Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Кто подскажет?

+5
Голосов: 5
Опубликовано: 36 дней назад (21 декабря 2019)
Уважаемые сограждане сайта! Давным-давно мной написана песня, где были такие слова:
Снег идёт, белой порошею
Запорошив тихий мой след.
Снег идёт, всё моё прошлое
В грустный окрасив цвет!
Недавно я показал её поэтам и услышал, что след не может быть тихим, а цвет - грустным.
А как вы считаете? Возможны ли такие тропы? С уважением ко всем прочитавшим!
Комментарии (26)
Таня Ванина #    21 декабря 2019 в 16:21
Нет, ну эти лирики - явно физики! Они Вам случайно не объяснили, что "белый" - это вообще не цвет. В оптике именно так и есть
А в стихах все так, как видит автор. И если я вижу рокот прибоя и слышу, как растет трава, то я так и пишу.
Владимир Коньков #    22 декабря 2019 в 05:26
Спасибо огромное. Принимается.
Лика Сердолик #    21 декабря 2019 в 19:52
Да, конечно," всё на свете всё быть может", особенно в стихах.
В них должно быть волшебство, настроение и новизна восприятия,
а иначе, зачем писать и тем более читать? С точки зрения читателя -
к тексту: снег - белый окрасил прошлое в грустный ( белый) цвет. Так ведь?
Для меня белый - цвет не грустный, а для китайцев, например, цвет траура.
Если написано для китайцев, то всё правильно. Для меня - нет, прошлое
просветлело, стало однотонным, но не грустным.Мне не очень по душе,
есть вопрос к автору: цвет, грустный - для меня чёрный,
душа - не согласна с грустным белым.
Тихий след - странность.Все следы - тихие от природы, они звуков не издают.
Я бы, как читатель, поняла, например,скромный след.
Не критикую Вас, Владимир, но прочитав это четверостишие, никак бы к нему не отнеслась.
Возможно, из полного текста можно было бы понять: почему след тихий, а белый цвет - грустный.
Простите, в конце-концов, с точки зрения автора - Вы можете писать, как чувствуете.))))
Владимир Коньков #    22 декабря 2019 в 05:45
Уважаемая Лика! Вы рассуждаете вроде бы теоретически, но очень лично. Мне было весьма любопытно получить ответ на данное стихо. Мне редко указывали на подобные косяки. В обиходе мы иногда говорим весёлый цвет одежды. А если весь мир окрасился в грустный цвет. Что значит если прошлое окрасилось в грустный цвет? Это грустные воспоминания лирического героя о том, что случилось. Теперь про след. Он может быть шумным, шуршащим (лыжи), мало слышным, тихим если идёшь по свежевыпавшему снегу. Непонятно другое. Критики, которые так сказали были опытными литераторами. Они видели-перевидели и разный цвет и разный след. Такие тропы возможно уже у кого-то были, мне никак не кажется, что я первым придумал грустный цвет. Поэт за такое не может критиковать, может - инженер. Спасибо огромное за коммент, за мнение. Я учту
Вот мнение:
Типичный способ создания художественной речи — это употребление слова в необычной ассоциации, при этом слово как бы получает новое значение (вступает в новые ассоциации). Художественная речь производит впечатление некоторой новизны в обращении со словами, является своеобразным новообразованием. Поэтический язык пользуется языковыми средствами в их эстетической самоцельности, а отнюдь не только с коммуникативной целью.
Слово получает точный смысл во фразе. Можно заставить всякое слово обозначать то, чего оно в своем значении не заключает, иначе говоря, изменить основное значение слова. Приемы изменения основного значения слова именуются тропами. С лингвистической точки зрения «Тропы — понятие поэтики и стилистики, обозначающее такие обороты (образы), которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи» (Лингвистический энциклопедический словарь, 1990, с. 520).
Источник: http://www.poet-severyanin.ru/library/protivorechie-kak-priem3.html
Лика Сердолик #    22 декабря 2019 в 09:40
Такой хороший ответ! Спасибо, Владимир! Моё мнение, конечно, личное, я - не профессионал,
судить не собиралась. Написала первое. что пришло в голову после прочтения. Может, не слишком
либерально... Далее просто порассуждаю.
Считаю:
1. - излишний либерализм вредит эволюции.))) Всегда помню: написанное
пером не вырубишь топором, а потому, человек (в т.ч.поэт)несёт ответственность за свои слова...

2. - если публикуется, значит, предполагается читатель, а это значит - смысл нужно до него донести

3.Необычные ассоциации хороши, когда не вызывают недоумения, а просто мурашки по коже:АХ!

4. Самой мне не дано ходить по тропам(в стилистическом понимании), но я чувствую удачные походы
собратьев по перу.)))) Стараюсь учиться. Тоже не всегда получается.

А теперь случай из жизни:
У одного поэта встретила выражение "...стрелы летят во взгляд". В комментариях написала, что взгляд - нематериален, Это не мишень, стрелы летят в глаза, но !!! их можно отразить взглядом, опять же в переносном,сказочном смысле.
Реакция была незамедлительной, с нецензурными оборотами, переходящими на личность... С тех пор долгое время писала только хорошие отзывы, а всё остальное оставляла без комментариев, чтобы не нарваться.)))

Всего доброго, Владимир, удачных Вам ассоциаций и нехоженых троп! По ссылке пройду в новогодние каникулы, сейчас нет времени - горячие предпраздничные деньки!!! С наступающим!!!

Хочу порекомендовать замечательного мастера, недавно появившеюся на сайте Людмилу Черных, вот уж где ассоциации и тропы!!! Просто ВАУ!!!))))
Владимир Коньков #    22 декабря 2019 в 12:54
Вот видео песни "Снег идёт" с моей музыкой и словами
Лика Сердолик #    22 декабря 2019 в 14:15
Как всё меняется, когда звучит песня!!! Как говорит знакомый автор, в песне можно то, что в стихотворении не позволишь))) Очень хорошо, романтично Нравится.
Поделилась в ОК .
Яна Солякова #    26 декабря 2019 в 08:08
Я -- художник.

Грустный цвет -- совершенно адекватное выражение. Цвета выражают эмоци, это, я думаю, все чувствуют. Владимир правильный пример приводит: "весёленькие цвета". И всем понятно, о чём речь: что-то яркое, светлое. Весёлое. Точно так же можно сказать, что цвет грустный. Просто такое выражение не затёрто ещё и воспринимается менее привычно.

И из выражения "Снег идёт, всё моё прошлое
В грустный окрасив цвет" -- ещё считывается информация , что все, даже радостные события прошлого сквозь этот снегопад приобретают грустную окраску. С грустью вспоминаются.

"Тихий след" - тоже хорошо! Просто очень хорошо. Человек идёт под снегом, и его шагов не слышно. След, в момент появления -- очень тихий. Бесшумный. И, да, ассоциации со словом скромный. У художнриков, опять же, есть выражение :"Лимон кричит!" Это значит: выбивается из общей гармонии, слишком ярок, слишком много внимания на себя берёт. А здесь -- тихий. Наоборот.

Даже в обыденной речи используются образные, потические выражения... Что уж говорить о стихах!

Меня удивила критика в данном случае...

Это всё равно что говорить:"Зачем вы написали "огонь в крови", ведь кровь жидкая ..."
Владимир Коньков #    26 декабря 2019 в 15:19
Яна! Во-первых, от нас с Галей поздравление с наступающим. Поздравляем! И огромное спасибо за коммент.
Таня Ванина #    22 декабря 2019 в 16:09
Каюсь, прочитала Вашу с Ликой переписку, посмотрела-послушала. Очень понравилось.
Кстати, Владимир, я искала Ваши песни в Интернете - не нашла. А жаль...
Геннадий Зенков #    23 декабря 2019 в 09:58
Таня, некоторые песни Владимира Конькова на мои стихи и на его тоже можно найти на моей странице в Ютубе. Я делал их с видеорядом.
Таня Ванина #    23 декабря 2019 в 14:25
Ага, нашла, спасибо!
Лидия Павлова #    26 декабря 2019 в 15:47
Те, кто критиковал вас, Владимир, похоже, совсем не понимают саму суть поэзии - её образность. И вся прелесть слова в стихе - богатство ассоциаций, вызываемых словом (или словосочетанием), когда оно употребляется в непривычном смысле. Какими плоскими и скучными были бы стихи, если бы из них исчезло всё это - образность, "свежие", смелые словосочетания и выражения. И "грустный цвет", и "тихий след" очень хороши, и они-то как раз и создают настроение, атмосферу стихотворения.
Интересно, что бы сказали ваши критики, прочитав строки из Пушкина:
"А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров..."
Владимир Коньков #    26 декабря 2019 в 19:02
Спасибо Лидия! С Наступающим Вас поздравляем! Я и Галина.
Лидия Павлова #    26 декабря 2019 в 19:11
Спасибо! С наступающим Новым годом, Галина и Владимир!
Владимир Бородкин #    26 декабря 2019 в 22:13
Владимир, вы столько классных стихов написали, что (перефразируя спич от Фаины Раневской о Монне Лизе)
вы уже сами можете выбирать, кому нравится, а кому нет. laugh
А вся эта критика абсолютно не конструктивна. Кому-то просто не дано это видеть, слышать, осязать, как тому псу, который никогда не увидит радуги (собачий дальтонизм)
С наступающим Новым годом, Владимир!
Владимир Коньков #    27 декабря 2019 в 14:04
Спасибо огромное , Владимир! Спасибо нашему сайту и замечательным гражданам его. У них можно учиться. С наступающим и Вас!
Лика Сердолик #    28 декабря 2019 в 18:40
О, Владимир! Какой бальзам!))) Ваши друзья вам ничего никогда не подскажут (особенно эмоциональный Бородкин). Так и будете вариться в собственном соку. А я - молодец! Именно благодаря мне родилась Ваша заметка о длительности песни, Вам пришлось покопаться в материале и опубликовать её.А это значит, появился стимул. Опять же здорово! С наступающим!!! Новых творческих успехов и доброй стимулирующей критики.))))
Владимир Коньков #    29 декабря 2019 в 14:11
Спасибо Лика! Критики я не то что не боюсь, я её жду. И Вас с Наступающим!!!
Людмила Черных #    5 января 2020 в 15:21
Владимир, тут правы и Вы, и Ваши оппоненты.

"след" - сам по себе не может быть ни громким, ни тихим.
Это отпечаток шага. Он просто отпечатался и его видно. И всё.
Вот шаг может быть и тихим, и ещё каким-то.
--------
Далее.

Снег идёт, всё моё прошлое
В грустный окрасив цвет!

В этих двух строчках сразу бросается в глаза грамматическая неправильность.
Идёт - это настоящее время.
Окрасив - это прошедшее время.
Это главная ошибка.
А сам цвет может быть любым. Это не ошибка.
Лика Сердолик #    5 января 2020 в 23:15
Люда, согласна!
Владимир Коньков #    8 января 2020 в 07:18
Уважаемая Людмила! В нашем великом и могучем куча временных форм:

Прошедшие.
Прошедшее неопределенное = я ходил
Прошедшее однократное = я сходил
Прошедшее продолженное = я шел
Прошедшее многократное = я хаживал
Прошедшее однократное продолженное = я пошел
Прошедшее многократное продолженное = я похаживал

Настоящие.
Настоящее неопределенное = я хожу
Настоящее продолженное = я иду
Настоящее многократное = я хаживаю (похаживаю, захаживаю)

Будущие.
Будущее неопределенное = я пойду.
Будущее однократное = я схожу.
Будущее продолженное = я буду идти.
Будущее многократное = я похожу.
Будущее многократное продолженное = я буду ходить.
Будущее многократное совершённое = я буду захаживать.

Есть, кстати еще две формы глаголов у нас интересные.

Настоящая сослагательная:
- Коля! Я пошел!

Настоящая условная:
- Шаг влево, вправо - и я стреляю!
- Лика, ты в постели? Я уже иду.

Первая - это когда прошедшая форма "я пошел" употребляется в значении будущего сослагательного "я, пожалуй, пойду", а само действие будет совершено непосредственно сейчас.

Второе - это когда к действию, уже совершаемому в настоящий момент, логически привязано действие, которое совершится (возможно) в непосредственном будущем. Тогда вместо будущего однократного "я выстрелю", "я приду", употребляется настоящее продолженное, хотя действие в будущем.
А, уж, в нашем поэтическом языке чего только нет. Желаю успехов!
Лика Сердолик #    11 января 2020 в 19:17
Владимир! Вы молодец по знанию русского языка. Но всё же не по-русски звучит Ваше выражение)))
Либо снег прошёл, окрасив....; либо он идёт, окрашивая.
Примеры познавательны, но не убедительны для понимания Вашей фразы.
Однако, это мелочи. Много гениального родится из несочетаемого.
К. сожалению, поначалу несочетаемое цепляет глаз, а глаза у всех разные.
Кому на сердце мёд, кому нож в сердце.
А вот дискуссия интересная.))))

.
Владимир Коньков #    12 января 2020 в 08:01
Лика! Снег идёт белой порошею, запорошив тихий мой след (полоску, оставленную в падающем снегу моим медленным (тихим) ходом, снег идёт уже полдня), всё моё прошлое в грустный окрасив цвет ( как только я вышел прогуляться), не создавая, а уже создав в моей душе плохое настроение Снег идёт уже два дня, и всего за пять минут создав плохое настроение. Успехов!
Лика Сердолик #    12 января 2020 в 09:34
Владимир, я ещё кое-что поняла из дискуссии:
Вам не нужны подсказки, вы мёртво стоите на своём.
Видимо, другие это знают и не клюют на Ваш призыв,
потому, как понимают, что Вы играете в теннис и подсказки Вам не нужны.
Просто времяпровождение, никому не нужное.

Читатель не будет так глубоко въезжать, в этом вся фишка: с первого взгляда!
Никому неинтересно по 15 раз читать и проверять сочетания слов..,ещё и доказывать
почему почувствовал(а) какой-то диссонанс.... А для Вас - его не существует. И это правильно.
Но больше Вам своих впечатлений писать не буду))) Не хочу спорить
Людмила Черных #    15 января 2020 в 16:31
Лика, поддерживаю.
потому что это уже не дискуссия, а профанация.