Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Застывшая музыка… Какая она - архитектура Самары?

+5
Голосов: 5
Опубликовано: 1693 дня назад (23 апреля 2014)
Редактировалось: 2 раза — последний 24 апреля 2014
Вчера состоялась презентация новой книги Виталия Самогорова о Самарских архитекторах Александре и Петре Щербачевых. Авторы – заведующий кафедрой «Архитектура» СГАСУ Владимир Самогоров и кандидат наук Михаил Олегович Иванов.





Им пришлось проделать колоссальную работу, чтобы создать бесценную для истории архитектуры в Самаре-Куйбышеве-Самаре книгу. Этот двухтомник – наиболее полное и фундаментальное исследование по теме. Судьба архитекторов Щербачевых - кусочек жизни практически каждого жителя нашего города. Кому-то пришлось пожить в домах, построенных по их проектам. А какое наслаждение получаешь, гуляя по улицам Самары и любуясь домами Щербачевых! Не зря архитектуру называют застывшей музыкой...

Какая она - архитектура Самары? Жители города и гости Самары могут убедиться в этом воочию. Кому интересно познакомиться с архитектурным обликом Самары, приглашаю прочитать эту небольшую заметку или посмотреть на «Самарских судьбах» фильм, посвящённый творчеству самарских архитекторов Александра и Петра Щербачёвых (вышел в эфир в ноябре 2012 года).

Сегодня мы поговорим об Александре и Петре Щербачёвых.

На протяжении четверти века, с 1889 по 1912 годы, строительство нашей Самары было связано с именем архитектора Александра Александровича Щербачёва. Он относился к числу зодчих, создавших архитектурный облик старой Самары. Десятки проектов - жилых, общественных, промышленных и культовых зданий, таков творческий диапазон мастера. В его работах отразились различные архитектурные стили: русский стиль, эклектика, модерн, неоклассицизм.

А.А.Щербачёв родился 18 февраля (по старому стилю) 1858 года в Москве в купеческой семье. В 1873 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880 году ученический проект здания окружного суда получил малую серебрянную медаль. В этом же году Александр поступает в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение и оканчивает её в 1884 году с серебряной медалью. За годы учёбы он принимал участие в различных конкурсных проектах и получал высокие награды.



В Самару А.А.Щербачёва пригласил городской голова П.В.Алабин. 21 февраля 1889 года на должность городского архитектора определён "классный художник архитектуры II степени Щербачёв". На этой должности он проработал 10 лет: с 21 февраля 1889 года по 30 декабря 1899 года.

В обязанности городского архитектора входили составление проектов и смет различных построек, выдача разрешений на строительство, осуществление контроля за соблюдением строительного права.

Самара на рубеже XIX - XX веков быстро застраивалась. Только за один летний сезон возводилось от 200 до 300 зданий. Главным объектом строительства являлся в это время Воскресенский кафедральный собор на Соборной площади (ныне площадь Куйбышева), и А.А.Щербачёв сразу же подключился к надзору за ходом строительных работ.



Собор строился по проекту петербургского профессора архитектуры Э.И.Жибера. Но в ходе работ в проект вносились изменения. Так, в начале 1890-х годов А.А.Щербачёв выполнял перерасчёт конструкции барабана главного купола. Известно, что Э.И.Жибер составил два проекта внутренней отделки храма с иконостасами. Самарская городская дума выбрала проект отделки в византийском стиле, но с условием, что избранный план будет осуществляться только в главных частях собора. Проект иконостаса для нижнего храма с престолом во имя митрополита Алексия и три изразцовых иконостаса для верхнего храма с престолами во имя Воскресения Христа Спасителя, в честь Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца разработал А.А.Щербачёв. По его рисункам выполнялись все двери кафедрального собора. Именно занятостью на строительстве собора объясняется небольшое количество зданий, спроектированных им за первые пять лет работы в Самаре.

В это время произошли большие перемены и в его личной жизни. Осенью 1889 года Александр Александрович обвенчался с дочерью самарского городского головы П.В.Алабина. В 1890 году у них родился сын Пётр. Семья Щербачёва жила на улице Казанской (ныне ул. А.Толстого,29). Позднее здесь А.А.Щербачёв открыл свою частную мастерскую.

Первой самостоятельной работой архитектора в городе была небольшая часовня митрополита Алексия на берегу Волги (ул. М.Горького под Пионерским спуском). В 1888 году в России отмечали 900-летнюю годовщину крещения Руси. Самарское городское общество решило по этому случаю приступить к постройке часовни во имя святителя Алексия. В день торжества 900-летней годовщины крещения Руси, 15 июля 1888 года, состоялась закладка фундамента часовни. В 1890 году часовня была построена и освящена. В советское время её разобрали. В июне 1998 года эта часовня вновь возведена у речного вокзала.

Позднее А.А.Щербачёв спроектировал часть построек Никольского мужского монастыря, от которого осталась лишь арка въездных работ на улице Осипенко, и церковь во имя святых Софии, Веры, Надежды и Любови (ул. Чапаевская,136).

Одним из первых крупных частных заказчиков А.А.Щербачёва стал купец Д.Е.Челышёв. Для него были построены два трёхэтажных доходных дома, баня, церковь и особняк. Среди них особый интерес представляют доходные дома на улице Фрунзе,56 и Красноармейской,60, построенные в "русском стиле". Это был новый тип жилого многоквартирного дома, в котором селились учителя, врачи, инженеры, банковские служащие, юристы.



На средства самарских купцов в городе строились благотворительные учреждения: богадельни, больницы, приюты. В 1898 году Александр Александрович составил проект кирилловского ночлежного дома (ул. Пионерская,84).

После ухода А.А.Щербачёва с государственной службы основной темой его работ стал частный особняк, что способствовало истинному раскрытию таланта мастера. Наш город до сих пор украшают неповторимые по своему облику "щербачёвские" особняки: Бема (ул. Куйбышева,85), Белоусова (ул. Куйбышева,72), Шихобалова (ул. Венцека,55), Клодта (ул. Куйбышева,139), Наумова (ул. Куйбышева,151).






(на фото - особняк Клодта)


Наиболее примечательным в этом плане является особняк Александра Николаевича Наумова (1868 - 1950), Почётного гражданина Самары, губернского предводителя дворянства (1905), члена Государственного Совета (1909). Особняк был построен в 1899 - 1905 годах в стиле псевдоренессанс. Он сразу стал украшением города, местной достопримечательностью. Им любовались пассажиры с проходивших по Волге пароходов. А городские извозчики подвозили к дому заезжую публику, показывали его, как свою городскую гордость, выпрашивая у своих седоков дополнительные чаевые.

В Самарском государственном архиве сохранился проект дома, а воспоминания самого хозяина дают нам уникальную возможность ознакомиться с уже утраченными интерьерами особняка. "Как описать ту красоту линий, всю гармоничность пропорций, которые выявил на деле с огромным художественным чутьём талантливый архитектор - милейший мой друг Александр Александрович Щербачёв!" - писал Александр Николаевич. "Главный секрет заключался в том, что, вопреки всяческим запугиваниям и отговариваниям, весь передний фасад дома был выложен из жигулёвского камня, некоторые же части его, как, например, колоннады на парадном подъезде, высекались из цельных колоссальных глыб. Из того же камня, из которого сложен весь фасад, я велел сделать большой, в рост человека, камин для своего кабинета, отшлифовав его так же, как обычно это делалось для выделки мрамора. Получилось нечто исключительно красивое и импозантное, напоминавшее ценнейший материал далёкой Италии".
Особняк соответствовал всем необходимым требованиям, чтобы использовать его для официальных приёмов. В передней части дома располагались парадные помещения для больших торжеств и балов (гостиные, танцевальный зал, будуар, столовая), а личные покои хозяев находились в дворовой части здания. В подвальном этаже были устроены подсобные помещения: кухня, кладовые, винные погреба, швейцарская и комнаты для прислуги.

Необходимо отметить, что А.А.Щербачёв не только составлял проекты, но и с большой требовательностью относился к выполнению строительных работ, сам осуществлял авторский надзор, добивался точного исполнения задуманного проекта. Так, под его руководством в 1906 году был построен самарский костёл.



А.А.Щербачёв был известен и как автор проектов промышленных сооружений, банков и учебных заведений. В 1898 году он спроектировал кузницу для Жигулёвского пивоваренного завода, в 1902 году мельницу для купцов Стройкова и Якимовых, в 1897 - 1902 годах - здание Государственного банка (ул. Куйбышева,112), в 1898 году здание мужской гимназии (ул. Галактионовская,141), в 1910 году - вторую женскую гимназию (ул. Молодогвардейская,169). Последней его работой стал комплекс зданий духовного училища на улице Молодогвардейской.

Александр Александрович Щербачёв умер 22 апреля 1912 года. Похоронен на кладбище Иверского женского монастыря.



В наследство от него осталось более тридцати разнообразных зданий, прекрасных образцов градостроительных шедевров дореволюционной Самары, до сих пор украшают наш город.

Удивительная любовь к искусству, творческое горение А.А.Щербачёва передались его сыну Петру.



Окончив Самарское реальное училище, Пётр Александрович уезжает продолжать своё образование в Москву, в высшее училище живописи, ваяния и зодчества. Накануне Первой мировой войны П.А.Щербачёв едет за границу в Грецию, Италию, Австрию, Францию, где изучает образцы классической архитектуры. После окончания училища в 1915 году он служил в Самарской городской управе помощником городского архитектора, затем - в Гидрографическом управлении в Минске.

С 1920 года до выхода на пенсию в 1956 году работал в Куйбышеве архитектором в управлении Самаро-Златоустовской железной дороги, занимал руководящие должности в строительных и архитектурных организациях города.

По проектам П.А.Щербачёва построено и реконструировано свыше 80 зданий, украсивших наш город. На Комсомольской площади, у вокзала, высится величественное здание управления железной дороги. Оно было спроектировано П.А.Щербачёвым в 1923 году и является первым зданием в Самаре, построенным в советское время.

Наиболее выдающимися его работами являются: ДКА (окружной Дом офицеров 1930-1932), Дом сельского хозяйства (1933), штаб ПриВо (1930), Дом начсостава ПриВо (1937), надгробный памятник генерал-майору И.Д.Рыбинскому (1945), удостоенный 1-й премии на конкурсе; привокзальный Крытый рынок (1954-1955).

По воспоминаниям коллеги Петра Александровича - архитектора Калерии Ивановны Яценко, П.А.Щербачёв всегда лично руководил строительством спроектированных им зданий. "Помню, как он забирался на строящийся Крытый рынок и сбивал молоточком неправильно сделанные детали. Он был воплощением напряжённой творческой работы - работал увлечённо, забывая обо всём в густо прокуренном помещении. Главную идею, будущего здания он всегда вынашивал сам, а разработку деталей доверял помощникам".

П.А.Щербачёв скончался 26 июня 1967 года в городе Куйбышеве.

1 ноября 2005 года в честь 115-летия со дня рождения Петра Александровича Щербачёва по инициативе СОИКМ имени Алабина и при финансовой поддержке министерства культуры и молодёжной политики Самарской губернии состоялось открытие мемориального музейного комплекса "Палитра памяти".
В рамках проекта "Палитра памяти" были установлены новые памятники и благоустроено пришедшее в упадок семейное захоронение Щербачёвых на городском кладбище. Здесь находятся могилы Александры Петровны (Алабиной) Щербачёвой (20 февраля 1866 - 11 августа 1943), Петра Александровича Щербачёва (17 июля 1890 - 26 июня 1967), его жены Таисии Ивановны Щербачёвой (23 мая 1890 - 12 декабря 1962) и сына Артемия Петровича Щербачёва (19 января 1926 - 7 апреля 1980).

Восстановление достойного памятника этим людям является примером бережного отношения к нашему прошлому.

Как и книга... посвящённая людям, построившим наш город.




Мне, как дочери строителя и просто самарочке, «путешествие» по улочкам Самары, ещё одна страничка истории Самары - были интересными и познавательными.

А вам?



Источники:

Интересные истории об известных личностях, биографии.
«Творчество самарских архитекторов Александра и Петра Щербачевых», М.О.Иванов, кандидат архитектуры

Фильм - на "Самарских судьбах" (ноябрь, 2012 года)
Комментарии (4)
Оксана Алмазова #    23 апреля 2014 в 18:22
очень интересно! в архитектуре, правда, плохо разбираюсь
У нас в Алматы есть знаменитый собор, переживший разрушительное землетрясение 4 января 1911 года, построенный без единого гвоздя - Свято-Вознесенский. Архитектор - Андрей Зенков
Ольга Михайлова #    24 апреля 2014 в 12:37
Храм Христа Спасителя — не сохранившийся кафедральный собор, построенный в Самаре в 1894 году и уничтоженный в начале 1930-х годов.
В 1930 году городские власти Самары приняли решение переоборудовать храм в Дом культуры строителей. После того, как выяснилось, что подобный замысел весьма затратен, а его результат не будет отвечать требованиям Дома культуры, было решено снести храм для сооружения полностью нового здания. Разборка храма длилась около четырёх лет, последней в 1935 году была взорвана колокольня.

Пять лет! Пять лет разбирали по кирпичикам... Зачем?!

Из останков и кирпича Кафедрального Собора был возведены прилежащие здания: Дом Красной Армии, Радиостанция и Дом промышленности. 11 марта 1932 года Горстрой принял на себя обязательство: "Построить на площадях Коммунальной, Вокзальной и площади Революции три общественные уборные, каждая объемом в 352 куб.метра". На их постройку также шли останки от кафедрального собора. В ноябре-декабре 1932 года и в начале 1933 года на складах новых построек имелись: камень теплобетонный, половняк, кирпичи (бывшие в употреблении), изразцы (бой), битый мрамор, железо (лом), двери (бывшие в употреблении). Это все, что осталось от Кафедрального Собора.



(фото сделано во время строительства)



(почти разрушенный Храм)

Бывает и так...

Рада вам, Оксана, на страничке Самарочки!
Валерий Гринцов #    23 апреля 2014 в 20:56
Замечательно, Оля!
Ольга Михайлова #    24 апреля 2014 в 12:39
Спасибо, Валерий!
Отец и сын Щербачёвы заслужили такой оценки!