Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Мои произведения

+431 RSS-лента RSS-лента
Автор блога: Светлана Тен
ОТ АЗА ДО ИЖИЦЫ


Учить без азбуки и без книг — это все равно, что писать беседу на воде.
Константин Философ

В начале XXI столетия, в век стремительно меняющейся информации, немыслимо представить современную жизнь без письменности, книг, газет, Интернета, а прошлое - без упорядоченной истории, религию - без священных текстов, народ – без культуры...

Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня.

АЗ и ИЖИЦА – первая и последняя буквы древней славянской азбуки. От АЗА до ИЖИЦЫ равнозначно современному от А до Я. То есть от начала до конца, с первого до последнего.

Итак, что же было в начале? « В начале было Слово…». Затем в Финикии еще до нашей эры возник алфавит и письменность. А вот возникновению славянской письменности мы обязаны святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию из греческого города Солуни (ныне Салоники, Греция).Случилось это в 863 году. Именно они принесли в Моравию(современная западная Чехия) славянскую азбуку и переведенное на славянский язык Евангелие. Братья стали первыми духовными проповедниками христианства и первыми просветителями в истории славянской культуры.

В память о великом подвиге святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности и культуры.

Славянская азбука служит нам уже 1152 года. Без азбуки у нас не было бы «Слова о полку Игореве», былин об Илье Муромце, Святогоре, Василии Буслаеве и Алеше Поповиче, «Повести временных лет». Драгоценных берестяных грамот и печатных книг Ивана Федорова у нас бы тоже не было. И страшно подумать! Мы лишились бы нашей гордости: Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского…
Не было бы ни писателей, ни книг, ни библиотек. И если книга исчезнет, вместе с ней исчезнет культура и мудрое слово.

Правильное слово способно развернуть жизнь в нужное русло. Нам необходимо его сохранить.
Для этого нам надо полюбить чтение. Человека нужно вернуть к книге. Иосиф Бродский говорил: ««Есть преступления более тяжкие, чем сжигать книги. Одно из них – не читать их». Согласно статистике, средний россиянин отдает книге в день лишь 9 минут. Эти 9 минут должны испугать нас своей ничтожностью. Книге хорошо бы отдавать столько времени, сколько отдается сидению за обеденным столом, и ничуть не меньше, чем жертвуется на социальные сети.

Пока есть слово, будет жизнь. Будет свет. Исчезнет слово – наступит мрак, кишащий бессловесными чудовищами. И уже ничего не будет: ни науки, ни музыки, ни живописи, ни кино.

Может быть, не случайно Всероссийский день библиотек, отмечается в нашей стране 27 мая, чуть позже Дня славянской письменности и культуры. Эти два праздника, словно родные братья. Потому что сначала надо было появиться азбуке, потом русскому языку, языку особенной культуры, в центре которой – русская литература. И эта величайшая литература должна сохраниться в книгах. А родиной для этих мудрых странниц является библиотека. В тишине библиотек книга находит приют. Библиотека – это такой дом, в котором вас ждет 33 счастья, пир, званный ужин с друзьями, собеседниками, учителями. Библиотека - это территория свободы. Свободы чтения, свободы общения. Книга пригласит вас за стол и каждый найдет ту пищу, которую ищет. Книга не нуждается в богатстве и роскоши, ей всего лишь нужны люди, которые будут её читать.

Во все времена ( а первая библиотека была основана ок.2500 года до н.э. в храме вавилонского города Ниппур) библиотеки были и остаются хранителями мудрости, культуры, духовного богатства человеческой цивилизации. У библиотек есть ответственное поручение – просветить и очеловечить человека. Для этого ей, библиотеке, необходима хорошая книга, лучшая книга. Политические коллизии и интриги «двора», деноминация и «МММ» проходят, забываются, а книги остаются. Литература не испытывает на себе давление современности. Она написана, слава Богу, не языком программирования, который устаревает через каждые несколько лет. Хорошая книга – вечная повесть человечества. Только почему-то современное человечество предпочитает читать: «М-м-м...Данон» или «Мегафон: Будущее зависит от тебя!».
Не от Мегафона зависит наше будущее, а от чтения хорошей книги. Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли умными и добрыми, читайте им мудрые сказки и лучшие книги.
.
Печальник Земли Русской


"Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, "чудного старца», святого Сергия"
Павел Флоренский




8 октября весь Православный мир чтит память преподобного Сергия Радонежского.

Когда я объявила восьмиклассникам тему урока, «Печальник Земли русской», реакция у детей была разная. Кого-то это развеселило, видимо, слово «печальник» показалось слишком веселым и необычным. Особенно чувствительные и сентиментальные сгустили краски и не на шутку встревожились, приняв скорбное выражение. Рассудительные приготовились к чему-то глобальному, великому, мощному.
Этих рассудительных и ранимых оказалось не так уж и много, но мне стало спокойнее.
Тема уж больно непростая – о Преподобном игумене Сергие Радонежском.
Как давать такие уроки поколению NEXT, поколению цифровых технологий, поколению, у которого нет героев, но есть кумиры?
- Мы не обязаны вникать в религиозные тонкости. У нас светское заведение. Мы должны только дать информацию, - убеждала меня зав. методотделом.
Странно уже то, что мы давно не обязаны давать знания. Знания формируют мировоззрение. А что формирует информация, готовый продукт, не всегда, кстати, качественный? Бедные наши дети, напичканные разного рода информацией, не умеющие рассуждать. Откуда же у них появится желание познавать, когда ни мы им не обязаны, ни они нам. Но все мы обязаны статистике. Цифра шагает впереди человека. Это первая проблема.
Вторая проблема – мы не умеем беседовать. Тестировать мы научились быстро, но так же быстро разучились слышать. Даже когда нам нечего сказать, мы не молчим, мы перебиваем, вставляем свои пять копеек, не понимая, о чем пытается сказать собеседник.
Как научить детей слушать, думать молча, развивать и вынашивать мысли не только в голове, но и в сердце. До детского сердца еще можно достучаться, до взрослого, облаченного в доспехи, вряд ли. Это раньше ученик был сосуд, который надо наполнить, а теперь его надо уподобить факелу, который надо зажечь.
Именно поэтому я предпочитаю урокам беседы. Эта та форма, которая позволяет раскрывать душу, проникать в сердце.
Итак, я начала беседу:
- Ребята, слышали ли вы что-нибудь о Сергии Радонежском?
- Слышали! – закричал курчавый Симонов с последней парты. – Это воин был такой!
- Сам ты воин! Он в церкви работал. Им нельзя воевать! – маленький, юркий Сережка Морозов всем торсом обернулся к нему с соседней парты.
- Ага, нельзя! Он двух своих людей послал на битву с игой воевать! – не унимался Симонов.
По рядам прокатился смешок. Дети оживились.
- С какой «игой»? – улыбнувшись, спросила я.
- С татаро-монгольской! – деловито ответил курчавый юноша.

Пришлось затратить немного времени, чтобы разобраться с «игой». Это было важно.
Чтобы оценить подвиги преподобного Сергия Радонежского, необходимо представить в какой стране он жил. Четырнадцатый век. Тяжелейшее время для России, когда татарское насилие угрожало самостийности страны, культурному наследию, всему Русскому народу. Когда междоусобицы князей доходили до кровавых побоищ, раскалывая страну на множество мелких княжеств, ослабляя её независимость. И именно в этот момент Господь, отвечая на мольбы Православной церкви, являет печальника, освободителя и хранителя Земли Русской, Преподобного игумена, святого Сергия Радонежского.
Печальник в переводе с церковно-славянского – ходатайствовать, заботиться о ком-то, спасать от беды и нужды, жертвовать собою за другого.
Преподобный – подобный Богу. Не внешне. Внешне все мы созданы по подобию Божьему. А внутренне? Образ наш схож ли с образом Божьим? Отражает ли еще наша совесть хотя бы толику Божьей Святости? Сколько в нас той свободы, того духовного голоса? Мы знаем псевдосвободу, та, которая диктует волю нрава.

Преподобный же Сергий имел нерв святости. Своё подобие Богу он доказал своей праведной жизнью, высотой своего духа поднял упавший, погибающий дух родного народа, пробудил в нем веру к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Кто знает, была бы сейчас наша страна независима и державна, если бы тогда, Преподобный Сергий не благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, если бы не тысячи молитв, обращенных к Отцу Сергию спасти страну от польско-литовской интервенции, от нашествия Наполеона в 1812 году, от потери независимости в Первой мировой, от кровавой и жестокой Войны 1941 года.

С рождения святого прошло уже 700 лет, а Преподобный Сергий и по сей день является спасителем и покровителем России и его многонационального народа. Его жизнь – пример духовного подвига, крепкой веры в Бога, любви к ближнему. Сергий Радонежский – это образ России. Удивительно, что монах, никогда не бравший в руки оружие, стал покровителем воинов, Защитником Земли Русской, духовным покровителем единого народа нашей многонациональной страны.

Он не был ни писателем, ни церковным поэтом, не оставив нам ни строчки о своем житие. Он даже не был политическим деятелем. Он был святым. А святой входит в историю не тем путем, что писатель, художник, политик или другой деятель, он входит в историю примером своей жизни. И ему было непросто.
Нам сегодня тоже непросто. И всем нам сейчас как никогда необходима простота, чистота
и святость, без которых жизнь становится пустой и бесполезной.
Свет и радость мы приносим людям!


Недавно мы с дочерью смотрели программу «Культурная революция». «Читать или не читать» - такова была тема передачи. Аудитория разделилась. Фифти-фифти. А одна психологиня так вообще пришла к выводу, что читать вредно, поскольку чтение мешает жить современному человеку.
- Капец! – удивилась, а скорее, возмутилась моя дочь.
- Ты считаешь? – с иронией спросила я.
- Поздно уже считать, - вздохнула она. – Тут уже в народ пора идти.
Сегодня, 27 мая, в наш профессиональный праздник, Всероссийский День библиотек, мы с коллегой отправились «в народ». Наш зареченский народ оказался боязливым, подозрительным, спешащим и веселым.
Задача нашего похода заключалась в информировании населения о сегодняшнем празднике, привлечении внимания к проблемам чтения и библиотекам в частности, вручении флаеров с полезной информацией о библиотеках и книгах.
Первая наша собеседница, когда мы остановили её, недоверчиво свела брови и стала похожа на строгую тетку с вахты.
Потом, правда, её «отпустило». Она даже поздравила нас с праздником.

Вторая брутальная особа, сказала, что она сегодня плохо выглядит и не готова сниматься. ( у коллеги был в руках фотоаппарат). Договорились, что съемку немедленно прекращаем и начинаем просвещать. Просветили. Получили множество «спасибо». Приятно!

Следующим был таксист, ожидающий клиентов.
- У Вас есть минуточка? - спросила я.
- Нет! - заорал он, как пострадавший.
- А если мы Ваши клиенты?
- Поехали тогда, - подобрел он.
Тут-то мы его и взяли в плен, победили! Он разулыбался, узнав, кто мы, поздравил и стал внимательно читать наш флаер ( мы проследили и порадовались за дяденьку-таксиста. И совсем он не злая злость. Он хороший).

Хмурый, слегка помятый, мужчина лет шестидесяти обвинил библиотеку в отнятии у него некоторого процента зрения. Обнадеживало то, что зрение он оставил не в нашей библиотеке. Флаер мужчина все-таки взял, сложил вчетверо и положил в левый нагрудный карман джинсовки, ближе к сердцу.

Приятный дедуля, с корзинкой саженцев, бодрой походкой, по-видимому, направляющийся на дачу, предложил нам взамен флаера саженцы капусточки. Мы вежливо отказались, за что получили дрозда от нашего методиста.

Одна пожилая женщина призналась, что хотела отослать нас, сами понимаете куда, но поняв, что мы не сектанты, не коробейники, не цыгане и не промоутеры пожелала нам здравия! Пожелали и мы! Опять радовались!

В цветочном магазине продавцы подарили нам по розе. Кто из нас, женщин, не любит получать цветы в праздник? Да и не в праздник? И Вы тоже любите? Вы как мы! Мы шли по улице и сияли, как две лампочки.
В общем, день удался. Убедились, людям мы несем свет и радость!
И еще знания. Вот Вам порция полезного блюда из умных книг и сайтов:

Всероссийский день библиотек, отмечается в нашей стране ежегодно 27 мая. Праздник установлен Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года «Об установлении общероссийского дня библиотек» и приурочен ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России — Императорской публичной библиотеки, ныне Российской национальной библиотеки.

Слово "библиотека" – греческого происхождения. "Библос" означает "книга", "тека" – "склад, хранилище"

Официально первой библиотекой считается коллекция глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э. , найденная в храме вавилонского города Ниппур.

Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ассирии, в г. Ниневии.(Территория современного Ирака) Сейчас она находится в Британском музеи Лондона.

Первая публичная библиотека открылась в Риме в 39 году до н. э.

Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым

- Самой большой библиотекой в мире является Библиотека Конгресса в столице США Вашингтоне. Фонд более 75 миллионов наименований

Второй по величине библиотекой в мире считается Российская государственная библиотека (бывшая Библиотека имени Ленина), фонд более 42 миллионов наименований.

Стивен Блумберг, похитивший более 23 000 редких книг из 268 библиотек, считается одним из самых известных библиоклептоманов.

Самой загадочной библиотекой в мире по-прежнему остается коллекция документов и книг, Ивана Грозного. По одной из версий библиотека спрятана в стенах Московского Кремля.

Ни в одной из библиотек Соединенных Штатов Америки вы не найдете лучшее произведение Агаты Кристи «Десять негритят». В Америке этот детектив издается под другим названием «И никого не стало».

В общественных библиотеках средневековой Европы книги приковывались к полкам цепями.

Самой большой публикацией в мире является 1112-томное издание Британских парламентских документов, выпущенное издательством Ирландского университета в 1968-1972 гг. Полное издание весит 3,3 т, стоит 50 тыс. ф. ст. Чтобы прочитать полное издание, надо потратить 6 лет даже в том случае, если читать по 10 часов в сутки.

В одну из библиотек финского города Вантаа незаметно вернули книгу, выданную на руки более 100 лет назад.

В Екатеринбурге создали самую большую книгу.
Уникальный арт-объект - книга-раскладушка - установлена перед входом в бизнес-центр "Высоцкий" в городе Екатеринбурге.
Книга, размеры страницы которой 4,5 метра в длину 2,7 метра в ширину, а площадь разворота - 24,3 кв. метра - была «раскрыта» 11 апреля. Источник: http://www.metronews.ru/

«Приключения Тома Сойера» — первая книга, текст которой был набран на печатной машинке.

Владимир Набоков писал «Лолиту» в блокноте во время поездок по Америке для коллекционирования бабочек. Жена писателя Вера помешала ему сжечь наброски романа.

Цитаты:
Как только я вхожу в библиотеку, я запираю свою дверь и изгоняю таким образом жадность, самолюбие, пьянство и леность и все пороки, которых источником является невежество, плод праздности и меланхолии.
Гейнзиус

...Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашен каждый, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет.
А.И.Герцен

Библиотеки - гардеробы, из которых умелые люди могут извлекать кое-что для украшения, многое - для любопытства и еще больше для употребления. (Дайер)

...Шуршат страницы в тишине библиотек, это самый замечательный звук из всех, которые я слышал. (Л.А.Кассиль)

Я захожу в библиотеку. И все. Наконец-то, я дома…

Без библиотеки школа ничего не может сделать. Школа и библиотека - две родные сестры. (Из ходатайства крестьян об открытии библиотеки. 1910 г.)

Моя родина там, где моя библиотека. Эразм Роттердамский

Читай, и ты полетишь. Пауло Коэльо

Я не призываю к замене государства библиотекой…, но я не сомневаюсь, что, выбирай мы властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на земле было бы меньше горя. И.Бродский

Быть библиотекарем значит то же, что ехать на велосипеде: если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед, вы падаете. Д.Шумахер

Сначала нужно найти хорошего библиотекаря и только потом открывать библиотеку. Ш. Ранганатан
Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье.Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу. Уильям Мейкпис Теккерей
Очень не скорая помощь
Вот такое письмо написала жительница нашего города:


- Мой брат болен сахарным диабетом, живёт в одной квартире с мамой пожилой женщиной 86 лет, - рассказывает жительница, обратившаяся к нам в редакцию. - На прошлой неделе утром мне позвонила мама и сказала, что брату плохо, они вызвали «Скорую», врач приехала, что-то написала и уехала, оставив больного немолодого человека в очень плохом состоянии. Хорошо, что я живу недалеко - сразу побежала к ним.

Оказалось, что врач «Скорой» - молодая женщина, приехала по вызову, осмотрела брата и заставила его, беспомощного, почти в беспамятном состоянии, подписать какую-то бумагу и уехала. Мама говорит, что та села перед братом, который лежал на диване, на корточки, подсунула ему какие-то бумаги, ручку в руку буквально всунула… Когда я пришла к ним домой, брат лежал на диване и не мог ни говорить, ни шевелиться - как врач заставила его что-то писать, непонятно.

Я позвонила в «Скорую», рассказала ситуацию, мне ответили, что больной сам отказался от госпитализации и подписал соответствующий документ. Я попросила позвать к телефону врача, спросила, почему больного человека оставили дома на попечении старой женщины. А мне ответили, что… «некому нести больного» к автомобилю “Скорой помощи”! - и посоветовали поискать среди соседей мужчин, которые могли бы выполнить эту работу.

Я пошла по квартирам. А время утреннее - все на работе, в квартирах остались бабушки да дети. Что делать? Я позвонила начальнику медсанчасти, к счастью, он оказался на месте. Описала ему ситуацию, высказала своё возмущение. Он пообещал, что «Скорая» снова приедет, и добавил, что врачи «Скорой» и водитель получают дополнительную оплату за то, что госпитализируют больных.

В общем, снова приехала «Скорая», на этот раз с врачом-мужчиной. Первым делом он весьма невежливо выговорил мне и за звонок начальству, и за то, что я не нашла грузчиков. На все мои возражения, что дома из соседей никого нет, он отвечал, что надо было выйти на улицу, позвать местных алкоголиков, спуститься в ближайший магазин, наконец, где всегда есть покупатели и продавцы. Моему возмущению не было предела! То есть я должна бросить больного человека, бегать по улицам и искать, кто бы донёс его до машины?! Тогда за что медикам доплачивают?..

… В конце концов, приехавший врач сам пошёл по подъезду и стал стучать в квартиры результат тот же: дома одни бабушки. На наше счастье, с улицы в подъезд зашёл молодой человек, он и помог донести моего брата до машины “Скорой”.

С ужасом думаю, что могло бы произойти, если бы я не оказалась рядом. Моя 86-летняя мама одна не смогла бы ничего сделать, больной брат находился в бессознательном состоянии. И только из-за того, что врачи не потрудились донести больного до машины, мой брат мог умереть?! Просто руки опускаются от такого отношения… Не хочу говорить плохо обо всех работниках МСЧ-32, но “Скорая помощь” на то и скорая, чтобы быстро помочь тем, кому особенно плохо. А тут…


Послесловие.
Я бы могла сказать: грустно, если бы мне не было так страшно.
Жалобы жителей нашего города на работу медсанчасти почти постоянные.
Врачей не хватает(несмотря на повышение зарплаты),огромные очереди, грубое отношение медперсонала
- к этому почти привыкли. Но чтобы отказывали в госпитализации из-за того, что больного некому нести до машины «Скорой»…
Даже не знаю, что сказать.
Ностальгия


Я родилась в 70-ом. Но почему–то, меня так и тянет в шестидесятые. Не знаю, откуда это у меня? Слушая рассказы очевидцев о шестидесятых, просматривая фильмы о шестидесятых, я ностальгирую. Кажется мне, что это было прекрасное время: физики полемизировали с лириками, но когда брали гитару, то сразу же сами превращались в лириков. Партия торжественно провозглашает: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». «Всё во имя человека и для его блага!». Каково? Грядущее представлялось прекрасным для всех строителей коммунизма. А тогда коммунизм строили все: от детсадовца до ударника коммунистического труда. И люди жили в каждодневном ожидании чуда. Но не идеология меня тянет назад в прошлое. Она меня никогда не интересовала, мне было все равно, кому тогда поклонялись: Ленину с Марксом или Хрущеву с Брежневым. Я ностальгирую по тем отношениям между людьми, хотя никогда я в тех отношениях не состояла.
Мне почему-то очень хочется, прийти домой и не закрывать квартиру на два замка и цепочку. Не превращать свое жилище в неприступную крепость, отгораживаясь от всех соседей и случайных людей сейф-дверью и решетками на окнах. Я добровольно поместила себя в комфортабельную камеру с пластиковыми окнами, решетками с вензелями, евроремонтом и итальянской сантехникой. Отделила сейф-дверью свое от чужого. Раньше все было по-другому. В деревнях двери вообще не закрывали. В городах закрывали, можно сказать, условно, оставляя ключ под ковриком и, непременно, сообщив об этом в записке, которую оставляли в дверях. Хочется открывать двери своей квартиры без дурацкого «Кто там?» и разглядывания позвонившего в «глазок». Зачем оно, это «Кто там?» Открой и увидишь.

Хочется покататься на велике без шлема и наколенников. Или на самокате. Да, точно, на самокате. Или сходить к другу всем двором и посмотреть «Кортик» или «Бронзовую птицу», а может и «Вовку в тридевятом царстве». Раньше нас не баловали мультиками, поэтому, когда по телевизору начиналось что-нибудь детское, дворы пустели молниеносно. А потом выйти на улицу, сесть на скамейку и обсуждать все это взахлеб, перебивая друг друга. Удивительно, что скамейка, вроде, и небольшая была, но вмещала кучу детей, и никто не боролся за место и не посылал друг друга на х… Место находилось всем. Современные дети не умеют делиться, уступать, дружить. Они – собственники. Они отлично научились требовать и получать.

А ещё хочется сделать кораблик из бумаги и пустить его по весеннему ручью. Только вот забыла я как его делать, кораблик этот. Сейчас это называется оригами, квиллинг, бумагопластика, и Бог знает ещё как.

Хочется пройтись по ночному городу и не бояться, что какой–нибудь отморозок шарахнет тебя по башке и унесет несколько тысяч из твоего кошелька, вместе с сумкой. Глупый какой-то отморозок, ты спроси, я сама отдам, зачем же сразу по голове?

А помните авоськи в виде сетки? Смешные такие. Не знаю, пойду ли я сегодня в магазин с сеткой? Буду ли я в эту сетку складывать хлеб без упаковки, но то, что я огромной вилкой, привязанной к деревянному лотку, опробую этот хлеб на мягкость - это точно! А пирожок с повидлом! Пять копеек стоил, а повидла в нем на все десять было, а счастья и послевкусия на целый рубль. А в нынешнем пирожке надо ещё найти то повидло. Кстати, рубль был тогда действительно рубль, а не мелочь, болтающаяся в кошельке. А мороженое! Мороженое я куплю из 60-х. И колбасу, и молоко в треугольнике, и даже не додумаюсь посмотреть на срок годности. Тогда никто не смотрел, и все живы-здоровы были после употребления натурподуктов. А сегодня заходишь в магазин и начинаешь ломать голову, какой химпродукт на сей раз посягнет на твое здоровье? Вчитываешься в информацию на товаре, как в страшный триллер и выбираешь из нескольких зол несколько.

Раньше все как-то понятно было: дружба - так дружба, ненависть - так ненависть. А сейчас: имеешь много тысяч рублей - ты друг, а завтра нет у тебя рублей этих, ты - просто прохожий. Нет того знака качества, все переходят на ТУ. И в отношениях между людьми все чаще встечаются ТУ- товарные условия, брэндовые что ли.

Вы сейчас будете мне возражать: чего, мол, разворчалась? «Зато мы стали абсолютно свободны!» - скажите вы. И будете правы. Так и есть, шестидесятые подарили советским людям мечту. Мечту о прекрасном и светлом будущем. И люди шли к этой светло-розовой мечте, даже не допуская мысли, что мечта эта уж больно не похожа на реальность. А потом мечта как - то состарилась, заболела и умерла. И на смену ей пришла свобода, абсолютная свобода. И народ вдохнул эту свободу полной грудью, а к середине 90-ых стал задыхаться. Он, народ, стал зависимым от этой долгожданной свободы. Зависим от свободы хамов, маньяков и негодяев, от свободы не профессионализма, свободы произвола чиновников, от свободы не исполнения законов, от свободы социальной незащищенности. Создается впечатление, что государство наше неистово борется за свободу от своих граждан, никто никому не должен. Только что нам делать с этой свободой?
Сегодня я зашла на Проза. ру
Сегодня я зашла на Проза. ру



Друзья мои! Спешу поделиться не знаю чем. Радостью,щенячим восторгом, удивлением, офигением, обалдением!
Меня номинировали на премию "Народный писатель". Даже и не знаю, что  это может означать. Может, "ух ты!" или "вот это да!". А может, "дурында, чему радуешься? глупая ты еще, неумеха, писака, блин!". А мне нравится быть счастливой дурой crazy Даже, если я и не народная писательница. Приятно быть номинированной. Слово красивое - "номинация"! Правда? angel
Для Анечки Пасынковой и всех неравнодушных людей. ПРОГУЛКА В БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ (репортаж Карины Тен)

Карина Тен - моя дочь, студентка УРФУ, начинающий журналист, неравнодушный человек и просто красивая девушка.




Организацией «Дорогами Добра» был разработан «Социальный Квест» - проект, призванный помочь умственно-отсталым детям с ограниченными возможностями в социальной адаптации, через участие в обучающей прогулке. Он отличается от простых музейных экскурсий и поучительных тренингов. Это не эксперимент и не школа. Это городская игра, которую впервые опробовали волонтёры «Дорогами Добра» и будущие выпускники детского дома-интерната на Ляпустина, 4.



Наглядная демонстрация земного притяжения – Рита играет с шестилетним Костей в нечто похожее на теннис или «лови-кидай», только вместо мяча у мальчика два небольших плюшевых медведя, а вместо ракеток собственные руки. Рита ловко ловит медведей, сидя на мягком диване в небольшой, но просторной комнате. Маленький Костя ей подыгрывает, пуляя игрушки, размером с женский тапок, прямо ей в руки, изредка промахиваясь.

- Костя, давай, закругляйся, пора спать! – к мальчику подходит молоденькая нянька и кивает в сторону спальни. Ребёнок ловит игрушки и послушно бредет в спальню…
          Помимо играющей в «лови-кидай» Риты, в комнате ещё девять волонтёров, ожидающих 13:00 по местному времени. Сегодня, в субботу, 17 сентября, они отправятся на первую в истории организации городскую игру, взяв с собой шестерых воспитанников дома-интерната.
Участники «Социального Квеста» разделились на шесть команд, в каждой из которых было по два (волонтёр-ребёнок), три (волонтёр-ребёнок-фотограф) человека. Они получили в руки по карте с проложенным маршрутом и отправились изучать центр города. У прогулки была конкретная миссия – социально адаптировать детей: рассказать им об истории Екатеринбурга, научить ориентироваться в основных городских точках, инфраструктуре города (продуктовый магазин, магазин одежды, аптека, банкомат, столовая, общественный транспорт и т.д.) и самое главное, убедить не бояться обратиться за помощью к прохожим.
          У ребят, которые должны подойти с минуты на минуту, диагноз умственная отсталость, как и у остальных трёх сотен детей, но далеко не все из них безнадёжно больны – у некоторых детей интеллектуальные недостатки незначительны, а значит, их вполне можно подготовить к достойному выходу в жизнь.






Знакомство
- О, пришли? Всё, пойдёмте! – командует Анастасия Соломинова, вручившая каждому волонтёру карту, маршрут и значок, на котором выведено цветными буквами: «Иду Дорогами Добра». Такой путь волонтёры планируют прокладывать регулярно – раз в месяц.
          Анастасия Соломинова, которой удалось организовать всё это действо – координатор социальных проектов добровольческого движения «Дорогами Добра» и сегодня первый день её новой программы под названием «Социальный Квест».
        
          Знакомимся с ребятами, объясняем им, что их ждёт, морально подготавливаем. Пока я зашнуровываю свой кроссовок, мне приветливо кивает Илья. В отличие от других ребят, с ним я уже познакомилась, он встретил меня у ворот детского дома и как слепого котёнка довёл прямо до места встречи. Илья – очень смышлёный, общительный мальчик. На вид ему лет 13, на самом же деле, исполнилось 17. Пока мы шли до нужной мне комнаты, он успел рассказать о своих делах, друзьях и о том, как дети готовятся к предстоящей прогулке – славный парень!
          Оделась. Ищу глазами единственную участниЦУ «Квеста» - Аню. Она скромно стоит в уголке, а завидев меня, широко улыбается. Протягиваем друг другу руки – знакомство состоялось!
          Вооружаю Аню картой и маршрутным листком – пусть самостоятельно попробует разобраться. Вместе с тем, посвящаю её в наш дальнейший план действий, рассказываю об общественном транспорте и счастливых билетиках.  Судя по всему, карту моя спутница видит впервые – держит её «вверх-тормашками» и старательно что-то высматривает.  Идём на трамвайную остановку, Аня без понятия, как проехать в центр. Прошу её зачитать наш первый пункт прибытия… понимаю, что читает она очень плохо, строю в голове планы, чему в первую очередь научить мою воспитанницу.  


Прогулка. Начало.
У моей спутницы, как и у пяти остальных выпускников дома-интерната сегодня День знаний. Многое из увиденного и проделанного случится в их жизни впервые за семнадцать лет.
          Наш трамвай наконец-то пришёл! Набиваемся туда, как «кильки в бочку» – едем. В глазах Ани – восторг, она постоянно улыбается – от этого становится ещё милее.
- Передаём за проезд! – из толпы выплывает квадратная сумка с телом грузной кондукторши. Аня робко протягивает ей две медные монетки, взамен получает серебряную «двушку» и долгожданный билетик, который она заботливо прячет в карман.
- Ань, скажи, пожалуйста, на каком трамвае нужно ехать до центра?
- На пятнадцатом?
- Да, верно! – теперь я уверена, что она запомнила номер, мы повторили его несколько раз.
- А есть у тебя любимая песня или исполнитель?
- Да! Есть! (оживляется) Я люблю свою Надеждочку! Мне нравится Надежда Кадышева! Я знаю наизусть 120 её песен! Дед Мороз на Новый Год подарит мне её диск!
- Здорово, Аня! Все 120 песен наизусть?!
- А трамвай не лопнет?
Я пытаюсь сообразить, как это… отвечаю:
-В трамвай вмещается много людей, но если кто-то не влезет, трамвай уедет без них. Оставшиеся пассажиры подождут следующего.
- А он не лопнет?
- Ань, а как это, «лопнет»?
- Ну, трамвай – скрипучий, поэтому лопнет!
- …Нет, Анюта, не лопнет, – решаю не спорить.        
Пообщавшись с Аней подольше, я поняла, что она живёт в красочном мире воздушных шаров. Её любимая форма шарика – сердечко (Аня каждые десять минут повторяет фразу «Шар большой сердешный»), её любимый цвет-красный, и она часто изображает звук, напоминающий характерный скрип резинового шарика.  
          В процессе подготовки к прогулке я изучила характеристику своей воспитанницы: «говорит, что сейчас идёт 2012 год... слабая переключаемость… спутанность мыслей… может давать на вопросы неадекватные ответы, говорить невпопад… склонная к пространным рассуждениям... перепады настроения, бывает агрессивна…» - на тот момент, мне было страшновато: как я справлюсь, находясь с ребёнком наедине, ведь это мой «первый блин» в общении с особенными детьми, как бы он не получился комом. Но пообщавшись с Аней, трудно поверить, что у неё когда-то бывает плохое настроение и есть склонность к агрессии. Аня – очень доброжелательный человек!

- Помните, девчонки, вы говорили про Уктус? В той местности растёт уникальная трава безвременник яркий. Безвременник занесён в Красную книгу, а жители Уктуса срывают его от нечего делать! Бессовестные… – в наш диалог вклинивается седобровый дедушка. Он очень хочет рассказать молодому поколению об истории Екатеринбурга. – А сейчас мы проезжали автовокзал, помните? Там раньше заканчивался город, дальше был только лес – густой, красивый… Всё ведь повырубили! А тут был купеческий район, пускали только купцов с семьями… Буржуи! А вот…
- Остановка «Московская» - вяло пробубнил «голос» трамвая. Покидаем дедушку, поблагодарив за вводную лекцию, идём дальше.
          Следующий пункт прибытия – банкомат. Моросит дождь. Мы идём по центру города и прячемся под «крышей» моего зонта.
- У, какой надутый!
-Кто надутый, Ань?
-Зонт надутый! А он не лопнет?
-Нет, не лопнет! – со знанием дела отвечаю я, одновременно показывая достопримечательности Екатеринбурга.
-Мы на Ленина! – Аня облегчённо вздыхает, а через некоторое время находит табличку с номером нужного дома.
У банкомата нас встречает фотограф «Квеста» Кирилл и координатор Настя с пластиковой картой и паролем. Снимаем деньги: я диктую подробную инструкцию, Аня старательно давит на клавиши. Момент, и ребёнок, первый раз видящий банкомат, собственноручно снимает наличные! Это маленькая победа, до которой мы добирались почти 40 минут! Впереди у нас ещё 5 глобальных дел, всего два часа и ни одного автобуса.
-Аня, времени в обрез – самое время заняться твоим любимым спортом! Ты как?
-Давайте!
          Бежим втроём – я, Аня и фотограф Кирилл. У нас с Аней блаженные улыбки, Кирилл перегоняет, чтобы поймать очередной кадр. На остановку всё же пребывает автобус – едем в магазин за одеждой. Аня расплачивается за проезд, получает взамен билетик, кладёт его в карман.
          
Магазин, кафе, аптека
          Аня никогда не была в большом торговом центре: с удивлением разглядывает прозрачные витрины и огромных лысых кукол – манекенов (их она тоже видит в первый раз). О своём размере одежды она, разумеется, понятия не имеет, а от многообразия разноцветных тканей в глазах рябит. На ботинках у Ани подписано «Катя П.», на остальной одежде также–вместо лейблов чьи-то имена. Обуваются и одеваются эти дети на складе родного детского дома, а там, очевидно, выбирать не приходится.
-Ну, что стоишь? Пойдём выбирать тебе одежду! – привожу в чувства свою воспитанницу, впавшую в ступор. – У нас есть 500 рублей, на эту сумму ты должна что-то себе выбрать. Что бы ты хотела?
-Выбрать? Сама? – Аня не знает, с какого угла подойти. – Можно футболку?
Эта девочка никогда не была в примерочной. Вертится перед зеркалом в обновке, а под её ногами – кофта и джинсовка. Аня не заметила в примерочной крючков для одежды.
Но, вот, обновка выбрана, и счастливый ребёнок самостоятельно рассчитывается за вещь. Ещё один пункт пройден – идём в столовую! В столовой перед нами стоит задача выучить, как обозначается мужской и женский туалет, как в нём закрываться, как мыть руки под странным для Ани краном и как заказывать выгодный обед. Всю эту эстафету моя воспитанница прошла успешно.
Дальше – аптека. Покупка товара в ней происходит весьма быстро – Аня усвоила, как расплачиваться с продавцом, и по тому же алгоритму расплатилась с фармацевтом за ГЕ-МА-ТО-ГЕН, выговоренный со второго раза.
Впереди у нас был продуктовый магазин и кинотеатр! Но до этих пунктов ещё нужно добраться, а времени катастрофически не хватает – вновь занялись спортом. Аня любит спорт, особенно играть в «ляпы» и бегать. Мне с ней повезло!

Джонни Инглиш и коробка с карандашами
Мы втроём забегаем в автобус. Кирилл фотографирует, как Аня самостоятельно передаёт за проезд, я сижу счастливая, кондуктор с любопытством смотрит на нашу компанию.
-Автобус надутый!
-Автобус не надутый, Ань. Он большой, много людей перевозит.
-Большой автобус. Скрипучий. А он не лопнет?
-Нет, не лопнет! Он, ведь, не воздушный шарик и не из резины, поэтому не лопнет, понимаешь?
-Ммм… – промычала Аня и достала из своего кармашка коллекцию билетиков, полученных за проезд. Было забавно смотреть, как она их целует, что-то наговаривает и бережно складывает обратно.
          Автобус выплюнул нас на остановку дальше от пункта назначения из-за строящегося неподалёку метро. Нам срочно нужно в продуктовый магазин, где Аня самостоятельно обратится к продавцу и осуществит свою покупку. Заходим в торговый зал самообслуживания. В результате, корзина моей знакомой заполнена большой пачкой цветных карандашей и зелёными яблоками, которые она очень хотела взвесить на электронных весах.  
Предпоследний пункт нашей городской прогулки – поход в кинотеатр. Путь в него лежит через прозрачный лифт. Аня старается не смотреть вниз, а от эскалатора испытывает бурный восторг. И пусть у входа в кино нас уже давно ждали остальные участники «Квеста», на сеанс мы не опоздали!
Всей походной сворой заходим в кинозал, устраиваемся в мягких креслах. На огромном экране герой Джонни Инглиш. Ребята переглядываются со своими сегодняшними инструкторами, смеются вместе со всеми, кто же может устоять перед Роуэном Аткинсоном? Наверное, сейчас они особенно счастливы! Они почувствовали, что значит быть такими, как все и жить полноценной жизнью.





О повседневной жизни и дне впечатлений

Через несколько дней после «Квеста» я ещё раз еду в ляпустинский детский дом-интернат, чтобы узнать мнение ребят о субботней прогулке. Её участник Илья отмечает, что ему очень понравился обед в «ресторане» (так он назвал простое кафе быстрого питания), Игорь заново пересказывает алгоритм снятия наличных с банковской карточки, а Вова демонстрирует мне свою новую зелёную футболку, купленную в торговом центре, где он побывал впервые. Недавние знакомые окружили меня, будто собрались водить хоровод. Они рассказали мне о своих увлечениях и повседневной детдомовской жизни.
          Моя спутница Аня отличная хозяйка. Каждый день она моет полы в палате, где спит, следит за своей цветочной клумбой, ухаживает за маленькими воспитанниками интерната, рассказывая им сказки на ночь. Ещё она любит петь и мечтает о большой сцене.

- А я подметаю двор, если нужно, помогаю учителям, зимой убираю с нашей территории снег. Люблю математику и хожу в компьютерный кружок. Вообще, хочу быть поваром, – рассказывает Илья.  –  Ко мне изредка приезжает мама, и я уезжаю с родителями на рыбалку или шашлыки, бываю в гостях у своих братьев – Саши, который похож на меня, и Никиты. У нас с ним только уши похожи. Иногда бабушка забирает меня на каникулы, я целую неделю живу дома! Но это редко бывает…
У Ильи есть родители, он – не круглый сирота, в отличие от многих воспитанников дома-интерната.

-Ну, а чем ты увлекаешься, Вова? – интересуюсь я у задумчивого парня, стоящего рядом.
- Шью постельное бельё, вяжу и вышиваю. Мне нравится рисовать картины из сказок, которые сам придумываю у себя в голове. В будущем я бы хотел шить, буду дизайнером – мне это пригодится в жизни, я многим помогу. А ещё я читаю библию, верю в Бога, молюсь ему, за всех молюсь. По утрам я часто хожу в церковь на службу вместе с волонтёром Наташей, там замаливаю свои грехи, общаюсь с Богом, причащаюсь, и мне становится легче. Я вижу Бога во сне и всегда прошу, чтобы он помог мне стать хорошим отцом, чтобы люди на земле были хорошие, чтобы зла было меньше – верю в это! – говорит семнадцатилетний Вова.
          
       Мой визит на Ляпустина, 4 ещё не окончен. Дальше направляюсь в кабинет заместителя директора, на входе меня уже ждёт Алла Владимировна Маркова. Она провожает меня в кабинет, мы присаживаемся.
-Опишите, пожалуйста, Ваши впечатления от «Социального Квеста» – начинаю я беседу.
- Мы уже успели узнать мнение ребят, они нам все уши прожужжали! Дети были в диком восторге, им очень понравилось! Эта прогулка очень важна для развития детей, их социализации. Было бы здорово, если б «Социальный Квест» проводился регулярно – 1 раз в месяц. – комментирует Алла Владимировна.
- Сколько воспитанников проживает в доме-интернате?    
- В нашем интернате живёт 300 человек (50 из них – лежачие) с диагнозом умственная отсталость умеренной, тяжёлой и глубокой степени. Из них в этом году выпускается 24 ребёнка, некоторые из них не в состоянии ходить, говорить, обслуживать себя самостоятельно. Такие тяжёлые дети по выпуску из детского дома попадают в психоневрологический дом-интернат для взрослых. Дети, которые могут жить в социуме, встают в очередь на квартиру, получают пенсию по инвалидности. Также, у них есть возможность поступить в училище соцзащиты, и выучиться, к примеру, на обувщика или швею.
- Эти дети ощущают себя другими? – задаю я последний вопрос.
- Думаю, что нет. У них, как и всех остальных, есть одно простое желание – иметь родителей, дом и собственных детей, построить большую крепкую семью, – завершает Алла Владимировна.
На этом я заканчиваю свой поход в детский дом-интернат на Ляпустина, 4.

Билетики

В кинозале темно. Лишь вспышки от экрана освещают сияющие лица детей, волонтёров и координатора проекта Насти. Прогулка состоялась! Сегодня все они объединились и сделали большое дело – прошли дорогой добра, которая состояла из десяти непростых пунктов. Десять маленьких побед над неприятием и равнодушием общества, десять маленьких радостей детям, которые в них нуждаются и ждут.  
Мы преодолеваем последний пункт –  едем в трамвае домой. Аня вновь получает от кондуктора свой билетик, украдкой целует его, что-то шепчет и бережно отправляет на хранение. Теперь у неё полный карман частичек счастья. Пусть эти билетики принесут выпускникам детского дома-интерната удачу! Думаю, Аня со всеми ей поделится.