Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Юбилейный год Александра Тимофеевича Золотухина

+2
Голосов: 2
Опубликовано: 1218 дней назад (28 сентября 2016)
Редактировалось: 2 раза — последний 30 сентября 2016
В Самаре 23 сентября прошёл творческий вечер режиссера – педагога, заслуженного работника культуры РФ, лауреата всесоюзного фестиваля театрализованных представлений и праздников Александра Золотухина. А ещё - встреча выпускников режиссерского курса самарского государственного института культуры за последние 20 лет (с 1974 по 2016).

Вечер под названием «А годы летят… Наши годы летят…» посвятили 50-летию режиссерско-педагогической деятельности и 75-летию Александра Золотухина.





Золотухин Александр Тимофеевич – доцент кафедры театральной режиссуры, заслуженный работник культуры России, отличник Высшей школы, руководитель режиссерского курса. Лауреат Всесоюзного фестиваля массовых праздников и театрализованных представлений.

Родился 8 августа 1941 года в Забайкалье в селе Улятуй Читинской области. Окончил театрально-режиссерское отделение Восточно-Сибирского института культуры, ассистентуру ГИТИСа (курс А. Гончарова). Преподавал в Восточно-Сибирском институте культуры, осуществил ряд постановок в Русском драматическом театре Улан-Удэ.

Учебные постановки: В. Шукшин «До третьих петухов», А. Арбузов «Жестокие игры», У. Шекспир «Как вам это понравится», М. Булгаков «Зойкина квартира», К. Гоцци «Дзеим, царь джинов», Л. Андреев «Тот, кто получает пощечины», Э. Ростан «Шантеклер», А. Платонов «Ювенильное море».

В Куйбышевском ТЮЗе поставил спектакль «Разбойники» Ф. Шиллера, в театре драмы – «Под одной крышей» Л. Разумовской. Известен как режиссер массовых представлений.

30 лет самарцы вспоминают фееричное шоу в честь 400-летия Самары.


Зрители и гости Куйбышева увидели представление, аналогов которому до сих пор не было.

Город отмечал свое четырехсотлетие так, что самарцы до сих пор вспоминают с восторгом и гордостью.

«Слава Богу, все живы» - это первые слова, которые были произнесены после самого масштабного представления в истории Куйбышева. 26 мая 1986 года горожане увидели, как на Волге поздним вечером зажглись «Огни истории».

1138 участников, 122 речных судна. Огромный риск, на который пошли все вместе.

400-летний юбилей город должен был запомнить навсегда.

Об этом писали в газетах. Вдоль набережной проплыла история города. Каждый корабль отображал определённый период в жизни Самары.

Зрительного зала не было. Люди сидели на крышах, деревьях. Массовый театр под открытым небом. Историческая сказка на воде стала кульминацией праздника, который отмечали целый год.

На разработку замысла Александр Золотухин потратил полгода, на подготовку и репетиции ушло 14 месяцев. Но это того стоило. Когда прогремел последний залп салюта, люди не расходились до 4 утра. Делились впечатлениями.





«Листовка-обращение»

Всем, кто любит наш город… Его историю… Нашу Волгу…
Просим Вас откликнуться … присоединиться к поиску… сообщить (о чем - чуть ниже).
Месяц май 2016 года в нашей жизни… и в нашем городе… и на нашей Волге…
Исполнится 30 лет празднику «400 лет г.Самара – Куйбышев - Самара».
Это памятное для горожан событие в истории города произошло 24 -25 мая 1986 года.
Наш город осуществил в эти два дня целый комплекс праздничных мероприятий: от второй очереди Набережной и стадиона "Металлург" до акватории реки Волги.
В основе праздника – событие истории 400 лет рождения нашего города на карте планеты и в живой памяти людей (1856 – 1986 гг.).
Мечтал ли наш предок о городе – не знаем. Но он сложил здесь первый очаг, развел огонь…
«Горит огонь над Волгой уже многие века. Далеко видно зарево. И знают о Куйбышевских огнях по всей земле». (К.Шестаков).
«Огни истории» так называлось наше массовое представление в акватории реки Волги… 25 мая 1986 года… в ночное время 22.00-23.20… Монументальные формы театра под открытым небом…
«Действующие лица» - корабли (122 ед.)… Люди на кораблях (1138 чел.) и, естественно зрелищные картины на судах… в динамике и на сцене майского мощного течения нашей Волги …
Масштаб сценического пространства: ширина 1800 м, глубина 700 м., высота- звезды в небе…
Перед многотысячным зрителем в пространстве такой сцены проходили зрелищные картины: «Строительство Самарской крепости 1586г.», «Нападение ногайцев на крепость», «Бурлаки», «Вольница Стеньки Разина», «Самарское знамя и бой с турками - Шипка», «Буревестник», «Антанта». «Штурмовик ИЛ-2» и т.д.
… Впервые в городе как финал представления состоялся праздничный салют с реки Волги (20 мин.). Горожане увидели действие в то время секретных лазеров, работу военных прожекторов, речные фальшфейеры … живые костры, звуки ракет и пушек… и другие пиротехнические элементы театрального действия на воде. По окончании шествия по истории города длиною в 400 лет и на Волге – мы увидели радость праздника в глазах зрителей… Воочию ощутили это единое дыхание простых людей нашего города. Не надо было никого убеждать –как каждый человек в нашем городе – любит… радуется… гордится своим городом.





И как он умеет работать. И как он работал, чтобы праздник в городе состоялся.
Прав Ф. Достоевский «Я всегда говорил, что есть исторические события, увлекающие все за собой и от которых не избавишься ни волей, ни хитростью, точно также как не запретишь морскому приливу остановиться и возвратиться вспять».
И самое, самое, самое… это образ Волги … Это посвящение всех усилий, всего бескорыстного участия каждого в подготовке « Огней истории» Ей, нашей «Главной Улице России». Она дождалась своего праздника… Если бы такое посвящение Волге можно было бы делать хотя бы каждые 3-5 лет! К примеру… из неосуществленного… День рождения Волги «Тебе, Волга!», «Вальс юности», как вальс парусных яхт на Волге… и в ночное время… и в день выпускников школ. Или… «Рождение жизни на Земле» (зритель увидит как будут возникать, вырастать из воды и уходить в воду одна за другой большие картины в масштабе 1800 м. ширина, 900 м. глубина, 70 м. высота).
«Сегодня я рукою благодарной
Святой воды твоей коснусь…
Мать Волга, будь навек благословенна…
В тебе священной наша будущая Русь» (Н. Золотухина)
…. И объяснение в любви Волге Н. Карамзина:
«Река священнейшая в мире,
кристальных вод Царица - мать»
Дорогие горожане, все, кто любит свой город и нашу Волгу! Просим Вас откликнуться и сообщить о своих знакомых, родных, близких т.е . людях, которые были:
- зрителями 25 мая 1986 года (На набережной у гостиницы «Волга», на склоне холма, на крышах домов, на деревьях).
- участниками на кораблях (1138 чел.)
- Участниками групп: спортивных, драматических, хореографических, на центр-сцене (240 чел.)
Очень просим откликнуться и сообщить о себе специалистов от 72-х предприятий города от 29 организаций и учебных заведений.
Особо просим членов штаба (262 чел.) по решению всех вопросов технической подготовки такого масштабного зрелища в обстоятельствах непредсказуемо – мощного течения реки Волги… и еще в ночное время.
Откликнуться капитанов судов, катеров, владельцев маломерных лодок, военных радистов, водителей машин с военными прожекторами (прапорщик Г. Назаров), инженеров-электриков (за 200 метров от берега организовали электросвет и установили гирлянды, прожектора)
Специалисты-речники по сцепке 2- х барж и их установке в мощном русле реки Волга.
Все что узнаете, найдете, о событии и людях, сделавших событие 400-летия города праздником… кто жил этим событием, работал в нем, участвовал, был зрителем, просто слышал от старших, друзей, родителей, знакомых и т.д. и т.д.
Цепочка человеческих связей нескончаема. Был бы только интерес к выходу на человека, к его узнаванию и общению с ним…
Все свои «раскопки-находки» просим высылать по адресу : zolotuhin-at@mail.ru
Телефон контакта: 8-917-151-74-27 (Золотухин А.Т.)

«Раскопки-находки» типа: фото, кадры любительских съемок, воспоминания, рассказы очевидцев, участников, зрителей и др. Ваш человек-очевидец «Огней истории» станет героем готовящейся книги о событии «Огни истории». Ваши сообщенные находки выстроят и составят содержание книги с указанием автора - первоисточника. Ваш человек – основной герой книги «Огни истории».
Я - мои друзья – друзья друзей – знакомые друзей и так по цепочке бьется пульс человеческого поиска.

Фото : Зрители ждут начала представления "Огни истории" на реке Волга. Устроились днем, засветло. А начало "Огней истории" в ночное время 22.00-23.20
Этот дом, если спускаться вниз по Маяковскому спуску от Цирка - справа первый на Волжском проспекте.

Фото : Если смотреть с кораблей (122 ед.) то есть основной сцены представления, то зрительный зал, представлял собой в ширину - пространство от бассейна СКА до ул. Полевая и ул. Первомайская... А в глубину - от второй очереди Набережной, Волжского проспекта до Цирка и пл. Славы (склоны холмов, крыши домов на Волжском пр-те, деревья).

Фото : Днем. Рабочий момент. Сцепка 2-х баржей. Это сцена - эстрада. Устанавливается в 150 м. от берега. Это "сценический центр" зоны действия кораблей. Корабли проходят в 60-ти метрах от зрителей мимо сцены-эстрады.
"Зона действия" на кораблях 200 м. Содержание эпизода начинается на кораблях и заканчивается на сцене-эстраде действиями групп: хореографической, военной, спортивной, драматической.

Фото : Сцена из 2-х сцепок-баржей длина 130 м. Вечером. В центре - стрела от плавкрана мощностью 10 тонн. По краям два 5 тонных плавкрана. Это опоры для сценического фона и световой гирлянды.

Эта листовка размещена в Интернете на страничке Александра Золотухина.







Он никогда не гнался за деньгами и материальными благами; он очень точно понимает смысл человеческой жизни: найти свое предназначение, обрести внутреннюю свободу, дарить людям радость. Он очень счастливый человек, потому что каждый день занимается любимым делом, передает знания, заряжает вдохновением и любовью!

Александр Золотухин – герой книги, над которой работает член Самарской областной организации молодых литераторов Галина Михайлова.

«Огни истории Александра Золотухина» – так называется эта книга. С автором беседует Светлана Внукова.

– Галя, признаюсь: я пока еще не успела прочесть ни одной вашей книги из уже изданных, а их, если не ошибаюсь, три. Но, судя по аннотациям, это беллетристика. «Огни истории Александра Золотухина» – абсолютная non fiction. Что подвигло?

– Знакомство с Александром Золотухиным. Познакомились мы случайно, но он меня…

– Заворожил?

– Знаете, как воспринимает людей Александр Тимофеевич? Для него каждый человек – планета, и при первой встрече он пытается почувствовать: есть ли воздух на этой планете, она живая? Почувствовать и понять: эта планета его или чужая? Так вот, в первые же минуты нашей встречи мне стало ясно, что Золотухин – это моя планета. И по мере того, как я узнавала Александра Тимофеевича, я все больше укреплялась в мысли, какая это для меня еще и творческая удача – знакомство с ним.

У него же удивительная судьба. Самара знает Золотухина как выпускника ГИТИСа, как педагога Самарского государственного института культуры, лауреата Всесоюзного фестиваля театрализованных представлений. Сотни учеников, множество режиссерских работ. А он ведь из такой глубинки! Читинская область. Село Улятуй. Родился, когда уже больше месяца шла война. Третий ребенок. Мама – уборщица. Отец – на фронте. Шестилетним только узнал, что в природе существует сахар. После школы работал учеником слесаря в МТС. Где – МТС, а где – ГИТИС?! И разве это не чудо?

И я поняла, что хочу написать об этом человеке. Массовый театр – любимый жанр Александра Тимофеевича. И он много в этом жанре работал. И полон новых идей, и идей прекрасных. Один бал парусных яхт чего стоит! Но «Огни истории» – вершина. На сегодняшний день, во всяком случае. И поэтому центральная часть повествования – это рассказ вот об этом шоу.

Если бы вы слышали, как люди о нем вспоминают! Я родилась в 86-м. Мы ровесники с этим грандиозным событием. До встречи с Золотухиным даже не знала, что это было в Самаре! Но слушая рассказы тех, кто создавал шоу, и тех, кто был в числе зрителей, я будто сама пережила то, что пережили они в ночь с 25 на 26 мая 1986 года.

– Насколько я знаю, только в представлении участвовали сотни людей. А были еще люди, которые готовили технику, декорации, были организаторы всей этой работы. Наконец, был зритель…

– Я назову точные цифры. 122 единицы речного флота задействовали тогда в представлении. И именно они формировали образный ряд – на такой сцене, как волжская акватория, иное решение просто невозможно. 1138 человек участвовали в представлении. 72 предприятия и 29 организаций его готовили. 262 самарца работали в общегородском штабе праздника. Сколько было зрителей, я не скажу, но могу показать снимки, и вы увидите: набережная людьми усыпана. Люди висят на деревьях, сидят на крышах…

– Так с кем же вы встречались?

– Среди тех, с кем я говорила, были и зрители, и участники представления. И мне удалось встретиться почти со всеми знаковыми фигурами, причастными к организации действа. И прежде всего, с Владимиром Ивановичем Золотарёвым.

– Тогда он был первым секретарем Куйбышевского горкома КПСС.

– Потрясающий человек! Человек поступка, я бы сказала. Вы знаете, что именно Золотареву Самара обязана возрождением Грушинского фестиваля? Это ведь он взял на себя смелость вновь открыть опальный фестиваль. Он взял на себя ответственность за шоу «Огни истории». И, конечно, рисковал. Главные мероприятия городских праздников проходили на площади Куйбышева, а тут – на огромной реке, да ночью, да такая масштабная феерия! Смелость нужна была недюжинная. Могло же произойти все что угодно. И не только на воде. «Когда 25 мая, – рассказывал Владимир Иванович, – я увидел набережную, то подумал: дело дрянь».

– Он увидел людей на крышах?

– На крышах, на деревьях. И признался мне, что сам был удивлен исходом: такое количество зрителя – и ни одного ЧП. Владимир Иванович полагает, что это эффект «Огней истории». Ну, вот так это представление подействовало. Тех, кто создавал представление, он называет людьми уникальными и очень гордится, что Самара справилась с этой гигантской задачей сама. Что помощи у области не просила. Что даже для областных властей этот праздник был, по большому счету, сюрпризом.

Вообще, Владимир Иванович – человек, который ломает стереотипные представления о партийном функционере тех лет. Существует же мнение, что партия вмешивалась, помимо всего, и в творческие процессы. В его случае ничего такого не было. И в этом тоже мужество этого человека. Главный идеолог города! В случае чего голова полетела бы с плеч. Никаких «указивок»! Никакого «стояния над душой»!

Вспоминает Владимир Иванович Золотарев:

– Уже к концу 1985 года мы определились: нужно подарить городу праздник. Но делать что-то маленькое несолидно – дата круглая, а делать что-то серьезное – это и большая организационная работа, и финансов нужно много. Вопросы, сомнения… А Журавлев Михаил Иванович говорит: «Вы нам дайте только добро. Поднимите флаг и держите его! А мы будем организовывать». Для меня это было несколько неожиданно, а с другой стороны, приятно: народ готов идти в бой. Привлекли специалистов, написали сценарий… «Врубились», что называется, в дело, и тут уж не до сомнений. Только вперед, вперед, вперед!

Когда работа началась, организаторская роль горкома отошла в сторону, все легло на плечи Золотухина и Егорова. А мы на заседании горкома рассматривали эскизы, когда уже все было проработано.
Самое сложное было договориться с заводами о выделении судов. У них же планы были на эти суда. Мы ездили, разговаривали без нажима, и люди соглашались. Все, кто в то время руководил предприятиями, это же были не менеджеры, а руководители с большой буквы!

К сожалению, объем статьи не позволяет рассказать обо всех, без кого представление бы не состоялось. Во всяком случае, в том виде, в котором его задумал режиссер. Но об одном человеке все-таки скажу. Николай Лаврентьевич Володченко – начальник Куйбышевской судоходной инспекции Волжского бассейна. В постановочной группе «Огней истории» он выполнял функции режиссера флота. Вот с ним встретиться, к сожалению, не удалось – нет его уже среди живых. Он тоже был человеком, умеющим брать на себя ответственность, и тоже рисковал. Карьерой уж точно.

– А рисковать-то, вообще говоря, стоило?

– Директором праздника был назначен инструктор горкома партии Владимир Васильевич Егоров. Его воспоминания тоже есть в книге. Подробно рассказывает и о празднике, и о том, как его готовили. О драматических ситуациях, которые сопровождали подготовку, о сложнейших технических проблемах, которые практически каждый день возникали, и о том, с каким креативом люди подходили к их решению. О душевном подъеме, с которым шла работа. А работали практически на голом энтузиазме. Но говорит, что всякий раз, когда мысленно возвращается к событиям 1986-го, прежде всего вспоминает слезы болгарской делегации на эпизоде «Взятие Шипки». «Из города на Волгу, где зажигались эти огни, шла толпа, – рассказывает Владимир Васильевич. – А в город с Волги возвращался народ».

Огромное количество людей. Шли молча, слившись в едином дыхании. И потом уже, в городе, долго-долго не расходились. Стояли возле домов, сидели на лавочках, пытаясь, видимо, пережитое осмыслить. Собственно, и Золотарев говорил об этом же. И Алексей Иванович Степанов, тогда заместитель начальника речного порта. И Владимир Юрьевич Ремезов, в 1986 году – заместитель директора Куйбышевского речного техникума по учебно-воспитательной работе, а студенты техникума участвовали в нескольких эпизодах.

Юрий Михайлович Паршин (заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников СГИК) считает, что событие это приблизило возвращение городу исконного имени, поскольку именно тогда, по большому счету, самарцы впервые осознали всю глубину и мощь своего исторического прошлого.

И вот тут бы я хотела упомянуть еще одного человека. Татьяну Грузинцеву. Она первой из нынешних журналистов обратилась к этой теме, в «Самарских судьбах» в 2008-м вышел ее материал об «Огнях истории», и он мне очень помог в этой моей работе.

– Когда выйдет книга?

– Надеюсь, что в 2016-м: 430 лет Самаре. 30 лет празднику, посвященному 400-летию города, 45 лет институту культуры. Ну и, наконец, 8 августа 75 лет Золотухину!

– Желаю вам удачи!

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 10 (98) за 2016 год

На вечер педагога-юбиляра собралось катастрофически много публики – полный зал плюс стоящие в проходах, а сам вечер длился до неприличия долго - больше четырех часов.

Юрий Паршин — ведущий, одновременно коллега и одновременно ученик Золотухина, только разводил руками, ну что поделаешь, каждый выпуск (а их было двадцать, с 1974 года) хотел поздравить мастера.

Выпускники Александра Тимофеевича или просто «Тимофеича», как называет его не одно поколение студентов, сейчас работают в театрах Самары, Тольятти, Новокуйбышевска и Сызрани, а еще в театрах Волгограда, Санкт-Петербурга, Москвы, Пензы, Уфы, Читы, Улан- Удэ.

Среди его учеников не только актеры, режиссеры, но и телевизионщики, журналисты, поэты, писатели.

На вечере вспоминали дипломные спектакли и, конечно, репетиции в 22-й аудитории. В черном кабинете. Одна бывшая студентка Золотухина, теперь известный журналист, как-то мне говорила, что объяснить, описать методику занятий и репетиций Золотухина невозможно, это какое-то шаманство. «Непонятно как, но ты попадаешь под обаяние этого человека и делаешь то, что ему нужно», - говорила она.

И кто хоть однажды присутствовал на этих самых репетициях в 22-й, понимает, о чем речь.

Невероятно подвижный, энергичный, с горящим взором Александр Тимофеевич буквально летает по аудитории, заряжая озорством и хулиганством своих студентов. В творческом порыве Золотухин мог вскочить на подоконник или отжаться (во всяком случае, в 70 лет мог точно, не исключаю, что и сейчас). И наблюдая это шаманство, а иначе не назовешь, восхищаешься, удивляешься и задаешься вопросом: кто же из них моложе — Золотухин или его студенты?

Кстати, слово «удивительный» - одно из его любимых. Он удивляется и восхищается каждому новому поколению студентов, он удивляется талантливым работам, талантливым людям, он удивляется ежедневно самой жизни. И с азартом включается в самую немыслимую авантюру, как в веселую игру.

Александр Тимофеевич полон новых идей. Волга, такая могучая и такая спокойная, продолжает его вдохновлять.

А пока... Пока готовится к изданию книга о том самом празднике «Огни истории». И, конечно, новый поток студентов, вновь первый курс.

А как было сказано на вечере, с каждым первым курсом Александр Тимофеевич Золотухин и сам становится первокурсником. А значит, все у него впереди.

С юбилеем!



Источники:

СГИ, Философия
www.smrgaki.ru/inst_sgi/196.html

Огни истории — СамКульт. Область культуры
samcult.ru›Наследие›Огни истории


Почти 30 лет самарцы вспоминают фееричное шоу в честь 400 ...
tvsamara.ru/news/11071/
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!