К 100-летию Союза журналистов Самарской области: Татьяна и Юрий Воскобойниковы - авторитетная журнал

"Хроники самарочки"

22:05
8



К 100-летию Союза журналистов Самарской области одна из крупнейших и старейших в Самарской области, основанная в 1907 году газета «Волжская Коммуна» продолжает публикацию очерков об известных представителях профессии.

Татьяна и Юрий Воскобойниковы — авторитетная журналистская династия.[cut=Читать далее......]

Татьяна Николаевна — бывший редактор «Волжской коммуны», Юрий Семенович — блестящий художник-карикатурист. А их дочь Анастасия Кнор — известная телеведущая, бывший главный редактор телеканала «ГИС», автор множества социальных проектов.





Демократичный редактор

«Журналистом я хотела быть с детства, — рассказывает Татьяна Николаевна. – С четвертого класса редактировала общешкольную газету. В девятом возглавила пресс-центр в городском комсомольском штабе «Задор». И с восьмого — в школе юнкоров, что работала при «Волжском комсомольце». После окончания Казанского университета пришла на практику в «Волжскую Коммуну», а Юра работал в «Волжском комсомольце». — Тогда у двух этих газет была общая «тусовка», мы дружили, проводили вместе вечера. На одном из таких вечеров и познакомились – я пела под гитару, а Юра слушал, сидя на шкафу, так как в небольшой комнате все остальные места были заняты».

Воскобойниковых на всю жизнь объединила не только любовь, но и преданность профессии, в которой неизменно присутствует острое желание хоть чуточку изменить к лучшему окружающую действительность. С помощью пера и печатного слова.

«Тогда работа журналистом считалась престижной, модной, — вспоминает Татьяна Николаевна. — Но я выбрала ее не из-за этого, просто больше нигде себя не видела. В «Коммуну» пришла в 1971 году. Там работали настоящие «зубры», которые потом ушли собкорами в «Труд» и «Советскую Россию». Меня направили в отдел советского строительства. Заведующим отделом был Георгий Петрович Третьяков, он поначалу все мои тексты переписывал. Он вообще всех переписывал и говорил, что будь его воля, и Толстого бы отредактировал. Я вспоминаю годы моего становления в «Коммуне» с теплотой. У нас был очень дружный коллектив, сильные и острые «перья».

В 1995 году Татьяна Воскобойникова стала главным редактором «Коммуны». Взять на себя такую ответственность не испугалась, потому что к тому времени уже фактически руководила газетой. Как признается Татьяна Николаевна, по натуре она достаточно демократичный человек. Старалась сплачивать коллектив, не забывать про ветеранов. Правила тексты аккуратно, не рубила с плеча.

Не зря говорят, что журналистика – профессия без возраста. Даже находясь на заслуженном отдыхе, Воскобойникова работает спецкором в «Социальной газете».





Мастер шаржа и карикатуры

Татьяна Николаевна с Юрием Семеновичем – рука об руку всю жизнь. Даже кабинеты их были рядом — на одном этаже Дома печати, где базировались тогда редакции «Волжской Коммуны» и «Волжского комсомольца».

Дебют Юрия Воскобойникова как карикатуриста состоялся в окружной газете «Красный воин». Это было во время службы в армии. Следом стали выходить рисунки в журнале «Советский воин», в газете «Красная звезда». Работал на куйбышевском телевидении художником-постановщиком, затем в «Волжском комсомольце», где основал известный на всю Россию юмористический раздел «Веселый самовар». Успешно сотрудничал с московскими изданиями – «Крокодил», «Смена», «Литературная правда», «Комсомольская правда», «Советский спорт». Юрий Семенович выпустил две книги, в каждой из которых собраны более трехсот его рисунков. Они, кстати, неоднократно выставлялись в Самаре и Тольятти.

Работал Юрий Семенович и в «Волжской Коммуне», сейчас бы его должность назвали бильд-редактором. Но ретушь фотографий, подбор заголовка – это все было вторичным. На первом плане оставалась карикатура. Его работы позволяют взглянуть на обыденные жизненные ситуации по-новому и с юмором.

«Карикатура – это маленькое произведение, — говорит Юрий Воскобойников. — Это и мини-драма, и мини-пьеса. Если подробно рассматривать картину, она раскроет в себе многое. Как возникает образ? Задайте это вопрос композитору, и он вам не ответит. И я тоже не могу ответить на него. Образ возникает вдруг, сам по себе. Кстати, юмористов-карикатуристов сейчас очень мало. Для этого нужно особое понимание окружающей действительности».

Накануне чемпионата мира по футболу у Юрия Семеновича состоялась выставка в самарском Доме журналиста, на которой он представил пятьдесят юмористических рисунков на футбольную тему. Этот вид спорта нравится художнику с юности, он сам немного играл в футбол. Юрий Семенович — давний болельщик «Крыльев Советов».





Генератор идей и проектов

Дочь Татьяны и Юрия — Анастасия Кнор сначала не хотела идти по стопам родителей.

«То, что я пришла в журналистику, исключительно их заслуга, — говорит она. — В детстве вообще хотела стать парикмахером, стригла своих кукол. Но мама мне однажды сказала: «Представь, что ты будешь всю жизнь дышать чужими волосами».
Так как занятым родителям некуда было девать ребенка, маленькая Настя много времени проводила в Доме печати – печатала на машинке, пила чай с баранками в Союзе журналистов и постепенно впитывала в себя редакционную кухню с ее творческой суетой и горячими обсуждениями.

Позже пошла в Школу молодого журналиста, которая тогда была в «Волжском комсомольце», затем после вуза четыре года отработала печатным журналистом, после чего ушла на телевидение.

«Переключаться с печатной на телевизионную журналистику было не сложно, – говорит Анастасия. — Сложно было только к камере привыкать. Телевизионная журналистика, на мой взгляд, проще. Не такая ответственная работа со словом, как в газете. Подача материала идет в основном с помощью картинки. Мне всегда интересны были именно творческие проекты, каждый из которых — штучный продукт».

На телевидении Анастасия Кнор раскрылась. Сейчас сложно представить развитие телеканалов без ее участия. Она была редактором телекомпании РИО, затем – создателем и главным редактором телекомпании ГИС.

В свое время произвела фурор политическая программа Насти Кнор «Треугольник», она была одной из самых рейтинговых в регионе. Одной стороной была команда журналистов из разных областных изданий, причем, зачастую с диаметрально противоположными взглядами, второй — гость, третьей – зрители, которые имели возможность задавать вопросы. Обсуждались самые горячие и злободневные темы.

«Настя всегда очень тщательно готовилась к интервью, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Она отлично знала тему, уверенно вела разговор с героем студии. А это сложно делать в прямом эфире, когда нет никакой возможности что-то вырезать или смонтировать».

Настя поворачивала разговор так, что герою невозможно было слукавить или уйти от темы. Как это получалось?
«Не знаю, мне легко дается интервью, хоть это и считается самым трудным жанром, — говорит Анастасия. — Главное качество, которым должен обладать журналист – это любопытство. Пока оно есть, никакое профессиональное выгорание не грозит».

Сейчас Анастасия работает в IT-компании, иногда по старой памяти делает фильмы для проекта «Самарские судьбы», который курирует Виталий Добрусин, иногда пишет для интернет-журнала «Другой город» и занимается социальными проектами.

Это, в частности, «Открытые мастерские», цель которых воспитание в людях гражданского активности, и «Том Сойер фест», направленный на восстановление исторической среды старой Самары. Последний, к слову, вышел далеко за рамки Самарской области и уже проводится в 27 городах.

Кроме того, Настя – замечательная мама, у нее двое детей. Старшая дочь Анна – педагог высшей категории, преподаватель иностранных языков, уже сама мама двухгодовалой дочки Киры. Сын Матвей в этом году пошел в первый класс, унаследовал талант от дедушки. Рисовать – его любимое занятие.

Волжская коммуна: новости Самары и Самарской области
vkonline.ru

Автор статьи: Дарья ДОЛИНИНА
Фоторепортер: Владимир КОТМИШЕВ Юлия РУБЦОВА

Самарские сми

Оцените пост

+2

Оценили

Майя Симонова+1
Лидия Павлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!