Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

5. Одарённость - озарённость! А талант - любовь и труд!

+9
Голосов: 9
Опубликовано: 2416 дней назад ( 7 февраля 2013)
Редактировалось: 4 раза — последний 8 февраля 2013
Настроение: Сурьёзное
ТАЛАНТЫ
Честолюбивые таланты…
Их все боятся, как огня…
Что есть способнее меня,
Как говорится, мне до лампы!

Я их по-своему люблю…
Их даже чистил над собою,
Когда, бывало, по рублю
В складчину двигался к запою.

Я тоже грешен и тщеславен,
«И уважать себя заставил»
Свою родню до спазма гланд…

Но тут же рву на всходах завязь,
Когда гордыню душит зависть,
И в этом тоже есть талант!
25.02.08.

1. ЧТОБ ЗАЗВЕНЕЛ КОЛОКОЛЬЧИК
“В каждой душе человеческой есть колокольчик. И не звенит он, пока не сумеет
кто-нибудь затронуть его».
А. М. Горький.



Более подробно и более конкретно решил вернуться к теме таланта после того, как здесь же, в моём блоге сайта «Самарские судьбы» развернулся об этом разговор после моих заметок «Оцени мой шедевр».(http://club.samsud.ru/blogs/orenbreg/3-oceni-moi-shedevr.html#c). Особенно эмоционален следующий фрагмент беседы.
Владимир Бородкин: Иногда, казалось бы простые и не затейливые чьи то строчки, заседают колокольчиком в голове на всю жизнь, иногда издают своё мелодичное звучание, и жить легче!
Потому что из чьей-то чистой души, из откровений, из искренних переживаний, из самой глубины сердца вырвались (речь о стихах – А.С.)!
Перед каждым выступлением творческих встреч цитирую пролетарского писателя и звоню в колокольчик, обретённый в Угличе. Этому звоночку особенно рада детвора!
Ольга Борисова:  А ещё талант в придачу. Замечала такую вещь, что произведение с огрехами, а я бы ему первое место дала, там ДУША! А бывают и стихи профессиональные, но пустые. Ещё ПАХАТЬ надо, чтобы что-то получалось.
Александр Степанов: Давайте, Ольга, уточним понятие ТАЛАНТ. Это явление комплексное. В нём изначально и обязательно присутствует природное, божеское ДАРОВАНИЕ рождённого человека. Оно заложено родителями и прародителями в генах. Причём, в разной сфере проявления в разной степени. И только потом внешнее кружение (семья, улица, школа, самообразование, восприятие и накопление опыта методом проб и ошибок) выявляет, формирует, развивает то, что называется ТАЛАНТОМ. В нём кроме мастерства великое значение имеет как раз то, что называется ДУША. И когда вы правильно подмечаете качество профессиональных, но пустых стихов –  согласен вполне. Только не согласен, что при этом автору надо ещё ПАХАТЬ (подразумевается процесс оттачивания МАСТЕРСТВА), "чтобы что-то получилось". Если нет души, так ничего и не получится, ей, Богу... Это сравнимо с выпечкой хлеба сельчанками в русской печи. Помню двух наших соседок в рдной Вольной Солянке. Обе - тёти Аксиньи. Абрамова выпекала ароматные, мягенькие, пышные хлебы. У Поповой - сразу же получались клёклые, плоские... И хотя мои родители, определяя такую разницу, про Абрамову говорили, что у неё "рука такая", конечно же, имелась ввиду её ДУША. Царство им небесное, отличалось их отношение и к соседям и вообще, к людям, к жизни... Так и в любом деле. В том числе, в сфере интеллектуальной деятельности.
Ольга Борисова:  Иметь талант, данный Богом, мало. Пахать – это труд над собой, "вверх по лестничке". А ещё, чтобы что-то написать, надо знать, о чём пишешь. А ещё надо иметь внутреннюю культуру. А это вновь труд.

2. А ПИСАТЕЛЬ ЭТО КТО?!
       МЕНЯ ОНА ТОЖЕ ПОСЕЩАЛА
  (Импровизации на тему Высоцкого
  «Меня сегодня Муза посетила,
Посетила, так, немного посидела и ушла»).
      
       Зевая откровенно в три кадила,
      Ждала чего-то сладкого (ушла!) –
      Ко мне сегодня Муза приходила,
      Немного посидела и ушла…
      
      А мне и этой малости хватило,
      Чтоб сочинять без ропота и зла…
      Ко мне сегодня Муза приходила,
      Немного посидела и ушла…
      
      Со зверским аппетитом крокодила
      Я б съел её, да больно-то нужна!
      Ко мне сегодня Муза приходила,
      Немного посидела и ушла.
      
      И хорошо, что за нос не водила
      И не влюбила, жизнь мою круша,
      Ко мне сегодня Муза приходила,
      Ушла, мне не оставив ни шиша…
            23.12.07.


Заведующая Тольяттинской библиотекой «Фолиант», неутомимая подвижница отечественной литературы Светлана Владимировна Россинская однажды пригласила меня к разговору о литературе сугубо провинциальной, к каковой абсолютно осознанно не стыжусь отнести и своё скромное творчество. (http://tlt.poetree.ru/news/a_pisatel_ehto_kto/2010-12-07-705).
Во вступительной части она сказала.  


«Лучшие писатели испокон века творят не ради славы или обогащения, а по той причине, что принадлежат к типу людей, живущих не для чего-то, а потому что - потому, что в уста их вложен, как говорили в старину, «божественный глагол».
Но талант всегда нуждается в поддержке. Талант самобытный, удаленный от столичных городов, - вдвойне».

Не стесняясь и без ложной скромности, говорю,  что через мои руки, точнее, через сердце за долгие годы наставничества, начиная примерно с 1968-го года, прошли сотни юных и не совсем молодых одарённых людей, увлечённых литературным творчеством. Причём, в самой что ни на есть российской глубинке, сначала Куйбышевской, затем Самарской области. В городке Отрадном и городе Тольятти, Пестравском и Красноярском районах. Кончено, членство в писательских Союзах, особенно в нынешнее расхристанное время, моих бывших (а некоторые из них ощущают мою поддержку до сих пор) можно считать результатом моей заботы о развития таланта условно. И их, среди сотен едва наберётся с десяток. В Отрадном, где вёл творческое объединение при газете «Рабочая трибуна», моей гордостью стали доброй памяти поэтессы Татьяна Старостина и ныне активно издающаяся и публикующаяся Галина Казакова-Самойлова. Нынешний известный в России литературовед Эдуард Анашкин, доныне живущий в глуховатом селе Майском, начинал заниматься литературным делом в творческом объединении «Пестравочка» при редактируемой мной  районной газете. А недавно принятая в Союз писателей России молодой прозаик Кристина Якименко училась в тольяттинской школе молодого журналиста, где мне довелось вести двухгодичный «Курс практической журналистики и литературного творчества». Правда, надо оговориться, что наравне со мной, а в чём-то в большей степени их поддерживали и поддерживают другие коллеги. А ещё следует подчеркнуть, что среди прошедших через мою душу одарёнышей были и есть явно талантливые литераторы, в силу разных причин и мотивов не являющиеся членами творческих Союзов. Это и Алексей Толкачёв, ныне живущий в Санкт-Петербурге,  нынешние москвички Татьяна Антонова и Екатерина Бордон , и тольяттинец Сергей Немков, например.  
Однако, наш разговор с пытливой Светланой Владимировной обострился, когда завели речь о грани между любительским увлечением литературным творчеством и профессиональной деятельностью.  
– Есть творчество профессиональное, а есть самодеятельное, народное. Оба имеют право на существование, – объявила собеседница, вовлекая меня в эту тему.
А.С. Получилось так, что всю жизнь и до сих пор ценю и поддерживаю самодеятельное творчество, помогаю авторам самим убирать технические шероховатости. К сожалению, сегодня термин «художественная самодеятельность» опошлен и даже изъят из доброго обращения. А ведь это ценнейший, золотой пласт российской культуры!
Но это не значит, что этот пласт надо смешивать с другим, профессиональным искусством, к которому иные по качеству и количеству требования и иной подход.
В своё время в СССР издавался стихотворный альманах «О чем поёт народ России». Его составляли сочинения, как говорилось, «авторов от сохи и станка», то есть, людей разных профессий, но не писательской.
Конечно, попадались и настоящие поэтические изумруды, которые не под силу, невозможно сотворить и профессиональному литератору за письменным столом. Наверно, из многих участников тех сборников впоследствии получались и настоящие мастера высокой словесности.
Но обратите внимание: книга называлась «О чём поёт...» – значит, для составителей важнее всего было продемонстрировать «о чём», а не «как поёт народ России». А пели прежде всего о реальной жизни - труде и учёбе, о любви к родному дому, родной земле, и, разумеется, к друзьям и подругам.
Сегодня многим моим коллегам кажется низким сочинять об этом. И они в своих сочинениях витают где-то в «воздусьях», как выразился Александр Сергеевич Пушкин, поют «и нечто, и туманну даль». Это относится прежде всего к представителям, так называемого, постмодернизма, метаметафоризма (По М. Эпштейну, смысл его в том, что он открывает с помощью особых метафор стоящую за видимой реальностью множественную «метареальность», «реальность многих реальностей»: (ttp://www.telenir.net/literaturovedenie/russkaja_literatura_segodnja_zhizn_po_ponjatijam/p12.php#metkadoc11)  и т.п., коих особенно в молодёжной среде предостаточно.
А в прежние годы во всем своем величии представлялась художественная самодеятельность, и, прежде всего, - самодеятельность, искусство народных масс. Людей, может быть, недостаточно владеющих совершенным мастерством изящного искусства, но по врожденной интуиции и житейскому опыту отражающих свои чувства и мысли романтично, или просто необычно.
С благосклонностью отношусь к самодеятельному творчеству - в нём, как правило, трепещет живая душа народа, ощущается национальный характер, проглядывает национальная идея. Это  определенный и весьма ценный слой национальной культуры, национального искусства. Где-то всего лишь раз в печати мелькнуло нынешнее определение этого искусства –  искреннее. Искреннее с точки зрения силы духовного выражения.
В советские времена, резче, чем сегодня можно было провести черту между профессиональной и самодеятельной литературой, как и вообще в других видах искусств. Потому что, скажем, литератор, имеющий в виде мягкой красной подушечки-корочки солидное удостоверение Союза писателей СССР, имел не только признание читательской аудитории, но и всячески поощрялся властями. Издание его новых произведений обсуждалось не только в творческой среде, но и утверждалось в партийных и советских органах.  А выявлялись профессионалы на всевозможных семинарах и конкурсах художественной самодеятельности. Многотиражные издания с хорошими гонорарами давали авторам возможность переходить, в так называемый, в статус писателя-профессионала. Впрочем, и не имеющие больших гонораров авторы, подрабатывая, чаще всего в журналистике, тоже входили в разряд профессионалов, имея членский билет Союза писателей. Такие писатели дополнительно имели определённые льготы по кубатуре жилья, проезда. И т.п. В советские годы в Куйбышевском (Самарском) издательстве мне таким образом удалось издать два сборника стихов для детей (кстати, гонорар за детскую литературу во многом выше, чем за другие) и один сборник статей. Поскольку издавались они с промежутком в 10 лет, прожить, тем более содержать семью, на эти вознаграждения было невозможно. Естественно, имелся основной заработок в штате редакций газет.    
Что изменилось сегодня с новыми экономическими отношениями в обществе? Принципиально то, что чаще всего самодеятельные авторы не только не получают за свои творения вознаграждений, а более всего, выпускают себя за свой счёт, или, если повезёт, за счёт спонсоров. В том числе, за счёт государства по установленным властями нормам. А выдвижение на грант рукописи, как правило, проводится через творческие организации. Бывает, и путём самовыдвижения. Почувствуйте разницу.
Мне, например, дважды удавалось издавать сборники за счёт литературных премий, Самарской губернской в 2005 году и Международного Фонда «Филантроп» в 2010-м.  
Светлана Россинская:
– Иногда складывается впечатление, что вся страна - писатели, что любой может издать свою книгу. Для литературы это хорошо или плохо?
Александр Степанов:
–  Слава Богу –  шлюзы безцензурья открыты настежь. До беспредела! Издаются все!
Многие издаются так называемым самиздатом. Чаще всего, без редактора и корректора. И без выходных данных, которые ставят своей целью указать на ответственность за производство продукции, ведь книга - и есть продукция, да ещё какая! И тогда...
Вот всего лишь несколько цитат из книжных «шедевров», случайно попавшихся сейчас мне под руку.

Нет, не сгорело всё огнём,
Мы друг для друга ещё значим...
Давай, где можно, то прощать,
Не против шерсти станем гладить...


У другого автора в пустоватую прозу вкраплены такие вирши собственного сочинения (вообще же, даже весьма талантливые писатели в свою прозу вставляют добротные стихи других поэтов):

Вращаются планеты и звёзды над Землёй,
Вращаются кометы и мир над головой.
Остановись, мгновенье, замри и отдохни,
Но мчится, мчится время - галактики в пути!


А ведь эти авторы как раз более напористо «вдаривают» библиотекам свои творения.
Светлана Россинская:
– Я думаю, талант измеряется не количеством публикаций и выходом в свет книг, изданных за свой счет, не принадлежностью к лито и в связи с этим попаданием в городские коллективные сборники стихов, не амбициями и самомнением, позволяющими выступать и заявлять о себе то тут, то там.


3. А ТАЛАНТ ЧТО ЗА «ЗВЕРЬ»?!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
                Николай Некрасов.


Этот вопрос ещё сложнее, чем определение писательской профессии.
Одно из благ, несмотря на множество зол нынешней цивилизации – Всемирная паутина, Интернет. В нём всегда найдёшь точное значение понятий. Вот, например, что мной выловлено о таланте (даю в сокращении и выделяю то, что мне кажется самым важным).
По словарю Ефремовой:
«Талант» – Выдающиеся природные способности; степень одарённости, большие способности к чему-л.  
По Ожегову:
«Талант» – Выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.
«Талант»  – Человек, обладающий такими качествами, способностями.
В Энциклопедическом словаре:
«Талант» – (греч. talanton - букв. - вес, весы), самая крупная весовая (масса)и денежно-счетная единица Др. Греции, Египта, Вавилона, Персии и ряда областей М. Азии.
Выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области.
По Психологическому словарю:
«Талант» – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Также и максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке - в 35 - 40 лет, в поэзии - в 24 – 30».
Мне из всех словарей более понятным и, кажется, наиболее точным определение таланта в «Психологическом словаре».
В загашнике у меня собрались высказывания самих общепризнанных талантов.
Например, такое, самое древнее.
Леонардо да Винчи: «Печальная участь ожидает того, кто наделён талантом, но, вместо того чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предаётся праздности и самолюбию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу».
«Праздность и самолюбие. Ржавчина невежества, разъедающая плоть и душу». Очень давнее,но очень точное и буквально злободневное определение человеческой слабости, увы, настигающей, казалось бы самой духовной среды – писательской! Недаром же в природе существует, казалось бы, несовместимое словосочетание-оксюморон: «гений зла».
Как-то в тольяттинской газете журналист задал вопрос двум писателям о движущей силе в их творческом процессе. Первый сказал: «Здоровые амбиции». Второй возразил «Нет, нездоровые амбиции». Бог им судия. Мне же более симпатичны чувства первого. И хотя мне по душе само творчество и того, и другого. Второму не подам руки ещё и потому, что в организаторской работе, а они оба – при постах в общественной работе, человек, действительно, с «нездоровыми амбициями», с ходу унижает любого коллегу, чьё творчество не по его вкусу.
Дмитрий Кедрин это классическое явление выразил классически:

У поэтов есть такой обычай -
В круг сойдясь, оплёвывать друг друга.

И на этом фоне не самое распространённое явление в писательской среде как гимн звучат стихи нашего земляка и современника из Новокуйбышевска Евгения Семичева.

Поэты тянутся друг к другу,
Как и положено родне.
А муза мечется по кругу,
Как мотогонщик по стене.


Как сегодня, с первых шагов в искусство, привить новому поколению эту «тягу друг к другу, как родне»?

4. ХУДОЖНИК, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА!

* * *
Ал. Михайлову
Художник, воспитай ученика,
Сил не жалей его ученья ради,
Пусть вслед твоей ведет его рука
Каракули по клеточкам тетради,
Пусть на тебя он взглянет свысока,
Себя на миг считая за провидца.

Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.
Евгений Винокуров. 1961.

Поэт из Тольятти член Союза писателей России Семён Краснов обнаружил влечение к стихотворчеству даже далеко не в юношеском возрасте. Одно из стихотворений у него так и начинается: «Пишу стихи…  Откуда это?». Вроде бы не было предпосылок к тому ни в детстве, ни в домашнем окружении. И вуз закончил технический. И работать начал на заводе по технической части. Да и первая публикация стихотворения в газете получилась нежданно-негаданно. Случайность за случайностью…  И только уже втянувшись в литературную жизнь, узнал: всё вполне закономерно. Литературным творчеством увлекался дед. И съездив на родину прародителей, нашёл в общем-то неплохо сложенные стихи предка.
Оказалось неслучайным также, что кроме наследственности в творчестве литератор воспринял от предков и характер: мягкий в стихах и жестковатый в поведении, амбициозное упорство в достижении целей. Впечатлительность и непримиримость  к недоброму.  
На первых же встречах со своими воспитанниками я всегда веду разговор о слагаемых условиях таланта, об его предрасположенности, то есть, одарённости. Говорю им: без таланта творчество бессильно, бесперспективно и может быть, вредно, для личности. Определяю три условия таланта: 1) природный дар; 2) знание (теории), познание (жизни); 3) мастерство, навыки. Отдельно фокусирую внимание на характере автора, его нравственность, душевность и духовность. Отдельно потому, что из этих качеств зависит – талант добрый или лихой.
По первому пункту обычно в порядке знакомства с подопечными выспрашиваю о занятиях и увлечениях их родителей, а также бабушек-дедушек. В этом помогает детям во внеклассной работе школьников составление своей родословной.
Ещё сложнее проблемы познания жизни и обретение навыков для подтверждения врождённых способностей, то есть, как раз в развитие таланта. Поэтому сразу же ввожу ребят в схему творческого процесса. Он тоже происходит в три (Бог троицу любит) этапа: 1) восприятие, наблюдение; 2) осознание, осмысление; 3) отражение (живописец – с помощью кисти, композитор – звуков; певец – голоса, журналист, литератор – слов).
А вот окружающий мир воспринимается через пять чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Отдельный дар – интуиция, шестое чувство. Существует два отношения к интуиции: она от природы, или от суммы натренированных пяти чувств.
Для наглядности восприятия привожу упражнение на слух. Прошу ребят помолчать только одну минуту, а затем записать услышанные каждым как можно больше звуков. Вывод хрестоматийный: можно слушать – не слышать, смотреть и не видеть, или слышать и видят то, что другие не слышат, не видят. Это тоже природные способности, которые развиваются подобными тренировками. А ещё провожу «тренировку» на использование всех чувств в произведении. Для этого прошу записать четыре поэтических строчки из известной нашему поколению песни:

А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы, и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.


Некоторые ребята находят здесь использование не только всех пяти чувств, но и шестое – еле уловимую интуицию, заложенную в строчках.
Не всё приятно с опросом детей об авторе стихов этой песни. Даже слова, ставшими крылатыми из неё («То, что было не со мной, помню» и «За себя и за того парня») не наводят их на имя поэта-шестидесятника. Увы! И это в то время, как чиновники от образования в список обязательной или дополнительной литературы в школе исключают отечественную классику, а набивают программу зарубежной (пусть даже замечательной) и современным неоднозначного качества и содержания чтивом.
Несколько лет назад те же чиновники ратовали и шумели вокруг внедрения программы предпрофильной и профильной ориентации школьников. Сегодня это движение пущено на самотёк, хотя энтузиасты выявляют особые дарования детей,  продолжают поддерживать их в школах и клубах дополнительного образования, в кружках и студиях.
Однако, непростое это дело – выявить безошибочно и оценить творческий потенциал одарёныша.
Чтобы слегка приоткрыть некоторые принципы и приёмы наставничества в литературной сфере сошлюсь на некоторые фрагменты реферата под названием «Поэзия детской литературной студии «Писаки» незнакомой мне студентки кафедры русского языка и литературы Тольяттинского университета Елены Скориковой.
Замечу при этом, что в её работе не всё точно, правда, в мелочах, воспроизводится из моего опыта ведения студии – это тот случай, когда студентке кроме выборки из моих выступлений в печати, можно было б познакомиться и лично со мной. Да уж ладно – в основном автору реферата удалось нащупать главное.  Цитирую.
«А. Д. Степанов проводит семинары, конкурсы, фестивали, мастер-классы – вот далеко не полный перечень его организаторской деятельности. Ребята студии «Писаки» участвуют в творческих встречах с известными литераторами и просто любителями словесности в литературной гостиной библиотеки Автограда, в школах города и даже в сёлах Ставропольского района Самарской области, печатаются в коллективных и отдельно издаваемых сборниках Тольятти и Самары. Особо одарённые воспитанники становятся победителями, лауреатами и призёрами разнообразных конкурсов. Например, Второй международный конкурс детской и юношеской литературы имени А.Н. Толстого (организатор Товарищество детских и юношеских писателей России, руководитель Ирина Репьёва) отметил Почётным дипломом работу всей студии «Писаки». В связи с этим стихотворения ребят опубликовали в рубрике «Дебют» сборника «50 писателей», изданного в Москве в 2008 году.

5. УГАДАЙ, ГОЛОВАСТЫЙ ИЛИ РУКАСТЫЙ?
У меня товарищ есть очень рукастый и головастый — коробку переберёт руками в чистом поле и при этом электронщик по образованию.
Михаил Пухов. «Корабль Роботов».


Во всемирной истории искусств давно известен уникальный случай, когда великий итальянский  скрипач Никколо Паганини в детстве подвергался суровым урокам отца. На портале MOIRAION.RU мной обнаружен такой рассказ об этом. «Тяжелы были занятия маленького Никколо. Отец хотел, чтобы мальчик достиг всего, что не удалось ему самому. За малейшую погрешность мог оставить сына без обеда. Ему всегда казалось, что Никколо недостаточно прилежен. Такие занятия могли отбить у ребенка охоту заниматься. Но Никколо был очарован скрипкой. Он и без отцовских угроз и понуканий мог целыми днями играть на ней».
В моей практике, однако, много примеров, когда, наоборот, ребёнок проявляет особый интерес к какому-то искусству, или просто житейскому делу, и родители,  окружающие поддерживают это, но, в конце концов, не всякий, как тот же скрипач Никколо, всю жизнь отдаётся любимому занятию. Всё начинается в детстве. Родители, учителя импульсивный интерес ребёнка к чему-то ошибочно принимают за призвание. В народе бытуют два определения способностей маленького человечка: рукастый (в будущем технарь) и головастый (в будущем – служитель какого-то искусства, гуманитария).  Но даже безошибочный прогноз не всегда оправдывается.
Недавно у оренбургского коллеги Вячеслава Моисеева я спросил о пареньке на фотографии 2002 года, нечаянно обнаруженной в домашнем архиве, которого он хвалил тогда как перспективного писателя. Захотелось узнать о судьбе вундеркинда С нескрываемым раздражением Вячеслав Геннадьевич сообщил: «Паренёк, к сожалению, заболел "звездной болезнью", исчез с горизонта и был исключен из писательской организации за недостойное поведение и утрату связи с коллективом».
Отмечена вечная спорность методики формирования личности в ребёнке. Одни говорят, что приучить к правильному поведению и к доброму поведению ребёнка можно только принудительно. Другие – за эволюционное развитие характера и выбора дела всей жизни. В конце концов, в этих спорах чаще всего в «золотой середине», грубо говоря, к воспитанию пряником и кнутом.
Помню, на одном из творческих вечеров я под хохот в зале выводил одну из моих воспитанниц на сцену на вожжах. Как бы создавая образ моей принудительно-добровольной опеки над одарёнышами.
Продолжу цитировать реферат студентки Скориковой:
По строгому правилу наставника к занятиям ребята должны относиться серьёзно. Это не пустая забава. Давая интервью журналисту газеты «Волжская коммуна», он подчеркнул: «Стихи и халтура – вещи несовместимые. И сочиняя, они должны сами себе ответить на вопрос: «Для чего я это делаю?».
Чтобы стать настоящим поэтом помимо серьёзного отношения к делу, по мнению руководителя студии, необходим талант, как и в любом виде творчества. Научиться можно только практическим занятием, поэтому задача ребят – набивать руку. Задача учителя – «не учить-поучать, а поддерживать природный дар».  Ещё одна важная тема, на которую А.Д. Степанов беседует со своими воспитанниками, – «поэт как профессия»: «Я часто повторяю своим ученикам – литературное творчество не будет вас кормить. Нужно обязательно приобретать профессию. Но чем бы ни занимался человек, пусть он продолжает писать, если чувствует к этому призвание. И пусть этот колокольчик звучит в его душе долго-долго…». Эта точка зрения исходит из жизненного опыта А.Д. Степанова: «Писательская деятельность не в состоянии прокормить, поэтому я начал заниматься журналистикой. Профессии «писатель» нет, это всего лишь хобби...».
В студию «Писаки» принимаются ребята любого возраста после четвёртого класса. В творчестве «взрослых» детей (ребят подросткового возраста, учеников старших классов) А.Д. Степанов ценит сохранность детского мироощущения. «Это очень редкое качество – умение взглянуть на окружающий мир как будто в первый раз». Занятия в студии «Писаки» начинаются неизменно следующим образом. Каждый должен принести по два новых стихотворения, чтобы был предмет для разговора.. И поэтические упражнения. Одно из них – импровизация стихотворения по ключевым словам, например, «кошка» и «люстра». И буриме, обязательно…
Чаще всего ребята уверены, что стихи отличаются от прозы только наличием рифмы и больше ничем. «Рифмованные банальности» [не имеют отношения к литературе.
Ребята студии «Писаки» осваивают различные стихотворные жанры и формы. Одна из них – сонет. Иногда слово «сонет» выносится в название стихотворения («Весёлый сонет» Анны Мищенко) или является его подзаголовком («Клад-Автоград (сонет)» Марии Артамоновой). Либо жанр определяется только по характерным формальным признакам: количество строк, деление на строфы, рифмовка:

ПРОНОСЯТСЯ ПО ГОРОДУ АВТО…

Проносятся по городу авто,
Прекрасные машины марки «Лада».
Все смотрят на дорогу и никто
Не может отвести от «Лады» взгляда.

За окнами машины – Жигули,
Могучие и памятные горы,
Что окружают наш чудесный город
Тольятти… Лучше нет нигде Земли.

Туманна жигулёвская гряда –
В заливе отражаются года
И наш автозавод в его объятьи.

Коней волшебных выпускает он,
За что тебе спасибо и поклон,
Родной Тольятти!
Антонина Андреянова.


Добавлю к сказанному студенткой следующее. На первых же встречах в студиях и кружках специально предупреждаю, что у меня будут любимчики. Часто дети хитренько переспрашивают: «Что надо делать, чтоб стать любимчиком?». «Пахать!», – без обиняков разъясняю свою позицию. – Имейте в виду: любая по-настоящему творческая работа – лошадиная!». И особо «пугаю» девочек: «Запомните, не говорите, что не слыхали  Литературное творчество женщины может лишить её ощущения полной семейной жизни. Для смеха привожу возможную житейскую ситуацию. Ночь. Все спят. Муж рядышком. А у жены-литератора в голове вспыхнула замечательная строчка будущего стихотворения. Как сохранить её до утра? Конечно, срочно записать хотя бы одно слово, желательно для рифмы. Женщина встаёт к блокноту с карандашом. И какой сон у мужа получится? А ему рано утром – на работу… Педагоги-коллеги при этом опровергают мою стращалку. А я делаю это намеренно, чтобы в будущем люди знали, что в начале их пути в профессию  предупреждены, а они шли к ней осознанно и упрямо.
Вспомните профессора музыкального заведения Александра Александровича Соколова из замечательной киноленты «Приходите завтра». Директор Денис Иванович  (к слову, бывший его же ученик) делает замечание, что педагог с небольшим числом воспитанников занимается больше других  Тот поясняет, что занимается с ними дополнительно в своё свободное время не в ущерб основной  учебной программы. А главное, подчёркивает: особое внимание этим студентам уделяет потому, что они более талантливы. И сердито говорит о порочной практике воспитания явных бездарей. Это пример из художественного обобщения. А ещё как-то на телевидении подобный подход к проблеме учеников-любимчиков был показан в интервью с пианистом Николаем Арнольдовичем Петровым. Журналиста удивило: у такого великого маэстро так мало учеников. Тот объяснил примерно по-ленински: «Лучше меньше, но лучше!».
Таким образом, и у меня происходил отбор одарёнышей из большого наплыва, при давлении родителей желающих не столько получить какие-то навыки, сколько получить публичное признание, не прикладывая усилий – таким лёгким многим кажется путь к славе. Грешен, приходилось просить покинуть занятия тех, кто увлекался эсмээсками. А однажды на выпускном собеседовании довёл девочку до рыданий. Она же не выполнила практическое задание и получила оценку ниже, чем  подруг: четвёрку! А ведь и на семинарах, помню, девочка пренебрегала выполнять упражнения, всем видом показывая, что она уже переросла эти «детские забавы».          
Поэтому ныне доволен, что многие из них не напугались трудностей, чувствуют себя в жизни  уверенно. Вот, посмотрите…
  
4. КУДА ПРИВЁЛ ИХ ХОД СОБЫТИЙ,
ИЛИ ЛЮБИМЫЕ МОИ УЧЕНИКИ…

С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
С. А. Есенин, «Письмо к женщине»


Как-то один из выпускников литинститута и сочинитель нынешних грязных детективных сценариев для телевидения в печати укорил меня, что среди моих бывших воспитанников нет сколько-нибудь известных литераторов. Он-то, конечно, воображает себя известным и даже гением, но не понимает поэтому, что известность –  не самоцель. Мой критик не спросил меня о моей целевой установке при поддержке даровитых людей.  Цель воспитания вижу в том, чтобы, в конце концов, подготовить  к жизни порядочного человека, желательно, творчески нацеленного в любом деле.
Время от времени по доброй воле, или по моей инициативе я общаюсь с моими бывшими воспитанниками-любимцами. Раньше – по бумажной переписке. Ныне с помощью чудесной сети Интернета. Привожу лишь фрагменты писем, касающиеся «места в строю» и важности моей поддержки их детско-юношеского увлечения литературным творчеством. Хотя некоторые из них уже мамы и бабушки, для меня же – девочки, пытливые и целеустремлённые

Варвара Бакланова- Шехтман.
Моя жизнь и работа неразрывно связана с творчеством, в том числе, литературным (Варя работает редактором крупнейшей, можно сказать, образцовой библиотеки Автограда в  Тольятти. Замужем за журналистом, который одно время был редактором газеты, в которой мне довелось работать – А.С.). Несмотря на то, что стихи, с которых всё начиналось, я уже практически не сочиняю, я ежедневно пишу… 15 лет в журналистике, и с каждым годом набирающая силу мечта о настоящей художественной прозе – вот моё творчество. Надеюсь, когда-нибудь, эта мечта осуществится... Во всяком случае, я понемногу ежедневно работаю над этим.
Понимание важности многих вещей приходит постепенно, то ли человеку нужно сперва пожить, найти себя, чтобы проследить потом, что именно там, в детстве, было отправной точкой всего самого важного в жизни… Вкладывая душу в молодых людей, Вы великодушно и терпеливо ждали созревания человека, не обижаясь и не требуя ничего, кроме следования своему сердцу.
Чем именно помогло увлечение сочинительством в моей жизни и та работа, которую вы вели?
Во-первых, умение разглядеть в ребёнке (ну или в молодом человеке) эту творческую жилку, которая едва начинает пробиваться. Помогали и самому начинающему творцу, и его ближайшему окружению поверить в подлинность и серьезность происходящего, не сомневаться. Сомнения и неверие убивают многих начинающих.
Во-вторых, прекрасная работа с самим творческим материалом. Первые «причесывания» формы и фокусировка на содержании происходили тоже с  вами. То, что не способны объяснить родители, друзья, близкие – первая аудитория начинающего автора, объясняет именно наставник.
В-третьих, вводили человека в творческую среду, путь в которую без него может быть долгим и далеко не всегда успешным.
Если попытаться все-таки в одну фразу уложить вышесказанное…  С вами было всё по-настоящему!

Аня Пасынкова.
В этом году заканчиваю 9 класс. Но учиться собираюсь все 11. Стихи сочиняю разные, какие получаются. Чему же Вы меня научили? Да, многому, ничего не оказалось лишним.

Катя Бордон.
Мы с мужем живём в Москве, он почти всё время на работе, так что домашними делами и малышом занимаюсь я, а он ужасный непоседа!  До этого успела попробовать себя в качестве радиоведущей и музыкального редактора на телеканале. Учусь в аспирантуре РГГУ по направлению "История американской (афроамериканской) литературы".
Я не пишу стихов (за редким исключением), я прозаик. Законченных работ, которыми я была бы довольна, за последние полтора года у меня не было.
Благодарна за ваше внимание ко мне, за добрые слова поддержки и помощь в публикации рассказов.

Таня Макитрина.
У меня всё в порядке, живу в Москве второй год, учусь в магистратуре на специальности "Менеджмент в СМИ", это просто потрясающее место!
Работаю в Думе помощником депутатом, очень интересное и деятельное место мне попалось... Увлекательно, сложно, но темы любопытные, и простор для творчества и новых идей много... К тому же работа с ведущими федеральными СМИ очень бодрит. Приятно видеть свои пресс-релизы в Интернет-ресурсах и в газетах.
Вот так и живу. Наберусь новых навыков, и дальше в путь... Например, в декрет – я как раз вышла замуж на прошлых выходных и теперь меня в будущем ждет следующий семейный этап… Радуюсь в предвкушении... Как Бог даст. И всё равно: так прекрасно в жизни!
Ваши советы вспоминаю всегда, когда читаю какие-то репортажи, помню, как вы говорили мне, как нужно их писать.. Помню, как Вы на примере очерка Кати Бордон говорили о цельности образа.. Очень правильные вещи вы давали нам тогда, в самом начале... Меня ваша конструктивная критика очень бодрила!

Катя Филатова.
Хотелось написать письмо в стихах, но... Но очень сложно. Столько странных, горьких впечатлений, которая моя "наивная чистота" хотя уже и понимает, но всё ещё боится подпустить к себе…  Как бы это ни было страшно, думаю о собственном творческом крахе. Вы моя первая протянутая рука в творческом пути!
А.С. Об этом случае надо сказать особо. Был искренне счастлив, когда среди моих любимцев-одарёнышей попалась мне Катюша, может быть, единственная из доброй сотни воспитанников, поистине детская чистая душа, от которой и исходили замечательные литературные пробы - детские стихи о детях и для детей. Теперь уж корю себя, что однажды содействовал её поездке на фестиваль юных дарований в Московский литературный институт. Там, видимо, по бесчувственному заданию руководителя семинара, она сочинила и привезла оттуда мне как достижение совершенно убожеское взрослое стихотворение. Не знаю, что произошло тогда с девочкой. Как предположение: она обнаружила, что стихи для взрослых сочинять проще и легче, чем для детей. Потом постепенно интерес к детским стихам угасал. А потом и вообще к сочинительству: «Хотелось написать в стихах, но…». Тем заметнее, когда мне пришлось оставить одарёныша без моей опеки. Думаю, в этом случае отрицательный результат тоже положительный: девушка получила урок творческого переосмысления рутинных будней. И значит в любом деле, в любой профессии это может сказаться позитивно.

Настя Бублик.
К сожалению, сейчас я не пишу, на данный момент, занимаюсь немного другой работой, но знания, полученные у Вас мне пригодились, когда в институте училась, когда писала PR-тексты и выполняла другие творческие работы. Из ваших бесед особенно запомнилось, что нужно в тексты вносить "живость" и создавать у читателя ощущение присутствия.

Олеся Якупова.
Мне, безусловно, пригодились ваши уроки. Правда, поэзию я давно забросила. Тысячу лет ничего не писала, видимо, стихосложение было детским увлечением, во взрослой жизни писать стихи меня не тянет. Зато я занимаюсь журналистикой. Живу в Москве, тружусь на телевидении. Работу свою люблю, особенно нравится писать сценарии – это я делаю быстро и хорошо. Так что творчество в моей жизни присутствует. Вы научили складывать слова в строчки, следить не только за формой, но и за содержанием, рассказали, как грамотно выражать свои чувства и эмоции в литературном творчестве. Все эти азы нужны ведь не только поэтам, но и журналистам. А самое главное, мне, на правах одной из ваших любимиц, вы дали уверенность в себе и своих способностях. Именно на ваших уроках я поняла, что хочу связать свою жизнь со словом.

Катя Сокирко.
Сейчас учусь в магистратуре по специальности: управление бизнесом.
Работаю PR-ом активным пропагандистом музыкальной группы!
Всё, о чём мы с вами говорили, все пригождается! Всегда вспоминаю ваши наставления.
А вот стихи сейчас не пишу, просто времени нет, и вдохновение к этому делу куда-то исчезло...

Евгения Голега.
Работаю pr-менеджером. Стихи не пишу. Всё. что пишу, это анонсы на мероприятия.

Настя Пряженцева.
В свое время Ваши советы, а также замечания очень помогли мне в совершенствовании моих работ. Для меня было важно мнение и критика компетентного человека. Делая выводы из Ваших замечаний, я изменяла что-то, чтобы добиться желаемого результата. И в конце концов приходила к тому, чего хотела. К сожалению, а, может, и, к счастью, мое поэтическое творчество приостановилось.
С.А.Д. Увы, жаль, что творчество у Насти приостановилось. Считаю, что в любом деле, как и в литературном, такая приостановка, как в спорте без тренировки, приводит к угасанию интереса к прежнему увлечению.  

Наташа Шуберт.
Ничего не пишу, так как нахожусь в совершенном цейтноте – в декрете сижу с малышом, тут времени причесаться порой нет. Но в целом всё хорошо!
Для меня ценно ваше преданное отношение к профессии.

Саша Грошева-Бондаренко.
Три месяца назад я родила чудесную доченьку. Назвали мы ее Светланой. В данный момент вся моя деятельность и творчество, связано с ее кормлением и воспитанием. Уже записались мы в детскую библиотеку, и я от туда беру детские книжки: С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского, А. Пушкина, фольклорные стихи и читаю ей, для того, чтобы приучать к русской речи. В начале 2012 года уволилась со своей прежней работы, а работала специалистом по связям с общественностью. В мои обязанности входило написание пресс-релизов, работа со СМИ, тексты для СМИ и много другой работы, не связанной с журналистикой. Подрабатывала я видеомонтажом, а так же ведением рубрики в газете.

Саша Харламова.
Ваши занятия дали мне практически трамплин при выборе моей специальности. Работаю в сфере рекламы, и придумываю рекламы для разных брендов. Что касается творческих элементов, то их более чем достаточно, так как моя сфера деятельности это бесконечный продукт созидания. Кроме того, я являюсь аспиранткой, и через два года планирую защитить диссертацию, и стать кандидатом социологических наук, так как моя специализация по диплому – социолог, преподаватель социологии. Так сказать, гуманизм основа моего выбора. Ваша преданная ученица.

Даша Шалаева.
Работаю по смежной специальности – пресс-секретарём. Пишу, но не очень много. Иногда газету выпускаю. Сайт веду. Можно сказать, что в той или иной степени пригождается всё, чему училась.

5. «ВОТ И ВСЁ. МНЕ БОЛЬШЕГО НЕ НАДО!»
Творчества великая награда –
Истина в прозрачной глубине,
Полуночных помыслов отрада,
Счастье в предрассветной тишине.

Вот и всё.
Мне большего не надо!
Истинный мотив добра и лада
Только бы звучал в душе моей
Песнею летящих журавлей!
Семён Краснов. Тольятти.


Кто-то из великих сказал: "Помоги таланту, а бездарь сам пробьётся". Правда, возникает сложность в поиске и точном обнаружении таланта. Это такая неуловимая штука, талант. Кажется, Аристотель определил Поэзию как удел талантливых и... одержимых. Кстати, это не только к настоящей Поэзии относится. Ещё в древней молодости во время дружбы с милиционером Валерой Шишкиным ощутил это в милицейской среде, например. И до сегодня – это тоже актуально. Там, правда, под талантом ещё разумеется чистая совестливая душа. А часто мы за талант принимаем только природное дарование. Талант – куда необъяснимее явление, чем одарённость. Житейское окружение, бытовые и политические обстоятельства и обретённый  воспитанный характер, скажем. На моём веку в поддержке одарёнышей, дай Бог, наберётся один процент, действительно, талантливых писателей, благодаря перечисленным и многим другим неизведанным условиям обративших своё природное дарование в талант. И даже выход книг, даже членства во всяческих объединениях, обществах и группах и т.д. и т.п. результаты работы в литературе ещё не демонстрируют полное определение Таланта. О, сколько моих бывших подопечных ушли с литературной колеи! Благо, если они заняты какой-то родственной литературе деятельностью. Особенно заметно это в женской среде. Например, они хорошие организаторы (менеджеры) на грани авантюризма. Или посредственности в журналистике. Или вообще, неопределившиеся в жизни. Самое оправдательное и самое доброе в результате развития таланта у женщин - счастливое материнство! А ведь я упивался их природными способностями!  И всё же, давно уже подсчитав эти проценты талантливых и потери литературы от схода их с этой колеи, упрямо (а упрямство оправдательно считаю одним из свойств таланта) поддерживал и поддерживаю (даже здесь, при резко сниженных возможностях для этого) одарённых. Только потому, что, поддерживаю одарёнышей, надеясь, что занятие литературным творчеством, прежде всего, ВОСПИТЫВАЕТ много положительных свойств характера: искренность и открытость, душевность и духовность, упорство и целеустремлённость, коллективизм и коммуникабельность, толерантность к ошибкам окружающих и непримиримость ко злу...   А всё остальное – сценическая пыль.
К сему, дедушка Степаныч, как с лёгкой руки Кристины Якименко до сих пор называют меня бывшие юные одарёныши.
Комментарии (35)
Анатолий (Ялдыш) Кривов #    7 февраля 2013 в 22:54
Вы как будто бабки подбиваете...не рано? Хотя...многое прозвучало откровением, ибо поздно проклюнулся.
К чему?.. Зачем?.. Спасибо!
Александр Степанов #    8 февраля 2013 в 10:57
Анатолий! Если вам показалось, что подбиваю бабки (то есть итоги), нет возражений. Подбиваю кое-какие итоги, потому что по теме "одарённость и талант" (часто эти понятия смешивют, сбивая людей с толку) затеялся разговор в комментариях моих предыдущих заметок. А также потому, что меня всегда раздражали упрёки коллег в мой адрес, что, поддерживая природные дарования, не "родил" ни одного гения. Как будто, учитель не людей воспитывает, а блины печёт. Извечно и в идеале: старшие передавали своё опыт младщим. Я благодаен своим учителям, как долг перед ними поддерживал юных одаарёнышей. Кстати, и сами наставники одновременно в этом процессе дополнительно постигали опыт мудрость.
Парадоксально, но выгядит этот процесс так:
Всучил уму то, что не поднял.
Учил тому, что сам не понял.

Мне за 70, и можно кое о чём поразмыслить. Тем более, администрацией "самарских судеб" приглашён продолжить свою колонку.
Согласен и с Николаем Кузнецовым, что только время может вернее (но не окончательно) сказать, как говорится, кто есть hu. И я не утверждаю, что мои молодые друзья уже "испеклись". А просто и сегодня развивают талант. Поэтому и привожу сообщения моих любимиц (увы!не отозвался ни один вьюнош на мою просьбу сообщить о себе, хотя знаю, что тоже не потерялись в нашей "буче, боевой и кипучей")о том, что поделывают и где они сейчас. И по их чувствам вижу, что поддерживая их особо, не ошибся в методах ориентации: люди нашли своё место под солнцем - не обязательно в литературном творчестве и не обязательно в "звёздастом" шоу и гламуре, к чему их дуро тянут за уши, в которых нет ни слуха ни духа, жадные до золотого тельца продюсоры.
Николай, конечно же, каждый имет право судить о таланте, так сказать, в меру своей испорченности. Сознаю, и моё суждение не идеально, условно. Для того, чтоб хоть приблизительно очертить понятия Божией искры и таланта. Но, Николай, не согласен, что все-превсе, кто поддерживает дарования, делает это за бабки... В этом, как перед Богом, не грешен...  Спасибо за отзыв, коллеги.Другое дело, можно было б поделится своими конкретыи наблюдениями ли опытом...
Александр Степанов #    8 февраля 2013 в 10:59
А вот в опечатках каюсь - простите.
0 #    7 февраля 2013 в 23:32
Талант не талант, кому об этом судить?
кто бабки кинул, тот талант и толпа ему рукоплешет думает может бабла подкинет smile)  

время может только сказать кто и что,
а все остальное лишь "пыль и ветер эту пыл уносящий...."
Айрат Маликов #    8 февраля 2013 в 15:44
ПОЭТЫ ВЕРЯТ В ИСТИНУ

Поэты верят в истину,
Как дети в справедливость,
Неведома поэтам злая ложь.
Живут и бьются истово
За слов своих правдивость
Другого объясненья не найдёшь.

Их  голоса в истории
Не дремлют ни минутки
На этот случай объяснений нет -
- И в радости и в горе,
Лишь подлинность поступка,
И как ребёнок выглядит поэт.

Как то так мне кажется. smile
Ксения Калуби #    8 февраля 2013 в 16:11
"...и все ж она уступит тем едва ли,
кого в сравненьях пышных оболгали ..."

"...ты лучше голодай , чем что попало есть.
И лучше будь один, чем вместе с кем попало..."

"..и матери сердце упав на порог,
спросило его:"Не ушибся , сынок?"

Мне кажется, что мы должны оставить после себя, что то вечное , непроходящее .
Многие строки меня сопровождают всю жизнь. И мне никто не говорил -это супер!

Я выбрала их сама , после того, как единожды прочитала...и пронесла и несу всю жизнь, и передаю детям... Вот это мне кажется и есть настоящий талант. Ради этого стоит учиться и творить.
Ксения Калуби #    8 февраля 2013 в 16:25
Писала еще много и исчезло!
Позже добавлю еще один коммент.
Александр Степанов #    8 февраля 2013 в 16:32
Спасибо за поддержку, коллеги!
Ксения Калуби #    8 февраля 2013 в 17:01
Я просто уверена, что без души и любви не может быть таланта.
Трудолюбие-на мой взгляд это удобрение. Для качественного уро жая необходимо удобрение...
Для качественных произведений необходимо качественное трудолюбие.
Не трудоголичество , а именно трудолюбие.
Обидна одна вещь- когда гений себя признал, а.другие не признали.
Итог такого признания-непризнания-больное сердце или самоубийство. Вот это трагично и страшно.  Только дарение людям себя , без ожидания признания величия может принести самоудовлетворение и длинную и счастливую жизнь.
  Ожидая признания -жизнь может стать короткой.
Но неожидаемое. Признание и благодарность может осчастливить и сподвигнуть к новым творческим достижениям.
Это моя точка зрения.
Александр Степанов #    8 февраля 2013 в 17:14
Спасибо за ценное дополнение, Ксения! Рад, что не одинок!
Ксения Калуби #    8 февраля 2013 в 17:06
Благодарю Вас , уважаемый Александр. smile
Ксения Калуби #    8 февраля 2013 в 17:20
И последнее.
Я очень люблю жизнь!
И я (и таких много) буду писать свои опусы для того, чтобы не удариться в депрессию ,а жить дальше.
Я буду принимать советы, но не кристиканство. И пусть кто-то скажет, что мои  опусы-яд, я все равно буду выливаться на бумагу, т.к.это помогает мне жить .
Сегодня от депрсессий медленно погибает больше людей, чем от рака.
Ксения Калуби #    14 февраля 2013 в 10:25
Александр Краснов

Душа закапала стихом.

"Стихи прольются из души," - Нина Уральская
-----
Душа закапала стихом,
Как воском плачут свечи...,
Душа заплакала о том,
Как плохо ей на свете....

И капал стих, словами в ряд
Выстраивались строчки,
Слова в стихах вовсю горят,
Пылают многоточья....

Строфа к строфе, гудит огонь,
Душа исходит лавой
Стихов...уходит с ними боль
Высокою октавой....

И, наконец, последний слог
Улёгся точно в рифму,
Стихи сияют, как итог,
Душа подобно нимфе

Поёт и пляшет и летит,
И жизнь вокруг прекрасна,
На память стих в огне отлит -
Страданья не напрасны...
Ольга Бутанова #    8 февраля 2013 в 19:01
А я хочу сказать, что талант - это не только божий дар, но и большая ответственность. Не растранжирить свое сокровище на потребу моде, деньгам или еще чему-то такому, что не имеет ни малейшего отношения к душе,- вот ведь что еще важно. Сколько  талантливых людей не смогли избежать соблазна. Тот поставил себя на службу власти, этот погнался за титулами...Они даже не заметили при этом, как теряли свое лицо, как оскудевало их дарование в погоне за суетным.
Для меня пример моральной чистоты в этом плане - такие, как Высоцкий. В его случае мы имеем талант абсолютно в чистом виде, потому что ни гонения, ни отсутствие каких бы то ни было дивидендов за реализацию поэтического дара не стали препятствиями  на пути поэта.
0 #    8 февраля 2013 в 19:42
smoke
Александр Степанов #    8 февраля 2013 в 19:51
Ольга! Согласен, искушения и соблазны очень часто губят истинные дарования.И не только карьеризм, или звёздность, например. Конечно, Высоцкий бесспорно - талант. И в моральной чистоте его никто не сомневается. В то же время, где-то уже был развенчан миф о гонениях на него. И о других мифах о нём недавно в "Московском комсомольце" заявил его сын Никита. Например, якобы он был невыездной. Но он был женат на парижанке Марине Влади и выезжал туда. И творческие встречи ему организовывали, пускай чаще всего фанаты в обход властей. Хотя, скажем, как можно было обойти согласие или умолчание властей Куйбышева, если его концерты проводились в лучших залах?! А вот то, что Владимир Семёнович погуливал и страдал наркоманией - не миф. Понятно, что на основной работе любому руководителю вряд лт это понравится, и он будет наказывать за срывы работы. Но это ж не гонение! Мне самому 35 лет назад пришлось побороть тягу к спиртному, и могу утверждать авторитетно: очень часто талантливые люди (о себе не говорю - у меня мотив отказа совершенно бытовой, и, кстати, независимо от рода занятий - золотые руки слесаря сантехники ведь тоже признак таланта!) спивались и спиваются, независимо от политики и бытовых условий. В этом тоже может быть генетическая наследственность: пристрастие к алкоголю и слабоволие предков, так сказать. И это тоже надо учитывать и обществу в целом, родителям и учителям, в частности. Характер - тоже часть усовия талантливости человека. Спасибо, Ольга, за искренний и эмоциональный отзыв!
Ольга Бутанова #    12 февраля 2013 в 12:57
Александр,про куйбышевские гастроли Высоцкого я читала в присланной мне "Биографической энциклопедии" (Самара, 2010). Очень интересно. Я, например, не знала, что после публикации в "Советской России" второй тур гастролей был отменен несмотря на проданные билеты, а труппу театра на Таганке сняли прямо с поезда на Казанском вокзале.
Грехи человеческие никогда не оправдывала, т.к. и алкоголизм, и наркомания - это разрушение человеческой личности, по сути, преступление человека против самого себя.Поэты и артисты становятся на этот путь по разным причинам, часто из-за эмоциональных перегрузок и неумения расслабляться другим образом.
Когда я говорю о моральной чистоте Высоцкого как поэта, я имею в виду его поэтическое эго, а не личную жизнь и не пагубность привычек.
Водка была и остается большим злом для нашего народа - прежде всего потому, что люди не умеют разумно ею пользоваться.
Ольга Борисова #    9 февраля 2013 в 00:43
Когда читала, столько хотелось написать! И о русской литературе, которой уже 1000 лет, а она начиналась с фольклора, потом были "Летописи временных лет" и т.д. Сколько времени прошло, а читаем и считаем памятником,вернее шедевром нашей литературы! Хотелось и продолжить тему таланта, затронутую нами раньше, что в придачу к таланту надо иметь внутреннюю культуру, о чём я писала выше, иметь образованность, в хорошем смысле,иметь духовность и т.д.
Недавно мне пришла статья профессора Яшина, в которой он затрагивает тему современной литературы. Статья написана вдумчиво, растревожила и меня. Наш литературный период назван "Постлитературным" и что, увы, скоро литература исчезнет, а доступна она будет только богатым людям....Далеё он утверждает, что хороших поэтов всего один процент, а остальные...
Солидарна с Вашими мыслями. А закончить хочу мудрыми словами Б.Пастернака:

...Я один,всё тонет в фарисействе,
Жизнь пройти - не поле перейти".
Олег Зотов #    9 февраля 2013 в 19:17
А.С.Пушкин как то сказал примерно так : Вот я -ПУШКИН, а народ меня талантливее. Пословиц и поговорок я , Пушкин, сочинить не могу , а народ - запросто"Спасибо Вам, Александр ,за эту очень интересную и познавательную страницу.
Александр Степанов #    9 февраля 2013 в 19:52
Олег! Спасибо! Вообще-то наболело! А тут ещё нечаянно вышел разговор с коллегами под предыдущими заметками по поводу оценочного листа на литературом конкурсе. Вот и "распоясался". Использовал и ранние записи о том же. Кое-что подчистил, добавил, уточнил. И не устаю повторять - не считаю своё мнение идеально верным и последним. Поэтому очень важно услышать иные суждения.
Согласен: писатель или философ тем мудрее (талантливее), чем больше и "чутчее" приглядывается, прислушивается к народу.
Елена Старожилова #    9 февраля 2013 в 20:45
Многое почерпнула,Александр, из Ваших выссказыванний и выссказыванний наших друзей. Ближе мне мнения Ксении Калуби И  Ольги Борисовой.
А то ,что вы вырастили столько талантливых (пусть не в поэзии) ребят.Вам мое глубокое УВАЖЕНИЕ.

НА  ДРУГОМ САЙТЕ(ГДЕ Я КОГДА-ТО ПИСАЛА) ОДИН МАЛЬЧИК НАПИСАЛ ТАКИЕ СЛОВА - "ВСЕ ПРОСТО УМРУТ, А МЫ УМРЕМ ПОЭТАМИ."
           а пока поживем поэтами,а?
Александр Степанов #    10 февраля 2013 в 21:02
Елена! Конечно же, занимаясь с ребятками, я также встречал в их сочинениях протестно-упаднические мотивы. К сожалению, это и мода, и отрыжка перестроечной паники их родителей и стариков. А ещё больше обвал паразитирующих на низменных инстинтках сограждан всякого рода нынешних журналюг и киноварваров! И я ставил своей целью выделять именно светлую, пусть с маленькой толикой грусти идею в стихах и рассказах молодых людей... Как уж сказалось на всех, судить Богу. Но по нынешним приведённым их высказываниям многие так меня и поняли.Другие звонят и тоже восприянли мир как благо. Кстати, вчера говорили по скайпу с давним другом, который в молодости подавал явные свойства сильного поэта - в "Литературной России" тогда печатался, а я завидовал. Сегодня он... священник протестанской церкви. Эко, куды занесло! А о стихах и говорить не стал - давно забросил. НО ведь не в бандиты попал! Се ля ви...
Александр Степанов #    10 февраля 2013 в 22:54
Продолжаю получать письма своих бывших "любимчиков"... Творчество заложено на всю жизнь. Живут - недаром хлеб жуют.
Антонина АНДРЕЯНОВА-БОЙКОВА.
Сейчас в моей жизни наступил некий новый период. Я замужем, у меня стабильная работа. Я - дизайнер. Работа это творческая, где мне приходится генерировать множество идей и воплощать их визуально, а также с помощью слов.Целый день за компьютером. Стихи не пишутся. Точнее, написался несколько месяцев назад один, но он вышел слишком уж мрачный. Так что пока отложила я это дело. У меня появилось новое хобби - я пишу текстовые игры. если интересно - http://kvester.ru/profile/1050.html мой профиль. Еще муж мне подарил графический планшет, так что я улучшаю свои навыки рисования) Журналистом я не стала, но по работе пишу тексты для сайта нашей компании www.enli.ru . А также я веду некоторые мероприятия вот здесь http://vk.com/seichas_tlt
Семён Краснов #    11 февраля 2013 в 15:38
С неохотой отзываюсь на Вашу просьбу, Александр Дмитриевич  smile Мы же с Вами всегда по-разному относились к теме юных талантов. Себя наставником не считал, и не считаю. Просто так сложилась ситуация в литературном Тольятти, что эта планида выпала мне. Почему начинающие авторы ко мне тянутся? Думаю потому, что я честен перед ними. Делаю, что должно, и будет, что будет. Мне однозначно важнее, чтобы у них хорошо сложилась личная жизнь, семейная, а не творческая. Ведь каждый НАСТОЯЩИЙ писатель – это промысел Божий.
Александр Степанов #    11 февраля 2013 в 18:26
Семён! У тебя своя, в чём-то схожая позиция! Оттого, что не считаешь себя наставником, по Божьему промыслу, природному дарованию и по своему неравнодушному характеру - всё-таки НАСТАВНИК. С тех пор, как сестра попросила тебя позаниматься с юными одарёнышами в литературном кружке 85-й школе. Потом пошло-поехало - не только Божий промысел, а и коллеги привели к творческой лаборатории в вузе. И, предчувствую, внимание к молодым дарованиям останется на всю оставшуюся жизнь. Ценю в тебе честность в отношении к ребятам (и не только). Для меня так же важно, чтоб у молодых людей, увлечённых творчеством, потом сложилась личная, в том числе, семейная жизнь (я ведь специально привожу нынешнее состояние бывших любимиц и их отношение к творчеству). Ведь будущая работа, да и вся последующая, в том числе, семейная жизнь зависит от того, кто поддержал первые увлечения, приобщил к искусству. Ведь в это же время ребятёнка полно других искушений и соблазнов. В том числе и порочных. И, конечно, Божий промысел. Не только в пути к НАСТОЯЩЕМУ писательству. Сам же видишь, в детской студии одна из моих любимиц начинала с милых стишков про розового слоника. Ныне она поэтесса с агрессивной сутью творений и напористый организатор этого направления в искусстве. НАСТОЯЩИЙ она пиатель?! Божий промысел...
Семён Краснов #    11 февраля 2013 в 22:10
Всё Вы, Александр Дмитриевич, как всегда перепутали smile  И школа 58-ая, и это я, наоборот, попросил сестру приютить нас. И лабораторию сейчас закрыли.
Александр Степанов #    13 февраля 2013 в 13:51
Семён! Мы ж давно с тобой знакомы. И я, естественно, извиняюсь за явные ляпы. И могу лишь объяснить, почему так получилось.
1) С первого класса плохо с запоминанием цифр. Ладно, перед тобой, одним человеком, согрешил с номером школы. Представь себе страшнее. Работаю в здешней областной газете. Пишу репортаж с овцефермы. Он выходит. В одном месте называется поголовье в 200 штук. На самом деле овец в отаре - 2 000! Получаю втык. Отбаяриваюсь, мол, это ошибка в типографском наборе. Потому что в блокноте - 2000. Мне высылают мой оригинал: ба - в рукописи - 200 голов. И так частенько.
2) С сестрой, увы - никогда не говорили с тобой, кто кого пригласил и кто напросился. Прости.
3) А вот то, что лабораторию закрыли - прискорбно. Я-то всё-таки надеялся, что такое кощунство не совершено. А судя по публикации о лаборатории на сайте "Тольятти литературный" и по твоему сообщению о научной работе с мудрёным названием, подумал, что ты ещё ведёшь студию в ТГУ. Извини уж по старой дружбе... И впредь рассчитываю на твоё снисхождение.
Наталья Чернова #    11 февраля 2013 в 23:43
Для меня талант - это когда душа с душою разговаривает. И не важно на каком языке, языке танца, рисунка, фильма, стихов, прозы... Можно даже талантливо молчать. Главное: от сердца - к сердцу, от души - к душе...
Александр Степанов #    12 февраля 2013 в 05:35
Наталья - !!!!!!
Яна Солякова #    13 февраля 2013 в 12:33
Большое и очень светлое дело делаете Вы, Александр Дмитриевич... Желаю Вам здоровья прежде всего, чтобы сил хватало делиться с "одарёнышами" своими знаниями и душой! УДАЧИ Вам.
Валерий Коваленко #    13 февраля 2013 в 12:58
Александр Дмитриевич, Вы делали и делаете благородное дело.
Делиться с учениками тем, что знаете о Ремесле и что они даже через годы ценят -
от этого, наверное, и светло на душе, и уверенность есть, что важные вещи были отданы в подходящий момент и именно тем, кто в них нуждался.

Горько немного, что не все сохранили интерес, не сделали своим Делом  - но некоторый "процент" "непопаданий" вроде бы и неизбежен.

В нашем мире столько соблазнов, такое богатое меню выбора Пути в жизни - другие пробудившееся интересы могли сместить акценты - некоторые из тех, кто подавал надежды, "сдались", "сдулись", переключились... Трудно их осуждать. Да и зачем, если они чувствую себя счастливыми?
Но всё же, у всех Ваших учеников остались даже где-то в подсознании Уроки мастерства, они их вольно или невольно используют.

Было интересно познакомиться, Александр Дмитриевич, с Вашим подходом и , заочно, с  Вашими учениками.
Ксения Калуби #    14 февраля 2013 в 10:38
Дорогой Александр Дмитриевич!
Живите долго и счастливо и радуйте.нас. Своей энергией,
силой , своим прекрасным творчеством, своей заботой и справедливостью!!!
Здесь на Самарских судьбах Вы очень нам нужны и важны.
И Вы являетесь гордостью сайта.
Пожалуйста, не смотря ни на что, не оставляйте свою наставническую деятельность на самсуде .
И зря Вы не комментируете. Конкурсные. Работы.
С теплом. к Вам мы.
Александр Степанов #    16 февраля 2013 в 15:16
Катя Филатова.
Здравствуйте, Александр Дмитриевич! 9 февраля я сдала экзамен по немецкому на ступень для поездки в Германию. В какой-то момент захотелось все бросить и поступить в вуз здесь, но вспомнила, что столько сил потрачено, что решила не отступать! Не все мы всегда можем продолжать писать детские, чистые стихотворения. Подозреваю, что в жизни каждого подростка наступает время, когда ему надо "перебеситься", в это время мы пишем стихотворения "надрывного" содержания, полные максимализма. Но, наверно, это проходит, и те, кто раньше писал светлые стихи, к ним и вернется (по крайней мере, мне хочется в это верить).
Сколько же Вы даете нам, своим воспитанникам!!!
Самое элементарное: мы занимаемся исследовательской деятельностью, разбираем творение, учимся улавливать ритм, ставим правильную рифму... Ну, с кем бы мы все это делали?
Вы прокладываете своими силами литературный путь нам (надо заметить, совершенно ничего не прося взамен), а за это, Александр Дмитриевич, как говорит моя бабушка, вам надо ставить памятник.
Последнее и главное: Вы любите нас, как своих родных, и это не просто слова, с первой встречи, думаю, все со мной согласятся, становитесь родным человеком и лучшим наставником!
... Это та самая Катя Филатик, которой посвящена поэма "Писатели в дрязгах...".
Николай Климкин #    16 февраля 2013 в 15:21
О,Боже,исповедь пера,
Да это исповедь поэта,
Всю ночь работа до утра-
Душа в полёте до рассвета.

И убегающая вдаль-
Строка как дивная дорога,
И вдохновение от Бога,
И в сердце тихая печаль...

Саша! Спасибо. Да хранит Вас,Бог. Быть добру.
Александр Степанов #    22 февраля 2013 в 08:52
Николай! И вам того же полной чашей от Бога! От нашего стола - вашему, в тему.

ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ ЛЮБОВЬ…

Если ты видишь, Господи,
Ход моей быстрой роспади,
Приостановь…
Если в душе извилины
К лиху ведут, не к идиллии –
Дай мне любовь…


Если услышишь, Господи,
Где бы Ты ни был в Космосе,
Слов мою боль,
Боже, грехи мои смерь Ты,
Дай не мучительной смерти,
Дай мне любовь…

13.12.11. Оренбург.