Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

3. Оцени мой шедевр

+14
Голосов: 14
Опубликовано: 2442 дня назад (17 октября 2012)
Редактировалось: 1 раз — 26 августа 2016
Настроение: Выше среднего ниже проектного
В первом моём материале рубрики «Сборная очень Вольная Солянка» мной оговорено, что тематика моих заметок не будет однородной. Сейчас вот, например, решил отойти от прежней тематики «Малая родина»  - по «заявке» одного из коллег на этом сайте, который опечалился.    
«Иметь бы знания хотя бы писаных законов творчества или хотя бы информированности о существовании таких законов», - ответил он мне на похвалу его стихотворения.
И по большому счёту он прав. Можно тысячами счесть высказываний о сути литературного творчества от древних мудрецов до наших дней. Мне тоже довелось, применяя скромные знания и практику, чаще всего горькую, однажды по просьбе организаторов литературного конкурса популярным (в некоторых местах даже до наивности упрощённым, потому что дело касалось самодеятельных авторов рабочих Волжского автозавода в Тольятти, которым надо было пояснить как можно проще, понятнее) языком наметать оценочный регламент литературно-художественного произведения.

I. Технические условия:
Ритмика, рифмовка в стихах. Стилистика и стиль в стихах и прозе.

II. Художественная (эстетическая) основа:
Образность строчек и всего произведения (метафоры, эпитеты, параллели, ирония, гипербола и т.п.).
В общем: насколько ярко, ясно и непохоже, нешаблонно всё это сочинено?

III. Философская (идейная, социально-нравственная) основа:
Ответ на вопросы: что этим хотел сказать, показать автор (мораль)? Какой свет в «тоннели» видит автор, к чему зовёт, чему рад и чем недоволен?

IY. Содержательная часть:
Актуальность, злободневность, важность, уместность и общественная значимость тем и проблем, содержащихся  в произведении.

Y. И наконец (может быть, самое главное, не всеми уловимо): сколько душевности, эмоций и духовности вложено в произведение (иногда это бываетв ущерб всем техническим правилам)?..

По всем этим пунктам ставятся оценки в принятой оргкомитетом балльной системы (пяти, либо десяти, либо иной), для чего члены жюри заполняют ведомость (таблицу) оценочных итогов по категориям. Образец: Ф.И.О. участника.  Произведение. Техника письма. Образность. Философия. Содержание. Сумма баллов. Занимамое место по оценкам, вид поощрения: диплом, подарок…
Следующий этап: определение мест и способов поощрения.
Как правило, учреждается три призовых места. Причём, исходя из материальных средств и схожести качества произведений, возможны два вторых и три третьих места. А поощрительные дипломы обозначаются по номинациям. Например, поощрительный «Диплом за актуальность проблемы в произведении», или «Самому юному участнику конкурса»…  Вообще же, порядочный оргкомитет не скупится на поощрения всех участников, дипломы и почётные грамоты печатаются на всех.  
Рекомендуется также перед объявлением итогов предупредить, что абсолютной объективности при оценке достичь невозможно, потому что это творчество, а в нём много значат субъективные вкусы членов жюри. Обнадёжить, что у обиженных ещё будут возможности отличиться в других соревнованиях.
Автор оценочного листа А.Д. Степанов.    
6.07.06.
P.S. Буду рад, если такая шпаргалка поможет более определённо и объективно оценивать работы коллег! А также готов принять замечания и дополнения к этой трафаретке более компетентных специалистов...
Комментарии (36)
Надежда Лукашевич #    17 октября 2012 в 13:42
Спасибо за шпаргалку!
Валерий Крылов #    17 октября 2012 в 18:36
Комментарий удалён автором 2012-10-17 в 18:36:33
Валерий Крылов #    17 октября 2012 в 18:38
Было бы неплохо применить такую оценочную шкалу на нашем сайте. Вот только как это сделать? Но это уже вопрос к администрации.
Александр Степанов #    17 октября 2012 в 19:59
P.S. Коллеги, всё-таки должен опередить возможные возражения против такой строгой регламентации оценки качества художественного произведения. Мной уже получались возражения, что любое настоящее творчество предполагает созидание от подсознательного, от бесцельного, как бы от Всевышнего. И с этим соглашаюсь вполне. Однако, речь идёт не о собственно творческом процессе (об этом у меня тоже есть размышлизмы), а о восприятии результата этого процесса. И хотя в процессе восприятия читателем, зрителем, слушателем как бы в обратном порядке происходит творческий процесс, но и там и там приходится осмысливать, как, какими средствами созидание воздействует на восприятие. И мудрые люди (учёные, критики, рецензенты, редакторы) всегда пытались выявить эти способы, объяснить их и условно классифицировать. Поэтому, конечно же, мной специально, утилитарно, применительно к практическому использованию были составлены основные критерии оценки литературных произведений. То есть они условны, и в другом случае могут быть видоизменены, а то и вовсе - отменены с расчётом на восприятие произведения по интуиции. По принципу: понравилось - не понравилось. Хотя каждый из нас в состоянии хотя бы элементарно объяснить, что и почему понравилось. В этом помогают учебники, книги, наблюдения, опыт и навыки...
Светлана Тен #    17 октября 2012 в 20:32
Ух, ты! Александр! Спасибо! Систематизировала знания у себя в головушке.
Станислав Росовецкий #    18 октября 2012 в 01:09
Практически-разумно. Вот если бы еще применялось...
Ольга Бутанова #    2 ноября 2012 в 13:36
Александр, ценю Ваш ум и желание помочь сайту.Мне также понравился взгляд на принципы оценки конкурсных стихотворений, высказанный Инной Князевой на странице "Давайте разберемся..." в блоге М.Смородинской.
Ирина Коротеева #    2 ноября 2012 в 14:54
Замечательная статья! Всё по полочкам, всё правильно, подписываюсь под каждым словом!
Владимир Бородкин #    2 ноября 2012 в 15:10
Точно,замечательная статья!!!
. Автор серьёзно и вдумчиво поработал над этой статьёй!!! Особенно мне понравилось:
"Y. И наконец (может быть, самое главное, не всеми уловимо): сколько душевности, эмоций и духовности вложено в произведение (иногда это бывает в ущерб всем техническим правилам)?.."
Согласен целиком и полностью!!!
Иногда, казалось бы простые и не затейливые чьи то строчки, заседают колокольчиком в голове на всю жизнь, иногда издают своё мелодичное звучание, и жить легче!
ПОТОМУ ЧТО ИЗ ЧЬЕЙ ТО ЧИСТОЙ ДУШИ, ИЗ ОТКРОВЕНИЙ, ИЗ ИСКРЕННИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ,ИЗ САМОЙ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА ВЫРВАЛИСЬ!!!
Владимир Бородкин #    2 ноября 2012 в 15:10
Точно,замечательная статья!!!
. Автор серьёзно и вдумчиво поработал над этой статьёй!!! Особенно мне понравилось:
"Y. И наконец (может быть, самое главное, не всеми уловимо): сколько душевности, эмоций и духовности вложено в произведение (иногда это бывает в ущерб всем техническим правилам)?.."
Согласен целиком и полностью!!!
Иногда, казалось бы простые и не затейливые чьи то строчки, заседают колокольчиком в голове на всю жизнь, иногда издают своё мелодичное звучание, и жить легче!
ПОТОМУ ЧТО ИЗ ЧЬЕЙ ТО ЧИСТОЙ ДУШИ, ИЗ ОТКРОВЕНИЙ, ИЗ ИСКРЕННИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ,ИЗ САМОЙ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА ВЫРВАЛИСЬ!!!
Александр Степанов #    2 ноября 2012 в 15:29
“В каждой душе человеческой есть колокольчик. И не звенит он, пока не сумеет
кто-нибудь затронуть его». (А. М. Горький)
Владимир Бородкин #    2 ноября 2012 в 16:01
Вот так раз... Мои мысли, ассоциации и сравнения оказались созвучны с классиком.
Спасибо за цитату,Александр!
Александр Степанов #    2 ноября 2012 в 18:04
Перед каждым выступлением творческих встреч цитирую пролетарского писателя и звоню в колокольчик, обретённый в Угличе. Этому звоночку особено рада детвора!
Ольга Борисова #    2 ноября 2012 в 23:28
А ещё талант в придачу. Замечала такую вещь, что произведение с огрехами, а я бы ему первое место дала,там ДУША! А бывают и стихи профессиональные,но пустые. Ещё ПАХАТЬ надо, чтобы что-то получалось.
С теплом,Оля.
Александр Степанов #    3 ноября 2012 в 08:19
Давайте, Ольга, уточним понятие ТАЛАНТ. Это явление комплексное. В нём изначально и обязательно присутствует природное, божеское ДАРОВАНИЕ рождённого человека. Оно заложено родителями и прародителями в генах. Причём, в разной сфере проявления в разной степени. И только потом внешнее кружение (семья, улица, школа, самообразование и самовосприятие и опыт методом проб и ошибок) выявляет, формирирует, развивает то, что называется ТАЛАНТОМ. В нём кроме мастерства великое значение имеет как раз то, что называется ДУША. И когда вы правильно подмечаете качество профессиональных, но пустых стихов - согласен вполне. Только не согласен, что при этом автору надо ещё ПАХАТЬ (подразумеваете процесс оттачивания МАСТЕРСТВА), "чтобы что-то получилось". Если нет души, так ничего и не получится, ей, Богу... Это сравнимо с выпечкой хлеба сельчанками в русской печи. Помню двух наших соседок в рдной Вольной Солянке. Обе - тёти Аксиньи. Абрамова выпекала ароматные, иягенькие, пышные хлебы. У Поповой - сразу же получались клёклые, плоские... И хотя мои родители, определяя такую разницу, про Абрамову говорили, что у неё "рука такая", конечно же имелоась ввиду её ДУША. Царство им небесной, отличалось их отношение и к соседям и вообще, к людям, к жизни... Так и в люом деле. В том числе, в сфере интеллетуальной деятельности. Извините за пространное размышление. И спасибо - навели на него... И простите за возможные опечатки - тороплюяь к домашеству, я - домохозяин...
Ольга Борисова #    3 ноября 2012 в 19:36
Иметь талант,данный Богом,мало. Пахать-это труд над собой,как я говрю "в верх по лесничке". А ещё,чтобы что-то написать,надо знать о чём пишешь.А ещё надо иметь внутреннюю культуру.А это вновь труд.
Александр Степанов #    3 ноября 2012 в 20:34
Комментарий удалён автором 2012-11-03 в 20:35:57
Александр Степанов #    3 ноября 2012 в 20:47
Простите, был вынужден удалить текст из-за тут же замеченных опечаток, которые некоторые коллеги могут принять за невежество. Сейчас постараюсь поправить текст.
Ольга! Мы ж с вами в этом не расходимся: "пахать", а значит, работать, развивая природное ДАРОВАНИЕ - сомнений нет, и есть обретение таланта... Я ж в комментарии к вашему "пахать" говорю: "ТАЛАНТ. Это явление комплексное".
В бытность руководителем курса "Практической журналистики и литературного творчества" по моей же программе в школе молодого журналиста тольяттинского Дворца детского и юношеского творчества всегда на первой же встрече начинал с одарёнышами выяснять понятие и значение в творчестве таланта. И приходили к выводу: без таланта творчество бессмысленно и бессильно. И насчитывали три основных условия таланта:
1) природный дар;
2) знание (теории), познание (жизни);
3) мастерство от навыков и характера…

Каждый из этих условий расшифровывали. В понятие "характер" как раз включаются такие качества, обретаемые воспитанием, как целеустремлённость, трудолюбие, высокая духовность и душевность и т.д и т.п. Но всё-таки сначала - природный дар.
Вот только что в телепередаче "Танцы со звёздами" по итогам голосовамния вышла из конкурса пара с мужчиной непрофессионалом. И правильно. Ну, нет у человека "руки", то бишь "ноги"! Не дано от природы, от Бога.
В то же время, мы с супругой вспомнили сельчанку-землячку и свадьбу родственницы примерно десятилетней давности, на которую попала по-соседки Немальцева Раиса. Ну обидел Бог её фигурой - простите, за вульгаризм, бесформенная тушка... Но вот, одетая в затасканную фуфайку, в шароварах с буграми коленок и в литых навозных калошах, вышла... танцевать... Да это ж такая грация, такая пластика в такт музыки! В отличие от параличного вихляния некоторых юных девиц, её движения приводили в воторг не одного меня! Ну, нигде в нашем захолустье не могла она этому научиться! Вечная доярка, дай Бог с образованием в десять классов. Может быть, она и сама-то не догадывается, что так чудесно владеет телом и так точно попадает в ритм! Это - душа, это природное дарование, которое вовремя в детстве никто не заметил, не помог развить! Развить в опыте проб и ошибок, в труде!
Именно поэтому в самом начале наших встреч с одарёнными детьми в школе молодого журналистов (к ужасу присутствующих педагогов по мастерству) я им объявляю: имейте в виду, что журналистская, литературная работа - ЛОШАДИНАЯ. И остерегаю девчонок, что семьи у них, журналисток, в нашем домостроевском понятии не будет.  
Вот... А мы-то с вами затронули только одно условие талантливости: характер, душа, Божий дар, "рука"... Думаю, нам и спорить не о чём. А поговрил с вами на близкую мне тему с удовольствием, Ольга. Спасибо.
Ольга Михайлова #    3 ноября 2012 в 22:08
А поговрил с вами на близкую мне тему с удовольствием, Ольга.

А Я С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОСЛУШАЛА (прочла) ВАШ, АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ, РАЗГОВОР С ОЛЕЙ БОРИСОВОЙ.
Ольга Борисова #    4 ноября 2012 в 18:45
Я тожеlaugh
Александр Степанов #    4 ноября 2012 в 19:03
Ольги! А вы что скажете о продолжении разговора вокруг "талантов и поклонников"? "Заразили" вы меня!
Ольга Борисова #    5 ноября 2012 в 19:48
Ну это же здорово, что заразили! Жду продолжения. С удовольствием поговорим. Вашу точку зрения(это о предыдущей статье) я разделяю.
Наталья Чернова #    3 ноября 2012 в 23:19
Этот разговор и мне принес пользу. И шпаргалка тоже. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Александр Степанов #    4 ноября 2012 в 06:42
Коллеги! Рад, что разговор не получился пустым, а, по вашим словам, оказался даже полезным. Тема таланта весьма обширна и многогранна. Например, мы с Ольгой пока не затронули таких важных моментов проблемы, как ПРОЯВЛЕНИЕ и ВЫЯВЛЕНИЕ природного дара. А здесь тоже столько ответвлений и вопросов! Как и когда впервые проявляет ребёнок истинное, заложенное Богом и родителями дарование? В какой сфере у дитяти больше тяги - технической или гуманитарной? Бывает, родители первой степени оба тяготеют к технической сфере деятельности и с малых лет упорно и упрямо приучают ребёнка к машинкам. А потом оказывается, взрослея, челоек тянется "к перу, перо - к бумаге". Папы-мамы сердятся: "Да как же - мы технари, а ребёнок - урод?!". Не зная, или забывая, что кто-то из их родителей, дедов-бабок или пра-пра как раз увлекались литературным творчеством. Может быть, на любительском уровне, или изустно... Как обнаружить, как выследить дар Божий? Кому и где это удаётся - в семье, во дворе, в школе? И как определить точно, что это и есть истинная склонность? Помните гениального скрипача Паганнини, талант которого отец "выбивал", хлеща ему по пальцам, когда тот выпиликивал не ту ноту? Вопрос: надо ли родителям, учителям таким образом выбивать талант, возможно, вопреки природному задатку ребёнка? Говорят, левши родятся одарёнными в гуманитарной, творческой области деятельности? Так ли и категирочно это ли на практике? Не зря же одно время в образовательных заведениях вводились предпрофильная и профильная ориентация и подготовка. Сейчас, по крайней мере, в прессе эта категория воспитания и учёбы умалчивается. Может быть, явление закрепилось и нечего говорить о том? Не знаю... Обо всём этом в бытность руководителем курса практической журналистики и литературного творчества во Дворце детского и юношеского творчества (это как раз в русле предпрофильной подготовки детей) мне об этом приходилось беседовать с воспитанниками. До сих пор слежу (по Интернету) за ними. Увы! Не все из них определились в выборе своего места под солнцем, согласно прежним устремлениям. Увы! В своей работе большинство отошли не только от увлечения журналистикой-литературой, но и от гуманитарного направления. А может, не "увы!", а наоборот - "ура!"? Попробовав себя в этой сфере, молодой человек разочаровался? Или комфортно "устроился" в другой сфере деятельности (или бездеятельности)? Скажем, обнаружил в себе лучшие способности ловчить, воровать - в этом ведь тоже нужны предпосылки и талант... Подмечено, что кроме определённого дарования Всевышний закладывает в человечка животные инстинкты, в том числе стремление к покою, косности... И всю жизнь другая сила искушает человека приспособлением к осбстоятельствам: "Рыба ищет где глубже, человек - где лучше"... И каждый ли из нас, доживший до седин, может с уверенностью сказать: выбрал и осуществил всё, что было дано Богом, достигнуто упорным познанием и опытом?! Где-то слышал и такое: сам человек не может определить, в чём он грешен. Только Богу это по праву и по силам. И всё это относится к проблеме ДАРОВАНИЯ и ТАЛАНТА... На сим... Во имя Отца и Сына и Святого Духа... Аминь...
Генадий Синицын #    4 ноября 2012 в 09:50
Природный талант ...
В моём понимании, Александр, - это редчайший по красоте и каратам алмаз, но ещё не бриллиант, который способен восхитить всех, независимо от их вкусов!
Вы очень правильно заметили, что таланту нужна почва, может быть, и "колокольчик" ... Вопрос очень сложный и далеко не однозначный, что нужно для того, чтобы алмаз (природное дарование) превратился в бриллиант и, засверкав всеми своими гранями, посеял в душах людей любовь и восхищение?
С точки зрения технической, всё очень просто. Взять инструмент и огранить природный алмаз! Но талант человеческий - это посложнее алмаза (и дороже, кстати), потому что он духовен и хрупок. Одно неосторожное движение и всё ... талант не состоялся. Увы, в большинстве случаев именно любвеобильные родители своей маниакальной настойчивостью своего видения (часто ошибочного) на корню губят природное дарование.
В моём понимании, природный талант (алмаз) сам должен выкристаллизоваться в яркий бриллиант, главное - не мешать ему самому в этом сложном процессе, может быть разве, где-то ненавязчиво помочь ему в направлении и материально на начальном пути.
В противном случае, ну, не будет у нас новых пушкиных, есениных, шолоховых в литературе; ломоносовых, вавиловых, королёвых, курчатовых в науке. Про политиков молчу, - это, вообще, сродни редчайшему чуду, пальцев одной руки много для перечисления достойных (в моём понимании) во всей истории человечества!
А за тему Вам +
Александр Степанов #    4 ноября 2012 в 13:05
БРИЛЛИАНТ

Когда фантазией, руками ль
Берёт в огранку Слово-Камень
По Божьей милости Талант,
Сверкнёт, гранённое,  Алмазом
(Не зря его рифмуют с глазом!)
И заиграет Бриллиант!
1.06.12.
Генадий Синицын #    4 ноября 2012 в 14:21
Прекрасно, Александр!
Александр Степанов #    4 ноября 2012 в 16:09
Генадий! Как думаете - можно и надо ли мне продолжить разговор по проблеме таланта уже в подтеме ПРОЯВЛЕНИЕ И ВЫЯЛЕНИЕ ДАРОВАНИЯ? Ваша искренняя заинтересованность вдохновляет на это.
Александр Степанов #    4 ноября 2012 в 15:31
Комментарий удалён автором 2012-11-04 в 16:08:48
Владимир Бородкин #    5 ноября 2012 в 20:34
Читаешь и лишний раз расстраиваешься....Эх!!! Вас бы в министерство культуры! Министром страны!!!! Глядишь.. потихоньку и нравственности и вкусу и культуре и.....список длинный стали бы больше внимания уделять в нашей стране.
С уважением Владимир Бородкин
Александр Степанов #    5 ноября 2012 в 22:13
Ну, и загнули вы, г-н товарищ Бородкин! А вот в продолжение темы сбрасываю ещё блок рассуждалок... Не судите строго - экспромт. Только стихотворение цитирую из давней тетради...
ДАРОВАНИЕ. ПРОЯВЛЕНИЕ. ВЫЯВЛЕНИЕ. ПОДДЕРЖКА И ПРЕПОНЫ.
Мистическое совпадение. Только что, когда заканчивал размышление по поводу одарённости детей, состоялась переписка на эту же тему с незнакомым мне ранее Романом КОПЫТЦЕВЫМ из Самары, по фамилии которого я вспомнил про мальчика Витю, приславшего мне однажды в Тольятти свои сочинения.
Роман! Извините, если ошибаюсь. В Тольятти как-то передо мной мелькнул одарённый мальчик Витя Копытцев. Он имеет какое-то отношение к вам? Я бы хотел узнать, что с ним сейчас. Учится, работает? Занимается ли литературным творчеством?
Роман Копытцев
Добрый день, Александр. А в какой области одарённый?:) И в каком году промелькнул?:) Просто я среди родни Виктора ни одного не припоминаю...Однофамильцев, судя по всему, в Тольятти у нас не было, фамилия достаточно редкая. Родители говорили, что работал в Жигулёвске с моим дядей какой-то тоже Копытцев, но родственниками себя не считали они почему-то...Хотя, потом вроде даже выяснилось, что он из той же деревни, что и они:)
Одарённый мальчик у нас есть, сын мой. Но он Василий. С 4 лет занимается в художественной школе, участвовали его работы в множестве выставок:) Недавно начал писать стихи. Но ему пока только 11:)

Александр СТЕПАНОВ - Роману.
Про Васю пишете: "только 11". Роман - это УЖЕ 11! А природный дар проявляется чуть ли не с ясельного возраста. Важно вовремя выявить и поддержать добрый задаток. Всего хорошего вам!"
Роман Копытцев
Ну, мы заметили у него талант к лепке примерно в 3 года, и почти в 4 года отдали заниматься в студию...:)
Он, конечно, не только этим занимается. АРБ, музыкалка:)

* * *
Итак, начнём плясать от печки. Родился человечек. И почти сразу проявляет своё дарование. Криком, воплем, казалось бы, хаотичными, можно сказать, конвульсионными движениями ручек-ножек, мимикой и гримасой, улыбкой и слезами… И сразу же ушлые люди подсказывают родителям, на кого похож – чьи глазки, носик и т.п. А ещё умнее те, кто по поведению недельного малыша уже предсказывает: будет музыкантом. В папу, или в дедушку-бабушку. Или лётчиком в дядю Мишу, брата жены, например.  
Скажу о своих детях. Сын до школы, как нам казалось, был склонен к музыке… Потому что при всяком приближении к его личику чашки, блюдца он поднимал над столом ручки и норовил по ещё наполненной пищей посуде бить кулачками. Приходилось сдерживать мамину обиду,  и оба догадались: будет музыкантом. Тем более, ещё заметили, что сынок – левша, что предсказывало творческое будущее. Сначала купили барабанчик. Потом – гармошечку, не простую – саратовскую. Балалайку. А уж в отрочестве его – гитару. Барабанчик очень быстро порвал, разбил. У гармошки повыковыривал все кнопочки. Разорил. Недолго жила балалайка. А уже у юноши каким-то образом друзья «увели» две гитары. Пожалуй, как дань обычаю, а не специально покупали ему машинки (мальчишка же – не в куклы играть!). Но и они быстро приходили в негодность. Однажды, когда принесли ему очередную «технику», остановились наблюдать, как же он будет с ней играть? А так. Повертел-повертел в руках и начал раскурочивать. Гвоздиком отодрал дверцы, несмотря на штамповку всего пластмассового авто. Снял колёсики. Спрашиваем, может быть, даже сердито: «Ты что же делаешь?!». Он деловито отвечает: «Разбираю машинку». «Зачем?!». Мы ещё сердиты и не понимаем замысла дитятки. «А я соберу её сейчас…». И только теперь уже начинаем понимать: ему интересно, что там внутри автомобиля.
Не нашёлся рядом человек (даже ни медики, ни учителя), который бы подсказал, что нельзя ребёнка-левшу «переучивать» на правую руку. Особенно усердствовали мы в этом, когда сын начал учиться и писать палочки и буковки. И тоже сердились, когда он, забыв наши предупреждения, автоматически перекладывал авторучку с правой руки в левую. И когда делал в тетради закорючки слева направо, подушечкой левой руки смазывал только что с трудом выведенный значок…
Никто ж мне не поверит, если скажу, что в старших классах я не стал привлекать его к своей журналистской профессии. И скажу честно: заметки у него, начинающего щелкопёра, получались неплохие. Кстати, и у дочери – тоже. А теперь слушайте результат наших «воспитательных» усердий. Сын, кстати, без отрыва от других занятий учился на киномеханика, массажиста, телевизионного мастера… А стал… слесарем высокого разряда по автоделу и доволен работой по этой специальности на автобазе. Заверяет, что в деле одинаково хорошо владеет обеими руками. Но мне заметно: левой у него получается ловчее. Не стала журналисткой и дочь, хотя школьные заметки писала ещё лучше. Работает преподавателем физики в гимназии. И тоже получилось не совсем складно. Физику-то она в детстве недолюбливала. Но после вуза, где осваивала только математику, попала в школу, где ставка математика была занята. Свободная – физика. Пришлось согласиться на неё.
Теперь оба искренне довольны своей профессией. Хотя ещё неизвестно, они её выбрали или она их, по стечению разных обстоятельств.. И было не благодаря, а вопреки…
Ещё сложнее была моя тропа, приведшая к любимому делу. Детство в деревенской глухомани, в лучшем случае обещало мне какую-то техническую специальность. Ни в близкой родне, ни, кажется, в дедах-бабках не было склонности к наукам да ещё интеллектуальным. В те годы после семилетки мои одноклассники ринулись в профессионально-технические училища. И меня искушали: туда ж принимали без экзаменов!  Мечта сочинять оказалась сильнее всех соблазнов и искушений. И только уже став журналистом, догадался (или придумал), что, возможно, какой-то мой прапра по отцовской линии был склонен к изустному творчеству с чудинкой. Потому что до меня дошло от него два друг друга дополняющих прозвища: Кутузов и Фурштат.  Отсюда версия, что какой-то мой прапра в 1812 году попал на войну с французами. И скорее всего служил в обозе (фурштате, говоря по-русски). А вернувшись живёхоньким, искусно сочинял землякам свои боевые успехи под командованием Михаила Илларионовича Кутузова. Может быть, даже ручкался с полководцем! Вот и прозвали моего прадеда-хвастуна Кутузовым-Фурштатом!  
Мне везло на поддержки со стороны близких и дальних людей. До сих пор благодарен за внимание к моему детскому увлечению ныне известному поэту лауреату премии им. А. Фета из Самары, тогда сотруднику районной газеты Борису Зиновьевичу СИРОТИНУ.  О том  мои стихи.

Кинель-Черкассы, зима, 1958-й
(Воспоминание о литературном объединении)
Как дорога застужена
На ветрАх и на вЕтрах -
Романтичная дюжина
Непростых километров...

От Бориса Сиротина
Возвращался на лыжах,
Наводил я, уродина,
Тихий ужас на ближних...

Потому что солянские
Нарушали порядки
Неуклюже-крестьянские
Со стихами тетрадки.
Только матерью прощено
Увлечение это:
- Что взыскать с безотцовщины,
Пусть уходит в поэты!

За крестьянскими ставнями
Страх и ропот стихали,
И опять я к наставнику
Приходил со стихами.

У Бориса Сиротина
Остаюсь навсегда я...
Ах, ты, мать моя-Родина,
Греховодня святая!

(Тольятти.  2004).
В той  же степени «везло» на преграды, препятствия и сдерживания другими людьми в увлечениях и делах.
Правильно ль мной сделан выбор творческой работы и жизненного пути? – спрашиваю себя на восьмом десятке лет. Не знаю. Судить Богу...  
Однако, сегодня мне часто встречаются уже пожилые люди, у которых невооружённым глазом видны такие же творческие задатки. И обидно бывает, что очень многие из них в своё время  не получили поддержки в Богом данном даровании. Не оказалось рядом человека, заметившим определённое проявление, не сопутствовали условия и обстоятельства. Дарование не развито в талант. Вижу: они страдают, что кто-то рядом с ними занимается их любимым делом успешнее. Дай Бог им выдержки и мудрости!
Владимир Бородкин #    6 ноября 2012 в 00:01
От гражданина,товарища,барина - Бородкина. Спасибо за развёрнутое письмо. Вы очень тёплый и душевный человек, дай Вам бог здоровья!
Я вспоминаю карикатуру в "Крокодиле"
Маленький мальчишка сидит за фортепиано и лобзиком что-то выпиливает в крышке дорогущего инструмента. Родители смотрят и с умилением и говорят:- Оказывается у него тяга не к музыке, а к выпиливанию"
Я думаю -судьба у каждого своя - с развилками. А то, что детей  учат музыке,рисованию,стихосложению и т.д. Это здорово!!! Жизнь их только богаче яркими красками станет. Вопрос бесконечный. Возьмите классиков.  Сколько их из других профессий пришло в литературу и в разные сроки. Кто-то с юности,кто-то гораздо позже. Тема не неисчерпаемая....
Всего Вам самого наилучшего!!!
Александр Степанов #    6 ноября 2012 в 08:39
Владимир! Ценю ваше понимание. И особенно юмора. В таких обращениях специально одно слово пишу сокращённо "г-н". Каждый догадывается, что имеется в виду. Сейчас популярно "господин". А вам приглянулось "гражданин". Впрочем, это тоже может быть почётным в известном кругу обитателей... Шутю, однако. А вообще, спасибо, коллеги. За мной ещё один блок в развитии темы... Счас подчищу и сброшу...
Наталья Чернова #    5 ноября 2012 в 22:13
В каждом человеке заложено БОЖЕСТВЕННОЕ ДАРОВАНИЕ. И если ВСЕ окружающие, особенно родители, будут бережно и очень серьезно относиться к духовности ребенка с самого его рождения, то, конечно же, талант взрастет и даст свои плоды. Нельзя губить талант на корню.
Помыткин Семён #    6 ноября 2012 в 16:10
На этом сайте всё гораздо проще и укладывается в два этапа:
1. "Русская Рулетка"
2. Выберем лучшее из того что осталось.
Ксения Калуби #    8 февраля 2013 в 16:36
Это неправда, Семен.