Международный день музеев. Самара - Оренбург - Пермь: выставки

"Хроники самарочки"

06:40
8
Благодаря созданию музеев у человечества появилась возможность сохранить эксклюзивные мировые ценности. В отличие от частных коллекций, которые фактически стали прародителями современных музеев, государственные учреждения выставляют свои экспонаты для всеобщего обозрения.

Кроме хранения и сбора вещей, которые имеют культурную или историческую ценность, музеи занимаются просветительской работой, а также ведут обширную научно-исследовательскую деятельность.

Мировое сообщество не могло обойти внимание важность вопросов, связанных с работой и развитием музей.

Поэтому в мае, ежегодно — 18 числа, не только работники музеев, но и весь культурный мир празднует Международный день музеев.

Праздник преследует цель не просто отметить неустанную работу музейных работников, что немаловажно, а заострить внимание общества и управляющих организаций на проблемах сохранности музейных ценностей.

Регулярно поднимается вопрос, как дать возможность большему числу обычных граждан получить доступ к ознакомлению с экспонатами.

И сегодня в "Хрониках самарочки" — рассказ о примерах такого сотрудничества.


[cut=Читать далее......]


15 мая в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина состоялось открытие уникальной выставки из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея «Спасенные сокровища сарматских курганов».

Самарцам представится редчайшая возможность познакомиться с миром легендарных скифов, сарматов, а также миром их жён-воительниц – амазонок.

На выставке представлены предметы быта и культа, детали воинской аммуниции и конской упряжи, выполненные в технике «звериного стиля».

Уникальные артефакты – древние произведения ювелирного искусства и изобразительные материалы выставки характеризуют культуру, обычаи и верования степных кочевников раннего железного века, обитавших в степях Приуралья в период с V в. до н.э. по I в. н.э. Особенно впечатляют комплексы ювелирных украшений из раскопок грандиозных курганов у с.Филипповка в Илекском районе Оренбургской области. Это многочисленные нашивки на одежду, шейные и нагрудные украшения, наручные браслеты и детали поясов.

Основные сюжеты выставки связаны с образом степной сарматской «царицы».









Особую ценность представляет реконструкция одеяния знатной сарматской женщины, созданная на основе археологических находок и письменных исторических источников.

Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей — один из старейших музеев России. Первый музей края — "музеум" был основан 24 ноября 1830 г. по указу оренбургского военного губернатора графа П.П. Сухтелена и был открыт 1 апреля 1831 г.

На протяжении всей истории становления музея такие выдающиеся личности как военный губернатор В.А. Перовский, ученый-исследователь Томаш Зан, писатель-лингвист В.И. Даль, генерал-губернатор Н.А. Кржановский и другие считали своим долгом содействовать благотворительными акциями, привлекая богатых меценатов.





16 мая в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина начала работу передвижная выставка «Поиск утраченных миров. Культовое литье Пермского Предуралья IV–XIII веков из собрания Пермского краеведческого музея».

Культура древних жителей Предуралья, предшественников нынешних народов коми, ханты и манси, их верования и представления об окружающем мире всегда вызывали живой интерес. И у профессиональных исследователей прошлого, и у обычных любителей истории. Необычное мировоззрение древних людей, живших в Предуралье в IV–XIII веках, воплотилось в изделиях пермского звериного стиля, отражающих их мифологию. Этот стиль характеризует оригинальные предметы металлического литья — небольшие бронзовые и медные пластинки, выполненные в технике одностороннего ажурного или сплошного литья. А также украшения костюмов.

Образцы уникальных изделий, созданных древними мастерами, можно увидеть на выставке в самарском музее, где представлено 72 подлинных предмета, иллюстрирующих их мифологические представления. Здесь можно увидеть необычные образы человека, птиц, животных. Так, на прямоугольных и полукруглых бляхах угадываются образы могучего медведя. (Он, по верованиям древних, охранял вход в страну подземных духов). Что любопытно – медведь всегда изображается в «жертвенной» позе (голова лежит между лапами). В древности шкуру с убитого медведя снимали вместе с головой и лапами, а потом укладывали ее на специальном помосте. Люди ели медвежье мясо, пели песни, прославляя своего могучего собрата и прося у него прощения за то, что пришлось убить.

Представлены на выставке и изображения фантастических существ, которые сочетают в себе признаки человека с чертами животных и птиц. В основном это человеколоси. Иногда они изображались с крыльями. А вот необычная ажурная пластинка. Здесь можно увидеть семь человеколосей, под ногами которых – летящие утки. В древности число семь считалось священным.

Обитатель тайги лось представлялся древним носителем небесного огня – солнца, связанным с верхним миром и в то же время – проводником в мир мертвых.

В экспозиции есть и птицевидные идолы, прототипами которых были орел или сова. Часто эти существа изображались с двумя, а то и тремя головами. По верованиям древних уральцев, птицы считались посредниками между миром живых и мертвых. Фантастические существа ящеры, символизирующие нижний мир, как можно увидеть по представленной коллекции, объединяют в своем облике черты нескольких животных. В некоторых изображениях ящера усматриваются черты мамонта. И этому есть объяснение. Дело в том, что кости мамонта на Урале часто находили на размытых рекой берегах. И поэтому люди думали, что он живет под землей, а когда вдруг попадает на свет, умирает. Бивни мамонта в изображениях древних мастеров стали принадлежностью нижнего, подземного мира.

Выставка позволяет проследить, как менялся звериный стиль вместе с мифологией древних на протяжении веков. Во второе тысячелетие нашей эры жители Пермского Прикамья (носители родановской культуры) вошли с новым укладом жизни и новыми богами. В условиях пашенного земледелия конь постепенно вытеснил из мифологии лося.

На выставке можно увидеть разнообразные изображения конских голов, созданных древними мастерами. В это же время формируется культ человекоподобных богов – Ена (бога плодородия, грома и молнии) и Омоля (бога нижнего мира, противостоящего Ену). Очертания птиц в эту эпоху приобретают сухую геометричность контуров. Реалистичность в передаче образов зверей и птиц сменяется орнаментальностью. А изображение человеколося стало передаваться просто с помощью витых столбиков.

Стоит отметить, что благодаря удачному размещению в специально сконструированных витринах зрители могут близко рассмотреть атрибуты языческих верований и убедиться в изысканности художественного вкуса древних мастеров.

Кратко о музее

Пермский краевой музей был создан в 1890 г. по инициативе Уральского общества любителей естествознания. До 1916 г., когда был открыт Пермский университет, Пермский научно-промышленный музей был единственным научным учреждением края. На сегодняшний день — крупнейший музей Прикамья, насчитывающий около 600 тыс. ед. хр. и включающий более 50 коллекций регионального, российского и мирового значения.

Музей — научно-методический центр для 34 муниципальных и более 200 ведомственных и общественных музеев края. Он известен в российской музейной среде своими достижениями: лауреат конкурса "Окно в Россию" в номинации газеты "Культура" "Музей года" (2001г.), победитель в номинации "Реклама — двигатель музейного прогресса на Всероссийском фестивале музеев "Интермузей-2002"; дважды победитель Всероссийского конкурса Благотворительного фонда В.Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире". Восемь раз творческие коллективы Пермского краевого музея становились лауреатами областной премии в сфере культуры и искусства.

Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2004 г. — проект "Территория музейного дизайна ", 2007 г. — проект "Новая жизнь музея. Дом Мешкова и его владелец", 2009 г. — проект "Лови волну", 2013 г. — проект "Открой пермский период!", 2014 г. — проект "Человек эпохи Возрождения", 2017 г. — проект "Добро пожаловать в Антропоцен!".

Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина является одним из старейших музеев Поволжья. Он был основан по инициативе П.В. Алабина в 1886 г. Музей и его филиалы располагаются в нескольких зданиях в историческом центре города: в бывшем Самарском филиале Центрального музея В.И.Ленина, особняке Александры Курлиной (Музей Модерна), мемориальных музеях В.И. Ленина и М.В. Фрунзе. Многолетний опыт работы и богатые музейные коллекции позволяют музею реализовывать самые необычные проекты и задавать вектор культурного развития городского пространства.

Лисейчев Владимир Николаевич, директор музея:

— Музей в XXI веке решительно меняет формат представления прошлого. Сегодня он стремится к выстраиванию диалога с посетителем, выступая в роли наставника, куратора, предлагая совместный поиск решений и ответов на вопросы. Здесь и мы – музейщики, и вы – посетители заново открываем свою историю и, в конечном счёте, лучше узнаём себя. Это площадка, где рождаются новые идеи и воплощаются в жизнь самые необычные проекты.


Дорогие Друзья, как всегда, рада Вам на страничках "Хроник самарочки" с интересными дополнениями, рассказами и откликом.

Доброго всем дня!


Источник:

http://vkonline.ru

Музей им. П. В. Алабина | Название сайта
alabin.ru

Оцените пост

+4

Оценили

Александр Петербургский+1
Ольга Борисова+1
Галина Васильева+1
ещё 1
Нет комментариев. Ваш будет первым!