Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения Умберто Боччони

"Их знали миллионы"



Умберто Боччони – итальянский живописец, один из крупнейших идеологов футуризма в живописи и скульптуре, ставший известным благодаря не только своим картинам, но и теоретическим разработкам в области модернистского искусства.

Умберто Боччони родился в Реджо-ди-Калабриа (на юге Италии) 19 октября 1882 года в семье чиновника. Получил художественное образование в Риме, где обучался с 1898 по 1902 годы. Одновременно изучал технику пуантилизма у Джакомо Балла. В конце 1906 – начале 1907 года посещал курсы рисования в Академии изящных искусств в Венеции. [cut=Читать далее......]

В начале творчества его стиль был близок веризму. Впоследствии Умберто испытал воздействие кубизма. Особое влияние на Боччони оказал Филиппо Маринетти – основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе. Боччони адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи». С этого же года Боччони стал главой и теоретиком футуризма в итальянском изобразительном искусстве. В своих работах Боччони пытался воплотить абстрактное ощущение динамизма индустриальной эпохи, изображая вихреобразное движение взаимопересекающихся форм и плоскостей. Умберто Боччони. Состояния души. 1911 Умберто Боччони. Состояния души. 1911

В 1912 году, после посещения парижских студий Жоржа Брака, Александра Архипенко, Константина Брынкуши, Раймона Дюшан-Вийона и, вероятно, Медардо Россо, Боччони решает также заняться скульптурой.

Усвоив опыт кубизма, он активно работал и как скульптор, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. В том же году он вместе с другими футуристами выставил свои работы в галерее Бернхафма-младшего, в 1913 году была организована выставка скульптур.

В начале Первой мировой войны Боччони был призван в армию. 16 августа 1916 года он упал с лошади во время тренировочных упражнений кавалерии и, получив смертельную травму, умер.

Мнение А.В. Луначарского

В статье Анатолия Луначарского "Сверхскульптор и сверхпоэт" дается довольно резкая характеристика скульптурных работ Боччони:

Никогда не видел я фигур менее похожих на наши восприятия. А ведь Боччони мнит себя ультрареалистом. Никогда не видел я статуй более неподвижных, словно погрязших в какой-то расплывающейся, как тесто, материи. А ведь это ультрадинамическая скульптура! Пусть не говорят, что это пока попытки. Может быть, скульптура и станет когда-нибудь динамичной в большей мере, чем у Родена или Медардо Россо, избегнув вместе с тем тех недостатков, какие, несомненно, налицо в произведениях первого и особенно второго, но в этом постепенном завоевании динамики статичнейшим из искусств приемы и результаты Боччони могут быть полезны разве как указание, чего не следует делать.


Самые известные картины художника

"Состояние души"



Одна из самых ярких и глубоких работ Боччони – «Состояние души» (1911 г. частное собрание, Нью-Йорк); тема раскрыта в серии полотен, представленное нами — последнее, написанное им незадолго до смерти. В изображении отчетливо улавливается «психическое состояние» и самого художника, и мира вокруг него. Нервные линии и беспорядочно наслоенные друг на друга кристаллы создают фон хаотичного подсознания, из него «вырождаются» образы, которые, в свою очередь, вызывают у зрителя ассоциации с животными, машинами, людьми. Чьи-то неясные фигуры и затуманенные лица возникают неожиданно, «выплывая» из закоулков художественно-интуитивного мира Умберто...

«Создание города»



На заднем плане «Создания города» (1910— 1911) видны силуэты строящегося города, весь передний план заполнен изображением ломовых лошадей и погонщиков. Реальные кони превращены в сказочные мифологические существа, уподоблены рассыпающемуся огненными искрами вихрю. Художник изображает не просто движущийся объект, но как бы само движение, вернее, поток энергии (он изобрел даже специальные термины: сило-линии и сило-формы), в котором творящее, созидательное начало неотделимо от разрушительного. Его кони в своем полете несут гибель погонщикам...

«Шум улиц проникает в дома»



В знаменитой картине «Шум улиц проникает в дома» (1911 г.) Боччони стремится передать в одном образе сумму зрительных и эмоциональных ощущений человека, находящегося как бы в центре происходящего и потрясенного шумом и зрелищем современного города. На полотне изображен городской двор, окруженный домами, и на балконах домов — женщины, привлеченные шумом стройки, но все предметы сдвинуты со своих мест, врезаются друг в друга. Все в лучших традициях футуризма – игра воображения на первом месте!

«Эластичность»



В «Эластичности» (1912 г.) художник сливает футуризм с кубизмом. Предметы здесь выстроены из устойчивых первоэлементов, геометризованных «планов», что придает им черты монументальной обобщенности, — но планы эти не замыкают предмет, а устремляются в пространство. С помощью этого приема Боччони передает динамизм и пластическое единство мира.


http://www.calend.ru/person/3533/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%87%D1%87%D0%BE%D0%BD%D0%B8,_%D0%A3%D0%BC%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE
http://elive.com.ua/10-samyx-izvestnyx-kartin-lidera-futurizma-v-zhivopisi-umberto-bochchoni/
http://jivopis.org/bocconi-umberto--smex-sostoyanie-dushi/

Оцените пост

+1

Оценили

Ольга Борисова+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!