Новый дирижер Самарского театра оперы и балета Андрей Данилов о будущем оркестра и самарских зрителя

"Хроники самарочки"

08:30
7
История Самарского академического театра оперы и балета

Краткий исторический обзор

Самарский академический театр оперы и балета – один из крупнейших российских музыкальных театров. Открытие театра состоялось 1 июня 1931 года оперой Мусоргского «Борис Годунов». У истоков его стояли выдающиеся российские музыканты – ученик Танеева и Римского-Корсакова, дирижер и композитор Антон Эйхенвальд, известный российский дирижер Исидор Зак, режиссер Большого театра Иосиф Лапицкий.[cut=Читать далее......]

Вписали свои имена в историю театра такие мастера, как дирижеры Савелий Бергольц, Лев Оссовский, режиссер Борис Рябикин, певцы Александр Дольский, народный артист УССР Николай Полудённый, народный артист России Виктор Черноморцев, народная артистка РСФСР, будущая солистка Большого театра Наталья Шпиллер, Лариса Борейко и многие другие.

В октябре 1941 года в Куйбышев («запасную столицу») эвакуируется Государственный Большой театр СССР. Художественная инициатива переходит к крупнейшим мастерам советской оперной и балетной сцены. За 1941 – 1943 гг. ГАБТ показал в Самаре 14 опер и балетов. На самарской сцене выступали всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, Наталья Шпиллер, балерина Ольга Лепешинская, дирижировали С.А. Самосуд, Ю.Ф. Файер, А.Ш. Мелик-Пашаев.

До лета 1943 года жил и работал в Куйбышеве коллектив ГАБТ.

Вершиной музыкальной жизни Самары ХХ века, поистине историческим событием стало исполнение на сцене Самарского оперного театра Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Великое произведение, отражающее трагические события военного времени, передающее все величие подвига советских воинов, было дописано композитором в декабре 1941 г. в эвакуации в Самаре и исполнено оркестром Большого театра под руководством Самуила Самосуда 5 марта 1942 г.

В феврале 2012 года Самарский академический театр оперы и балета отмечает торжественную дату. 30 лет назад, 18 февраля 1982 года, после триумфальных гастролей в Москве, театру было присвоено почетное звание «академический».

Самарский академический театр оперы и балета – театр третьего тысячелетия

Театр живет интенсивной жизнью. Завершается реконструкция, в афише появляются новые названия, певцы и танцовщики побеждают на престижных международных и всероссийских конкурсах, в труппу вливаются новые творческие силы.





С 2018 года дирижёром Самарского академического театра оперы и балета приглашён Андрей Данилов, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».

Новый дирижер Самарского академического театра оперы и балета рассказал sgpress.ru о том, каким он увидел наш оркестр и какие планы строит на будущее в нашем городе.

— В 2012 году вы поставили в самарском театре балет «Баядерка». С чего началось ваше сотрудничество?

— Вот уже почти десять лет как я приезжаю в Самару. Сначала выступал с симфоническим оркестром филармонии, затем стал регулярно принимать участие в фестивале балета имени Аллы Шелест. А потом поставил «Баядерку» — один из моих знаковых спектаклей. За эту постановку в новосибирском театре я получил «Золотую маску» в 2009 году.

В Самаре, в окружении талантливых и профессиональных людей, мне было приятно работать с самого начала. Поэтому когда поступило предложение перейти сюда на постоянной основе, я с радостью его принял. В театре есть прекрасный репертуар — классический и очень обширный. Прекрасное здание — и зрительный зал, и классы для занятий. Это тоже очень важно. Но главное, здесь я нашел единомышленников. Меня привлекает творческая атмосфера в театре: люди хотят работать и добиваться высоких результатов.

— Есть ли для вас принципиальные отличия в работе над балетом и оперой?

— В опере дирижер в полной мере хозяин положения. Вместе с режиссером он выстраивает концепцию. В плане музыки он самостоятельно должен проработать все от и до: и с певцами, и с оркестром, и с хором. В балете больше условностей, где дирижер подчас идет на компромисс для того, чтобы хореографический замысел получил наилучшее воплощение в синтезе с музыкой.

В опере больше индивидуальной работы: каждый певец — отдельная личность, яркий талант, с которым нужно найти контакт. Нужно быть готовым и воспринять чужое мнение, потому что общение с талантливыми людьми — это всегда диалог. На это нужно очень много времени: работать с певцами отдельно, делать общие спевки и оркестровые репетиции, репетировать с хором. Потом сводить все воедино.

— Вы работали во многих уголках нашей страны, в том числе в обеих столицах. Насколько общая культура города влияет на жизнь оркестра? Удалось ли вам уже узнать самарские особенности?

— Есть определенные традиции в каждом театре: и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Новосибирске, и в Перми, но на данный момент общая музыкальная культура провинциальных оркестров требует пристального внимания. Подчас трудно бывает найти исполнителей высокого уровня. Сейчас в Самаре главное — усилить оркестр и в работе с ним ставить большие творческие задачи. Для любого театра важно показать себя в других городах и странах. Важно быть оцененными в Москве и Санкт- Петербурге, иметь возможность сравнить свою работу. Коллективу необходимы новые цели и новые вызовы.

— У вас было несколько постановок Стравинского. Планируете ли вы предложить их самарскому театру? И есть ли у вас какие-нибудь другие планы?

— Мне посчастливилось работать над его балетами, «Весной священной», «Поцелуй феи», а также над уникальным произведением «Персефона». Это достаточно редко исполняемые вещи, и должен быть найден компромисс между желанием дирижера и творческой необходимостью для театра. Я думаю, произведения Стравинского, Прокофьева и других авторов XX века обязательно появятся в репертуаре театра. На данный момент есть много произведений оперных классиков — Верди, Пуччини, Чайковского и других, которые ждут своей встречи с артистами и слушателями в Самаре. Сейчас я работаю над спектаклями текущего репертуара и пытаюсь привнести в них что-то свое. В следующем месяце впервые в жизни буду дирижировать оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова. Также у меня впереди «Царская невеста», «Мадам Баттерфляй», только что был «Севильский цирюльник».

— Вы уже успели заметить особенности самарской публики?

— Самарская публика принимает всегда очень искренне и тепло. Хотелось бы видеть больше молодежи среди зрителей. Это важно и для общего культурного образования, и для нас — в зале должен быть сплав разных поколений. Тем более что репертуар вполне привлекателен: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Севильский цирюльник». Считаю, что каждый спектакль должен быть уникален искренностью исполнения, тогда он будет вовлекать публику в орбиту наших общих переживаний и размышлений.

Андрей Данилов окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (2000 год, класс профессоров И. Мусина и Ю. Темирканова).

С 2000 года сотрудничает со многими российскими оркестрами, среди которых оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, Государственный симфонический оркестр имени Евгения Светланова, Национальный филармонический оркестр России, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский государственный академический оркестр под управлением П. Когана и др.

2005 — 2012 — дирижер Новосибирского театра оперы и балета.

2012 — 2017 — дирижер Пермского театра оперы и балета.

С 2008 года — приглашенный дирижер Михайловского театра.

С 2009 года — приглашенный дирижер Мариинского театра. Участник фестивалей «Территория», Crescendo. Многократно дирижировал спектаклями на фестивале «Золотая маска» в Москве.


Источник:

Новый дирижер Самарского театра оперы и балета...
sgpress.ru›Lenta_novostej/art89099.html

Автор статьи: Маргарита Петрова


История Самарского академического театра оперы...
opera-samara.net›О театре

Оцените пост

+2

Оценили

Лидия Павлова+1
Майя Симонова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!