Июль. Первое лето в Моршине

13:01
164

Когда я окончила второй класс, наша семья переехала на Западную Украину, в Моршин. Там требовался врач в курортную поликлинику, и мама устроилась на эту работу.

Моршин — небольшой город-курорт, со всех сторон окружённый лесом. Сбылась пламенная мечта моего детства – увидеть лес, настоящий, а не на картинке в книжке.

В первый же по приезде день, пока мама ещё принимала пациентов в поликлинике, мы с отцом пошли в курортный парк, большой и очень красивый.

Парк переходил в лес сразу за санаторием «Мраморный дворец». Мы прошли опушку, густо заросшую кустами малины, и вот мы уже в лесу. Высокие, старые ели, прохлада, папоротник, он тут рос повсюду. По картинкам в любимой книге «По следам Робинзона» Верзилина я сразу его узнала. И орешник — лещину тоже узнала. Округлые крупные листья с зазубринами по краю; белые, ещё неспелые, орешки – по три вместе, но каждый орешек в своей собственной бледно-зелёной чашечке. Я сорвала орешек, попробовала – он был невкусным.
Встретили мы и дикую грушу, и лесную яблоню, усыпанную яблоками, но пробовать их не стали: плоды были совсем мелкими и зелёными. Мы пошли дальше. Мне очень уютно, весело было в лесу, я не чувствовала его чем-то чужим. Казалось, что я у себя дома, что всегда здесь ходила. Лес был мне другом, это я сразу поняла.
Мне хотелось найти грибы, но они не попадались.
Щебетали птицы, мелькнула среди ветвей белка.
— Папа, это похоже на крымский лес, да? – спросила я. Отец часто вспоминал лес близ Ялты, своей малой родины.
— Нет, в Крыму леса светлые, солнечные, сухие, а здесь солнца мало, лес сырой, — сказал отец.
Сырой? Разве тут сыро? Папа ошибается, нет тут никакой сырости, под ногами сухо. Да и солнце заглядывает в лес. Вон поляна впереди, она вообще вся солнцем залита. А какая она красивая!
— Папа, смотри, какая полянка! – я побежала вперёд.
Большая поляна, зелёная, заросшая — особенно густо по краю — белыми цветами земляники, была солнечной, нарядной и манила к себе. Она лежала чуть ниже, чем окружающий её участок леса. Я сбежала вниз к земляничной поляне и только занесла ногу, чтобы ступить на неё, как услышала
— Лидуся, стой! Это болото!
Отец сбежал с косогора за мной и схватил меня за руку.
Я подумала, что папа шутит. Разве болота бывают такими? Я читала про них, я знаю: болота — это унылые, безжизненные топи. Нет, папа, конечно, ошибается.
Но отец не ошибся. Это действительно было болото. Мы обошли его и углубились дальше в лес. Я шла притихшая и думала о болоте, выглядевшем как земляничная поляна. Отец посмотрел на меня и решительно сказал:
— Всё! Пора возвращаться, ты устала. Да и мама скоро придёт с работы.
И мы повернули обратно. На память о первой прогулке по лесу я сорвала лист папоротника, чтобы засушить его в книге.

Я познакомилась с девочкой, жившей в доме напротив. Инна — так звали девочку – была на год старше меня. С ней меня сближали обычные девчоночьи игры с куклами, их нарядами и игрушечной мебелью и посудой. У нас с Инной была одна общая страсть – мороженое. Родители не покупали мне мороженое из-за слабого горла и частых простуд. Мама любила мороженое и покупала его часто, а я шла рядом, смотрела, как она ест и клянчила:
— Мама, ну дай лизнуть. Один только разочек.
Мама не разрешала мне лизать мороженое, но оставляла мне кусок вафельного стаканчика с остатками растаявшего мороженого на нём. И я всегда ждала этот остаток стаканчика и напоминала маме, чтобы она не забыла и не съела всю вафлю.
Мороженое в Моршине было необыкновенно вкусным. И на вид оно было восхитительным. Мороженица брала вафельный стаканчик, спрашивала:
— Вам какое, молочное или сливочное?
И, получив ответ, открывала один из бидонов с мороженым, которые стояли в углублениях её столика, обложенные льдом. Большой ложкой она накладывала мороженое и взвешивала его на весах – ровно сто граммов. Мороженое возвышалось над краями стаканчика рыхлой высокой горкой и выглядело так аппетитно!
Я просто бредила мороженым. Попробовав его один раз – угостила всё та же подружка Инна – я уже не могла успокоиться. Я мечтала найти девять копеек купить порцию молочного мороженого и всю съесть. Инне мама не запрещала есть мороженое, но редко давала на него деньги, поэтому её мечты совпадали с моими.
Однажды, когда мы стояли возле центрального входа в парк и зачарованно наблюдали, как накладывает продавщица очередную порцию мороженого в вафельный стаканчик, нас окликнул пожилой весовщик. У входа в парк стояли напольные весы, на которых охотно взвешивались курортники. Худой, загорелый дяденька-весовщик сказал:
— Девочки, хотите заработать на мороженое?
— Хотим! – ответили мы в один голос.
— Насобирайте мне малины, и я заплачу вам. На мороженое хватит.
Он взял у продавщицы мороженого несколько картонных стаканчиков и протянул их нам.
И мы помчались через парк, мимо бювета с минеральной водой, мимо санатория Мраморный дворец на опушку леса. Вся опушка представляла собой сплошные заросли малины. Мы собирали малину и часть ягод отправляли в рот: мороженое – это прекрасно, но и малина – вещь вкусная. А малина на опушке была необыкновенно душистой и сладкой. Больше я такой не встречала нигде.
Мы наполнили все стаканчики малиной и направились к весовщику. Он не обманул нас, дал какую-то мелочь, как раз хватило на две порции. Мы купили молочное мороженое. Ушли в глубину парка – на всякий случай, чтобы нас не увидела моя мама или кто-то из знакомых мамы – и с наслаждением съели заработанное лакомство.
Мы с Инной активно вели свой малиновый бизнес: собирали на опушке малину в картонные стаканчики и сдавали её дяденьке-весовщику. Это продолжалось до тех пор, пока в один из дней мы не потревожили на опушке пригревшуюся на пне или на камне гадюку. Рассерженная змея развернула своё кольцо, вытянулась лентой и устремилась за нами. С дикими криками и воплями мы помчались с опушки. От змеи мы убежали, но собирать малину нам надолго расхотелось. А я с тех пор стала относиться к змеям так же, как мама к грозе – с мистическим ужасом.
Лето стояло умеренно жаркое, часто шли дожди, бывали и грозы.
Однажды мы с отцом вернулись домой после прогулки и застали маму испуганной и взволнованной. А случилось вот что. Окно в комнате было раскрыто настежь, дверь в коридор тоже была открыта (или сама распахнулась от порыва ветра). Мама стояла возле стола, сбоку от окна. Вдруг она увидела, что в окно вплывает круглый огненный шар. Мама сразу поняла: шаровая молния! Она прижалась к стене, распласталась по ней и замерла, боясь вздохнуть. Шаровая молния медленно двигалась вдоль стен, повторяя все повороты, доплыла до двери и выплыла в коридор. Дверь кухни соседей на противоположном конце узкого коридора тоже была распахнута. Шаровая молния залетела в кухню соседей и покинула её через раскрытое окно.
С этих пор и до конца жизни мама испытывала ужас перед грозой. При первых, самых отдалённых, раскатах грома она плотно закрывала форточки, выключала все электроприборы и не разрешала мне выходить на улицу даже по самым неотложным делам.
Люди рассказывали, что в этих краях шаровая молния – не такое уж редкое явление, но мне не довелось встретиться с ней.

Источник:
Лидия Павлова

Оцените пост

+7

Оценили

Анна Штомпель+1
Надежда Кудряшова+1
Елена Рехорст+1
ещё 4
15:08

Лидия, спасибо за интересные факты вашей молодости. Каждый из них — словно небольшой рассказ. А о шаровой молнии — так вообще мистика для меня, так как я никогда не видела это чудо грозовой природы. «Шаровая молния медленно двигалась вдоль стен, повторяя все повороты, доплыла до двери и выплыла в коридор». Какой кошмар! Это реальный факт, не выдуманный?  Представляю состояние вашей мамы! Я бы тоже от этого ужаса обомлела вся.

Желаю вам дальнейших творческих успехов!

15:47

Спасибо, дорогая Галина, за ваш тёплый и эмоциональный комментарий. Этот текст — отрывок извоспоминаний о моём детстве, мне на момент переезда из Чегема в Моршин было 9 лет. Ни слова выдумки или приукрашивания в этих воспоминаниях нет, всё описываю точно. Я в ответ на ваш вопрос просто процитирую здесь следующий абзац текста воспоминаний:

«Уже в 90-х годах мама прочитала в какой-то центральной газете (журнале?) статью о шаровой молнии, и под статьёй был помещён вопросник. Авторы просили ответить на эти вопросы тех читателей, кто сам видел шаровую молнию. Мама ответила на все вопросы анкеты, отослала её в институт, занимавшийся изучением этого явления. Через некоторое время пришло письмо со словами благодарности и просьбой ответить на вопросы. Вопросы в письме были всё те же. Мама пожала плечами, но ещё раз написала подробные ответы. Кажется, ей опять прислали письмо, в котором благодарили и просили подробно ответить … на те же самые вопросы. Мама написала, что подробнее, чем она уже написала, она ответить не может, добавить ей нечего. Больше писем не было.»

Всех благ вам, Галина, и много творческих удач!

Дорогая, Лидочка, я  уже раньше читала этот ваш удивительный рассказ,  но и сейчас прочитала его с неменьшим интересом и удовлетворением. Для меня шаровая молния не новость. В наших южных краях, правда, не в эти годы была довольно частым гостьей. К счастью встречи личной не было. Успеха в конкурсе и во всех делах.

18:03

Спасибо, дорогая Зиночка, за ваш комментарий и добрые пожелания!  Да, вы правы, это фрагмент из рассказа (воспоминаний) о жизни в Моршине. Текст написан давно. Хотелось ещё написать рассказ о другом лете, из моей юности, но эта жара… от неё всё из рук валится, и голова такая стала тупая))) Зиночка, пусть лето подарит вам много хорошего и радостного.

Летние воспоминания детства — самые лучшие!

12:14

Очень интересно! И природа, и мороженое, и опасности разные, и гадюка и молния…Ещё новая напасть — клещи! Я думаю, что раньше их почти не было, не помню, чтобы кто то их подцеплял, а сейчас куда не пойди, везде они тебя ждут! Пусть август будет для Вас, Лидия очень счастливым!

13:56

Спасибо, Елена за комментарий и добрые пожелания!  В детстве лето полно приключений, а где приключения, там и опасности. Но клещей лействительно не было. Или просто мы о них не слышали и не знали...  Светлых вам и щедрых на всё хорошее и радостное августовских дней!

13:51

Полностью согласна с вами, Оксана! Спасибо за прочтение и комментарий. Чудесных вам летних деньков и хорошего урожая бобовых))

Я тоже прочитала этот Ваш рассказ с удовольствием, Лидия. Вообще люблю читать что-то библиографическое, тем более, что написали Вы интересно, рассказ заставляет сопереживать героям, легко читается, всё прекрасно представляется.

Как хорошо, что Ваш папа тогда, на болоте, успел вовремя среагировать! Представляю, как он тогда сильно перепугался за Вас!  Очень понравилось, как Вы ярко описали Ваш первый заработок. Жаль, конечно, что та гадюка отвадила Вас с подружкой от него, но ведь «и отрицательный результат – всё равно результат», как говорится.))  Шаровую молнию я сама тоже не видела, но мне наша двоюродная бабушка рассказывала, что, когда она была маленькой, то к ним тоже в избу через окно влетела шаровая молния и, к счастью, благополучно плавно вылетела через открытую дверь, ужасно напугав там присутствующих.

А мама Лидочку потом не ругала за мороженое? Или это так и осталось для неё «военной тайной»?!

11:21

Дорогая Надежда, спасибо за прочтение и доброжелательный отзыв о моём рассказе. Что касается мороженого… Да, для мамы это осталось «военной тайной». Я чувствовала себя большой грешницей, но соблазн был так велик))  За мой маленький малиновый бизнес мама бы не ругала, только посмеялась бы, наверное, а вот то, что несмотря на её запрет я тайком ела мороженое, её бы очень огорчило: я поступала нечестно. Мне было стыдно ей признаться и я всё тянула с признанием, хотя после эпизода со змеёй тайное поедание мороженого осталось в прошлом. А потом мама тяжело переболела гриппом, он дал осложнение на сердце. Маму нельзя было волновать, и я не стала ей признаваться в своих прегрешениях. Но мне и сейчас стыдно за поступки 9-летней Лиды...

Ну и правильно, зачем маму тревожить… Ваш ответ мне ещё раз подтверждает, что Вы, Лидия, очень хорошая, добрая, чуткая, хорошо воспитанная женщина.)