Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Скончался выдающийся ученый, прародитель 3D-кино, Виктор Комар

+2
Голосов: 2
Опубликовано: 1608 дней назад (25 июня 2014)
Редактировалось: 2 раза — последний 26 июня 2014


24 июня, на 101 году жизни, скончался выдающийся ученый, изобретатель уникального голографического кинематографа, Виктор Григорьевич Комар.

Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, академик Международной Академии информатизации, академик Национальной киноакадемии НИКА, Виктор Григорьевич Комар родился 29 сентября 1913 года в городе Сызрань. Учился в московской школе. Электротехническое образование получил, окончив Московский электротехнический техникум им. Красина. С 1930 по 1937 год работал на Московском трансформаторном заводе.

В 1930 году он поступает на вечернее отделение Московского индустриального института. Во время учёбы его институт влился в Московский энергетический институт, который Виктор Григорьевич и закончил.

Исследовательскую и конструкторскую деятельность он начал с разработок электросиловых блоков. В кинематограф Виктор Григорьевич пришёл в 1937 году, начав работать в НИИКСе – Научно-исследовательском институте киностроительства.

В 1941 году, когда линия фронта приблизилась к Москве, основная часть НИИКСа была эвакуирована в Самарканд Узбекской ССР. Туда же была эвакуирована основная часть НИКФИ. В 1942 году по постановлению правительства НИИКС вошёл в состав НИКФИ.

В 1939-м и в 1940-м годах в НИИКС разрабатывались выпрямительные устройства для питания источников света кинопроекционных аппаратов. На основе использования нового типа селеновых выпрямителей была разработана не имеющая аналогов в мире мощная зарядная станция «СЗС» для зарядки танковых аккумуляторов. Разработка была выполнена под руководством В.Г. Комара в исключительно короткие сроки. Станция была принята Главным артиллерийским и бронетанковым управлением Красной Армии и использовалась для обслуживания танковых частей.

По решению Государственного Комитета обороны НИКФИ разработал селеновую зарядную станцию типа 0,6ВЗС, предназначенную для зарядки аккумуляторных батарей узлов связи на полевых аэродромах. Станции обладали хорошими эксплуатационными характеристиками благодаря использованию в них магнитных усилителей, теория которых была разработана В.Г. Комаром в предвоенные годы и определила научную новизну его кандидатской диссертации, которую он защитил в Самарканде в в 1943 году в Военно-морской академии имени Ворошилова.

По заданию Главного управления связи Красной Армии для телеграфной, телефонной и радиосвязи в НИКФИ были разработаны, освоены производством и изготавливались несколько типов селеновых выпрямительных устройств для электропитания узлов связи различного назначения. Эти работы выполнялись также под руководством В.Г. Комара.
За все эти работы Виктор Григорьевич в 1944г. был награждён орденом Красной звезды.

В 1943-м, после разгрома немцев под Москвой и в Сталинграде, Виктор Григорьевич, вместе с увеличившимся коллективом НИКФИ, вернулся в Москву. И до последних своих дней НИКФИ был для него родным домом.

Ещё в годы войны Виктора Григорьевича пригласили в Московский энергетический институт в качестве преподавателя по специальности «Промышленная электроника». Он читал там лекции на протяжении 20 лет.

В 50-х годах началась эпоха конкуренции между кинематографом и телевидением. Одним из главных вопросов было привлечение массового зрителя в кинотеатры. В разных странах, в том числе и в нашей, начались работы по созданию новых кинематографических систем. Но при этом необходимо было уделить внимание качеству киноизображения и комфортности восприятия фильма зрителем.

Решению связанных с этими задачами проблем Виктор Григорьевич посвятил не одно десятилетие. Об этом свидетельствуют выполненные под его руководством научно-исследовательские работы, результаты которых отражены в научно-технических отчётах НИКФИ и в опубликованных им статьях. Вот некоторые из них.

1960 год. Журнал «Техника кино и телевидения». Статья «Об условиях восприятия фильмов в кинотеатрах в связи с перспективами развития новых видов кинематографа».

1961 год. Отчёт по научно-исследовательской работе «О критерии резкости изображения в кинематографе и об оценке качества изображения в различных системах кино». Автором отчёта, а им был Виктор Григорьевич, был предложен новый критерий для объективной оценки резкости изображения — критическая пространственная частота, были выведены формулы для количественной оценки резкости изображений, полученных в разных системах кинематографа. Результаты этой работы были опубликованы в статье «О резкости изображения в кинематографе» в журнале «Техника кино и телевидения» в 1962 году. В этом направлении Виктор Григорьевич работал более десяти лет. Были проведены исследования, позволившие определить критерии информационной оценки качества изображения кинематографических систем, что позволило производить сравнительную оценку различных кинематографических процессов в отношении показателей качества изображения и определять наиболее актуальные направления в области совершенствования отдельных этапов существующих процессов и изыскания новых.

Мы знаем, что далеко не всегда результат научного исследования даёт положительный результат, и даже реализованная идея может не получить право на жизнь. В истории кинотехники подобное происходило многократно на всех этапах развития кинематографа. И здесь, как и в других областях науки, главное качество учёного и руководителя — в случае неудачи не опускать руки, а идти дальше, продолжая поиск жизнеспособного варианта. И Виктор Григорьевич таким качеством обладал.
И здесь интересно вспомнить некоторые работы Виктора Григорьевича Комара по созданию новых видов кинематографа. Одной из них было воплощение идеи С.М. Эйзенштейна об изменяемом на протяжении фильма соотношении сторон экранного изображения.

На первом этапе был опробован вариант съёмки киноизображения на полный кадр 35-мм плёнки в трёх форматах: без анаморфирования (соотношение сторон изображения привычное 4:3) и с использованием стандартной съёмочной анаморфотной насадки, позволяющей вести съёмку с коэффициентами анаморфирования 0,5:1 (широкий экран 2,35:1) и 2:1 (вертикальная композиция с соотношением 2:3).

Оригинально была решена задача трансформации соотношения сторон киноизображения при проекции с применением вариоанаморфотной насадки на проекционный объектив, изменяющей величину и знак анаморфирования по кодовым меткам на фильмокопии.

После этого в 1964–1966 годах специалисты НИКФИ в содружестве с киностудиями и конструкторскими бюро киноаппаратуры была разработана система съёмки и проекции фильмов на 70-мм плёнку с 10-типерфорационным шагом кадра. Съёмка велась на полный кадр с последующим кашетированием до нужного соотношения сторон.

Первым экспериментальным вариоскопическим фильмом, снятым по этой системе, стал фильм «Желаем успеха!», поставленный режиссёром Исидором Анненским в 1967 году на киностудии им.М.Горького. Эта разработка стала основой для реализации вариополикадровой одноплёночной системы, позволяющей фиксировать в одном кадре с высоким качеством одновременно несколько изображений, объединённых в единую композицию. В 1970 году снятые по этой системе фильмы «Земля и небо» (Центрнаучфильм, реж. Кирилл и Мария Домбровские) и «Молодость» (ЦСДФ, реж. Исаак Грек) с большим успехом демонстрировались в г. Осака (Япония) в рамках Всемирной Выставки Экспо-70.

Работы по вариополикадровому кино получили дальнейшее развитие в системе широкоформатного кино с 5-перфорационным шагом кадра. В создании системы «Совполикадр» Виктор Григорьевич также принимал участие. Полтора десятка фильмов, созданных на «Мосфильме», демонстрировались на различных крупных международных выставках и ярмарках. Вариополикадр использовался и в художественном кино («Айболит-66», «Победа» и др.)

Более 30 лет, с 1950 по 1981 г, Виктор Григорьевич осуществлял научное руководство НИКФИ в должностях заместителя директора института по научной работе и директора института. В этот период в НИКФИ были выполнены крупные научно-исследовательские работы, многие из которых были проведены под его руководством и при активном его участии, разработаны и внедрены новые системы широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, кругорамного, вариоскопического, стереоскопического кинематографа.

Виктором Григорьевичем опубликовано более 180 книг и статей. 24 статьи опубликованы в научно-технических журналах США, Франции, Германии, Японии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Польши. Работа «Принципы голографического кинематографа» включена в сборник избранных работ «Фундаментальная техника по голографии», изданный Американским оптическим инженерным обществом (SPIE).

В.Г. Комар является почётным членом Американского общества инженеров кино и телевидения (SMPTE), Английского общества кино, телевидения и звука (BKSTS). В 2003 г. он был избран Почётным заместителем Генерального директора Международного биографического центра (IBC), г. Кембридж, Англия.

Биография В.Г. Комара включена в книги: «Кто есть кто в мире» (США) и «Тысяча великих интеллектуалов» (Англия).
Заслуги Виктора Григорьевича были высоко оценены советским правительством. Помимо ордена Красной Звезды он был удостоен в 1971 году ордена Трудового Красного Знамени, в 1999 году ордена Почёта Российской Федерации, в 2009 году ордена «За заслуги перед Отечеством
IV степени.

Он является кавалером французского ордена «Мэтр кинематографии» (1979-й год), и английского ордена «За Заслуги» (2001-й), он – лауреат Национальной кинематографической премии «НИКА» (2003-й).

На протяжении многих лет Комар В.Г. руководил работами по отечественной и международной стандартизации, являясь председателем рабочей группы РГ2 «Техника и технология печати и обработки фильмовых материалов» Технического Комитета ТК36 «Кинематография» Международной организации по стандартизации ИСО.

Не так давно, в 2010 году, в Москве проходило очередное, 21-ое Пленарное заседание комитета, для участия в котором прибыли делегаты из Великобритании, Канады, Китая, США, Южной Кореи – действительные члены комитета ИСО. Виктор Григорьевич принял активное участие в работе Пленарного заседания, подготовил и представил отчёт о работе группы, который был одобрен и утверждён участниками заседания.

В 2012 году в журнале «Мир техники кино» № 24, в разделе «Стандартизация и право» была опубликована статья «Необходимость нормирования параметров стереопары и стереопроекции с целью снижения зрительского дискомфорта в условиях кинозала». Одним из авторов статьи – был В.Г. Комар.

До самого последнего вздох Виктор Григорьевич продолжал работать в НИКФИ в должности консультанта по научно-исследовательской работе.

Виктором Григорьевичем разработаны основные принципы голографического кинематографа. Известный учёный с мировым авторитетом, физик-оптик, изобретатель радужных голограмм Стэфен Бентон, к сожалению, тоже покойный, в своём письме в поддержку избрания профессора Комара в члены Международной Академии информатизации писал, что «имя профессора Комара имеет международную известность и почитается как имя создателя первой в мире системы голографического кинематографа, что метод профессора Комара является комбинацией нескольких идей и открытий, некоторые из которых были использованы за пределами России. Практические и специальные аспекты работ профессора Комара привлекали наибольшее внимание в мире, так как его достижения опираются на тщательно разработанную концептуальную и математическую базу». Это Стэфен Бентон.

Как известно, человек воспринимает мир объемным. Но в обычном кинематографе передать глубину пространства, перспективу, форму объемных предметов фактически невозможно. Только стереоскопическое и голографическое кино позволяют создать у зрителя иллюзию объемности изображения. Суть стереоскопического кино основана на том, что два объекта, снятые двумя объективами (стереопарой) и видимые левым и правым глазом, сливаются в сознании человека в единое объемное изображение. Фильмы такого рода демонстрировались еще до появления метода Виктора Григорьевича. Но они имели существенный недостаток: зритель мог наслаждаться зрелищем, только оставаясь без движения! Стоило лишь немного повернуть голову, как стереоизображение пропадало.

На конгрессе УНИАТЕК в 1976 году Виктор Григорьевич Комар продемонстрировал экспериментальный голографический фильм с черно-белым изображением на оригинальном голографическом экране. Кино длилось 30 секунд. Зритель мог увидеть девушку, которая вдруг возникла в воздухе. Она играла переливающимися камнями. Проецировалось изображение на удивительный экран, конструкцию которого придумал Комар. Он представлял собой систему зеркал, каждое из них создавало зрителю свое поле обзора. Голограмма отражалась в этих зеркалах, сохраняя трехмерность. Правда, количество зрителей было ограничено количеством зеркал, из которых экран состоял.

Голографическое изображение было объемным, так же как и стереоскопическое, но не имело его недостатков. Зритель мог спокойно смотреть на воспроизводимые около экрана световые копии объемных предметов. При этом для восприятия трехмерности изображения не требовались очки или какие – то специальные приспособления.

Уникальной голографической технологии проецирования пророчили большое будущее. Исследования ученого продолжались и в 1984 году ему удалось создать уже цветной голографический фильм… Но началась Перестройка и множество креативных проектов, среди которых оказался и голографический кинематограф, было закрыто.

Но как бы там не было, метод Комара не имел аналогов в кинотехнологиях того времени и стал технологическим прорывом, приведшим, в последствии, к появлению 3D изображения. А Виктора Григорьевича признали изобретателем голографического кинематографа.

Огромным авторитетом пользовался Виктор Григорьевич у зарубежных коллег. Он был избран почетным членом: Американского общества инженеров общества инженеров кино и телевидения (SMPTE), Английского общества инженеров кино, телевидения и звука (BKSTS), Международного Союза кинотехнических ассоциации (UNIATEC). Комар является кавалером ордена Франции «Мэтр кинематографии» (1979г.), английского ордена «За Заслуги» (2001г.). В 2003 году он был избран почетным заместителем Генерального директора Международного биографического центра.

Заслуги и достижения отечественной кинематографической науки и техники нераздельно связаны с деятельностью Виктора Григорьевича Комара, которую он продолжал вплоть до последних дней своей жизни.

Свои соболезнования в связи с кончиной учёного выразил Министр культуры РФ Владимир Мединский.

«Виктор Григорьевич всю жизнь оставался верным профессии. За без малого восемь десятилетий, которые он отдал кинематографу, эта отрасль совершила гигантский технический скачок. И во многом это произошло именно благодаря трудам Виктора Комара, чей вклад в развитие кинотехники признается во всем мире», - отметил Мединский.

Мединский уверен, что память о Викторе Комаре как о человеке-легенде в отечественном кинематографе сохранится на долгие годы.

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/113166
http://www.unikino.ru/day-by-day/item/5403-%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BB-%D0%B8%D0%B7-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80-%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80.html
http://vm.ru/news/2014/06/24/skonchalsya-praroditel-3d-kino-viktor-komar-254493.html
http://www.iskusstvo.tv/News/2014/06/25/skonchalsya-patriarx-kinotexnologicheskoi-nauki-viktor-komar
Комментарии (1)
Ольга Борисова #    25 июня 2014 в 20:47
Какие люди уходят на покой!