Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

НИ ДНЯ БЕЗ ПЛОХОЙ СТРОЧКИ

+1
Голосов: 1
Опубликовано: 859 дней назад ( 8 августа 2017)
Настроение: после этой публикации прекрасное
Когда на мою электронную почту пришло объявление о Международном творческом конкурсе «Ни дня без строчки», я сразу решил участвовать. Поскольку требовалось стихотворение о писательской судьбе, отправил по адресу «Черную реку» – о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Победителей ожидали денежные призы – от 1000 до 3000 рублей. Весьма впечатляла и такая строка: «Победители творческого конкурса «Ни дня без строчки» определяются решением авторитетного жюри, которое возглавляет член Союза писателей России, член Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры России В.А.Добрусин».

Итоги конкурса подвели 27 июля. Первое место присудили стихотворению Алексея Мальцева «Последняя строка» (http://samsud.ru/archive-konkurs/tvorchesky-konkurs-ni-dnya-bez-strochki/poslednjaja-stroka.html). Естественно, я его прочел. Первым чувством, которое испытал, было удивление. Недостатков в «Последней строке» оказалось столько, что даже школьный учитель бросил бы ее в мусорную корзину. Привожу ниже свои замечания.


СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

«Наивные думают люди, нам рифмы — как воздух, точь-в-точь….». Мысли так не оформляют (Наивные думают люди: «Нам рифмы — как воздух, точь-в-точь»). Есть другой вариант, но придется вставить слово: «Наивные думают люди, ЧТО рифмы — как воздух, точь-в-точь».

«нитромак». Это лекарство больше известно как нитроглицерин. Автор не объяснил значение слова (это делается после текста).


ОТСУТСТВИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЗНАНИЙ

«уголек сигареты». Уголек – в печи или в костре, а у сигареты – только огонек, пепел.

«А сердце шалит понемногу, срываясь с хорея на ямб». Ямб и хорей – это стихотворные размеры. А здесь речь идет о ритме.

«взлохмаченных строчек». Строки бывают короткими, длинными, понятными, непонятными и т.д., но только не взлохмаченными. Если автор имел в виду зачеркивания, исправления, то надо было в двух словах рассказать об этом в тексте.

«И россыпь взлохмаченных строчек соринками на листе – последнее, что ты запомнишь, когда, обгоняя восход, знакомая «скорая помощь» под окнами тормознет». Последнее, что запоминают в такой ситуации, – это боль, из-за которой вызывают «скорую».

«И все, что щемило годами, и прочь уносило покой, проступит на кардиограмме последней строкой». На кардиограмме всего лишь проступает сердечный ритм. А «все, что щемило годами», остается в памяти, в душе.


ОШИБКИ В РИТМЕ И РАЗМЕРЕ

Так сердце заноет под вечер, -/- - /- -/-
что мысли и строчки — вразброд. -/- -/- -/
Вранье, что поэзия лечит, -/- -/- -/-
скорее — наоборот. -/- -/-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог).

Наивные думают люди, -/- -/- -/-
нам рифмы, – как воздух, точь-в-точь… -/- -/- -/
Метафоры нет и не будет, -/- -/- -/-
с другим она в эту ночь! -/-//-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 4 и 7 слоги).

Дрожит уголек сигареты, -/- -/- -/-
строфа не сомкнется никак. -/- -/- -/
Дожить бы еще до рассвета, -/- -/- -/-
ведь кончился нитромак! -/- - /-/ Сбой ритма (ударение не должно падать на 7 слог).

А сердце шалит понемногу, -/- -/- -/-
срываясь с хорея на ямб — -/- -/- -/
как будто трясется в дороге, -/- -/- -/-
где множество ям. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7).

Оно по-другому не хочет, -/- -/- -/-
забылось в своей маете… -/- -/- -/
И россыпь взлохмаченных строчек -/- -/- -/-
соринками на листе — -/- -/-/ Сбой ритма.

последнее, что ты запомнишь, -/- -/- -/-
когда, обгоняя восход, -/- -/- -/
знакомая «скорая помощь» -/- -/- -/-
под окнами тормознет. -/- -/-/ Сбой ритма

И все, что щемило годами, -/- -/- -/-
и прочь уносило покой, -/- -/- -/
проступит на кардиограмме -/- -/- -/-
последней строкой. -/- -/ Сбой размера (5 слогов вместо 7).


Произвести окончательный подсчет нетрудно.


Стилистические ошибки – 2.

Отсутствие жизненных знаний – 5.

Ошибки в ритме и размере – 6.


В моем произведении «Черная река» ошибок куда меньше, но его не наградили даже дипломом. Я предложил председателю жюри объяснить, почему «Черная река» хуже, но В.А.Добрусин промолчал. Что это? Нежелание показать свою безграмотность? А может, за этим скрывается намеренная подтасовка результатов? На мой взгляд, возможно как первое, так и второе. Одно я знаю точно: поощрять тремя тысячами рублей слабое произведение – это недостойно «авторитетного жюри, которое возглавляет член Союза писателей России, член Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры России».


Александр Рубис,
член Российского союза писателей,
секретарь Брянского РО РСП.
Комментарии (9)
Александр Рубис #    8 августа 2017 в 19:20
Пока я не придал этому инциденту широкую огласку. Может, председатель жюри Виталий Добрусин, наконец, решится вступить в переговоры.
Модератор #    8 августа 2017 в 20:11
О господи laugh
Смеюсь так, что слышно у соседей, наверное...
Спасибо, что не даете нам скучать laugh
Александр Рубис #    9 августа 2017 в 11:45
Ну, вот, уже Господа вспомнили. Явный прогресс. Наверно, скоро вспомните принципы стихосложения, без которых определение победителей невозможно.
Модератор #    8 августа 2017 в 20:14
Мне кажется, Вам нужно сделать свою рубрику, где Вы в такой же манере будете разбирать известные произведения. Это же сколько хорошего настроения людям будет подарено! Начать предлагаю с Есенина, там ваш пункт про отсутствие жизненных знаний просто "взорвет".
Александр Рубис #    9 августа 2017 в 11:41
Мне не нужны никакие рубрики - повысить настроение можно и без них. А поскольку речь идет не о творчестве Есенина, то взорвано пока только подведение итогов.
Ольга Михайлова #    9 августа 2017 в 23:00
Александр, а кроме "себя" вы других слышите? - На сайте - рубрики, новостная лента, комментарии сайтовцев.

Или вам не интересно мнение и других участников Конкурса?

В каждом Конкурсе участвуют - от 200 и больше - участников. Откуда такая "странная формула": если не я, то и никто?

И перестаньте "преувеличивать" свои "возможности": взорву, найду способы. И, тем более, перестаньте угрожать.
Александр Рубис #    10 августа 2017 в 10:42
Ольга, я слышу всех. Разумеется, мнение других участников мне интересно, иначе я не опубликовал бы эту статью. Пусть читают, и не только участники конкурса. Так что, по ваша "формула" ошибочна. Кстати, комментарии к публикации разрешаю писать всем.

Вот вы пишете: "Перестаньте, перестаньте....". Да как же мне перестать, если жюри определяет победителей, как попало? Я дал конкретные замечания по поводу подведения итогов, все изложил подробно и логично. Вместо того чтобы опровергнуть их, как-то договориться, надо мной пытаются издеваться. Я не потерплю такое отношение ни к себе, ни к литературе.
Алексей Мальцев #    6 декабря 2017 в 10:24
Александр, добрый день.
Все, написанное Вами, настолько смешно, что я даже не вступаю в дискуссию. Подобный уровень восприятия поэтического текста у нас в "Союзе" даже на уровне литкружка не приветствуется. Мы просто "таких" авторов не обсуждаем.
Удачи.
Александр Рубис #    6 декабря 2017 в 17:20
Алексей, вы уже вступили в дискуссию.

А что "у вас" приветствуется? Такие безграмотные тексты, как ваша "Последняя строка"? Судя по тому, что вы даже не пытаетесь защищаться, правда не на вашей стороне.