Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения Брэма Стокера

"Их знали миллионы"



Как любительница Стивена Кинга, Бентли Литтла и вообще всякого рода мистики я не могу обойти вниманием сегодняшнюю дату — день рождения Брэма Стокера. Это же именно он написал "Дракулу", и именно после прочтения этого романа во мне проснулся интерес к мистике и ужасам.[cut=Читать далее......]

Брэм Стокер – всемирно известный ирландский писатель, живший в конце 19 века. Прежде всего он запомнился тем, что создал самого популярного на сегодняшний день злодея – Дракулу. С легкой руки Стокера вампиры попали не только на страницы книг, но и на телеэкраны. И сегодня мы просто не может себе представить кинематограф без этих обаятельных злодеев.

Родился Брэм Стокер в Дублине, 8 ноября 1847 года. Из семерых детей четы Стокер Брэм появился на свет третьим. Отца будущего писателя звали Абрахам, мать – Шарлотта. Оба они были протестантами, поэтому все их дети часто бывали в приходе Церкви Ирландии в Клонтарфе.

В детстве Брэм был довольно болезненным ребенком и до 7 лет даже не мог ходить. Мама развлекала его историями и легендами родного графства Слайго, полными фантастических существ и странных происшествий, оканчивающихся смертью или болезнью. О своем детстве Стокер впоследствии вспоминал: «По натуре я был задумчивым ребенком, а свободное время во время болезней дало возможность многим мыслям созреть и расплодиться в последующие годы». Считается, что эти печальные события отразились в его персонаже – Дракула, как и сам писатель, много времени вынужден спать. К семи годам, однако, болезни прекратились, и Стокер смог пойти в школу. В университете – Тринити колледже в Дублине – он даже стал спортсменом, а также возглавил Философское общество. Обучение Стокера продолжалось с 1864 по 1870 год, когда он окончил Тринити со степенью по математике.


Брэм Стокер в молодости

В Тринити колледже Стокер познакомился со студентом, которому также суждено было стать выдающимся ирландским писателем – Оскаром Уайльдом. Оба молодых человека ухаживали за одной девушкой – красавицей Флоренс Бэлкомб. Когда Флоренс отвергла Уайльда, расстроенный ее выбором, он уехал в Англию. Не скоро, но старые знакомые снова увиделись – Стокер навестил Уайльда во Франции, где писатель прожил три года до своей смерти.

В годы студенчества Стокер очень увлекся театром и работал в качестве театрального критика для дублинской газеты Evening Mail, чьим совладельцем был автор готических романов Джозеф Шеридан Ле Фаню. Считается, что творчество Ле Фаню сильно повлияло на Стокера, который тогда уже начал писать. В 1872 году он опубликовал свой первый рассказ – «Хрустальная чаша».

Театральные отзывы Брэма Стокера были столь хороши, что в конечном итоге привлекли внимание английского трагического актера Генри Ирвинга. Ирвинг пригласил Стокера на обед. Они подружились, а через несколько лет Ирвинг предложил Стокеру стать его менеджером и директором-распорядителем одного из старейших лондонских театров «Лицеум». Стокер согласился – и проработал на своем посту следующие 27 лет.

В Лондоне Стокер благодаря Ирвингу вошел в высшие круги общества. Он познакомился с художником Джеймсом Эбботом Уистлером и – конечно же – сэром Артуром Конаном Дойлем. В рамках туров Ирвинга, Стокер побывал в США, где дважды был приглашен в Белый дом и встретился с президентом Уильямом Мак-Кинли и Теодором Рузвельтом. Он также смог повидаться со своим литературным кумиром – Уолтом Уитменом.

Несмотря на то, что во всем мире Стокер знаменит как автор книг ужасов, около половины его творений – типично викторианские романтические истории. Таков, например, сюжет его первого романа: честный дублинский плотник Джерри О`Салливан переезжает в Лондон в поисках лучшей доли вместе со своей преданной женой Кэти. Его нанимают в убогий лондонский театр, однако после нескольких несчастий, Джерри не выдерживает и спивается.

Брэм Стокер никогда не бывал в Восточной Европе. Однако собирал материал для своего знаменитого романа около семи лет. В этом ему помог Арминий Вамбери – венгерский востоковед, путешественник и полиглот, который консультировал Стокера в вопросах культуры Трансильвании. На «Арминия из Будапешта» ссылается герой «Дракулы» Абрахам ван Хельсинг.

Появление романа «Дракула» в конце XIX столетия вызвал бурный всплеск всемирного увлечения «вампирской» темой, не утихающей до сих пор, хотя "Дракула" вовсе не первое произведение, которое было написано на тему вампиров.

Вампирская новелла Джозефа Шеридана ле Фаню «Кармилла» была написана на 25 лет раньше (1872)

Именно это произведение навело Стокера на мысль написать роман о вампирах, но, тем не менее, вампиры произвели фурор и получили настоящую популярность только после выхода в свет романа «Граф Дракула». Можно сказать, что вампиры расправили свои крылья, благодаря их королю.

В своем романе Стокер осовременил легенду, архаичный Дракула, пришелец из пятнадцатого века действует в Лондоне конца века девятнадцатого, мире психиатрии, граммофонов, телеграфа и электричества — последних достижений научно-технического прогресса; атакует просвещенных людей новой буржуазной психологии, которые приобретая технические знания, утратили древние мистические и ослеплены скептицизмом.

Дракула переезжает из области на границе Трансильвании, Буковины и Молдавии в Англию. Ирония состоит в том, что "темные" крестьяне его родины осторожны, запуганы и слишком хорошо знают его повадки, в то время как образованный и передовой Лондон оказывается для пятисотлетнего вампира "страной непуганых идиотов". Недаром Стокер заставляет своих героев сделать выбор между просвещенным порицанием суеверий и дикарской верой в нечистую силу Зла (не как абстрактной и "далекой" категории, а как материальной сущности, с которой можно столкнуться на улицах Лондона) и спасительную силу распятия, облатки и других оберегов.

«…Ты ничего не хочешь ни видеть, ни слышать неестественного; и все, что не касается твоей обыденной жизни, тебя не трогает. Ты не думаешь, что существуют вещи, которых ты не понимаешь, но которые тем не менее существуют, что есть люди, которые видят то, чего не может видеть другой; но имей в виду, действительно существует то, что не увидишь простым глазом. В том-то и ошибка нашей науки, что она все хочет разъяснить, а если это ей не удается, то говорит, что это вообще необъяснимо. И все-таки мы видим вокруг себя каждый день возникновение новых воззрений; но в основе они все-таки стары и только претендуют на новизну. Надеюсь, в настоящее время ты веришь в преобразование тел? Нет? А в материализацию? Нет? А в астральные тела? Нет? А в чтение мыслей? Нет? А в гипнотизм?..»

Стоит упомянуть также тот факт, что сам Стокер был членом тайного ордена Золотая Заря, мистической оккультной организации, которая включала в себя учения христианского мистицизма, каббалы, герметизма, религии Древнего Египта, теургии, франкмасонства, алхимии, розенкрейцерства, теософии, Енохианской магии Джона Ди и Эдварда Келли, а также учения Элифаса Леви и Папюса. Поэтому появление на свет романа, подобного Дракуле, было просто обречено на успех и сопровождалось мистическим благословением.

Роман стал эталоном жанра: выдержал множество переизданий и послужил основой для бесчисленных экранизаций — среди которых фильмы Фридриха Вильгельма Мурнау, Тода Браунинга, Фрэнсиса Форда Копполы. И не напрасно. Стокер трудился над ним около восьми лет.

по сути, роман не только плод богатого воображения писателя, хотя и не без этого, а еще и огромнейший труд. Брэм Стокер опирался на легенды, историю и фольклор Трансильвании, он изучал работы ученых о правителях Молдавии и Валахии, он исследовал материалы рода валашского князя Влада Дракулы.




Страничка из дневника, на которой Брэм Стокер расписывал характеры будущего романа.


Необычное издание книги Брэма Стокера «Дракула»


Обложка первого издания романа Брэма Стокера «Дракула» (1897)



Брэм Стокер лично встречался с венгерским учёным Арминием Вамбери, чтобы глубже погрузиться в историю Подунавья. Кстати, не случайно в романе профессор Ван Хельсинг ссылается на близкого друга некого профессора Арминия из Будапешта, который консультировал героя книги о вампирах. Так писатель выразил свою благодарность за оказанную помощь профессору Арминию.



Надо заметить, что граф Дракула далеко не вымышленное лицо, а вполне историческое. Кто же он? Некий правитель Валахии, что занимает большую часть современной Румынии. Звали его Влад III Цепеш, что был рожден в 1431 г. Он унаследовал не только власть, титул, земли и родовой замок, но еще и прозвище Дракула, т.е. сын Дракона.

Конечно, Влад III Цепеш, или Влад Дракула, не был на самом деле вампиром в буквальном смысле этого слова. Однако, судя по мнению историков, он мало чем отличался от чудовища. Он был жесток и изобретателен в пытках и казнях людей, иногда ни в чем не виновных. Самым любимым наказанием Влада III было насадить живого человека на кол. Всем вроде бы понятно, почему вампир Стокера назван в честь принца Валахии. Имя садиста увековечено… «Царь же велми разсердити себе о том и поиде воинством на него и прииде на него со многими силами. Он же, собрав елико имеаше у себе войска, и удари на турков нощию, и множество изби их. И не возможе противу великого войска малыми людьми и възвратися. И кои с ним з бою того приидоша, и начат их сам смотрити; кои ранен спреди, тому честь велню подаваше и витязем его учиняше, коих же сзади, того на кол повеле всажати проходом, глаголя: «Ты еси не муж, но жена».» Хотя, лично мое мнение таково. Он был правителем, правителем серьезным и отважным. Во времена жестокого противостояния маленькой Валахии целой Османской империи, сложно оставаться добрым правителем и нюней.

Он боролся за свои земли, для борьбы с внешними и внутренними врагами вооружил свободных крестьян и горожан, боролся с боярами за единоначалие в стране, укрепил государственный аппарат, не проиграл ни одной битвы с турками и не отдавал своей земли, но был многократно предан близкими людьми. В первый раз — собственным отцом, который отправил его в 12 лет вместе с младшим братом в качестве заложников в Турцию, где он пробыл 4 года. Вероятно, именно этот факт повлиял на психику Влада III и испортил её, поскольку именно находясь в плену, он научился излюбленной процедуре сажания на кол, а ведь посажение на кол было не свойственно для румынских земель… Сложно представить, что может стать с мальчиком, который видит пытки постоянно. На родину он вернулся полнейшим пессимистом, фаналистом, который понимал только то, что запугивание и военная мощь – единственное, что имеет хоть какую-то движущую силу в этом мире. Зло порождает зло, так случилось и с ним. Второй раз его предал собственный брат Раду, который претендовал на трон под покровительством Османской империи. Владу пришлось бежать в Венгрию, но тут его предали третий раз, венгерский монарх Матьяш Корвин. Он заключил Влада под стражу и бросил в тюрьму, из-за ложного обвинения в сговоре с турками, где тот просидел без суда и следствия 12 лет. Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя являлся документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу венгерского короля) и опубликованный в 1463 году в Германии. Именно там впервые встречаются какие-либо описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний. С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленной в указанном документе, крайне велик. Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии, большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено никаких более ранних упоминаний ни одной из этих «псевдофольклорных» историй. Возникновение связи между образом Влада III Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя — напомню — с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, в девятнадцатом веке объединившиеся с мифами о вампирах.

Дракула назван в романе графом, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа северная Трансильвания, в реальности Влад был связан в основном с южными районами этой страны, а господарствовал в Валахии. То есть по сути – Стокером использовалось только имя! Во всем, что касается Влада, историки, скорее всего, имеют дело с легендой, каким-то образом исказившей действительность, сместившей события или связавшей воедино разные происшествия, изначально друг с другом никак не связанные и приукрашенные особой жестокостью. Однако, если изучить исторические факты и времена, то попытки как-то совместить их с исторической реальностью кончаются ничем. И общий вывод таков, что Влад Дракула был хоть и не самым мягким правителем, но большинство самых знаменитых мифов о нём выдумка и ложь. В середине XX века на могилу известного «вампира» началось целое паломничество туристов. Чтобы уменьшить поток нездорового внимания к тирану, власти перенесли его могилу. Сейчас она находится на острове и её охраняют монахи монастыря.

Земля, которую на протяжении всего романа граф Дракула перемещал, и которая имела для него огромное значение. Почему именно земля, вырытая из недр замка, была для вампира священной? Она питала его силой. Видимо, замок был построен на дьявольской земле.

Оказывается, румынская легенда гласит, что глубоко в горах, под землей, Дьявол посвящал в таинства природы своих избранных учеников. Они изучали как управлять грозой, ветром, туманом, дождем. Изучали языки зверей. Такую школу румыны называли «Шоломанарией». Только отлично усвоив особые знания, что фиксировались в тетради, прилежные ученики-шоломонары могли покинуть логово Дьявола. Всего учеников было 10. Но из подземелья выходили на свет божий только девять. Десятый же оставался при Повелителе, воссев на дракона и выполнял все указания. Дьявол награждал ученика бессмертием. Однако за века, проведенные под землей, ученик терял все человеческое и превращался сам в подобие дракона.

Впрочем, искать фольклорные мотивы и румынские исторические корни в этом романе можно долго. Так или иначе — Брэм Стокер провел серьезную работу и во многом основывался не только на своих фантазиях. И его работа достойно исключительно положительных оценок.

Брэм Стокер был очень предан Генри Ирвингу и оставил о нем восторженные мемуары в двух томах. Когда знаменитый актер умер в 1905 году, Стокера разбил удар. Он отошел от дел и вел приватное и финансово шаткое существование. В последний год жизни Стокера поддерживало Королевское литературное общество.

До сих пор существуют разногласия насчет причины смерти Брэма Стокера 20 апреля 1912 года. Племянник Стокера, опубликовавший биографию писателя в 1975 году, полагает, что писатель умер от последствий сифилиса. Перед этим, правда, Стокер перенес серию ударов. Писатель был кремирован и похоронен в первом лондонском крематории Голдерс-Грин. В том же колумбарии хранится прах Зигмунда Фрейда и Анны Павловой.






http://fb.ru/article/264072/brem-stoker-biografiya-i-tvorchestvo#image1389993
https://www.soyuz.ru/articles/131
http://www.spletnik.ru/blogs/chto_chitaem/64598_k-yubileyu-brema-stokera
https://24smi.org/celebrity/4771-brem-stoker.html

Оцените пост

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!