Интервью "Коллегии поэтов и прозаиков"

13:25
8
Сам себя не похвалишь — и ходишь потом целый день как оплеванный ©

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Мы продолжаем цикл интервью с наиболее активными и талантливыми нашим авторами. Сегодня предлагаем вашему вниманию нашу беседу с Маратом Хасановичем Валеевым, замечательным прозаиком, неоднократным победителем конкурсов "Мастер пера" и "Избранное", проводимыми Коллегией.

Итак, начнём!

1.Немного расскажите о себе. Какие вехи собственной биографии Вы считаете наиболее значимыми?

Да, в общем, ничего особенного в моей биографии, чтобы разбить ее на какие-то знаменательные вехи, и не было. Родился на Урале, в городе Краснотурьинск, где встретились и создали молодую семью мои родители, выходцы из Татарстана. Они работали на Богословском алюминиевом заводе, но недолго – уже после моего рождения, в середине 50-х годов, их занесло в целинный Казахстан, в село Пятерыжск Павлодарской области.
Там я закончил школу, затем решил начать самостоятельную жизнь и в семнадцать лет уехал на Урал, в тот самый Краснотурьинск, где появился на свет. Здесь я успел год с небольшим поработать на заводе ЖБИ бетонщиком, и был призван в армию. Служил в военно-строительном отряде (ВСО), строил секретные военные объекты. В 1971 году уволился в запас (а не «дембельнулся», как почему-то многие пишут и говорят – демобилизуют в том случае, если ты был мобилизован — как правило, на период военных действий), и вернулся в родительский дом в Казахстан. И был принят с распростертыми объятиями в четвертое отделение совхоза «Железинский», в тракторную бригаду электросварщиком – такой «военной» специальности меня обучили в нижнетагильской стройбатовской учебке.

2. В каком возрасте Вы начали заниматься творчеством? Что этому предшествовало?

Если учесть, что мои сочинения в школе чаще других называли лучшими, то тогда можно сказать, что со школьной скамьи. Но уже с целью попробовать опубликоваться я начал писать как раз после армии, в свободное от работы время. Свои творения – а были это юмористические рассказы, основанные на приключениях односельчан, и даже более того – родственников, — я отправлял в нашу районную газету «Ленинское знамя».
Первый рассказ забраковали, но наличие у меня определенных способностей признали. Это обнадежило, и я сочинил другой рассказ. Вот его-то уже напечатали. Честно скажу, радости моей не было передела! Окрыленный, я продолжил писать с еще большим вдохновением и упорством. Кончилось все тем, что меня, спустя несколько месяцев, пригласили работать в газету. И я без колебаний сменил электрододержатель на авторучку и корреспондентский блокнот.

Случилось это в октябре 1972 года. И лишь в июне 2011 года я оставил работу профессионального журналиста, уйдя на пенсии с должности главного редактора газеты «Эвенкийская жизнь» (Красноярский край). И все эти годы я, наряду с написанием статей, очерков, корреспонденций, репортажей для газет, в которых я работал (а было их четыре), продолжал писать и публиковать то, что называется художественной прозой: юморески, миниатюры, рассказы.
Да, так что же предшествовало тому, что я начал писать? Скорее всего то, что я безобразно много читал. Буквально упивался чтением книг, как только овладел грамотой и мне разрешили записаться в нашу сельскую библиотеку. В какой-то момент я почувствовал острое желание начать писать самому. И у меня это в конце концов получилось.

3. Вспомните какой-нибудь необычный или курьёзный случай из жизни, связанный с творчеством.

Пожалуй, вот это: в районке летом 1971 года напечатали первый мой рассказ. Я газету прихватил с собой на полевой стан: вдруг мужики заговорят о моей публикации, а она вот, со мной! Бережно свернутая в трубку газета жгла мне грудь через карман, однако никто в бригаде и словом не обмолвился о моей публикации. «Видно, еще не читали», — решил я. В обеденный перерыв первым ушел из столовки в вагончик, где механизаторы обычно отдыхали: забивали «козла», читали свежую прессу, просто валялись на жестких лавках и полках. Еще никого не было, я быстренько развернул районку и положил ее на стол так, чтобы рассказ с моей подписью сразу
бросался в глаза. А сам скромненько уселся в сторонке и закурил. Первым в вагончик зашел тракторист дядя Саша Горн. Я затаил дыхание и стал отстраненно смотреть в маленькое оконце, о треснувшее стекло которого с громким жужжанием бились мухи. Дядя Саша с кряхтеньем умостил свое грузное туловище за столом, подтянул к себе газету и… шмякнул — прямо на мой рассказ! — жирного подвяленного леща. — Подвигайся ближе, — доброжелательно сказал дядя Саша. — Посолонцуемся… А с коротких толстых пальцев его, которыми он плотоядно раздирал рыбину, на газету стекал янтарный жир, под которым расплывалась моя подпись. Обида спазмом сжала мне горло. — Спасибо, не хочу! — обиженно буркнул я и выкатился из вагончика.
К счастью, этот забавный казус не отбил у меня желания писать. Да и односельчане впоследствии старались не пропускать ни одной моей публикации.

4. Что Вы считаете наивысшим своим достижением?

Вот так сходу и не ответишь. То, что меня, не имеющего не то что специального, а вообще какого-то образования, кроме незаконченной средней школы, взяли на штатную работу в газету, уже можно назвать достижением (попутно, работая в газете, я и среднее образование «добил», а затем и профильное образование получил на факультете журналистики в Казахском госуниверситете).
А разве не повод быть довольным собой в связи с тем, что за без малого сорок шесть лет творческой деятельности публиковался более чем в ста газетах, журналах и альманахах, в том числе и зарубежных? Или что, после издания ряда книг, был принят в Союз российских писателей?
И все же есть один пример, который для кого-то может показаться незначительным, но я его с удовольствием приведу в качестве своего наивысшего на сегодня достижения. Это – включение двух моих юмористических рассказов в антологию юмора знаменитого «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты». Называется она «12-16-45» (на всякий случай расшифрую: 12 стульев, 16 страница, 45 лет), и выпущена по поводу 45-летия юмористического клуба газеты. Назову лишь некоторых авторов этой книги: Семён Альтов, Александр Хорт, Аркадий Арканов, Сергей Бодров, Григорий Горин, Михаил Задорнов… Ну и «затесавшийся» в ряды этих замечательных мастеров веселого пера ваш покорный слуга.

5. Расскажите о творческих планах, если таковые имеются.

Возможно, вы будете удивлены, но никогда никаких творческих планов я не строил и, следовательно, не следовал им. Могу лишь сказать, что должно или может случиться в ближайшее время. Ожидаю выхода в одном из красноярских издательств сборника публицистики и рассказов «Эвенкийская жизнь». Думаю предложить издательской системе Ridero, в дополнение к уже имеющимся там, еще пару-тройку своих книжек. И конечно же, продолжу сотрудничество с «Коллегией поэтов и прозаиков», так любезно приютившей меня с моим творчеством и время от времени отмечающей его.

6. Что служит для Вас источником вдохновения?

Исключительно настроение. Есть оно – пишу, нет – просто читаю других, кто пишет.

7. Творчество каких литераторов (поэтов, прозаиков) Вам ближе?

Люблю Антона Чехова, Исаака Бабеля, Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Сергея Довлатов, Викторию Токареву, Андрея Кучаева, Анатолия Трушкина… Не буду объяснять, за что. Но замечу: это те авторы, кого не просто читаешь, а и перечитываешь.

8. Как Вы относитесь к критике собственного творчества?

С радостью! Раз критикуют, значит читают. Но с уничтожающей критикой в свой адрес еще ни разу не встречался. Напротив, одобряющих и даже хвалебных слов от своих читателей, рецензентов пока получаю куда больше, чем ругательных. А это значит, что пишу все-таки не зря!

9. Что бы Вы хотели пожелать Коллегии и остальным авторам?

Коллегии пожелаю и впредь оставаться к своей аудитории — и пишущей, и читающей, — такой же внимательной и доброжелательной, и в то же время взыскательной. А авторам – больше писать, и больше – хорошего, по-доброму цепляющего за душу — пусть даже по собственным ощущениями, поскольку конечное слово, конечно же, за читателями.

https://vk.com/public161136809?w=wall-161136809_45989

Оцените пост

+8

Оценили

Яна Солякова+1
Ольга Михайлова+1
Елена Рехорст+1
ещё 5
Очень замечательная история Вашей прекрасной жизни. Прочитал с большим интересом. Ваша жизнь - хороший пример для молодёжи... Удачи, Марат, в творчестве и жизни!
21:11
Благодарю, Александр! И вам успехов!
Замечательное интервью! Тоже прочитала его с большим интересом. Помнится, у нас здесь года три назад Варвара Смородинская и Ксения Калуби тоже вели интервью-рубрики. Что-то не видно их сейчас. Вы - молодчина, Марат! Так здорово, что Вы есть на нашем сайте!
04:27
Спасибо, Надя!
03:57
Здоровья, новых творческих успехов.
04:27
Взаимно, Олег!
По такому случаю не грех повторить мою миниатюру-поздравление Марату "И в волшебном тазике варит нам рассказики!"
06:44
И снова скажу: класс! Спасибо, Геннадий!
12:51
Замечательное интервью, интересно читать, и фото классное! Я тоже хорошо помню свою первую публикацию в газете. Мне было 15 лет, и я написала о своей собаке. Но больше, чем публикация, мне запомнился гонорар! laugh Поздравляю, Марат! Желаю новых творческих успехов!
13:59
Спасибо, Лена! А мне мои первые гонорары (сразу за 4 публикации) выплатили попозже, когда я из селькоров был принят в штат газеты, с первой же зарплатой. Там было рублей 7 или 8, уже не помню. Но увы, они растворились в общей массе. так что особого восторга (как, допустим, при первой публикации) я уже не испытал... Правда потом были другие первые гонорары - из областной, республиканской, центральной (самой "Комсомольской правды"!) газет, с областного радио, из журналов "Рабоче-крестьянский корреспондент", Шмель" и т.д. Но самый первый - они есть самый первый, незабываемый.
Присоединяюсь: очень интересно! Спасибо, дорогой Марат! С настроением)))
02:54
Благодарю, Ольга!