Наше наследие: в селе Красные Ключи возрожден памятник деревянного зодчества

"Хроники самарочки"

22:14
11
Здесь Архангел хранит
Ключ заветный от чистого неба,
И закаты- беседники
Прямо с душой говорят,

Тут встречают тебя
Караваем горячего хлеба,
Потому-то порою
Так тянет вернуться назад.

Крыш соломенных шорох,
Тревожащий сердце доныне,
В храме ровно мерцает
Икон обновлённых оклад.

Здесь, в полынных степях,
Я стою посредине России,
Вековечной виной
Перед ней навсегда виноват.


Семён Краснов, г. Тольятти, участник сайта «Самарские судьбы»



Самара – Похвистнево. Время в пути около 3 часов.

Красные ключи – старинный поселок, расположенный на границе Самарской и Оренбургской областей.

Настоящее, исконное его название – Архангельские(по другой версии — Ангельские) ключи.

Скорее, это просто эрзянская легенда… о том, что когда начинаешь читать молитвы ангелам, каждый источник поднимается на свою высоту и так образуется ключ от неба: источники образуют между собой сложную геометрическую фигуру — ангельский ключ небесный.

Родников в окрестностях, действительно, бьет немало, но имя поселку подарил тот, что струится неподалеку от Михайло — Архангельского храма. А определение «красные» появилось в названии уже в более позднее, советское, время.

В окрестностях села великолепная природа. Это и заливные луга с сочной травой, и небольшие озерца с чистой родниковой водой. Бескрайние поля и могучие лесные массивы.

Едва свернув к селу с трассы, видна церковь. Она возвышается над селом, как бы парит над ним. Невозможно оторвать взгляд от блеска куполов и небесно – голубого цвета стен храма.


[cut=Читать далее......]





Село основано в 1736 году. К семидесятым годам позапрошлого века сельская деревянная церковь обветшала. И тогда на средства самих сельчан (в период с 1871 по 1898 год) была построена Михайло-Архангельская церковь, признанная позднее памятником архитектуры.

Из статьи самарского журналиста и краеведа Вадима Карасёва «У святого источника»:


Сбереженный храм

Издалека кажется, что этот храм с его пятью изумрудными маковками куполов парит в небе. Радует глаз бирюзовая голубизна стен, узорные наличники, вырезанные вручную… Это типичное для поволжских степей храмовое строение: колокольня соединена с основным зданием небольшим переходом – трапезной. Удивительно, что этот памятник архитектуры почти в первоначальном виде сохранился до наших дней.

В начале тридцатых годов прошлого века церковь в Красных Ключах, как и многие другие, была превращена в колхозное зернохранилище. Вся церковная утварь была убрана в алтарь. А затем над храмом нависла угроза уничтожения. Находились «охотники» расправиться с «опиумом для народа». Верующие жители села встали на защиту храма, по ночам с вилами охраняя свою святыню. Дважды ходоки из Красных Ключей, рискуя свободой (так просто беспаспортным крестьянам покинуть село в то время было непросто), отправлялись с просьбой о сохранении храма в Москву, к всесоюзному старосте Калинину. И он посодействовал тому, чтобы храм был убережен от закрытия и разорения.

Помог в этом деле своим землякам национальный мордовский поэт, уроженец Красных Ключей Артур Моро, живший в то время в столице. Так сельчане добились, что в 1938 году в Михайло-Архангельском храме снова начались богослужения. Это был единственный действующий храм, сохранившийся во всем Похвистневском районе в годы советской власти.

Первый святой Самарской земли

Сегодняшнее внутреннее убранство храма соответствует прежнему. Особое великолепие придает ему иконостас, украшенный деревянной резьбой и сияющий позолотой. Здесь более полусотни икон, созданных мастерами в конце XIX века. На стенах, в киотах — старинные иконы. Рядом — работы современных мастеров.

Михайло-Архангельский храм притягивает к себе паломников со всех концов области и верующих, живущих за ее пределами. Приезжают сюда и из-за границы. Недалеко от храма находится святой источник с удивительно вкусной «серебряной водой», считающейся целебной. Ключами с такой водой село прославлено с давних пор — отсюда и его название. По чертежам старосты храма Анны Китевой был изготовлен ажурный забор, устроена купальня, а над питьевым источником поднялись красивые деревянные срубы-избушки.

Здесь, в храме, в величественной раке, с 2000 года покоятся мощи первого святого Самарской земли — праведного Петра Чагринского (1856-1925), канонизированного в 2000 году. Этот старец (в миру Петр Иванович Колпаков) жил недалеко от Красных Ключей, в деревеньке Чагры. Прославился он главным образом тем, что исцелял многие болезни.

Через сорок лет после его смерти, в 1965 году, жители села решили перезахоронить останки старца с безлюдного места на кладбище. Легенда гласит, что, когда люди открыли дубовый гроб, увидели нетленные останки старца. Через 34 года мощи вторично перенесли – уже в ограду церкви. По утверждению епархиальной комиссии, и тогда, в 1989-м, рука времени не коснулась мощей.

Обновление

Своей общероссийской известностью Красные Ключи обязаны не только святому Петру Чагринскому, но и последователю учения Серафима Саровского, почетному гражданину Похвистневского района Павлу Алексахину — священнику, долгое время служившему настоятелем храма.

В памяти людей отец Павел остался ревностным проповедником трезвого образа жизни. При нем-то в 60-х годах прошлого века и началось возрождение храма. Благодаря усилиям батюшки неотапливаемый бедный храм превратился в красавицу-церковь с богатым внутренним убранством.

«При отце Павле шло украшение храма, — рассказывает нынешний настоятель отец Георгий Аношкин. — Тут была старая перегородка с тусклыми стеклами, ее заменили на новую. Стены были покрыты штукатуркой мышиного серого цвета. При отце Павле их покрыли ДВП, на них появились панно с росписью на евангельские сюжеты. Храм стал украшаться иконами современных мастеров».

К началу ХХI века снова потребовалось обновление храма. Колокольня к этому времени стала крениться, обшивка стен была настолько старой, что ее можно было проткнуть пальцем. В 2000 году началась реставрация.

«Длилась она почти пять лет, — вспоминает отец Георгий. — Выправили колокольню, поменяли обшивку. Полностью сменили железную крышу. Внутри все привели в порядок. Некоторые иконы в иконостасе были обновлены. Обновляем сами — наша староста узнала секрет, как раздувающиеся краски осаживать на место. Большой плюс, что храм стал отапливаться. Последние восемь лет у нас действует своя котельная, так что сами можем поддерживать нужный температурный режим. Помогает и то, что при храме живет большая христианская община. Значит, есть кому ухаживать за ним».






Вадим Карасёв «Дом под соломенной крышей»:



Библиотека, а точнее, музей, обосновавшийся под её крышей, — ещё одна достопримечательность этого села.

«Здесь, в селе Красные Ключи Похвистневского района, родился поэт, ставший для мордовской культуры яркой фигурой, Афанасий Матвеевич Осипов. Он же — эрзянский народный поэт Артур Моро.

В одной из комнат сельской библиотеки расположился музей поэта: его фотографии, документы, личные вещи, письма, поэтические сборники, подаренные ему книги с авторскими надписями.

Среди книг, написанных Артуром Моро, и издание романа «Степан Эрьзя» — о всемирно известном мордовском скульпторе, с которым поэта связывала дружба.

«Бывший председатель колхоза построил этот домик для поэта, чтобы он мог приезжать сюда отдыхать и заниматься творчеством, — рассказывает заведующая библиотекой Валентина Куряшова. — Потом, после смерти поэта в 1989 году, этот дом переделали под библиотеку и назвали ее именем Артура Матвеевича Моро. А одну комнату отдали под музей».

Мало кто знает столько о жизни и творчестве Артура Моро, как Валентина Ивановна, которая в течение многих лет проводит экскурсии по музею.

Будущий поэт родился в бедной крестьянской семье в 1909 году в селе Архангельские Ключи.

В семье было пятеро детей. Афанасий, старший из них, с восьми лет батрачил, пас скот, после революции беспризорничал. В школе учился урывками – за один год закончил три класса. 1921 год. В Поволжье страшный голод. Отец уезжает на заработки в Сибирь, а маленький Афанасий воспитывается в детских домах Зауралья.

В одном из детдомов он и прочитал впервые роман Войнич «Овод», который оказал на него сильное влияние. Афанасий с упоением рассказывал мальчишкам о подвигах главного героя Артура, и те в шутку стали звать своего приятеля Артуркой. Отсюда и литературной псевдоним — Артур Моро.

Слово «Моро» – по-мордовски значит «песня».

В 1925 году будущий поэт отправляется в Москву. Часть пути преодолевает пешком, часть — «зайцем» на поездах. В столице он заканчивает ФЗУ, работает наборщиком газеты в типографии, по вечерам учится на рабфаке. А по ночам пишет стихи. Первое его стихотворение было опубликовано в 1926 году в журнале «Печатник». Через пять лет, в 1931 году, в Москве был издан первый поэтический сборник Артура Моро, имевший большой резонанс. Нарком Луначарский назвал молодого поэта «первым советским мордовским Ломоносовым».

В 1941 году Артур Моро добровольцем уходит на фронт. Во время Великой Отечественной был редактором бригадной, а затем дивизионной газеты, сражался на Кавказе, под Сталинградом, Орлом и дошёл до Бухареста. За военные заслуги был награждён орденом Красной Звезды.

После войны Артур Моро защитил степень кандидата искусствоведческих наук. Он преподавал в вузах Москвы и Мордовии. И продолжал писать проникновенные стихи. 18 поэтических сборников на эрзянском и русском языках было выпущено Артуром Моро. А еще он блистательно переводил русских и зарубежных классиков, открыв их для эрзянской культуры, написал множество искусствоведческих статей, очерков и две пьесы.

Артур Моро нередко приезжал на родину с женой и сыном Русланом. По воле поэта, он был похоронен в родном селе.

Так, как было в старину

На одной из музейных фотографий видим Артура Моро рядом с маленьким бревенчатым домиком, беленым известью, с соломенной крышей, похожей на шапочку. В этом домике и родился будущий поэт.

Домик, которому около 120 лет, цел до сих пор (единственный из подобных в селе).

И это тоже часть музея Артура Моро. В доме многое сохранилось так, как это было в старину. Печь, которая и грела, и кормила, ткацкий станок, стол с домотканой скатертью, кухонная утварь, полотенца с ярким эрзянским орнаментом, деревянная кровать с лоскутным одеялом и ковриком на стене, платочек с купеческой лавочки. Вместо шифоньера – массивный сундук, где хранились вещи. Все это – в тесной комнатке с низким потолком. Удивительно, что здесь, как рассказывает Валентина Ивановна, раньше жило семь человек из семьи Осиповых — родители и пятеро детей. Дети спали на полатях. Когда было холодно, грелись возле коровы.

Как это ни печально, сегодня домик находится далеко не в лучшем состоянии. Крышу нужно переложить — протекает. Пока покрыли ее рубероидом, но это проблемы не решает. Бревна в стене подгнили. Печка в трещинах. Многое нужно подправить, чтобы достойно встречать здесь ценителей старинной народной культуры и творчества Артура Моро.

На родине не забывают своего прославленного земляка. Некоторые его стихи стали народными песнями. А местный коллектив художественной самодеятельности поет эти песни на праздниках. Особенно часто звучит песня на стихи Моро «Молодость». А Валентина Куряшова — сама, по своей инициативе — каждый год продолжает белить стены бревенчатого дома с соломенной крышей, похожей на шапочку».



Источники используемого в заметке материала:



КРАСНЫЕ КЛЮЧИ — Самарские судьбы
samsud.ru›Блоги›Земля Лукоречье›krasnye-klyuchi.html


В 1918 году село переименовано в Красные Ключи.
samsud.ru›Блоги›Хроники самарочки›…-soldat-i-pastyr-.html


Красные ключи — НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie.livejournal.com›1223171.html

Красные Ключи. Храм Михаила Архангела — LukaTravel
lukatravel.ru›Список маршрутов›Красные Ключи


В селе Красные Ключи возрожден памятник деревянного...
vkonline.ru›content/view…u-svyatogo-istochnika

Дом под соломенной крышей — Волжская коммуна
vkonline.ru›content/view…dom-pod-solomennoj…

В год литературы. Моро (Осипов) Артур Матвеевич...
samsud.ru›Блоги›Хроники самарочки›…-moro-osipov-artur…

Оцените пост

+1

Оценили

Галина Васильева+1
очень праведно о человеке, несущем духовность и сердце людям своими делами. Память добрая пусть всегда будет в сердцах людей. Это с подвижничество свято!!!
Галина Борисовна! Приветствую! Признательна Вам за отклик на заметку.