального, всегда умного и печального.

Володя периодически спрашивает, в каком зале будет выступление. А я периодически успокаиваю, что все нормально. Перед поездкой за ним я придумал такую тактику: - если скажу ему о Дворце спорта около Москвы, то он на первой же остановке В Рязани покинет меня. И перед самым Куйбышевым нельзя говорить – нужно время, чтобы он успокоился.

Но я так и не рассказал ему о Дворце спорта, мне жалко было трогать его ранимую душу.

Вот и приехали. Среда 29 ноября 1967 года. Опоздали на полчаса. Ребятам из клуба я сказал, что о Дворце спорта он ничего не знает.

Что будет?!

Подъезжаем ко Дворцу спорта. Огромные толпы желающих попасть туда. Сплошная черная масса. Володя почувствовал, куда его привезли, задергался, занервничал. Как можем, со Славой Климовым успокаиваем его, говорим, что народ у нас тихий, спокойный, зал небольшой. Но чувствуем, он напряжен. С большим трудом пробираемся к служебному ходу, протиснулись внутрь. Он сразу кинулся посмотреть зал, а там не пять, а все шесть тысяч зрителей. Забиты проходы, переходы.


Слышу от него «мать-перемать», обращенные ко мне, но не со злостью, а как-то умеренно. Этого у него было не отнять – складно ругался, красиво. Обстановочка!

Все, пора начинать. И тут Володя придумывает для меня «месть», за то, что не сказал ему о Дворце спорта. Он говорит перед самым выходом:

- Сева, начинать будешь ты.

Я с испугом отпрянул:

- Чтобы я на сцену? Да у меня заранее коленки трясутся.

-Начинать будешь ты, и коротко обо мне расскажешь ты. Прочувствуй на своей шкуре, что такое Дворец спорта!

Он подтолкнул меня к микрофонам. Дрожащим голосом я поприветствовал зал, извинился за опоздание и начал говорить о Высоцком. Рассказал зрителям о вчерашней вечерней премьере «Пугачева» в Москве, о знаменитом монологе Хлопуши. Дернул же меня черт об этом говорить!


… Но страх не убавлялся и, не закончив свой рассказ, я сказал, что перед Вами предстанет сейчас Владимир Высоцкий, и остальное о себе расскажет сам.

Идем друг другу навстречу: он к микрофонам, я к столику, за которым буду вести концерт, собирать и сортировать записки.

Остановился возле меня:


-Вот так вот, партизан, выступать во Дворце спорта.

Володя подходит к микрофонам. И вдруг:

…Проведите, проведите меня к нему,

Я хочу видеть этого человека… - стал читать он монолог Хлопуши.

Под сводами Дворца спорта пронеслись гром и молнии.

Я заткнул уши в испуге. Ведь я–то слышал вчера в Москве, с каким надрывом он исполнял свой коронный монолог. Сколько выложил душевных и физических сил. Как у него наливались кровью вены, и, казалось, они вот-вот лопнут.

Я ужаснулся. Думал - все: сорвет голос, не вытянет концерты. Ан нет. Вытянул, да еще как вытянул!

Я схватился за кофе, начал успокаиваться.

Нужно остановиться на концертах в нашем Дворце спорта. Это были первые в его жизни сольные концерты на огромный зал. И как бы он ни злился на нас за это вначале, в конечном итоге Высоцкий преодолел всякую робость общения со слушателями, смело шагнул навстречу своему зрителю и в полную силу заявил о себе со своим неистовым порывом, грохочущей интонацией и темпераментом. Он у нас как бы надышался кислорода.

Тем концертам мы отдали должное.


Вспоминает президент Самарского регионального общественного фонда «Центр В.Высоцкого в Самаре» Михаил Трифонов:

- В этот вечер, 29 ноября 1967 года, Владимир Высоцкий давал в Куйбышевском Дворце спорта два концерта. Один был назначен на семь часов вечера, другой - на девять. Но поезд, на котором он приехал в наш город, задержался на 1,5 часа. Народу собралось больше, чем смог вместить зал Дворца. Все зрители терпеливо сидели и ждали его. Но только стоило Высоцкому появится на сцене, как зал в буквальном смысле взорвался аплодисментами. В тот вечер Владимир Семенович впервые в своей жизни спел перед многотысячной аудиторией Дворца спорта.

Когда Высоцкого спросили на одном из концертов в 75 году, сколько у Вас песен - он сказал 600. Когда в 78 году спросили - он сказал 800, а когда спросили его в год его смерти в 80 году - он сказал - не знаю. Считали другие - говорят около 1000. У каждого человека, кто знает Владимира Высоцкого, в разные периоды жизни есть свой Высоцкий.

Самара знает, помнит и любит Высоцкого, как знают и любят его миллионы россиян. 47 лет назад в Самаре состоялся первый концерт Владимра Высоцкого на широкую аудиторию - бард выступал 29 ноября 1967 года в шеститысячном зале Куйбышевского Дворца спорта.


А в январе 1985 года профессиональный яхтсмен Всеволод Ханчин, близко знавший поэта более 13 лет, реализовал давнюю мечту: в полуподвальном помещении дома 151 на улице Галактионовской, принадлежавшем участку пусконаладочного управления, он вместе с друзьями - Александром Матвеевым и Михаилом Левиным - создал первую в стране экспозицию, посвященную жизни и творчеству барда.


«Свой музей мы берегли, - рассказывал основатель коллекции Всеволод Ханчин. - Пытались сделать все, чтобы посторонние не проникли в нашу тайну. Эпоха гласности еще не началась, творчество Володи продолжали замалчивать. Это отражалось и на нас: ни о какой легализации не могло быть и речи».

В начале 90-х создатели мемориала получили официальное разрешение городских властей на использование полуподвала под музей. Затем им было выделено новое помещение на Ленинградской, а в июле прошлого года музей переехал на ул. Фрунзе, 67.

Сейчас он представляет собой единственную комнату, увешанную раритетными фотографиями, самарскими афишами Высоцкого и его автографами. В центре экспозиции — огромный портрет барда кисти французского художника Николая Дронникова, который рисовал Владимира Высоцкого в Париже в 1975 году, а затем подарил одну из своих работ самарскому музею.

«А вот это, пожалуй, единственная фотография Владимира в белой рубашке, когда он, тогда никому не известный, пел в нашей филармонии, - показывая на одну из фоторабот, замечает в прошлом президент клуба ГМК-62 Борис Чернышов, еще один из организаторов концертов Высоцкого в Куйбышеве.




По его словам, точное количество экспонатов в самарском музее никто никогда не считал. Всего их, наверное, около 5-6 тысяч. Но организаторы музея всегда делились и даже дарили их своим коллегам. Ежегодно в день рождения Высоцкого 25 января в гостях у самарских хранителей гостят актеры из театра на Таганке.


А вот ещё одна фотография. Узнаёте?




24 мая 2001 года при общественном Фонде «Центр Владимира Высоцкого в Самаре» был открыт музей В. Высоцкого.





«Кстати, работает центр-музей Высоцкого «по звонку». Ханчин ни от кого не скрывает номера своего телефона и, когда ему звонят люди, желающие ознакомиться с экспозицией, всегда готов сам провести для них экскурсию. Причем абсолютно бесплатно». Так и было... До 18 сентября 2013 года.

А в этом году впервые мероприятия Памяти В.Высоцкого будут проходить без человека, который ее придумал, организовал и проводил много лет, без организатора давних куйбышевских концертов Высоцкого, яхтенного капитана, мастера спорта СССР Всеволода Ханчина.

Так получается, что 14-я регата посвящена памяти уже двух человек, знавших друг друга много лет - Высоцкого и Ханчина.

- Мы с самого начала приняли решение: регата обязательно должна жить. Мы не можем оставить дело, начатое отцом, - сообщила дочь Всеволода Людмила Ханчина, которая и взяла теперь на себя организацию фестиваля на воде. Ей помогают давние друзья Всеволода Ханчина по ГМК-62, по яхтенному спорту. Так что команда организаторов в сборе, теперь на старте ждут экипажи крейсерских яхт. Суда стартуют, как обычно, под песни Владимира Высоцкого. А Всеволод Ханчин... Друзья договорились о таком сценарии: он не сможет быть на этой 14-й гонке, потому что, как настоящий капитан, находится в дальнем плавании на своем старом добром корабле «Летучий Голландец».








Самара бережно хранит память о Владимире Высоцком. В 1996 году в городе открылся "Центр В.Высоцкого в Самаре”, в 2001-м - музей Высоцкого, где представлены оригинальные автографы, редкие аудиозаписи, уникальные фотографии, книги - все то, что может рассказать о жизни всемирно известного барда.




С 2001 года в Самарской области проходит Всероссийская парусная регата «Фестиваль Владимира Высоцкого».






Памятник российскому поэту, актеру и певцу Владимиру Высоцкому у самарского Дворца спорта




Самара, сквер Высоцкого. Памятная стела




к 40 летию выступлений в Самаре В,С.Высоцкого





25 июля 1980. Куйбышев. Еду на трамвае в родной Университет. Вот и остановка. Навстречу два знакомых парня - Олег и Пашка.

- Вы куда? А как же...

- Высоцкий умер...

- Как?

- Как умирают... По-настоящему... Прямо на сцене...


Вокзал. Москва.

По-другому (как-нибудь ещё) они не могли. Высоцкий!


Когда слышу: вы - тогда, вам - никогда... Так скажу - и тогда, да! - это - МЫ.

Мы - слушали, мы - слышали. И всё у нас было. И - Высоцкий! Наш - Володя Высоцкий.



Одна бутылочка «вина из сентября» на двенадцать человек. А языки развязались! Говорим, перебиваем, спорим до дружелюбной хрипоты. Мы разные, у каждого - своя дорога. Мы разные, но едины духом времени.

Вспоминаются скверы осенние, наша юность – почти что бездомная,
И над Волгою – строчки Есенина, а над строчками – небо бездонное.*

И не только Есенина.

- Пашка, рассказывай!

Пашке не терпится: Олимпиада, Высоцкий.

-«А пока что Париж как стоял, так стоит». **
- Джо Дассен.
- А давайте споём!

Песни. Стихи. Споры о кумирах. Быть похожими, а будем ли мы образцом?



Булат Окуджава
О Володе Высоцком (Марине Владимировне Поляковой)


О Володе Высоцком я песню придумать решил:
вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
ну, а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
черный аист московский на черную землю спустился.


1980






Источники:

Сайт Музея Высоцкого (воспоминания и фотографии)


Самара и Высоцкий. Автор Татьяна ГРУЗИНЦЕВА
Комментарии (8)
Ольга Михайлова #    25 июля 2014 в 07:46
Aлександр Городницкий

Погиб поэт. Так умирает Гамлет,
Опробованный ядом и клинком.
Погиб поэт, а мы вот живы - нам ли
Судить о нем, как встарь, обиняком?
Его словами мелкими не троньте:
Что ваши сплетни суетные все?
Судьба поэта - умирать на фронте,
Мечтая о нейтральной полосе.
Где прежние его единоверцы,
Надежные и близкие друзья?
Погиб поэт - не выдержало сердце,-
Ему и было выдержать нельзя.
Толкуют громко плуты и невежды
Над лопнувшей гитарною струной.
Погиб поэт, и нет уже надежды,
Что это просто слух очередной.
Теперь от популярности дурацкой
Ушел он за иные рубежи.
Тревожным сном он спит в могиле братской,
Где русская поэзия лежит.
Своей былинной не растратив силы,
Умолк поэт, набравши в рот воды,
И голос потерявшая Россия
Не замечает собственной беды.
А на дворе - осенние капели
И наших судеб тлеющая нить.
Но сколько песен все бы мы ни пели,
Его нам одного - не заменить.



Римма Казакова

ЗАПОЗДАЛОЕ ЗАКЛИНАНИЕ
Памяти Владимира Высоцкого


Какие песни ни пропеты,
лишь ими дни не исчисляй.
Не исчезай с лица планеты,
прошу тебя, не исчезай!
Ты жил не зря, ты много сделал,
но нежно, неутешно жаль
живой души, живого тела!
Прошу тебя, не исчезай!
Не только - нотою упрямой
захлестывая мир и зал,-
как для любимой, как для мамы,
жив, во плоти - не исчезай!
Оправдывай хулу, наветы,
озорничай, дури, базарь
и лишь с лица своей планеты,
прошу тебя, не исчезай.
Горячкой глаз, парком дыханья,-
даритель правды, маг тепла,-
с Таганки, из любых компаний
не исчезай, прошу тебя!
В календаре не смею метить
твою посмертную зарю.
Мне говорят: исчез в бессмертье.
- Не исчезай!- я говорю.
А ты, что пел, как жил, нелживо,
смеешься: мол, себя не жаль...
И говоришь всему, что живо,
и мне, как всем:- Не исчезай!...



Андрей Вознесенский

ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО



Не называйте его бардом.
Он был поэтом по природе.
Меньшого потеряли брата -
Всенародного Володю.

Остались улицы Высоцкого,
Осталось племя в Леви-страус,
От Черного и до Охотского
Страна неспетая осталась.

Вокруг тебя за свежим дерном
Растет толпа вечно живая.
Ты так хотел, чтоб не актером -
Чтобы поэтом называли.

Правее входа на Ваганьково
Могила вырыта вакантная.
Покрыла Гамлета таганского
Землей есенинской лопата.

Дождь тушит свечи восковые...
Все, что осталось от Высоцкого,
Магнитофонной расфасовкою
Уносят, как бинты живые.

Ты жил, играл и пел с усмешкой,
Любовь российская и рана.
Ты в черной рамке не уместишься.
Тесны тебе людские рамки.

С какою страшной перегрузкой
Ты пел Хлопушу и Шекспира -
Ты говорил о нашем, русском,
Так, что щемило и щепило!

Писцы останутся писцами
В бумагах тленных и мелованных.
Певцы останутся певцами
В народном вздохе миллионном...



Ольга Михайлова #    25 июля 2014 в 08:47
В Самаре 25 июля состоится городской фестиваль песен имени Владимира Высоцкого «Волга песни слышала…».

В час после полудня пройдёт возложение цветов к памятнику поэта на ул. Молодогвардейская. Артист умер 25 июля 1980 года от инфаркта.

В шесть часов в одноименном поэту сквере стартует концерт, в котором примут участие баянист Сергей Войтенко и «Грушинское трио» (Анатолий Головин, Александр Исаев и Ольга Ермолаева) и другие артисты.

Кроме того, 25 июля в Самаре состоятся соревнования парусного флота «Мемориал В.Высоцкого»

Гонка памяти Высоцкого является ежегодной и традиционно проводится на акватории, легко просматриваемой с берега. Так, напряженную стартовую борьбу можно будет увидеть с третьей очереди набережной (напротив «Ладьи»), затем флот сильно растянется вдоль берега и наблюдать за происходящим в гонке уже будет возможным с любого участка набережной Самары.

Она пройдет уже в 14-й раз, но впервые - без человека, который ее придумал, организовал и проводил много лет, без организатора давних куйбышевских концертов Высоцкого, яхтенного капитана, мастера спорта СССР Всеволода Ханчина. Так получается, что 14-я регата посвящена памяти уже двух человек, знавших друг друга много лет - Высоцкого и Ханчина.

- Мы с самого начала приняли решение: регата обязательно должна жить. Мы не можем оставить дело, начатое отцом, - сообщила дочь Всеволода Людмила Ханчина, которая и взяла теперь на себя организацию фестиваля на воде. Ей помогают давние друзья Всеволода Ханчина по ГМК-62, по яхтенному спорту. Так что команда организаторов в сборе, теперь на старте ждут экипажи крейсерских яхт. Суда стартуют, как обычно, под песни Владимира Высоцкого. А Всеволод Ханчин... Друзья договорились о таком сценарии: он не сможет быть на этой 14-й гонке, потому что, как настоящий капитан, находится в дальнем плавании на своем старом добром корабле «Летучий Голландец».
Геннадий Зенков #    25 июля 2014 в 13:48
Добавлю своё слово в память Владимира Высоцкого.

ДУША ПОЭТА

Душа Поэта перед нами в его стихах обнажена.
Нетрудно грязными словами её родник взмутить до дна,

Её трепещущие крылья схватить безжалостной рукой,
При этом усмехаясь криво: - Смотри, чувствительный какой!

По сердцу били грубый окрик, недобрый взгляд и злой запрет.
Удар! И снова сердце вздрогнет. Ещё! И меркнет белый свет.

Уже не в силах что-то сделать, валился на канаты он...
И вновь вставал при счёте "девять", и - снова в бой сквозь хрип и стон!

И снова нёс нам, будто милость, свою Высокую строку...
Кому в пути не приходилось припасть губами к роднику?

Когда всех сил - прилечь на камень с горячей сухостью во рту
И пить прохладными глотками Земли живую доброту...

Уж нет его. Но и поныне питает нас его родник.
Давно считаем мы своими и стон его, и хрип, и крик...
Яна Солякова #    25 июля 2014 в 18:17
Оленька, спасибо за такой репортаж!!!
Можно, я тоже присоединюсь стихами?

ПЕСНЯМ ВЫСОЦКОГО

Полностью дверь открывая в сердце,
Попросту створки срывая с петель…
Руки в разлёте – куда там детству! –
Так дарит Огонь, оставляя пепел.

Подарок жаркий – до слёз, до боли!
В ответном крике душа зайдётся
И ввысь поднимется поневоле:
Огромное сердце в груди забьётся.

Ты сможешь ТАКОЙ воспринять подарок –
Биение мощи в раскрытых рёбрах?
Пожара ярость – в свечной огарок
Не поместить, как стихию в вёдра.

И, всё же, сливаясь с ужасной песней,
Когда она уже небом стала,
Ты смог умереть, а потом - воскреснуть,
Пока она кровью из ран хлестала.

… А Он всё рвал, не жалея, душу,
Тебя поднимая на свет слепящий,
Защиты и звания враз разрушив,
Всё спрашивал: «Где же ты, настоящий?»

А ты был наг, словно в час последний.
Всю жизнь прозрачно держал в ладонях…
И мир возвращался зелёный, летний…
И уносили шальные кони…
Елена Ядрина #    25 июля 2014 в 19:54
Очень люблю Высоцкого...
И всегда с большим интересом читаю Ваши материалы, Ольга. Спасибо!
Ольга Михайлова #    26 июля 2014 в 02:03
Поёт вся СТРАНА САМСУДА! - Спасибо, Друзья!!!
Ольга Михайлова #    27 июля 2014 в 06:58
Поклонники творчества легендарного исполнителя авторской песни и актера собрались в сквере, названном в честь поэта.

В день памяти поэта со сцены звучали его стихи и песни в исполнении известных бардов Самары. В творческом вечере приняли участие также гости из Москвы, Сызрани, Тольятти, Новокуйбышевска.

"Каждый год у нас был вечер памяти Владимира Высокого, а сегодня – фестиваль, отметил президент центра В.С. Высоцкого в Самаре Михаил Трифонов. - В принципе, ничего не изменилось, только статус повысился, и приехали исполнители из других городов страны".

В начале вечере перед зрителями выступил бывший президент городского молодежного клуба 62 (ГМК-62 организовывал концерты Высоцкого в Куйбышев) Борис Чернышов, который рассказал о визитах Высоцкого в Куйбышев 1967 году и отметил важность его творчества.

"Высоцкий сегодня – это наше все. Это чувство патриотизма, это проявление нашей гордости, - сообщил Борис Чернышов. - О нем можно говорить много, но самое главное, что сегодня состоялся этот праздник, который станет традицией".

В фестивале приняли участие: легендарное "Грушинское трио" (Александр Исаев, Ольга Ермолаева, Анатолий Головин), Сергей Меркулов, Лев Сандлер, Вера Назарова, Федор Соловьев (исполнил песню, посвященную Высоцкому на стихи Михаила Трифонова), Дмитрий Яковлев, Сергей Григорьев (Новокуйбышевск), Александр Комаров (ВИА "Синяя птица"), Константин Лукин ("Самара Максимум"), Василий Чернов (актер театра "СамАрт"), Виктор Воронов, Дарья Демидова, Евгений Разин, Дарья Григорьян, Сергей Кирюхин (Сызрань), Алексей Писарей, Алена Зотова (Москва), Сергей Лысенко, специальный гость из Москвы Виталий Парцикашвилли и другие барды.

Организаторами фестиваля выступили администрация Самары и "Центр В.Высоцкого в Самаре".
Ольга Михайлова #    30 июля 2014 в 17:52



Регата памяти Высоцкого: с песней под парусом!

Гимн регаты - «Парус» Высоцкого.

Главным идейным вдохновителей регаты был известный в прошлом яхтсмен, один из основателей музея Высоцкого в Самаре Всеволод Ханчин . Сам Владимир Семенович никогда не был яхтсменом. В горы не раз ходил, а вот по морям – не довелось. Но песню «Парус» все же сочинил. И для участников областной регаты она является своего рода гимном.

Регата памяти Высоцкого входит в официальный календарь федерации парусного спорта России, и в этом году прошла уже в 14-й раз. На протяжении нескольких лет гонки проводились только в Самаре и только в одном классе - крейсерские яхты.

«Именно на таких ходят успешные люди, выросшие на песнях Высоцкого, - уверен заслуженный тренер России по парусному спорту, подготовивший более 30 членов сборной России Игорь Малетин . - Когда у них подросли дети, которые приобщились к парусному спорту, то стали проводиться соревнования среди детей и юношей. И вот тут к регате активно подключился Тольятти, являющийся одним из главных центров подготовки юных яхтсменов России. Хотя Самара, где сейчас активно работает и дает результат замечательный тренер Михаил Федоров , вполне может конкурировать с Тольятти в подготовке юных яхтсменов. А это идет на пользу парусному спорту в регионе».

Следующим этапом в развитии регаты памяти Высоцкого стал выход на всероссийский уровень. В этом году гонки из программы этой регаты проходили уже в четырех городах – Сочи, Владивостоке, Самаре и Тольятти.

Оргкомитет регаты сумел соединить социальную составляющую – совместное прослушивание и исполнение песен Высоцкого, воспоминания о нем, разговоры за жизнь, со спортивной – победители и призеры регаты получают кубки и дипломы. Эта регата, на взгляд корреспондента «ВК», побывавшего на тольяттинском этапе, скорее, фестиваль, чем просто областные соревнования. По мнению Игоря Малетина, сейчас пошла вторая волна интереса к песням и личности Высоцкого среди яхтсменов. «Глядя на взрослых, матерых яхтсменов, молодые этим тоже интересуются», - уверен отец и тренер участницы Олимпиады-2008 Анастасии Черновой .

После того, как в пятницу завершился самарский этап гонок среди крейсерских яхт, участники регаты перебрались в Тольятти. На акватории Жигулевского моря прошло пять гонок. По мнению организаторов, условия были непростые – прохладная погода, волна, сильный ветер, порывы которого достигали 20-23 узлов. Со сложными погодными условиями лучше справилась молодежь.

Пожалуй, самые интересные гонки состоялись в классе «Финн». Зрителям гонка доставила истинное наслаждение – резкие повороты, неожиданные маневры. А победил член сборной России, призер чемпионата страны и победитель Кубка Дмитрий Петров , выигравший в этом году одну из всероссийских регат. На втором месте оказался чемпион мира-2014 среди мастеров Александр Кулюкин . Третьим стал член молодежной сборной Виталий Куваев . В классе «470» лучшие показатели у экипажа Сергея Евстифеева . В классе «420» быстрее всех прошел дистанцию экипаж сборной страны Данилы Косачева . Призер первенства Европы Андрей Яницкий первенствовал в классе «Лазер-Стандарт», дуэт Никита Клементьева с 15-летней Екатериной Шоиной стал лучшим в классе «Лазер-Радиал».

В этом году в Тольятти проводилась только регата среди взрослых - лучшие юные яхтсмены области уехали на командные соревнования первенства страны в Челябинск. С первого дня гонок сразу в нескольких классах яхт - «Лазер 4.7», Кадет», «Оптимист» - вышли в лидеры команды самарской СДЮСШОР-1 и тольяттинских СДЮСШОР-14 «Жигули» и яхт-клуба «Дружба».

Погода способствовала тому, чтобы гонки получились непростыми для яхтсменов и зрелищными для зрителей – сильный ветер оставил после себя «наследство» в виде нескольких сломанных мачт и порванных парусов.

Источник: газета "Волжская Коммуна", 30 июля 2014