Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Как я получала водительские права: отечественный и тайский опыт

+1
Голосов: 1
Опубликовано: 1052 дня назад (30 октября 2016)
Редактировалось: 1 раз — 31 октября 2016
Машина для меня – существо, с которым надо не ссориться и уметь договариваться, обеспечивать уход и питать бензином. Тогда она, со своей стороны, не будет подводить на дороге. Вожу я акуратно, не лихачу и не рискую без надобности, уважаю других участников дорожного движения, в аварии - тьфу, тьфу, тьфу! – не попадала. Словом, не создаю проблем ни себе, ни другим. Иными словами, я – среднестатистический водитель женского пола. Я самым добросовестным образом сдавала на права, дважды! Один раз – на родине в России, второй раз – в Таиланде, где сейчас живу. Вот об этом-то опыте и будет моя история.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Это было поветрие: в начале 90-х в моем Хабаровске жены «новых русских» в малиновых пиджаках поголовно садились за руль. Их мужья, казалось, устраивали соревнование друг перед другом: за какую сумму удалось договориться и купить для супруги водительское удостоверение. А жены бравировали тем, что ни дня не посещали школу вождения, а права – вот они! Такие были забавы в «лихие 90-е». Мой на тот момент супруг оказался не в общем тренде: заявил, как отрезал, что покупать никаких прав мне он не собирается, надо – иди, дорогая, в автошколу, учись, сдавай экзамены, и только тогда берись водить машину! Я была совершенно не против, понимая, что занятия в автошколе – чистилище, которое следует пройти каждому, прежде, чем сесть за руль. А бонусом за это становятся незабываемые воспоминания!

В то время, в 1992 году, по всей стране, как грибы после дождя, появлялись частные автошколы. К ним у меня доверия не было, и я записалась в одну из старых государственных школ, где учили, как я верила, на совесть. Память сохранила теоретические занятия по правилам дорожного движения фрагментами. Но помню, что на последнем классе преподаватель заявил, что после майских праздников перейдем к изучению внутренностей автомобиля (сказал он, конечно, по-другому, но суть ясна). Появился этот преподаватель только недели через две после праздников, как раз к тому времени, когда мы должны были закончить знакомство с внутренним устройством двигателя. По всему было видно, что майские праздники у него удались на славу. Вернее, он из них, как и из своего запоя, так и не вышел: рукав на рубахе был наполовину оторван, загоревшее лицо отливало синюшностью. Покачиваясь, он держался за доску, на которой висели таблицы с непостигнутыми нами схемами, и бормотал: «извините, что так получилось, картошку сажал, некогда было...» Так по сей день для меня остается загадкой, по какому принципу автомобиль - этот механизм на колесах - приходит в движение. То, что находится под его капотом, завораживает меня своими блестящими деталями, верчениями и постукиваниями, но постигнуть тайну этого космоса мне была не судьба.

Вскоре мы дружно перешли к практическим занятиям. Каждому расписали инструктора с автомобилем. Мне достался бывший таксист, который только-только поменял свою достаточно денежную, но в то время рискованную, работу на относительно спокойное место инструктора по вождению в автошколе. Я стала его первой ученицей. Нравы в школе были по-армейски суровы: новичкам-инструкторам доставались самые старые машины. Чем дольше работал инструктор в школе – тем новее становился его учебный автомобиль. Когда знойным утром начала июля я пришла во двор автошколы на первое занятие по практическому вождению, мой инструктор Юрий уже стоял, слегка смущенный, перед славным ветераном отечественного автопрома, «Москвичом» невнятного цвета. Меня охватил ужас: сможем ли мы вообще тронуться с места на этом мастодонте?

Старик не подвел, завелся, и мы достаточно бодро добрались до автодрома, где мне предстояло сесть за руль. Мои переживания от бесконечного переключения передач и глохнущего мотора померкли перед сюрпризом, приготовленным нашим «Москвичом». На солнцепеке автодрома под его капотом каждые 20 минут что-то перегревалось настолько, что машину полностью окутывала плотная завеса дыма! Юрий выскакивал из салона, открывал, обжигаясь, раскаленную крышку капота и начинал обмахивать мотор. Потом мы сидели и терпеливо ждали, когда все внутри остынет, дым рассеется и мы сможем продолжить наш урок. Чтобы через следующие 20 минут снова оказаться в клубах дыма. Весь автодром потешался над нами, но мы гордо «сохраняли лицо» и сурово делали свое дело.

Видимо, это испытание мы прошли с честью, а, может, Юрий как-то смог договориться с нашим «Москвичом», но с каждым занятием он дымил все реже, и вскоре совсем перестал. Юрий заявил, что пора выбираться с автодрома на волю, в город. Ночь перед первой поездкой по улицам была крайне тревожной, мучали кошмары. На автодром я приехала невыспавшейся и с дурными предчувствиями. Мой первый выезд в город был сродни полету камикадзе. Все машины на встречной полосе казались исполинских размеров и мчались с одной целью – раздавить наш «Москвич» в лепешку. Я боролась с этим, как могла: зажмуривала глаза, кричала «ой, мамочка!», бросала руль, и если бы не дублирующие педали газа и тормоза справа, на стороне моего ангела-хранителя Юрия, последствия этой поездки были бы самыми непредсказуемыми!

А потом мы отправились прямиком в ад – на самую загруженную трассу нашего города, в час пик. Наш старичок - «Москвич» метался в подбрюшьях «Камазов», упирался в выхлопные трубы автобусов, лавировал среди «Жигулей», «Волг» и первых, еще экзотичных даже для моего Хабаровска, праворульных «японок». От марева жары и чада выхлопных газов спастись было невозможно – кондиционер не входил в комплектацию «Москвича». Моя джинсовая юбка стала насквозь мокрой от пота, руки свело судорогой, и, казалось, никаким силам невозможно было оторвать их от руля. Во рту пересохло, и язык лежал в нем огромный и ненужный: от напряжения и ужаса я не могла говорить, а только мычала. По истечению четвертого часа этих испытаний Юрий смилостивился и я, наконец, подрулила к своему дому. На негнущихся ногах, качаясь, я зашла в квартиру. Юбка свалилась с меня сама, я ее перешагнула, рухнула на диван и мгновенно провалилась в забытье. К вечеру вернулся муж с работы и первое, что увидел – мою стоящую у входной двери юбку. Она настолько пропиталась потом, что свалившись с меня, не упала, а осталась стоять, будто сделанная из картона.

После того незабываемого первого дня на дорогах, моя практика вождения покатилась как по маслу. Я выгребла, как щенок, которого научили плавать, бросив в воду на глубине. Я сроднилась с нашим неказистым «Москвичом», рычаг переключения передач привычно ложился в руку, машина была послушной на поворотах и обгонах, и я больше не шарахалась от встречных автомобилей. К экзамену я подкатила подготовленной полностью!

Потом практиковалась на семейных «Жигулях» небесно-синего цвета, новеньких, с иголочки. Но как-то не задалось: из мужа вышел никудышный инструктор. Мы с ним бесконечно ругались, он кричал, что из меня водитель, как из него – балерина, я рыдала в голос, словом, до развода было рукой подать. Но скорее всего, мой супруг просто ревновал меня к своей любимице Жигули и не хотел делить ее ни с кем. Позже он привез из Японии Митсубиси Мираж, машину, будто созданную для меня. Мы друг друга очень любили, я накатала на ней длиннющие километры, и когда решилась продавать ее, расставалась как с близким другом.


Так сложилось, что уже 6 лет я живу в Таиланде и нисколько об этом не жалею: чем больше разнообразных жизней проживешь – тем лучше для кармы. Таиланд - особая страна, многое в ней не поддается объяснению, но мир и прекрасен в своем разнообразии.

Три года назад я решила получить тайские водительские права. Если у тебя есть действующие российские права, то на их основании тайское водительское удостоверение выдают быстро и просто. С пакетом документов ты приезжаешь в местное ГАИ, где тебя тестируют на быстроту реакции и различение цветов. Я не знаю никого, кто бы завалился на этих тестах. Затем ты платишь в кассу 250 бат (примерно 500 рублей по нынешнему курсу) за пластиковую карточку примерно таких же размеров, что и российские права, тебя фотографируют, и минут через 10 ожидания водительское удостоверение у тебя в кармане!
Срок действия моих российских водительских прав истек, на родину за новыми я пока не собиралась, поэтому мне предстояло пройти более сложную процедуру получения водительского удостоверения тайского образца.

В автошколе недалеко от моего дома стояла звенящая тишина – хозяев сморил послеобеденный сон в задней комнате. Автошколы в Таиланде - занятные заведения. В них не проводятся занятия, они лишь посредники за определенный процент между желающим получить права и частными инструкторами по вождению. Cонная хозяйка сунула мне табличку с расценками за практику вождения: чем больше часов берешь, тем дешевле они тебе обходятся. Я взяла 12, решив, что этого будет достаточно, чтоб чувствовать себя уверенно на дорогах с левосторонним движением. Хозяйка позвонила инструктору и договорилась о первом занятии со мной
.
Через пару дней инструктор подъехал к школе на Ниссане Марч. В машине не было дублирующих педалей газа и тормоза со стороны инструктора, поэтому я думаю, что с учениками за рулем Мэй (имя инструктора) регулярно получает дозы адреналина. У него нет других способов исправить критическую ситуацию, созданную неопытным новичком, кроме как перехватывать руль или резко ставить машину на ручной тормоз.

С Мэем мы проехали всю Паттайю вдоль и поперек, исколесили пригород, заезжали в соседние крохотные городки. Со мной инструктор был расслаблен, поняв, что имеет дело с опытным водителем. Правда, пару раз у нас с ним на пару уходила душа в пятки, когда я при съезде с второстепенной дороги на главную уходила на полосу встречного движения – распространенная ошибка всех, кто осваивает дороги с левосторонним движением. Очень неприятное, даже ирреальное чувство, скажу я вам: почему-то вдруг по твоей стороне машины начинают ехать навстречу, будто ты выруливаешь прямиком в Зазеркалье!

Мы мило распрощались с Мэем по истечении моих 12 часов, а школа договорилась с местным ГАИ о дате сдачи мною экзамена на права. ГАИ находится за пределами города, поэтому школа любезно предоставляет услугу транспортировки своих учеников до места и возможность сдать экзамен по вождению на машине одного из инструкторов, работающих со школой.

В запасе у меня была неделя на то, чтобы выучить все ответы к электронным билетам. Так случилось, что именно с того месяца, когда я собралась сдавать на права, тайцы решили увеличить количество электронных билетов и уменьшить разрешенное количество ошибочных ответов на них. Если раньше этих вопросов было только 30 с допускаемыми 7 ошибками, то теперь их стало 50 с возможностью ошибиться только в 5 из них! На школу надежды не было, оставался только интернет. И о, счастье - я отыскала в нем эту новую версию билетов с правильными вариантами ответов на них! Теперь я по нескольку раз в день читала их и через неделю выучила назубок. Некоторые билеты были откровенно забавны. Как вам, к примеру, такой шедевр: на вопрос «В каком случае водителю запрещено пользоваться транспортным средством?» предлагались следующие варианты ответов: А) после приема лекарства от диареи; Б) сразу после приема алкоголя или иного интоксиканта; В) когда водитель болен гриппом или простудой; Г) при недостаточной освещенности. Правильный ответ, слава Богу, Б). В целом, билеты оказались, конечно же, намного легче, чем те, что мне пришлось осваивать в моей первой автошколе на родине в далеком 1992 году!

В назначенный день, в 6 утра я стояла у своей школы с парой молоденьких таечек, моих товарок по сдаче экзамена. Появилась машина с инструктором (не моим Мэем) и мы отправились в ГАИ. Там мы разделились. Я, как иностранка, должна была пройти через весьма странное испытание. В тот день таких как я, собралось человек 10. Нас завели в отдельное помещение, рассадили по стульям и включили телевизор. В течение двух часов мы смотрели увлекательнейший многосерийный фильм о законах, регламентирующих поведение всех участников дорожного движения, комментарии к правилам дорожного движения и душераздирающие сцены автомобильных аварий. Ближе к концу этого блокбастера половина зрителей уже мирно спала, свесившись со своих стульев на бок. В полдень нам разрешили пойти пообедать и мы, воодушевленные тем, что эта пытка завершилась, и теперь, наконец-то, пойдем сдавать хоть какие-то экзамены, кинулись к «макашницам» - крохотным мобильным закусочным на колесах. Подкрепившись, вернулись в здание ГАИ, заглядывая в глаза всем сотрудникам с немым вопросом: ну, когда же?! Но не тут-то было! Нас безжалостно вернули в тот же класс, на те же стулья, и мы снова в течение двух часов смотрели примерно тот же шедевр, с небольшими вариациями. Воспоминания об это фильма – пожалуй, самые болезненные из всего того, что я помню о моей тайской одиссее по обретению прав. До сих пор не могу постигнуть глубинной мудрости и полезности этого ритуала и примиряюсь с ним через нашу пословицу «в чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Потом, когда мы вышли на свободу, инструктор ГАИ подробно рассказал и показал, какие задания мы должны выполнить на автомобиле на завтрашнем экзамене. Они были не очень сложны: въехать на горку и съехать с нее, остановиться на определенном расстоянии от отмеченной черты и вдоль бордюра, выполнить паралелльную парковку задним ходом и, как заключительный аккорд, проехать по узкому проходу вперед и задним ходом. Все эти маневры мы отработали с Мэем до автоматизма на одном из пустырей. К ответам на электронные билеты допускали только после сдачи экзамена по вождению.

Вождение я сдала легко. В ответах на электронные билеты допустила лишь одну ошибку. Девочки-таечки этот экзамен завалили, сделав больше 5 ошибок в ответах, и их отправили на переэкзаменовку на следующий день. Когда я сказала им, что нашла все ответы к билетам в интернете и просто выучила их, они несказанно удивились. Оказывается, они, и не только они, а большое количество тайцев, пришедших на этот экзамен и не сдавших его, не догадались погуглить эти ответы, которые выложены в интернете и на тайском языке. Что это – наивность или знаменитая тайская лень?

Заплатив за водительское удостоверение все те же 250 бат, я сфотографировалась (попросили улыбнуться!), и, минут через 7, получила в руки с пылу, с жару, новенькие права. Вот интересно: впервые права выдают иностранцу только на 2 года. Они временные. А через два года, приехав в то же ГАИ и сдав тесты на различение цветов и скорость реакции, получаешь постоянные, на 5 лет. По водительским правам, выдаваемых иностранцам в Таиланде, нельзя водить машину в других странах, они действительны только внутри страны.

Любой опыт – полезен. Тайский опыт уникален своей необычностью и... расслабленностью. Никакой нервозности и стресса ни на одном их этапов я не испытывала, все шло легко и как бы играючи. Такова философия тайцев – получать максимильное удовольствие от того, что делаешь, не напрягаться и особо не переусердствовать ни в чем. Есть даже специальное слово для этого – сабай. Вот так, сабай-сабай, я и получила свои тайские права.

В сравнении с тайским опытом мой отечественный опыт получения водительского удостоверения – суровая школа. Но научил меня водить машину – российский иноструктор. А самый милый сердцу автомобиль в моей жизни – тот старенький «Москвич», что чадил, пыхтел, но не подводил меня. Это как первая любовь, которая не забывается никогда!
Комментарии (2)
Татьяна Ларченко #    30 октября 2016 в 20:23
Вывод один: базовые знания, чего бы они ни касались, желательно получать там, где родился. Тогда и впрямь обретение опыта на чужой стороне запомнится как сплошное удовольствие. Занятно изложено, что, впрочем, не удивляет: рассказчик-то у нас прекрасно чувствует слово и владеет им виртуозно. Остолбеневшая юбка, так и оставшаяся стоять в дверях, насмешила меня сильнее всего. Спасибо, Лена, за ваши нестандартные, познавательные истории!
Елена Захарова #    31 октября 2016 в 05:29
Спасибо, Таня, за прочтение! smile У нас в России очень много.. - стараюсь подобрать правильно слово - сфер, что ли, где мы - до сих пор лучшие или наравне с лучшими во всем мире. . И это те области, о которых живущие внутри страны порой даже и не догадываются. Все, действительно, познается в сравнении... Вот, та же подготовка на получение водительских прав, к примеру. Наши российские парикмахеры - выше всяких похвал, тайцы могут стричь только свои, азиатские волосы, и вообще - мастера никудышные, красят и мелируют ужасно; найти хорошего мастера - большая удача. И наши врачи! Как ни стараются развалить нашу медицину, но наша СОВЕТСКАЯ школа подготовки врачей - одна из лучших, теперь, после нескольких случаев лечения здесь, я убеждена!