О Самаре: Борис Акунин отправил Эраста Фандорина в «последний путь» с самарского ж/д вокзала

"Хроники самарочки"

05:59
4








Писатель Борис Акунин готовит к выходу заключительную книгу своей самой знаменитой серии «Приключения Эраста Фандорина».

Роман под названием «Не прощаюсь» должен увидеть свет уже в феврале.





На днях же автор выложил на своей странице в соцсети первую главу книги.

К удивлению самарских поклонников Акунина выяснилось, что завязка произведения происходит именно в нашем городе. Если быть точнее, то на самарском железнодорожном вокзале в 1918 году. [cut=Читать далее......]

После прочтения первых строк с трудом верится в то, что одна из главных достопримечательностей современного города 100 лет назад представляла из себя удручающее зрелище.

Роман начинается описанием разрухи самарского железнодорожного вокзала в 1918 году, с которого Фандорин и Маса уезжают из города. Вместе с ними едут батюшка из Сызранского уезда, матрос, некий Яша Черный, гимназист, бывшая служанка из Безенчука и женщина-торговка, у которой пропадает мешочек со швейными иголками, представлявшими в то время определённую ценность.

Эрасту Фандорину быстро удается раскрыть преступление.

Самарский вокзал, один из лучших в империи, за год, миновавший после ее бесславной кончины, опустился, словно Барон из пьесы пролетарского писателя Горького: оборвался, ободрался, достиг дна. Топить перестали ещё в декабре, и два верхних этажа в студеное зимнее время стояли пустые, туда снизу бегали справлять нужду — где придется. Вокзальные уборные не работали. На первом этаже, в залах ожидания, тоже не топили. На скамейках, на подоконниках, на буфетных стойках, просто на полу сидели и лежали люди, обогревали воздух дыханием, курением, кашлем и матерщиной, — гласит третий абзац первой главы.

Как именно детектив оказался в Самаре, Борис Акунин пока не раскрывает. По словам писателя, роман будет последним расследованием Эраста Фандорина.

Книга выходит в продажу 8 февраля.

Акунин обещает, что в новой книге читатель узнает, что же произошло с Фандориным в «Черном-черном городе».


Борис Акунин – псевдоним ученого-япониста, переводчика и литературоведа Григория Чхартишвили. Его первый роман про Эраста Фандорина «Азазель» вышел в 1998 году. На его основе три года спустя сняли одноименный фильм. Новая книга «Не прощаюсь», по словам автора, станет последней в серии.





Как всё начиналось

Сегодня Куйбышевская железная дорога обслуживает 10 регионов — семь областей и три республики. А начиналось все в середине позапрошлого века, с ввода в 1851 году в эксплуатацию магистрали, соединившей две столицы.

— В 1866 году дорога Санкт- Петербург — Москва — Рязань вышла на станцию Ряжск с перспективой выхода на Саратов и Тамбов, — рассказывает директор музея истории Куйбышевской железной дороги Юрий Менчик. — Группа тамбовских предпринимателей во главе с Сергеем Башмаковым обращается к правительству с инициативой строительства дороги от Ряжска Рязанской губернии до Моршанска, что в Тамбовской. Разрешение было получено. В 1867 году Ряжско-Моршанскую дорогу сдали.

На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находилось 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. За сутки по дороге пропускали одну пару пассажирских и три пары товарных поездов.

Чтобы железная дорога, которая тогда была акционерным обществом, а следовательно, коммерческим предприятием, приносила еще больше дохода, нужен был выход к Волге. Именно по главной водной артерии страны перевозили в то время основную массу грузов. Двигателем прогресса снова выступило купечество: тамбовское, пензенское, симбирское. Предприниматели добились разрешения строить дорогу от Моршанска до Сызрани (тогда Симбирской губернии) через Пензу. Начали в 1872 году. В октябре 1874-го дорога длиной в 484 версты была сдана в эксплуатацию.

В то же время генерал-губернатор Оренбургской области Николай Крыжановский получил от правительства разрешение на строительство железной дороги от Оренбурга до станции Батраки — нынешнего Октябрьска — с мостом через Волгу. Она была сдана в эксплуатацию в 1877 году. Строили поэтапно, поэтому первый гудок паровоза в Самаре прозвучал раньше — 12 августа 1875-го. Тогда же был построен вокзал в губернской столице, открыто техническое училище (ныне техникум железнодорожного транспорта), первый выпуск которого составил всего шесть человек.

В строительстве Куйбышевской железной дороги принимали участие многие талантливые инженеры. В их числе и Николай Гарин- Михайловский, автор тетралогии «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Сегодня мало кто знает, что известный писатель был создателем Кротовской ветки, принимал участие в строительстве Самаро-Уфимской дороги, Транссибирской магистрали.

Александровский мост

Железная дорога вышла в азиатскую часть страны — это было большим достижением.

— Серьезным препятствием для стального пути стала Волга, — продолжает Менчик. — Только представьте: груз на паровозах довозили до реки, выгружали, на баржах летом и на санях зимой переправляли на противоположный берег и везли дальше. Поэтому было принято решение о строительстве моста.

Мост возводили по проекту Николая Аполлоновича Белелюбского. На счету этого талантливого инженера более ста мостов, в том числе четыре — через Волгу. Наш строился четыре года, с использованием передовых технологий того времени. Грандиозное сооружение было сдано 30 августа 1880 года, к 25-летию царствования императора Александра II. Кстати, венценосная особа очень интересовалась ходом строительства, помогала средствами. Александровский мост тогда занимал по длине первое место в Европе и шестое место в мире. Именно он в дальнейшем определил направление Транссибирской магистрали.

— По Сибирскому тракту еще в конце XIX века передвигались на лошадях, — рассказывает директор музея. — Это уже не удовлетворяло нужды империи, назрела необходимость строительства железной дороги.

Но как она должна идти? Через Нижний Новгород и Казань или через Самару? Мост стал решающим фактором: было принято решение строить Самаро- Уфимскую дорогу от станции Кинель. В 1888 году магистраль была построена, через два года ее довели до Златоуста, а в 1892-м — до Челябинска.

За время своего существования Куйбышевская железная дорога 17 раз меняла границы и названия: она именовалась Ряжко- Моршанской, Моршанско-Сызранской, Самаро-Златоустовской… Уже в 30-е годы ХХ века она стала называться дорогой им. В.В. Куйбышева, а с 1953-го — просто Куйбышевской.





Год 1918


Самара восемнадцатого года… У лавок очереди за скудным хлебным пайком, люди голодали. Но жизнь не замирала. Выходили газеты, листовки и тотчас расхватывались читателями. В городском театре шла премьера горьковской пьесы «Последние». В здании «Олимпа» (теперь концертный зал филармонии) «Ткачами» Г. Гауптмана открыл свой первый сезон театр имени Карла Маркса. На сцене Народного дома (теперь клуб Революции 1905 года) выступал один из старейших самарских коллективов — кружок любителей драматического искусства, в котором, к слову сказать, начинали свой творческий путь народный артист РСФСР Г. Шебуев и юный Коля Симонов — ныне народный артист Советского Союза. Время от времени наезжал из Симбирска С.Скиталец. Он давал концерты, на которых читал свои стихи и пел волжские народные песни под аккомпанемент гуслей...


8 июня 1918 года Самара оказалась захваченной войсками восставшего против власти большевиков Чехословацкого корпуса.

Самара, 1918 год. Столько интересного, противоречивого – читайте, делайте выводы, готовьтесь к «путешествию по Самаре» вместе с Эрастом Фандориным.


Комуч. 1918 год | Главное самарское событие года
историческая-самара.рф›…самарские…хх…1918-год.html

1918 год — Волжская коммуна
vkonline.ru›content/view/146902/1918-god

История Куйбышевской железной дороги — со времён...
sgpress.ru›Общество›…-vremyon-osnovaniya-do…


Источник заметки:

Борис Акунин отправил Эраста Фандорина в «последний путь» с самарского ж/д вокзала
63.ru


Не прощаюсь.Глава 1 читать онлайн, Акунин Борис
knigogid.ru›Книги›…proschayusglava-1/toread

Оцените пост

+2

Оценили

Лена Михайловская+1
Лидия Павлова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...