Историко-краеведческий музей Большеглушицкого района Самарской области

"Хроники самарочки"

05:53
14
Краеведческие музеи являются неотъемлемой частью деятельности научного или любительского краеведения и существуют сегодня во многих странах мира.

В России краеведческие музеи — один из наиболее распространённых видов музея, всего их по стране насчитывается свыше 800. При этом во многих случаях краеведческий музей представляет собой центр культурной жизни своего населённого пункта, его главную достопримечательность, особенно если музей располагается в исторически значимом или тематически для этой цели подходящем здании.


Историко-краеведческий музей Большеглушицкого района Самарской области расположен в одном из красивых и старинных зданий района, которое было построено в 1885 году и принадлежало одному из зажиточных купцов Большой Глушицы Миронову.





С 1985 года Совет музея возглавил член Союза журналистов СССР, заслуженный работник культуры РСФСР П.Я. Русяев.

20 декабря 1991 г. музей был открыт на общественных началах, а в феврале 2000 г. приобрел статус муниципального.

Экспозиция освещает историю района с древнейших времен до сегодняшнего дня и имеет следующие разделы: древности родной земли, животный мир, крестьянский быт и хозяйство, Гражданская и Великая Отечественная война, советский период. Кроме обзорных экскурсий по экспозиции музея, разработаны культурно-образовательные программы и тематические экскурсии. Они направлены на развитие познавательной и творческой активности сельчан.

«Историко — краеведческий музей — это одно из самых красивых и старинных зданий нашего района, с богатой и интересной историей», — пишут жители района на сайте музея vk.com.

Чтобы познакомиться с работой музея подробнее, предлагаю прочитать статью самарского журналиста Вадима Карасёва в «Волжской Коммуне».[cut=Читать далее......]

Итак, читаем:

«Стены первого этажа, сложенные из кирпича, помнят многое. Когда-то здесь шумели балы, собиравшие самых богатых и образованных жителей села. Одно время, как сообщила директор музея Лариса Ежелева, в здании располагался трактир. После революции здесь было не менее весело – в бывшем особняке был открыт Народный дом, и по вечерам молодежь собиралась на танцы. Проходили там и лекции, и спектакли. Затем у особняка был период более строгой жизни – почти полвека в здании находилось отделение Госбанка. А с восьмидесятых годов здесь расположились экспонаты краеведческого музея. Создан он был по инициативе местного краеведа и журналиста П.Я. Русяева, который и стал первым его директором.

Планшетка Чапаева

В первом зале — много материалов, связанных с Великой Отечественной. На фронт из Большеглушицкого района ушло около 5 тысяч человек. Каждый второй не вернулся. О фронтовиках рассказывают их фотографии, письма, личные вещи. Вот, например, планшетка, которую передал в музей ветеран войны Михаил Николаевич Воробьев, и карта, которой он пользовался в Кенигсберге, воюя там. Музейные документы говорят сами за себя. Вот один из них: дневная норма воина-сталинградца – 5 граммов сахара, 12 граммов крупы, 150 граммов хлеба.

Здесь же – картины и портреты ветеранов, созданные жителем села Федором Федоровичем Резниковым. Более всего обратила на себя внимание одна из его картин, созданная по воспоминаниям художника. Когда началась война, ему было тринадцать. И эта картинка врезалась в память: центральная сельская площадь, на которой собрался народ, здание военкомата. Призывники прощаются со своими родными — прежде чем сесть в ЗИЛ и уехать из села на войну. Многие – навсегда.

В этом зале встречаются разные времена. «До революции в Большой Глушице было много зажиточных купцов, — рассказывает Лариса Ежелева. – Они были людьми образованными, выписывали литературные журналы. В нашей экспозиции есть, например, журнал «Родина» за 1913 год. А вот еще вещи, принадлежавшие одному из купцов, — металлическая коробка для хозяйственного мыла и счета. Их обнаружили под обшивкой старого дома, когда разбирали его». Рядом — деревянная икона Божией Матери. Она потускнела от времени, но лики Богоматери и младенца хорошо видны. Принадлежала икона одному из первых переселенцев с Украины. Затем, как ценная реликвия, она передавалась из поколения в поколение. Пока не попала в музей.

А вот планшетка времен Гражданской. «Есть предположение, что она принадлежала Василию Ивановичу Чапаеву, — говорит директор музея. — Когда его дивизия шла на Уральск, Чапаев ночевал в нашем селе. А после того, как он погиб, его соратники приехали сюда и передали планшетку хозяевам дома — в память о комдиве. По крайней мере, так рассказывали нам наследники этих хозяев, передавая нам планшетку».

Под рушником

В следующем зале мы попадаем в обстановку крестьянской избы. Здесь подлинные вещи, рассказывающие о старине. Прялки, домотканые изделия, конская упряжь, тиски, станок для выделки кизяка и многое другое. Тут же – старинные фотографии четы Колбасовых. Этот род одним из первых заселял Большую Глушицу.

«У нас есть такой обычай, — рассказывает директор музея. — После росписи молодожены приходят к нам. И мы совершаем обряды, которые были приняты в старину. Например, обматываем молодых пятиметровым рушником, соединяя их в единой целое. Из свадебного горшочка молодые едят гречневую или пшенно-рисовую кашу».

Здесь же, пожалуй, самый необычный экспонат.





Баян, которые в тридцатые годы прошлого века смастерил Михаил Николаевич Воробьев. Использовал он то, что было под руками. В частности, белые кнопки клавиатуры для левой руки мастер сделал из ракушек, найденных в реке Иргиз. Баян часто звучал в послевоенное время на праздниках и гуляньях. Да и сейчас один из местных баянистов время от времени играет для гостей на этом необычном инструменте.

А вот еще один удивительный экспонат. Один из местных жителей передал музею в дар генеалогическое исследование своего рода. На «карту» нанесены фотографии и имена сотен его уже ушедших и ныне здравствующих родственников. А корнями восходит это генеалогическое древо к восемнадцатому веку.

В одном из залов можно увидеть редкие археологические и палеонтологические находки, сделанные самарскими и московскими исследователями в окрестностях Большой Глушицы. По этим экспонатам видно, например, что когда-то в этом крае «хозяйничали» мамонты. Их останки найдены при строительстве оросительного канала в 1986 году.

В зале, посвященном флоре и фауне района, — чучела животных, населяющих эти места. Кстати, в последнее время, как говорит директор музея, в связи с тем, что ввели ограничениями на охоту, в районе восстановилась численность бобров, косуль, водоплавающих. Прямо у въезда в Большую Глушицу на одном из озер живет семейство лебедей.

В выставочном зале можно увидеть изделия народного творчества, созданные местными мастерами, а также сменные экспозиции картин. Сейчас, например, жители и гости села могут полюбоваться цифровыми копиями произведений Айвазовского, предоставленными самарским выставочным центром «Радуга».

Рядом с музеем – там, где раньше располагалась конюшня, – ныне разместился дворик, где восстановлен быт крестьянской усадьбы.

Вообще, экспонатов в музее на удивление много. Нынешние залы могут вместить только часть из них. На втором этаже особняка сейчас собирается на репетиции Большеглушицкий хор. Местные власти, по словам Ларисы Ежелевой, обещали выделить этому коллективу другое помещение, а особняк полностью отдать в распоряжение музея. Но пока все уживаются вместе.»


Источник заметки:


Кнопочки из речных ракушек — Волжская коммуна
vkonline.ru›…view…knopochki-iz-rechnyh-rakushek

Автор статьи: Вадим Карасёв

Фоторепортер: Юлия ПАНИНА


Историко-краеведческий музей Большеглушицкого...
museum.ru›M2919


Большеглушицкий историко — краеведческий музей
vk.com›club73415067


По теме:

Глушица, край духовный — Самарские судьбы
samsud.ru›Блоги›Хроники самарочки›…-krai-duhovnyi.html

Оцените пост

+2

Оценили

Ольга Борисова+1
Александр Шайкин+1
Приветствую, Александр! С огромным уважением и благодарностью отношусь к людям, занимающимся краеведением, сохранением исторического наследия. Поэтому - стараюсь - чтобы статьи, посвящённые истории Самарского края, читались. Спасибо Вам за отклик!
Дорогая Ольга! Спасибо за прекрасный очерк. Удачи.
21:21
Каждый уголок нашей страны имеет своё "лицо", свою историю и свои особенности - природные, культурные и иные. Поэтому каждый краеведческий музей НЕПОВТОРИМ. И о каждом интересно поэтому читать. Баян с кнопками из ракушек - надо же! Здорово! Не зря есть поговорка - голь на выдумки хитра))