Художник Светлана Сараева — о языке мордовского костюма и национальной вышивки

"Хроники самарочки"

08:17
5
На восточной части Восточно-Европейской равнины, примерно посередине между Москвой и Волгой располагается республика Мордовия.

10 января 1930 была образована Мордовская автономная область, 20 декабря 1934 она была преобразована в Мордовскую АССР, с 1994 — Республика Мордовия.

Расстояние от Самары до Мордовии на машине по автодороге: 469 км. Время в пути (без пробок и т.д.): 6 ч. 47 мин.

В Самарской области самая многочисленная мордовская диаспора в России. В области есть несколько национальных газет, мордовская программа на радио, мордовский как родной язык преподают в 11 школах.

Республика Мордовия, точнее — город Рузаевка, сегодня — "наш маршрут".

Впервые Рузаевка упоминается в 1631 году, когда округа была пожалована касимовскому мурзе Урозаю Тонкачеву, от имени которого получила название деревня Уразаевка, или Рузаевка.

С 1725 по 1757 годы деревня принадлежала судостроителю, лейтенанту лейб-гвардии Преображенского полка Т. И. Лукину.

Во второй половине XVIII века Рузаевка принадлежала помещику Н. Е. Струйскому, который увлекался изобразительными искусствами и сочинял вирши.

В виршах «На смерть верного моего Зяблого» (1784) хозяин имения описывал в преувеличенных тонах его интерьеры:

Лишь шибкую черту Бушера он узрел,
К плафонну мастерству не тщетно возгорел.
Мне в роде сих трудов оставил он приметы:
В двух комнатах верхи его рукой одеты.
Овальну ль кто зрит иль мой квадратный зал,
Всяк скажет! Зя́блов здесь всю пышность показал!

После возведения в 1783 г. первого храма деревня Рузаевка стала считаться селом.

В 1792 г. Струйский завёл в Рузаевке одну из первых и лучших в России частных типографий.

Один из посетителей усадьбы Струйских описывал её следующим образом:

«В Рузаевке прекрасный сад, широкие дороги, везде чисто и опрятно. Дом огромный, в три этажа, строен из старинного кирпича, но по новейшим рисункам. В селении два храма, один старинный, в нём вся живопись иконная на итальянский вкус. Другая церковь выстроена с отличным великолепием: все стены одеты мрамором искусственным. Храм обширный, величественный, академики писали весь иконостас. Мало таких храмов видал я по городам… Думаю, что подобного нет во всей России. Красоте зодчества ответствует все прочее: богатейшая утварь, ризница пышная, везде золото рассыпано нещадно».

В Рузаевке живёт Светлана Сараева — одна из известных мастеров мордовского декоративно-прикладного искусства.





Итак, "Хроники самарочки" сегодня приглашают Вас "в гости":[cut=Читать далее......]


"Мордовское народное искусство уникально и не похоже ни на русское, ни на татарское, хотя на протяжении столетия развивалось вместе с ними.

Особое место в нем занимает национальный костюм — этнограф и историк Иван Смирнов сравнивал его оформление с верхней одеждой византийских императоров.

Традиции мордовской вышивки, которые столетиями передавались в деревнях от матери к дочери, продолжает Светлана Сараева — одна из известных мастеров мордовского декоративно-прикладного искусства. Им она занимается уже более 30 лет, а ее работы, не раз удостаивавшиеся наград, представлены в музеях Мордовии и на выставках по всей России.





Светлана Сараева живет в Рузаевке — втором по величине после Саранска городе Мордовии — и преподает в детской художественной школе.

"Любительница лошадей

Сама Светлана считает, что ее интерес к искусству начался с лошадей.
"Я с детства очень любила рисовать лошадей. В селе Болдово, откуда я родом, их держали как тягловую рабочую силу, вместо машин. И до того они поразили меня своей красотой… Кстати, мое отчество — Филипповна, а на греческом Филипп означает "любитель лошадей", — рассказывает она.

Когда Света была маленькой, пионервожатая, увидев ее рисунки, взяла с девочки обещание поступить в художественную школу. И Светлана слово сдержала — училась на отделении живописи. Прикладного направления не было — его Сараева откроет позже сама, когда в 1988 году вернется преподавать в родную школу.

Поступив в Саранское художественное училище, Сараева заинтересовалась мордовской вышивкой и народным костюмом — ее вдохновили работы студентов, занимающихся декоративно-прикладным искусством.

"Я помню, мама вышивала рушники, скатерти, все мелкие вещи раньше расшивали. Купить что-то подобное было невозможно, поэтому в деревнях все делали своими руками. У меня три сестры, и мы всегда сами старались шить и вязать себе. Поэтому вышивка изначальна была мне близка", — вспоминает Светлана.

Дипломной работой будущей мастерицы стал мокшанский костюм. Уже после окончания училища, в 1988 году, она создавала костюм для известного мордовского фольклорного ансамбля "Келу".





"Древняя письменность"

Мордовская вышивка — занятие трудоемкое. Даже сейчас, будучи мастером, на вышивку одного полотенца в национальном стиле Сараева тратит около года.

"Я, конечно, не спешу — занимаюсь этим вечером или в свой выходной, а потом неделю могу вообще не подходить. Но даже если не отрываться, сидеть с утра до ночи за этой работой, то все равно только на одно полотенце уйдет примерно месяц", — рассказывает собеседница.

Над вышивкой Светлана работает в перерывах между занятиями в художественной школе, где она возглавляет декоративно-прикладное отделение.

Национальная мордовская вышивка идет не по контуру рисунка, а по счету нитей ткани. По словам мастера, это чем-то похоже на работу архитектора: нити, как кирпичики в здании, создают сложный геометрический рисунок.

Все орнаменты, которые Светлана Сараева использует при создании своих работ, — аутентичные. Она берет их либо из классических работ финского этнографа Акселя Олая Гейкеля, который составил самое детальное описание мордовского костюма и его элементов, либо копируя орнаменты с той вышивки, которую до сих пор можно найти в мордовских деревнях.

"Например, бабушка в одном из сел отдала старую рубаху, я сделала с нее эскиз и вернула обратно — ведь в этой рубахе ее потом хоронить будут", — рассказывает Светлана.

Единственное, с чем она экспериментирует в своих работах, — это композиция и немного цвет: разбавляет основной для мордовской вышивки красно-кирпичный оттенок вкраплениями других. Это делает традиционные вещи чуть современнее, так их легче вписать в интерьер дома.

Изменять сам орнамент художник не имеет права, так как в мордовской культуре он несет определенный смысл. Треугольный знак, например, может обозначать гору, зигзагообразный — воду или молнию, квадрат может быть символом дома.
"Это своего рода древняя письменность. Как я могу что-то здесь менять?" — объясняет Светлана.

Костюм-"книга"

Национальный костюм — одно из достижений мордовской народной культуры. По словам Светланы Сараевой, на протяжении многих столетий мордовский костюм, прежде всего женский, был своего рода "книгой" — по нему можно было многое узнать о хозяйке.

"Девочка в 14 лет начинала вышивать костюм к свадьбе, потом в нем выходила замуж. По мере того как менялась ее жизнь, рождались дети, к костюму добавлялись новые элементы: вышивка, украшения. Сейчас это трудно сделать, но раньше можно было понять, богатая или бедная девушка, замужем или нет, сколько у нее детей, хорошо ли она живет", — рассказывает Сараева.

Многие детали мордовского костюма выполняли также функцию оберега. Вышивка с защитными символами располагалась на шее, груди, подоле. Бедренную область закрывало, как правило, украшение пулай — массивный пояс, в изготовлении которого иногда использовали кору деревьев, на коленях носили специальные наколенники. Замужние девушки прятали волосы под платок или специальный головной убор. Вместе с украшениями (ими, как правило, служили монеты) такой праздничный костюм мог весить несколько килограммов.

У представителей этнических групп мордвы — мокши и эрзи — костюмы не похожи друг на друга.

"И не только в костюмах, у них есть отличия и в языке, и даже в характере. Сама я метиска: моя мама наполовину русская, наполовину эрзя, а отец — мокша. Поэтому мне легко заниматься и русской вышивкой, и мокшанской, и эрзянской", — говорит Светлана.

Костюмы отличаются даже у жителей соседних районов Мордовии. Например, для Рузаевского района характерен передник с рукавами и головной платок, особый орнамент. "В эрзянских костюмах большая полоса вышивки идет посередине, а еще несколько полос по бокам; в мокшанских — середина пустая, ее закрывали либо передником, либо украшениями, а вышивка шла на подоле", — рассказывает Сараева.





В семейной жизни пригодится

Помимо костюмов и полотенец Светлана вышивает столешницы, панно, куклы и даже чехлы для сотовых телефонов, украшенные мордовским орнаментом. Изначально большая часть изделий предназначается для выставочных залов, что-то идет на продажу.

Художница признается: для собственного удовольствия она продолжает рисовать — несколько работ пастелью с изображением тех самых лошадей, когда-то вдохновивших ее на творчество, висят у нее дома.

Декоративно-прикладное отделение в детской художественной школе Сараева возглавляет с 1988 года. Поначалу детей туда набирали с трудом, сейчас в двух группах у Светланы 20 учеников.

"Для Рузаевки этого достаточно. Интерес к народному прикладному искусству сохраняется, но сейчас сложно привлечь детей, чтобы сделать что-то руками. Хотя для девочек, например, это всегда хорошо — шить, плести из бисера. Мало ли что в семейной жизни пригодится", — говорит она".


Автор статьи: Александр Поляков

Этот материал также опубликован в разделе "Добрости" – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом "Жить", призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.


Фото: из личного архива Светланы Сараевой и Александра Полякова (ТАСС)


Новости культуры и культурные события — ТАСС
tass.ru›Культура

Оцените пост

+1

Оценили

Гость №356+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!