Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Все её королевы. Вспоминая Веру Ершову

+5
Голосов: 5
Опубликовано: 1322 дня назад ( 7 апреля 2015)
Редактировалось: 1 раз — 6 апреля 2018
Ершова Вера Александровна





И, отвергая все сомнения,
Актер выходит на помост,
Чтоб на короткое мгновение
(А там, пусть бездна, пусть падение)
Душой дотронуться до звезд.


Л.Шакутина


В 1996 году на конкурсе актеров «Честь и достоинство», представляя Веру Ершову, одну из победительниц, удостоенную премии «Золотая маска», Михаил Ульянов сказал:

«Эта актриса переиграла все роли русской и зарубежной классики».

У нее все героини – «королевы», если даже они не имеют ни малейшего отношения ко двору.
На любой из них лежит печать изысканности, интеллигентности, породы - будь то Елизавета Английская («Елизавета Английская» Ф.Брукнера) или Клара Цеханасьян («Визит старой дамы» Ф.Дюрренматта), купчиха Мавра Тарасовна («Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Островского), очаровательная странная чудачка Лидия Васильевна («Старомодная комедия» А.Арбузова.), Толгонай («Материнское поле» Чингиза Айтматова).

Трудно перечислить всех ее героинь и почетных званий, которых она удостоена. Народная артистка СССР, Почетный Гражданин Самары, Почетный Гражданин Самарской области и …

Вера Александровна Ершова из тех актрис, которые потрясают зрителей высотой и правдой человеческой боли, радости и надежды.





Она пробуждала самосознание зрителя, открывала смысл жизни человека, давала нравственные уроки, и не только сама душой дотрагивалась «до звезд», но на какое-то мгновение давала это ощущение нам - зрителям, и тогда спектакль становился мерилом совести для зрительного зала.

О «королевах» народной артистки СССР Веры Александровны Ершовой так много написано, что нет надобности еще раз возвращаться к ним.

Народная артистка Ершова приходила в театр задолго до начала спектакля, тщательно занималась гримом и костюмом, и это не от случая к случаю, а из года в год.

Одной из черт Веры Александровны являлась удивительная собранность и ответственность. Для нее день спектакля - самый святой день. И каждый раз ее охватывало волнение как у дебютантки и, потом, после окончаниям спектакля опять и опять она «прокручивала» каждый свой жест, каждую паузу.


В. А. Ершова родилась 25 марта (7 апреля) 1917 года в Саратове. Отец - повар, мать - портниха, а Верочка уже в семилетнем возрасте заболела театром. Родители видели в ней врача, учителя, кого угодно, но не актрису! Как ей влетело за роль цыганки в любительском спектакле!

Год она училась в ФЗУ на электромонтера, но мечтала о сцене. В шестнадцать лет поступила в Саратовское театральное училище к легендарному Ивану Слонову.


По окончании училища была принята в труппу Курского драматического театра. Там она почти с первых шагов играла главные роли: Джульетту в «Ромео и Джульетта» Шекспира, Ларису Дмитриевну Огудалову в «Бесприданнице» А. Н. Островского, Луизу в пьесе Шиллера «Коварство и любовь»

В 1943 году Вера Ершова перебралась в Куйбышев и с тех пор работала в Куйбышевском драматическом театре. Там же она познакомилась со своим будущим мужем — актёром Николаем Кузьминым.

Умерла Вера Ершова 6 (5) апреля 2006 год
. Похоронена в Самаре, рядом с могилой своего мужа на Городском кладбище.

По решению творческого коллектива Самарского театра драмы после реконструкции здания театра именем Веры Ершовой будет названа камерная сцена.

Награды

Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1976) — за исполнение роли в спектакле «Золотая карета» Л. М. Леонова

Народная артистка РСФСР (22 ноября 1968)

Народная артистка СССР (1977)

Премия «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» (1996)

Орден Ленина (1971)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997)[2]

Медали

Почётный гражданин города Самары (1976)

Почётный гражданин Самарской области (2003).





Рассказывает самарский поэт и писатель Борис Кожин:


«Три слова: Вера. Александровна. Ершова.

Вера Александровна Ершова родилась в 1917 году. На 17 лет моложе Зои Константиновны Чекмасовой. И тоже человек, без которого наш драматический театр не мог существовать. Вера Александровна Ершова… Трудно мне о ней говорить. Трудно. С Верой Александровной Ершовой я был близко знаком. Мы приятельствовали, и все еще не утихла боль, и не знаю, утихнет ли...

Она родилась 7 апреля 1917 года. А умерла, не дожив до своего 90-летия двух дней. И хоронили ее в ее день рождения. Из драмтеатра. А я стоял у гроба и вспоминал встречи с ней. Удивительные встречи с Верой Александровной Ершовой.

Она могла позвонить по телефону и сразу с места в карьер: «Ну, вы, наверное, знаете, что у меня 8 апреля день рождения?» Я говорю: « Ну, а как же, Вера Александровна! Ну, а как же». – «Ну, может быть, вы придете ко мне? Ну, может быть, вы принесете кофе попить? У вас есть кофе? Принесете?» - «Обязательно, Вера Александровна! О чем вы говорите?» - «Я очень люблю черный кофе. Торт у меня будет, а вот кофе…» - «Вера Александровна, прекратите торговаться. Давайте мы сделаем так: и кофе, и торт мы принесем сами, а вы не беспокойтесь». – «Но, знаете, я сейчас плохо выгляжу». – «Не надо кокетничать, Вера Александровна! - кричал я в телефонную трубку. – Вы всегда выглядите прекрасно. Но вот о съемке мы никак не можем с вами договориться». – «А потому что я плохо выгляжу. И потому, что я не знаю, в каком платье мне надо быть, когда я буду отвечать на ваши вопросы. Вот если я надену белое платье?..» - «Хорошо, Вера Александровна…» - «А если …» - «Вера Александровна, вы прекрасны в любом платье!»

Вот такие разговоры вели мы с Верой Александровной Ершовой по телефону. Мы - это студия кинохроники. Те, кто не только на сцене ее видел. Те, кто не раз снимал ее для фильмов. Снимал в театре, у нее дома, на Самарской площади, где она жила со своим мужем, с Николаем Николаевичем Кузьминым. А потом в ее квартире на Вилоновской, где она жила после смерти Николая Николаевича Кузьмина.

Мы – это те, кто очень, кто необыкновенно ее любили. Она это прекрасно понимала. Прекрасно. Она приглашала нас на свои спектакли и все время жаловалась. Она постоянно жаловалась. Она говорила: «Мне совсем нечего играть. Я играю всего в двух спектаклях. А мне надо как можно больше играть. Как можно больше!»

И играла. Играла, на мой взгляд, просто изумительно. Буквально за год или за два до своей смерти она стреляла из пистолета, прыгала на одной ноге, танцевала, веселилась, а потом мы брали у нее интервью. Мы сказали ей: «Вера Александровна, прямо так – не надо переодеваться, прямо в гримуборной».

«Но вы видели? - говорила она, сидя в платье героини в гримуборной. – Видели, что когда я выстрелила из пистолета, у меня загорелся парик? Видели?!» - «Да, что-то там у вас с париком было». – «Но я быстренько его потушила», - говорила нам Вера Александровна Ершова, которая только что на сцене стреляла из пистолета, прыгала на одной ноге, и танцевала в свои восемьдесят семь лет. Ну, вот как можно относиться к такой актрисе?!

Я видел Веру Александровну Ершову в разных ее ролях. Я видел всех ее королев. Я видел ее в «Ревизоре». Я видел Веру Александровну Ершову множество раз и всегда удивлялся… Все всегда удивлялись ее стати и ее высоким каблукам. Все, кто говорил или говорит о Ершовой, все говорят о высоких каблуках. Но меня удивляли не каблуки. Не ее наряды. Не ее всегда изысканные прически. Не стать. Меня удивляла, поражала воля этой женщины. Совершенно непоколебимая, огромная воля к жизни.

Она перенесла инфаркт. Она встала после инфаркта, она в феврале прошлого года вышла на сцену. Умерла 6 апреля. А в феврале, в свои 89 лет, она еще играла.

Никак не могу понять, откуда у таких людей, как Вера Александровна Ершова, берется столько сил. Что дает им эти силы? Все говорят, любовь к искусству, любовь к театру. Нет, мне кажется, этого мало. Что еще? Я думаю, что они родятся с такой волей. Я думаю, что это еще и огромное самовоспитание, и… Может быть, любовь? Неизбывная любовь к этой реке, городу, который стоит на ее берегу, набережным этого города.

Ершова приехала к нам из Курска в сороковые годы. Но стала самарской актрисой. Самарской. С самарским характером, самарским восприятием жизни. Вера Александровна была влюблена в Самару! А еще она была влюблена в своего Колюню, как называла мужа, Николая Николаевича Кузьмина.

Смерть Кузьмина подкосила Ершову. Вера Александровна пришла к Монастырскому и попросила, чтоб он помог ей переехать в другую квартиру. Она не могла оставаться в той, где жила вместе с Николаем Николаевичем Кузьминым. Не могла оставаться на Самарской площади. Ей нужно было сменить место обитания. Так она переехала на Вилоновскую улицу в дом номер 1. Переехала и была очень довольна тому, что ей не надо больше подниматься в опустевшую после смерти мужа квартиру. После смерти Кузьмина.

Николай Николаевич Кузьмин. Вот тоже фигура! С Николаем Кузьминым мне приходилось встречаться не раз. И не только тогда, когда он выходил на сцену. Мне приходилось видеть его в разных ситуациях. И я думаю, что Николай Кузьмин был абсолютно бесстрашный человек. Чтобы понять это, достаточно было увидеть, услышать, как Кузьмин разговаривает, скажем, с работниками областного комитета партии, отстаивая интересы какого-то актера. Я был свидетелем этому и могу сказать: Николай Кузьмин вел себя как гражданин, совершенно не задумываясь о последствиях.

Человек необыкновенной прямоты. Честности. Какой-то удивительной правды.
Веру Ершову похоронили в той же могиле, в которой похоронен ее муж. Над могилой - дуб. Во дворе на Самарской площади поднимался, у самых окон Ершовой и Кузьмина. Молодой еще совсем, только начинающий жизнь. Николай Николаевич и посадил. А когда Николая Николаевича не стало, актер нашей драмы Иван Морозов пересадил дубок на его могилу.

Двое теперь под этим деревом. Николай Николаевич Кузьмин и Вера Александровна Ершова. На Центральном кладбище. В аллее, где похоронены многие наши актеры…»





Наши актёры… Наши!

Природа щедро одарила Веру Александровну: великий талант, бесконечная женственность, обаятельная внешность, умение любить и дружить.

Вера Александровна прожила большую и счастливую жизнь. Театр она любила самозабвенно. Это был ее Храм, которому служила беззаветно 63 сезона на самарской сцене, потрясая правдой человеческой боли, радости и надежды, когда зал замирал и наступала тишина, в которой, казалось, можно было услышать стук сердец зрителей.

Вера Александровна была любимой и любящей женщиной, прожившей почти 40 лет в счастливом браке с Николаем Николаевичем Кузьминым.


ВДОХНОВЕНИЕ

Ее лицо светло и вдохновенно.
И, глядя на знакомые черты,
Не верится, что это повседневно
И не подвластно вихрям суеты.

Такие лица нравятся поэтам,
За них клинки сходились испокон.
В них ликованье юности Джульетты
И озаренье мудрости икон.

Они не меркнут и не входят в моду.
Всесильные без нимбов и корон
Победно перечеркивают годы…

Они, как откровенье всех времен

Л.Г. Шакутина

Вера Ершова сыграла лучшие женские роли мирового репертуара.

Не только красавицей и не только королевой могла быть на сцене Вера Ершова. Ужасная, хищная Фтататита в «Цезаре и Клеопатре» - это тоже она. Об этой работе актриса говорила с особым наслаждением:
«Я придумала себе грим, сделала в стоматологической клинике огромные клыки. В моей Фтататите было что-то звериное, горб на спине, ужас какой-то исходил от нее, от няньки Клеопатры…»


А в жизни ей нравилось играть роль кокетки, капризной, в чем-то смешной, забавной. Даже если репетиции шли трудно, она могла превратить все в шутку, в хохму. Никогда никакая работа с ней не казалась безнадежной. Всегда подтянута, одета с иголочки, безупречна во всем. Даже в восемьдесят восемь лет Ершова ходила на высоких каблуках. И летом, и зимой! Каждое утро начинала с того, что высыпала на пол спички, а потом по одной собирала их. Такая вот зарядка.

«Театральный роман» Ершовой с Монастырским сыграл на руку обоим. Актрисе режиссер привил вкус к характерным ролям, она стала для него буквально незаменимой. Но когда Монастырский со скандалом ушел из театра, которым руководил более сорока лет, за ним ушли многие ведущие актеры, а Ершова не ушла. Она не могла жить без этой сцены.

Было ли у нее амплуа? Нет, такой подход применительно к ней слишком узок!..Сколько ролей из так называемого «салонного» репертуара переиграла Ершова! Но Монастырский рискнул попробовать ее в «Материнском поле» в роли киргизки Толгонай, и она стала самой настоящей колхозницей, да такой, что однажды на гастролях, когда ей по роли надо было пройти из зала на сцену, служительницы в театре не пустили ее из фойе в зал.

Вера Ершова мечтала отметить свой девяностолетний юбилей премьерой. Она не дожила до этого год.

АКТРИСА

Посвящается Народной артистке СССР
Вере Александровне Ершовой

ОНА ИДЕТ ПО ГОРОДУ

Когда она идет по городу,
Ей вслед восторг сердец и глаз.
Она идет легко и молодо
И в сотый раз, как в первый раз.

Ей все к лицу: полет движенья
И солнце в золоте волос…
Она идет как продолженье
Забытых юношеских грез.

Она идет, ей вслед признанье
Чудес, творимых наяву,
А яркий почерк дарованья
Уж пишет новую главу

И под аккорды восхищенья
Она выходит на помост,
Чтоб хоть на краткое мгновенье
Душой дотронуться до звезд.

Л.Г. Шакутина

Трудно смириться с мыслью, что ее больше нет. В память об актрисе.




Источники:

Вера Александровна Ершова, news.samaratoday.ru›news/82142/

Ершова Вера Александровна — Биография
pomnipro.ru›memorypage8839/biography

Ершова Вера Александровна
kino-teatr.ru›Российские актеры и актрисы›wsov/8518/bio

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ АКТЕРЫ
sampressa.ru›6/19402/

Вера Ершова
gubernya63.ru›culture/actors/vera-ershova.html

Вера Ершова — Самарские судьбы
samsud.ru


Вера Ершова — Самарские судьбы
samsud.ru/video/serial-samarskie-sudby/ershova-vera.html


Сериал «Самарские судьбы» — Самарские судьбы ...
samsud.ru/video/serial-samarskie-sudby/page-16

На телеканале РИО - трансляция документальных фильмов из цикла «Самарские судьбы». Это будут ленты об ушедших из жизни кумирах - и о самарцах, и о людях, в чьей жизни наш город сыграл важную роль www.samara.kp.ru/daily/23757/130714/


Самарская Лука "ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА ЕРШОВА"
samluka.ru›01213/ershova.htm
Комментарии (2)
Марат Валеев #    7 апреля 2015 в 12:20
Очень красивая и талантливая!
Ольга Михайлова #    8 апреля 2015 в 08:44
Приветствую, Марат!

Да! Очень красивая и талантливая Женщина!

Как же повезло нашему поколению - мы видели "в живую" и Веру Александровну, и Монастырского, и Боголюбову, и Радолицкую...

Сегодня - ещё одна дата! Супругу Веры Александровны - Николаю Николаю Кузьмину исполнилось бы 100 лет!