Прогулка по метро: «Гагаринская»

"Хроники самарочки"

23:29
9



Столичные журналисты составили рейтинг самых красивых станций метро, которые находятся на территории России.

В него попали семь городов: Новосибирск, Казань, Самара, Челябинск, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург.[cut=Читать далее......]

По мнению журналистов издания РБК, в Самаре самой необычной и красивой архитектурой может называться станция метро «Гагаринская». Эту станцию назвали по одноименной улице, под которой она расположена. Открыли ее в конце 1993 года. Станция выполнена в космическом стиле: колонны сделаны в виде ракетных сопел, а панно на стенах изображают звезды и планеты.

Дизайн разработали Юрий Мусатов и Алексей Панин.

Сложными были условия строительства — станция находится глубже других, причем вокруг располагаются очень обводненные грунты. Поэтому сваи крепления 20 метрового котлована здесь были такой длинны, что забить их обычным способом было невозможно. Для каждой предварительно приходилось бурить так называемую лидирующую скважину. Всего их пробурили около тысячи, забив в них 16 километров стальных балок.

По предложению молодого специалиста — инженера-рационализатора из тоннельного отряда № 35 Е.Собирая совмещенная трансформаторная подстанция на станции размещена вторым ярусом над платформенной частью. Это новое для метростроения решение позволило сократить общую длину котлована открытого способа работ, сэкономить и силы, и средства. Облегчились и условия работы конструкций самой подстанции, что дало ощутимую экономию металла.

В 1990 станция была сдана для отделки.





Авторы проекта станции «Гагаринская» Юрий Иванович Мусатов, заместитель главного архитектора города, и Алексей Николаевич Панин, архитектор из Промстройпроекта, сразу же отвернулись от соблазна «отобразить» тему иллюстративно — скажем поместить на боковых стенах панно с изображениями ракет, людей в скафандрах и пр. Было решено «работать тоньше»: на ассоциациях, на обобщенных образах.

Доминирующим цветом боковых стен выбрали темно-синий — естественно читающийся, как цвет космических глубин вечернего земного неба. Это была одна из главных удачных находок архитекторов. Чья? Юрий Иванович говорил: «Мы с Паниным работали, как Ильф и Петров».

От цвета пришли к материалу. Ни мрамор, ни гранит синим не бывают. Значит — керамическая плитка. С ее выразительными возможностями авторы проекта «Гагаринской» были хорошо знакомы по работам ленинградского художника-керамиста Рафаэля Сейфуллина — его и привлекли к оформлению путевых стен станции.

Один из его эскизов был обоими архитекторами принят: на темно-синем фоне — зыбко очерченные (цветом «врастяжку»: от темно-синего до голубого и белого) не то концентрические кольца, не то круто закрученные спирали — галактики? Туманности? — разорванные стремительной темнотой того же темно-синего цвета. Если ограничить эту синеву снизу — темным цоколем, сверху белой потолочной лентой, создается впечатление панорамы космоса, скажем из иллюминатора космического корабля.

Так, декоративно-символически, была решена тема прорыва человека в другое пространство, — говорит Юрий Иванович, — По крайней мере именно такого эффекта мы добивались.

Второй находкой этих архитекторов, правда лежавшей поближе к поверхности, — было оформление колонн, вызывающее ассоциацию с характерным обликом современных ракет. Капителям беломраморных колонн, выполненным из белого же металла, придан вид раструбов ракетных дюз; спрятанные в них источники света бросают в потолок столпы лучей — будто струи пламени из сопел реактивных двигателей. Это сходство подчеркнуто отделкой каменно-продольных прорезей в колоннах — узкими полосками сверкающей нержавейки.

Общему замыслу «подыгрывает» оформление пола и подвесного (чтобы скрыть ребра балок) потолка станции. Внизу — полированный гранит земного коричнево-красного цвета (с отделкой белыми мраморными полосками), вверху — выступающие желтоватые светильники.





Шамин Сергей Владимирович – директор Муниципального предприятия городского округа Самара «Самарский метрополитен»:

Многие спрашивают, зачем прикладывать столько усилий: прокладывать тоннели под землей, строить станции, при этом вкладывать огромные деньги — ведь можно обойтись маршрутками и личным транспортом. Но метрополитен — это не просто чья-то прихоть, это необходимость, это транспорт объединяющий мегаполис и его жителей. Чтобы не тратить драгоценное время в многокилометровых пробках. Чтобы в любую погоду с раннего утра и до полуночи точно по расписанию за двадцать минут комфортно доезжать с окраины города в центр — на работу или учебу, на встречу с другом или партнером по бизнесу, в театр, кафе или на набережную, за ребенком в детский сад, спортивную или музыкальную школу, на фитнес или шопинг. Чтобы не думать об авариях, теснясь в маршрутке. Чтобы созидать на работе, а не приходить в себя после пробок, чтобы больше времени оставалось на досуг и отдых после трудового дня, чтобы в любое время эффективно работала вся инфраструктура города — для этого и нужен Самаре метрополитен.

Вот уже 30 лет минуло с момента ввода в эксплуатацию первой очереди Самарского метрополитена.

За это время он постоянно совершенствовался, гордо подтверждая звание одного из самых надежных, комфортабельных и скоростных видов транспорта. Линия из четырёх заветных станций 1987 года сегодня увеличилась до девяти. От заводов Безымянки станции постепенно идут в самое сердце города, удачно дополняя архитектуру, развивая и гармонизируя инфраструктуру Самары. Вся работа тысячного коллектива предприятия направлена на обеспечение удобства, качества и безопасности для Вас, наши уважаемые пассажиры.


Отметим, что помимо «Гагаринской» в топ-7 попали такие станции, как «Обводной канал» в Санкт-Петербурге, «Комсомольская площадь» в Челябинске, «Московская» в Нижнем Новгороде, «Ботаническая» в Екатеринбурге, «Сибирская» в Новосибирске и «Площадь Габдуллы Тукая» в Казани.



Самарский метрополитен | Станция «Гагаринская»
metrosamara.ru›Схема метрополитена›Гагаринская›details

Оцените пост

+1

Оценили

Майя Симонова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!