Кузнец своего счастья
Интервью с увлечённым человеком, мастером своего дела, кузнецом станции Клявлино Самарской области — Корнеевым Сергеем Ивановичем.
— Сергей Иванович, сложно пройти мимо вашей кузни и не заглянуть в «святая святых».
— Рад гостям!
— Известно, что сердце автомобиля – мотор, а сердце кузни?
— Кузня – единый организм. Без горна и наковальни невозможно представить процесс ковки металла.
А ещё – живой огонь!
— Как вы считаете, есть ли у металла душа?
— У металла и кузнеца — одна душа на двоих. Точно также, как гончар чувствует текстуру глины, её жирность и мягкость, а краснодеревщик – красоту дерева, кузнец должен чувствовать металл, его душу.
Кстати, в кузнецы я пришёл довольно поздно, в сорок с копейками лет, не имея при этом специального образования. Но я всегда чувствовал тягу к металлическим вещам, обращал внимание на дизайн, цветовое решение, оригинальность замысла кованых изделий.
Иногда человеку приходится искать себя всю жизнь. Я также пробовал себя в разных сферах деятельности: работал водителем, пожарником, охранником. Теперь твёрдо могу утверждать: кузнечное дело – моё призвание.
— На Руси кузнецы всегда были на привилегированном положении.
Хороший кузнец был на вес золота! Как у вас родилась идея открыть кузню?
— Однажды в организации, где я работал, сократили вакансию охранника. Я остался без средств к существованию.
Наша железнодорожная станция – небольшая, всего около шести тысяч человек. Кроме двух школ, больницы и нескольких административных зданий, здесь нет крупных предприятий. Что делать безработному мужчине, у которого за плечами — семья?
Кто-то едет на Север, кто-то спивается…
И в этот трудный момент жизни я вдруг вспомнил про давнюю мечту – иметь собственный кузнечный цех.
Не останься я тогда без работы, кто знает – сбылась ли когда-нибудь моя мечта?
— Получается, вы – предприимчивый мужчина?
— Получается, так!
— Обычно кузнец – уважаемый и обеспеченный человек. Относите ли вы себя к таковым?
— Меня многие знают не только в нашем райцентре, но и за его пределами. Заказы поступают и с соседних районов – Камышлинского, Кошкинского, Похвистневского, Лениногороского.
Всё познаётся в сравнении, и на уровне среднестатистического горожанина, возможно, я буду выглядеть не так респектабельно.
Однако кузница помогает мне учить сыновей, иметь машину, содержать хозяйство и иметь добротный дом.
Скорее, я обеспеченный человек, нежели наоборот.
Моё мнение – нужно быть благодарным за всё, что ты имеешь.
— Чей образ наиболее ярко отражает ваше внутреннее «я»:
Гефеста, древнегреческого бога ремесла;
Вакулы, гоголевского персонажа;
хитроумного Левши, подковавшего блоху?
— Меня за глаза многие зовут «Вакулой».
И мне этот образ ближе, потому что Гефест был всё-таки богом, а Левша работал с более мелкими деталями.
— В 1200 годах до нашей эры человек приручил железо – научился его плавить.
Смогли ли вы приручить металл? Ощущаете ли единение с ним?
— Моя крепкая дружба с металлом длится более пяти лет. Согласитесь, не слишком маленький срок.
Тем не менее, считаю, что стою лишь у истоков ремесла. Мне многое ещё предстоит узнать, освоить, изучить. Не зря говорят — «нет предела совершенству»!
Думаю, слово «приручить» в данном случае – не самое подходящее. Скорее, мы с металлом состоим в тесной дружбе.
— Есть ли прямая связь между характером кузнеца и материалом, с которым он работает?
— Конечно, есть! Чем бы человек ни занимался, он непроизвольно впитывает, вбирает в себя черты и качества того, с чем соприкасается.
Не помню, кому принадлежат слова: «Бытие определяет сознание».
Именно так и есть.
— Кто кого закаляет больше — вы металл, или он – вас?
— Вы, наверное, удивитесь: металл – меня! От него исходит довольно ощутимая сила.
Мне кажется, благодаря металлу и огню, я стал сильнее, выносливее. Может быть, поэтому кузнецы – народ молчаливый, слов на ветер не бросают.
Когда я занимаюсь ковкой, не люблю, чтобы кто-то стоял за спиной, наблюдал за процессом; чтобы отвлекали разговорами. В кузне происходит своего рода таинство – единение металла, человека, огня…
Поэтому четвёртый будет лишним.
— Какие этапы работы включает в себя кузнечное ремесло?
— Всё начинается с идеи, замысла. Очень часто идея приходит ночью.
Лежишь, например, уснуть не можешь, а в голове возникают образы…
И когда появляется новая интересная идея, хочется бежать в мастерскую и немедленно приступить к её воплощению.
Пожалуй, творческие люди все такие – горящие, или, говоря проще – больные на голову!
— Какие приёмы художественной ковки вы используете?
— Их довольно много, но основные могу перечислить:
— осадка,
— гнутьё,
— насечка узора,
— скручивание,
— сборка.
— Чего металл не любит и не допускает по отношению к себе?
— Металл не любит, чтобы к нему относились неуважительно. Иначе он выдаст не то, что вы от него ожидали.
Любая работа, если сделана с любовью и качественно, ласкает взгляд, тешит душу.
В работе с металлом не должно быть спешки, неаккуратности.
Знак качества – это главный принцип, которому я следую в работе.
— Кованый металл требует лаконичности. Делаете ли вы рисунки, заготовки или шаблоны?
— Обязательно! Кстати, мой отец неплохо рисовал. Видимо, от него по наследству передались некоторые навыки. И это очень выручает в работе. У меня в кузне стоит массивный металлический стол, на котором я делаю эскизы, чертежи, расчёты.
Например, увидел в каком-нибудь фильме металлическую оградку и захотелось сделать что-то подобное.
Полностью никогда не копирую – не люблю этого. Впрочем, любой художник привносит всегда что-то своё…
Поэтому вначале я делаю набросок в тетради, чтобы не забыть, а затем в мастерской набрасываю чертёж изделия в натуральную величину.
— Какие кованые изделия вы делаете, и какие из них наиболее популярны у населения?
— Очень трудно перечислить всё, что я умею. Это и мебель, и ворота, и кашпо для цветов.
Также популярны детские качели, сундуки, оградки на кладбище.
Однажды на заказ делал пушку с ядрами, для украшения приусадебного участка.
Приходилось делать сейф для оружия, и дерево для молодожёнов, куда они вешают «замочки счастья».
Для Управления Культуры в прошлом году изготовил целый музей под открытым небом.
— Какая категория сельского населения – ваш наиболее частый заказчик?
— Это население со средним достатком и выше среднего.
Когда-то я начинал с простых и недорогих изделий. Сейчас хочется сделать что-то более изысканное, а это значит — более дорогое. Тот уровень мастерства, на котором я сейчас нахожусь, теперь не позволяет опуститься на ступень ниже.
Некоторые изделия стоят не дёшево и могут ждать своего покупателя год, но меня это не огорчает. «На любой горшок всегда найдётся своя крышка!»
— Велика ли конкуренция?
— Когда я начинал, а было это более пяти лет тому назад, конкуренции не было вовсе.
Я, к своему счастью, занял пустующую нишу.
Сейчас у меня появились конкуренты, но пока мне спокойно – на сегодняшний день у меня есть имя, и повторюсь – «знак качества».
— Велика ли разница в цене на услуги городского кузнеца и кузнеца из села?
— Мне вспомнилось огорчённое лицо незнакомой женщины на художественной выставке – она увидела набор для камина в моём исполнении.
Оказалось, женщина купила почти такой же в городе, но дороже в семь (!) раз.
На самом деле, цены очень разнятся — мои изделия дешевле городских в 4 – 8 раз.
— Кузнечное дело – довольно грязная работа. Как относится супруга к вашему ремеслу?
— Супруга понимает, что кузница – наша кормилица. Но стирать ей приходится гораздо чаще, чем обычной хозяйке.
Что поделаешь – в каждой профессии есть свои издержки и нюансы.
Ещё один такой нюанс – приходится часто менять рабочую одежду на предмет износа.
После работы в кузнице, соприкосновения с краской и огнём одежда быстро приходит в непригодность.
Моя супруга – мой тыл, моя поддержка и опора.
— Испытываете ли вы гордость за плоды своего труда?
— Теперь — да. На первом этапе освоения кузнечного ремесла радовался простым в исполнении изделиям.
Теперь я стал требовательней к себе, и не довольствуюсь достигнутым результатом. Хочется делать всё лучше и лучше. Появилась своеобразная жадность к работе.
Металл, безусловно, требует самоотдачи.
— Есть ли толика разочарования в собственном деле и в чём она заключается?
— Безусловно, есть, потому что хочется достигнуть большего. Оглядываешься назад, смотришь на изделия и думаешь: неужели это сделал я? Можно было добавить (или убавить) то-то и то-то…
Думаю, многим, занимающимся творчеством, знакомо это чувство разочарования. Хотя прекрасно понимаю – всё начинается с азов, с малого.
И горшки всё-таки обжигают не боги, а люди!
— Когда к вам обычно приходит Муза, вдохновение?
— Бывает такое гармоничное состояние души, что всё идёт, как по маслу. Мне в работе всегда нужен определённый настрой. Это как у музыканта, берущего в руки смычок.
Стараюсь прислушаться к себе – что хочется сделать именно сегодня?.. Бывают случаи, когда делаю конкретно на заказ, а бывает – для души.
— Расскажите, как вы отдыхаете…
— Я – спокойный человек, и виды отдыха предпочитаю соответствующие. Очень люблю природу, рыбалку.
В лесу, на речке – вот где частенько черпаю идеи для творчества!
В моих работах можно разглядеть и улитку, сидящую на пеньке, и стрекозу на листе камыша, и гриб, и паука. Всё это, конечное, сделано из металла.
— Есть ли у вас единомышленники?
— Здесь я родился, завёл семью. Именно они поддерживают меня во всех начинаниях.
Если бы жена не поддержала меня в тот момент, когда я решил основать кузницу, ничего бы не было.
Такие масштабные решения принимаются сообща, а не в одиночку.
В любое дело нужно вложить средства, чтобы потом что-то получить.
А средства эти, согласитесь – из общего кошелька.
— В какой конкретной помощи вы, как кузнец, нуждаетесь?
— Город – это большие возможности. Мне бы очень хотелось перенять секреты мастеров кузнечного дела, чаще выезжать за пределы района. Удалённость от города в 250 км мешает в осуществлении многих планов.
Например, таких, как реализация продукции в магазинах города, хочется расширить рынок сбыта.
Несколько раз, благодаря Отделу культуры, посчастливилось побывать на выставках декоративно-прикладного творчества. Было интересно пообщаться с людьми, посмотреть на великолепные работы из бересты, глины, лозы.
Иногда ко мне в кузню, на экскурсию, приходят дети. Им интересен процесс обработки металла, особенно мальчишкам.
— Необходимо ли современному кузнецу быть физически сильным и выносливым?
— Вы знаете, теперь это не обязательно. Современное оборудование намного облегчило труд кузнеца. Возможно, по старым советским фильмам, вы помните образ кузнеца? Это был крупный мужчина. Играя мускулами и отирая со лба пот, он, что было силы, стучал молотом по наковальне.
Сейчас – другое время, новые технологии.
— Вы, Сергей Иванович, фантазёр?
— Конечно! Без фантазии я ничего не смог бы сделать. Что такое фантазия? Это умение представить предмет, создать что-то новое. Точно также, как фантазия нужна композитору, поэту, она нужна и математику, и биологу. И, конечно, кузнецу.
— Что для вас является мощным стимулом в работе?
— Для меня стимул – это огромное желание сделать красивую, практичную вещь. И чтобы эта вещь удовлетворила и мои запросы, и запросы покупателей.
Какой солдат не мечтает стать генералом?
И какой подмастерье не мечтает стать мастером?
Естественным стимулом также является желание заработать.
— Какие бы советы вы дали начинающим кузнецам?
— Самое главное – ничего не бояться! Верить в себя и свои возможности.
Помню, как-то недавно смотрел репортаж про одного пожилого кузнеца. Этот мужчина, в лихие девяностые, остался практически без средств к существованию – его изделия практически никому не стали нужны. Но он выстоял, остался предан своему делу! Сложный период в жизни прошёл, и он вновь стал востребован.
Сейчас, благодаря интернету, можно освоить любое ремесло, было бы желание.
— С каким ещё материалом вы сочетаете кованый металл?
— Я сочетаю металл и с деревом, и со стеклом – смотрится прекрасно!
— Приходится ли вам преодолевать себя?
— Да, приходится. У каждого бывают и взлёты, и падения. Иногда вдохновения нет, но заказ «горит», его нужно сделать вовремя. Я – человек обязательный, по-другому и быть не может, иначе люди перестанут доверять. Таким образом, можно растерять клиентов.
— Ваша «лебединая песня» — самое любимое изделие, выполненное в технике «художественная ковка».
— Я остался доволен следующей работой: журнальный столик со стеклянной поверхностью, функцию ножек исполняет металлический пенёк с дубовыми листьями, веточками, желудями, улитками, грибочками… Вообще, тему природы можно обыгрывать бесконечно!
— Перечислите, пожалуйста, инструменты и оборудование, необходимые для художественной ковки.
— Самое необходимое – горн, наковальня, плазморез.
Также я использую клещи, зубило, набор молотков.
И многое другое…
— Верите ли вы в то, что каждый человек – кузнец своего счастья?
— На сто процентов! Как кузнец, это подтверждаю.
— Есть ли в вашем арсенале награды, дипломы за участие в художественных выставках и фестивалях?
— Да, у меня есть дипломы и грамоты за участие в выставках декоративно-прикладного творчества, города Самары.
— Верите ли вы в то, что каждый день меняете этот мир к лучшему?
— Верю. Особенно тогда, когда по глазам заказчика вижу – он остался доволен.
Когда работа удалась, я также испытываю моральное удовлетворение.
Например, едешь по улице и видишь ворота, которые отлично вписались в местный ландшафт… Или почтовый ящик, сделанный в виде скворечника… Или флюгер в виде кошки…
На это действительно приятно смотреть!
— Хватает ли вам и вашей семье на «бутерброд с маслом»?
— Да, хватает. Я благодарен жизни за всё, что имею: моя мастерская, приносящая прибыль; моя семья; мои друзья.
— Каждое ваше изделие – в единственном экземпляре?
— Практически, да. Очень не люблю повторяться.
Конечно, какие-то элементы перекликаются, но в основном каждая вещь — уникальна и неповторима.
— Самый счастливый момент в вашем творчестве — это…
— Когда клиент говорит «большое спасибо», и я вижу, что эти слова – от души.
Тогда я понимаю, что не зря стоял столько времени у наковальни, дышал копотью и краской.
Как ни крути, а слово «спасибо» — оно волшебное!
— Если бы вновь встал выбор – стать кузнецом или выбрать другое ремесло, что бы предприняли?
— У меня есть ещё запал, я не разочарован в кузнечном ремесле. Напротив, мне хочется приобрести новое оборудование, делать новые интересные вещи.
— Ваши планы на будущее, Сергей Иванович?
— Очень нужен покрасочный цех. Без него – как без рук, особенно зимой.
Надеюсь, скоро он у меня появится – работы в этом направлении уже ведутся.
— Позвольте поблагодарить вас за содержательное интервью.

— Сергей Иванович, сложно пройти мимо вашей кузни и не заглянуть в «святая святых».
— Рад гостям!
— Известно, что сердце автомобиля – мотор, а сердце кузни?
— Кузня – единый организм. Без горна и наковальни невозможно представить процесс ковки металла.
А ещё – живой огонь!

— Как вы считаете, есть ли у металла душа?
— У металла и кузнеца — одна душа на двоих. Точно также, как гончар чувствует текстуру глины, её жирность и мягкость, а краснодеревщик – красоту дерева, кузнец должен чувствовать металл, его душу.
Кстати, в кузнецы я пришёл довольно поздно, в сорок с копейками лет, не имея при этом специального образования. Но я всегда чувствовал тягу к металлическим вещам, обращал внимание на дизайн, цветовое решение, оригинальность замысла кованых изделий.
Иногда человеку приходится искать себя всю жизнь. Я также пробовал себя в разных сферах деятельности: работал водителем, пожарником, охранником. Теперь твёрдо могу утверждать: кузнечное дело – моё призвание.
— На Руси кузнецы всегда были на привилегированном положении.
Хороший кузнец был на вес золота! Как у вас родилась идея открыть кузню?
— Однажды в организации, где я работал, сократили вакансию охранника. Я остался без средств к существованию.
Наша железнодорожная станция – небольшая, всего около шести тысяч человек. Кроме двух школ, больницы и нескольких административных зданий, здесь нет крупных предприятий. Что делать безработному мужчине, у которого за плечами — семья?
Кто-то едет на Север, кто-то спивается…
И в этот трудный момент жизни я вдруг вспомнил про давнюю мечту – иметь собственный кузнечный цех.
Не останься я тогда без работы, кто знает – сбылась ли когда-нибудь моя мечта?
— Получается, вы – предприимчивый мужчина?
— Получается, так!

— Обычно кузнец – уважаемый и обеспеченный человек. Относите ли вы себя к таковым?
— Меня многие знают не только в нашем райцентре, но и за его пределами. Заказы поступают и с соседних районов – Камышлинского, Кошкинского, Похвистневского, Лениногороского.
Всё познаётся в сравнении, и на уровне среднестатистического горожанина, возможно, я буду выглядеть не так респектабельно.
Однако кузница помогает мне учить сыновей, иметь машину, содержать хозяйство и иметь добротный дом.
Скорее, я обеспеченный человек, нежели наоборот.
Моё мнение – нужно быть благодарным за всё, что ты имеешь.
— Чей образ наиболее ярко отражает ваше внутреннее «я»:
Гефеста, древнегреческого бога ремесла;
Вакулы, гоголевского персонажа;
хитроумного Левши, подковавшего блоху?
— Меня за глаза многие зовут «Вакулой».
И мне этот образ ближе, потому что Гефест был всё-таки богом, а Левша работал с более мелкими деталями.
— В 1200 годах до нашей эры человек приручил железо – научился его плавить.
Смогли ли вы приручить металл? Ощущаете ли единение с ним?
— Моя крепкая дружба с металлом длится более пяти лет. Согласитесь, не слишком маленький срок.
Тем не менее, считаю, что стою лишь у истоков ремесла. Мне многое ещё предстоит узнать, освоить, изучить. Не зря говорят — «нет предела совершенству»!
Думаю, слово «приручить» в данном случае – не самое подходящее. Скорее, мы с металлом состоим в тесной дружбе.

— Есть ли прямая связь между характером кузнеца и материалом, с которым он работает?
— Конечно, есть! Чем бы человек ни занимался, он непроизвольно впитывает, вбирает в себя черты и качества того, с чем соприкасается.
Не помню, кому принадлежат слова: «Бытие определяет сознание».
Именно так и есть.
— Кто кого закаляет больше — вы металл, или он – вас?
— Вы, наверное, удивитесь: металл – меня! От него исходит довольно ощутимая сила.
Мне кажется, благодаря металлу и огню, я стал сильнее, выносливее. Может быть, поэтому кузнецы – народ молчаливый, слов на ветер не бросают.
Когда я занимаюсь ковкой, не люблю, чтобы кто-то стоял за спиной, наблюдал за процессом; чтобы отвлекали разговорами. В кузне происходит своего рода таинство – единение металла, человека, огня…
Поэтому четвёртый будет лишним.

— Какие этапы работы включает в себя кузнечное ремесло?
— Всё начинается с идеи, замысла. Очень часто идея приходит ночью.
Лежишь, например, уснуть не можешь, а в голове возникают образы…
И когда появляется новая интересная идея, хочется бежать в мастерскую и немедленно приступить к её воплощению.
Пожалуй, творческие люди все такие – горящие, или, говоря проще – больные на голову!
— Какие приёмы художественной ковки вы используете?
— Их довольно много, но основные могу перечислить:
— осадка,
— гнутьё,
— насечка узора,
— скручивание,
— сборка.

— Чего металл не любит и не допускает по отношению к себе?
— Металл не любит, чтобы к нему относились неуважительно. Иначе он выдаст не то, что вы от него ожидали.
Любая работа, если сделана с любовью и качественно, ласкает взгляд, тешит душу.
В работе с металлом не должно быть спешки, неаккуратности.
Знак качества – это главный принцип, которому я следую в работе.
— Кованый металл требует лаконичности. Делаете ли вы рисунки, заготовки или шаблоны?
— Обязательно! Кстати, мой отец неплохо рисовал. Видимо, от него по наследству передались некоторые навыки. И это очень выручает в работе. У меня в кузне стоит массивный металлический стол, на котором я делаю эскизы, чертежи, расчёты.
Например, увидел в каком-нибудь фильме металлическую оградку и захотелось сделать что-то подобное.
Полностью никогда не копирую – не люблю этого. Впрочем, любой художник привносит всегда что-то своё…
Поэтому вначале я делаю набросок в тетради, чтобы не забыть, а затем в мастерской набрасываю чертёж изделия в натуральную величину.
— Какие кованые изделия вы делаете, и какие из них наиболее популярны у населения?
— Очень трудно перечислить всё, что я умею. Это и мебель, и ворота, и кашпо для цветов.
Также популярны детские качели, сундуки, оградки на кладбище.
Однажды на заказ делал пушку с ядрами, для украшения приусадебного участка.
Приходилось делать сейф для оружия, и дерево для молодожёнов, куда они вешают «замочки счастья».
Для Управления Культуры в прошлом году изготовил целый музей под открытым небом.

— Какая категория сельского населения – ваш наиболее частый заказчик?
— Это население со средним достатком и выше среднего.
Когда-то я начинал с простых и недорогих изделий. Сейчас хочется сделать что-то более изысканное, а это значит — более дорогое. Тот уровень мастерства, на котором я сейчас нахожусь, теперь не позволяет опуститься на ступень ниже.
Некоторые изделия стоят не дёшево и могут ждать своего покупателя год, но меня это не огорчает. «На любой горшок всегда найдётся своя крышка!»

— Велика ли конкуренция?
— Когда я начинал, а было это более пяти лет тому назад, конкуренции не было вовсе.
Я, к своему счастью, занял пустующую нишу.
Сейчас у меня появились конкуренты, но пока мне спокойно – на сегодняшний день у меня есть имя, и повторюсь – «знак качества».
— Велика ли разница в цене на услуги городского кузнеца и кузнеца из села?
— Мне вспомнилось огорчённое лицо незнакомой женщины на художественной выставке – она увидела набор для камина в моём исполнении.
Оказалось, женщина купила почти такой же в городе, но дороже в семь (!) раз.
На самом деле, цены очень разнятся — мои изделия дешевле городских в 4 – 8 раз.
— Кузнечное дело – довольно грязная работа. Как относится супруга к вашему ремеслу?
— Супруга понимает, что кузница – наша кормилица. Но стирать ей приходится гораздо чаще, чем обычной хозяйке.
Что поделаешь – в каждой профессии есть свои издержки и нюансы.
Ещё один такой нюанс – приходится часто менять рабочую одежду на предмет износа.
После работы в кузнице, соприкосновения с краской и огнём одежда быстро приходит в непригодность.
Моя супруга – мой тыл, моя поддержка и опора.
— Испытываете ли вы гордость за плоды своего труда?
— Теперь — да. На первом этапе освоения кузнечного ремесла радовался простым в исполнении изделиям.
Теперь я стал требовательней к себе, и не довольствуюсь достигнутым результатом. Хочется делать всё лучше и лучше. Появилась своеобразная жадность к работе.
Металл, безусловно, требует самоотдачи.
— Есть ли толика разочарования в собственном деле и в чём она заключается?
— Безусловно, есть, потому что хочется достигнуть большего. Оглядываешься назад, смотришь на изделия и думаешь: неужели это сделал я? Можно было добавить (или убавить) то-то и то-то…
Думаю, многим, занимающимся творчеством, знакомо это чувство разочарования. Хотя прекрасно понимаю – всё начинается с азов, с малого.
И горшки всё-таки обжигают не боги, а люди!

— Когда к вам обычно приходит Муза, вдохновение?
— Бывает такое гармоничное состояние души, что всё идёт, как по маслу. Мне в работе всегда нужен определённый настрой. Это как у музыканта, берущего в руки смычок.
Стараюсь прислушаться к себе – что хочется сделать именно сегодня?.. Бывают случаи, когда делаю конкретно на заказ, а бывает – для души.
— Расскажите, как вы отдыхаете…
— Я – спокойный человек, и виды отдыха предпочитаю соответствующие. Очень люблю природу, рыбалку.
В лесу, на речке – вот где частенько черпаю идеи для творчества!
В моих работах можно разглядеть и улитку, сидящую на пеньке, и стрекозу на листе камыша, и гриб, и паука. Всё это, конечное, сделано из металла.
— Есть ли у вас единомышленники?
— Здесь я родился, завёл семью. Именно они поддерживают меня во всех начинаниях.
Если бы жена не поддержала меня в тот момент, когда я решил основать кузницу, ничего бы не было.
Такие масштабные решения принимаются сообща, а не в одиночку.
В любое дело нужно вложить средства, чтобы потом что-то получить.
А средства эти, согласитесь – из общего кошелька.
— В какой конкретной помощи вы, как кузнец, нуждаетесь?
— Город – это большие возможности. Мне бы очень хотелось перенять секреты мастеров кузнечного дела, чаще выезжать за пределы района. Удалённость от города в 250 км мешает в осуществлении многих планов.
Например, таких, как реализация продукции в магазинах города, хочется расширить рынок сбыта.
Несколько раз, благодаря Отделу культуры, посчастливилось побывать на выставках декоративно-прикладного творчества. Было интересно пообщаться с людьми, посмотреть на великолепные работы из бересты, глины, лозы.
Иногда ко мне в кузню, на экскурсию, приходят дети. Им интересен процесс обработки металла, особенно мальчишкам.
— Необходимо ли современному кузнецу быть физически сильным и выносливым?
— Вы знаете, теперь это не обязательно. Современное оборудование намного облегчило труд кузнеца. Возможно, по старым советским фильмам, вы помните образ кузнеца? Это был крупный мужчина. Играя мускулами и отирая со лба пот, он, что было силы, стучал молотом по наковальне.
Сейчас – другое время, новые технологии.
— Вы, Сергей Иванович, фантазёр?
— Конечно! Без фантазии я ничего не смог бы сделать. Что такое фантазия? Это умение представить предмет, создать что-то новое. Точно также, как фантазия нужна композитору, поэту, она нужна и математику, и биологу. И, конечно, кузнецу.
— Что для вас является мощным стимулом в работе?
— Для меня стимул – это огромное желание сделать красивую, практичную вещь. И чтобы эта вещь удовлетворила и мои запросы, и запросы покупателей.
Какой солдат не мечтает стать генералом?
И какой подмастерье не мечтает стать мастером?
Естественным стимулом также является желание заработать.
— Какие бы советы вы дали начинающим кузнецам?
— Самое главное – ничего не бояться! Верить в себя и свои возможности.
Помню, как-то недавно смотрел репортаж про одного пожилого кузнеца. Этот мужчина, в лихие девяностые, остался практически без средств к существованию – его изделия практически никому не стали нужны. Но он выстоял, остался предан своему делу! Сложный период в жизни прошёл, и он вновь стал востребован.
Сейчас, благодаря интернету, можно освоить любое ремесло, было бы желание.
— С каким ещё материалом вы сочетаете кованый металл?
— Я сочетаю металл и с деревом, и со стеклом – смотрится прекрасно!
— Приходится ли вам преодолевать себя?
— Да, приходится. У каждого бывают и взлёты, и падения. Иногда вдохновения нет, но заказ «горит», его нужно сделать вовремя. Я – человек обязательный, по-другому и быть не может, иначе люди перестанут доверять. Таким образом, можно растерять клиентов.
— Ваша «лебединая песня» — самое любимое изделие, выполненное в технике «художественная ковка».
— Я остался доволен следующей работой: журнальный столик со стеклянной поверхностью, функцию ножек исполняет металлический пенёк с дубовыми листьями, веточками, желудями, улитками, грибочками… Вообще, тему природы можно обыгрывать бесконечно!
— Перечислите, пожалуйста, инструменты и оборудование, необходимые для художественной ковки.
— Самое необходимое – горн, наковальня, плазморез.
Также я использую клещи, зубило, набор молотков.
И многое другое…
— Верите ли вы в то, что каждый человек – кузнец своего счастья?
— На сто процентов! Как кузнец, это подтверждаю.
— Есть ли в вашем арсенале награды, дипломы за участие в художественных выставках и фестивалях?
— Да, у меня есть дипломы и грамоты за участие в выставках декоративно-прикладного творчества, города Самары.

— Верите ли вы в то, что каждый день меняете этот мир к лучшему?
— Верю. Особенно тогда, когда по глазам заказчика вижу – он остался доволен.
Когда работа удалась, я также испытываю моральное удовлетворение.
Например, едешь по улице и видишь ворота, которые отлично вписались в местный ландшафт… Или почтовый ящик, сделанный в виде скворечника… Или флюгер в виде кошки…
На это действительно приятно смотреть!
— Хватает ли вам и вашей семье на «бутерброд с маслом»?
— Да, хватает. Я благодарен жизни за всё, что имею: моя мастерская, приносящая прибыль; моя семья; мои друзья.
— Каждое ваше изделие – в единственном экземпляре?
— Практически, да. Очень не люблю повторяться.
Конечно, какие-то элементы перекликаются, но в основном каждая вещь — уникальна и неповторима.

— Самый счастливый момент в вашем творчестве — это…
— Когда клиент говорит «большое спасибо», и я вижу, что эти слова – от души.
Тогда я понимаю, что не зря стоял столько времени у наковальни, дышал копотью и краской.
Как ни крути, а слово «спасибо» — оно волшебное!
— Если бы вновь встал выбор – стать кузнецом или выбрать другое ремесло, что бы предприняли?
— У меня есть ещё запал, я не разочарован в кузнечном ремесле. Напротив, мне хочется приобрести новое оборудование, делать новые интересные вещи.

— Ваши планы на будущее, Сергей Иванович?
— Очень нужен покрасочный цех. Без него – как без рук, особенно зимой.
Надеюсь, скоро он у меня появится – работы в этом направлении уже ведутся.
— Позвольте поблагодарить вас за содержательное интервью.