Вовкины истории. Часть 3. Детство. Норильск. Школьные истории

Билет в детство

14:07
9

Часть 3 Норильск. Школьные истории

1965

Температура

Этот случай произошёл весной и Вовке запомнился на всю жизнь, как хороший урок.
Шла последняя учебная четверть.
Огромные снежные горы, насыпанные полярной зимой и превращённые за длинную зиму ребятнёй в горки для катания и изрытые пещерками с хитроумными ходами, скоро с приходом Весны начнут таять и все это "детское царство" превратится в огромную лужу. Но зима с неохотой, но все же уступала свое место Весне. Солнце с каждым днем поднималось выше и солнечные лучи нагревали железные крыши домов, растапливали снег, который нехотя покидал своё удобное лежбище и, зацепившись за край карнизов домов, висел большими и маленькими сосульками, каплей за каплей скапывая вниз. Весна чувствовалась во всём, вот она — куда не глянь: совсем недавно пушистый снег уплотнился и покрылся твёрдой коркой, сугробы чуть осунулись и покрылись мелкими колючими ледяными иголками, в центре школьного двора куда зимой периодически сливали воду из школьного отопления стала чуть оттаивать злополучная промоина, в которую Вовка проваливался перед Новым годом, стёкла окон квартир, наполовину покрытые зимой толстым слоем льда тоже начали освобождаться. По всем этим приметам вот-вот должна начаться бурная весна, как у них было в деревне, превращая снежные заносы в быстрые ручьи и ручейки. А там и долгожданное лето! Но, это был север и, здесь всё было по-другому: зима боролась за свои дни, устраивала снегопады с пургой и морозом.
Весна приближалась, но медленно, очень медленно...
Как-то придя из школы, Вовка услышал разговор между отцом и матерью:
— Представь, мать, хотят субботы тоже сделать выходными! По два дня в неделю отдыхать будем.
— Это хорошо!
— Да, хорошо. Но вот в деревне у нас, все равно без выходных будут работать. Там уже вот-вот посевная начнётся, какие тогда мужикам выходные!
— Так там и раньше выходных-то и не было.
Из разговора Вовка понял, что намечается что-то новое и понял главное, что теперь в субботу родители будут дома — на работу не будут ходить.
"Вот, те на! А мы, что? Нам что ли не отменят учёбу в школе, — подумал Вовка, — а может и мы в субботу, тоже не будем учиться!"
Но, увы, его надежды не оправдались. Нет, он конечно не против был учёбы, а наоборот двумя руками "за", но тем не менее — взрослым-то сделали второй выходной!
Родители стали по субботам отдыхать, а они, школьники, как учились, так и продолжали учиться, с одним выходным.
В Норильск всё-таки почти пришла весна! Еще прямо вот, недавно, на 1 мая они ходили на демонстрацию и мела пурга с колючим снегом, а сегодня солнце светит во всю! Можно было бы на улице погонять, но была ещё суббота и нужно идти в школу. В школу, конечно, охота, но родители-то дома, а ему идти! Славка уже ушёл.
Пошел...
Школа была рядом, в тридцати шагах, поэтому Вовка даже зимой не одевал ни пальто, ни шапку, чего зря в очереди в гардероб стоять — быстро добежал и в школе. На крыльце школы, Вовка обернулся и посмотрел на окна своей квартиры. Мать мыла окна, солнечные блики отражались от стекол, показалось как-то тепло и празднично!
Войдя в школу, Вовка осмотрелся, у него появилась непонятно откуда шальная мысль: "Как бы увильнуть от сегодняшней учёбы? Денёк такой здоровский, на улице бы погулять!" И увидев свою учительницу, Зою Николаевну, он подошел к ней и спросил:
— Зоя Николаевна, а 37.1 — это нормальная температура? Или нет?
— Вова, а что у тебя такая температура?
— Да я, да я так просто спросил, на всякий случай. Мало ли. Всяко бывает. Я же просто спросил.
Видимо, у него загорелись щёки, от стыда. Он ещё так никогда не делал, не хитрил, а тут чёрт, что ли, попутал.
Зоя Николаевна потрогала его лоб и сказала:
— Нет-нет, Вова, давай-ка иди быстренько домой и лечись, я тебя сегодня отпускаю. Вовка повернулся и, опустив голову, пошел к выходу из школы. Вслед ему прозвенел школьный звонок.
Начались уроки.
А он шёл домой, а на душе скребли кошки: "он обманул свою любимую учительницу, соврал ей про температуру! Хотя лоб и вправду горячий что-то". Дома на вопрос матери: "А ты чего это так быстро вернулся из школы?", Вовка уже как-то не совсем уверенно и сам того не желая, но всё же, опять соврал: "А меня сегодня Зоя Николаевна отпустила, вроде говорит, что лоб у меня горячий, температура, наверное".
— Ну-ка, давай смерим твою температуру.
Он взял градусник, сунул его подмышку и, зайдя в свою комнату сел за стол, открыл портфель, безучастно глянул на тетради и учебники, потом закрыл его. Лег на кровать.
Не лежалось.
Встал и выглянул в окно.
Но во дворе на улице никого не было, все друзья сидели на уроках в школе.
Делать было нечего и Вовка снова сел за стол, вытащил градусник — 36.7, положил его на стол ближе к батарее, машинально открыл портфель и достал тетради и учебники, но все уроки им были сделаны еще вчера, а что зададут сегодня, он не знал. Но нужно было чем-то заниматься; он просто открыл арифметику и стал решать примеры и задачки по порядку на завтра, на послезавтра, на после — послезавтра.
Когда из школы пришел старший брат, Слава, то сразу с порога спросил:
— Ты чё это, жук, сегодня в школу не ходил? Весь ваш класс учился, а ты — нет!
— На, посмотри. — Вовка подал ему градусник. Батарея нагрела его до 37.7. — И не приставай. Я уроки на три дня вперёд сделал. Уж и поболеть нельзя!
Он всё-таки решил не сознаваться никому в том, что он тоже захотел чтобы и у школьников было два выходных в неделю, но когда этот выходной только у него, а все друзья в школе — это как-то скучно. То, что он поступил очень плохо, Вовка за этот день осознал сам несколько раз, мысленно вспоминая свой обман и ругая себя за такой свой проступок. "И ведь совсем с ничего началось, с какого-то простого вопроса о температуре в 37.1 градуса, а она меня сразу же и отпустила".
Ему было очень стыдно!

Каникулы. Дело в шапке

Зима, наконец-то, сдалась и отступила, весна быстро прошлась по дворам и улицам города журчащими ручьями, унося зимние запасы снега в прошлое. Быстро оседали и рушились под ослепительным весенним солнцем снежные баррикады и тоннели, выстроенные за долгую полярную зиму ребятней. Но им было этого не жаль, снежные горы отслужили свою службу, а впереди было лето.
В Норильске было всё по-другому, ни так, как в далёкой Сибири: здесь было три зимы, чуть-чуть весны, половина от сибирского лета и немного осени!
Вот и сейчас, зимы уже не было, но снег еще лежал, и он был какой-то грустный и плоский, покрытый тёмно-серой скользкой коркой льда. Наступи на него, чуток подпрыгни и будешь стоять по колено в этой холодной снежно-водяной каше. И мальчишки старались не упустить возможности использовать это для того, чтобы устраивать "водно-снежные ловушки". Самый маленький и легкий из компании детворы "протаптывал" тропинку, стараясь ее обозначить, пройдя по ней два или три раза туда-сюда. Посередине этой тропинки в ледяном насте, под которым снег был смешан с талой водой, пробивалась лунка в ширину тропки и в полметра длиной и тщательно маскировалась. После этого ватага пацанов занимала позицию наблюдателей в отдалении на крыльце подъезда и следила за происходящим: взрослые или девчонки ступали на эту тропу и соответственно в середине пути попадали в "ловушку" — проваливались в снежно-водяную кашу, прыгали в сторону с тропинки, и опять попадали в воду. Наблюдателям" было смешно! Была в этой шутке некоторая опасность — вдруг в эту ловушку наступит какой-нибудь старшеклассник, тогда можно было и "шапке" получить.
Вовке это не очень нравилось, он знал, что такое ледяная вода, потому что уже "встречал" отвалялся в больнице с воспалением легких, поэтому своих друзей он отговорил от этой затеи. Но сколько их было таких "затейников" по городу?!
Асфальт возле стен домов раньше всего освобождался от снега и льда. И Вовка с друзьями с удовольствием резались в "пристенок" на "щелбаны". Это всё было после уроков, которые вот вот-вот должны были закончиться долгожданными каникулами.
И вот этот день наступил — первый класс был окончен.
Как бы ни хорошо было в школе, но на каникулах всё равно лучше.
Школьники, получив свои дневники с годовыми оценками, как горох высыпались из школы, размахивая портфелями и ранцами, толкая друг друга. Заливистый смех и радостные крики слились воедино, шум стоял как на птичьем рынке и, казалось что, эти звуки накрыли весь город. И совсем было не важно, если кто-то вдруг поскользнулся и упал в лужу, а кто-то стоял на краю этой лужи и был случайно обрызган при этом. И то, что небольшие группки из трех или пяти девчонок вон там, в сторонке, кружились, взявшись за руки, а пробегающие мимо них пацаны, между делом, успевали дернуть их за косички. Так просто, от радости, что учеба закончилась, что наступили каникулы и близится лето!
В начале лета Вовка с друзьями, своей небольшой, но уже дружной компанией ходили на окраину города, к тундре, издалека смотрели на её просторы, лежащие ещё под снегом и уходящие далеко за горизонт. В саму тундру ходить было ещё нельзя, родители запрещали, да и сами ребята уже понимали, что в это время это очень опасно! Другое дело
Бродить по окраине города, на стыке города и тундры, но и тут еще были большие снежные сугробы, которые укрывали отопительные трубы, и часто в этих сугробах тут или там зияли черные дыры — пещерки, образованные от тепла труб. В этих пещерках было сухо и в них можно было вползти, посидеть и погреться, там было довольно таки просторно и не очень темно, и присутствовала какая-то таинственность, а может они придумывали про таинственность для себя.
Однажды в один из таких походов, Санька-Лёня первым полез в найденную пещерку и через несколько секунд с "выпученными глазами" пулей выскочил назад, сбивая всех с ног.
— Ты, чего, Саня?
— Там, там… дядька мертвый лежит!
До этого у всех было веселое, весенне-солнечное настроение, но при этих словах они, не сговариваясь, бросились наутёк. Через несколько метров остановились, переводя дух.
— А где твоя шапка? — Спросили у Санька.
— Там осталась.
Что делать? Домой без шапки Санька не может идти, значит нужно его шапку выручать!
Медленно друзья двинулись в обратный путь, подбадривая друг друга и подняв по дороге палку подошли к пещере. Оттуда веяло холодом, во всяком случае, мурашки по их спинам пробежали, точно, громко топая. Какое-то время они стояли, боясь не то, что заглянуть в неё, но даже подойти на метр к ней.
— Стой, не стой, а доставать шапку надо. — Сказал, наконец, Вовка. — Давайте возьмёмся за руки, а Санька возьмёт палку и будет ею свою шапку доставать, а в случае чего мы его быстро оттащим!
После некоторых раздумий и обсуждений, решение ими было принято, и общими усилиями шапка была спасена.
Потом они рассказали о своей "находке" встреченному по пути взрослому, вернулись в свой двор и постарались забыть об этом неприятном происшествии.
Так друзья получили ещё одно жизненное "крещение".

День рождения

Лето наступило так же стремительно, как наступает северная зима — враз. Сильного тепла ещё не было, но солнце практически не покидало небо, а если оно затягивалось серым туманом, то все равно и днем и ночью было светло — это называлось полярным днём, который пришёл в Норильск на сорок-сорок пять дней. Снег в городе уже весь стаял, зелёная травка пробилась мелкими росточками, земля просыхала после весенних вод.
Начинался период отпусков: многие одноклассники и ребятня со двора уже уехали с родителями на материк, кто-то ещё готовился к отъезду в отпуска, и много ребятни должны были ехать в конце июня в пионерские лагеря, под Красноярск. Вовка со Славкой тоже бы хотели в лагерь, но родители боялись их пока отпускать от себя так далеко.
— Ничего, побудете здесь, нам меньше переживаний за вас будет. Да и в школе тоже пионерский лагерь будут открывать. Тут даже интересней — днём в лагере, а вечером домой. А на будущий год мы тоже с отцом пойдём в отпуск и поедем тогда все вместе в деревню на всё лето. Так что потерпите и отдыхайте дома. Вон и друзья ваши почти все этим летом никуда не едут.
Оно, конечно, и здесь можно найти, чем заняться в каникулы, даже очень много разных занятий себе придумать, хоть в кино на мультики, хоть в тундру, хоть просто по городу походить или на Долгом позагорать, да мало ли чего ещё можно делать летом! А тут вот и праздник приближается — Вовкин день рождения! Это был один из его любимых праздников и, наверное, не только у него одного: в детстве он у каждого любим.
А нынче вот ему уже и восемь! Здесь уже взрослее надо к этому относиться, серьёзнее. Вовка заранее подговорился к матери, что хочет пригласить своих, ей уже известных, друзей, братишку двоюродного и кое-кого из класса. Мать ещё со вчерашнего вечера начала готовить всякие вкусности: крендели по-деревенски с маком, компот и смородиновый кисель, а сегодня с утра — сладкий пирог из варенья, котлеты и жареную картошку с зажарками! Угощение было на славу! Вовка тоже приготовился к встрече гостей: во второй комнате расставил шашки на шахматной доске, приготовил ученические перья для игры в "пёрышки", достал фильмоскоп и пленки-диафильмы со сказками. К полудню все было готово к встрече гостей.
В ожидании гостей он поминутно выглядывал в окно — идут ли, ему не терпелось усадить всех за стол и начать "поздравляться". Гости пришли почти все одновременно, поздравили Вовку у порога, вручили подарки и прошли за стол. Именины начались, но как-то не так, как хотелось бы, какая-то скованность была среди гостей, а ту еще одноклассница пришла со скрипкой и стала играть ему в подарок. Музыка скрипки была не совсем понятна, это не то что гармошка там или мандолина. Да ещё оказалось, что девчонка эта всего первый год как начала ходить в музыкальную школу, но держалась и старалась водить смычком по струнам так, как будто она очень давно играет. Но Вовке стало почему-то грустно, да и другие как-то приуныли, наверное, день рождения все-таки не такой уж и радостный праздник. А девочка всё играла и играла. То ли от музыки, то ли от тесноты комнаты, ему захотелось выбежать на улицу и поиграть в "лапту" или в "бей-беги". Играть в шашки и смотреть диафильмы расхотелось...
Пока она играла, Вовке вспомнилось его день рождения в деревне 2 года назад. Тогда он обежал весь свой переулок и ближайшие улочки и сообщил всем соседям, что у него именины. Соседские тетки тепло поздравляли его, одаривая кто конфеткой, кто пирожками, кто пряниками или домашними кренделями и булочками. Поздравляли они его запросто и от души, но в гости почему-то не приходили. А вот их босоногие дети пришли к нему домой, многие даже ещё вперёд его и тоже с подарками: кто-то принес рогатку, кто-то самодельную удочку, а кто-то и просто так пришел. И мать с бабушкой вынесли им во двор чашку с домашней выпечкой: пирожки с картошкой и ватрушки, блинчики и оладьи, чашку мёда и трехлитровую банку молока. Ребятня веселой гурьбой рассаживались на бревнах и с разными веселыми прибаутками с удовольствием уминали угощенья, запивая молоком, прямо из банки. И когда Вовка приходил после своего обхода, то во дворе дома его ждала "гвардия" жующих гостей. Он тогда выкладывал из-за пазухи полученные "подарки" от родителей этой "гвардии" и тоже угощал девчонок и мальчишек. Мать, видя это, "на полном серьёзе" говорила:
— Ну, вот добытчик пришёл, слава Богу, а то я уже и не знала чем ещё гостей твоих угощать!
А потом они, сытые и довольные, шли бегать по шелковистой траве на склон косогора, а потом принимались за охоту — выливали сусликов из нор. Эта охота была прибыльной: в заготконторе платили деньги за шкурки сусликов и полевых мышей — 2 копейки за мышь и 5 копеек за шкурку суслика! В этом деле интересен был так же и сам процесс, помимо возможности заработать свою копеечку: брались бидоны и ведра с водой, из подручных средств готовились петельки для ловли, в основном использовалась шерстяная нить, втихаря оторванная от бабушкиного шерстяного клубка для вязания и вперед, на охоту!
Вовка так глубоко ушёл в свои воспоминания, что очнулся от них только после того как стало как-то тихо, тихо. Скрипка молчала, гости тоже. Они молчали и с интересом смотрели на него. И он, вдруг даже неожиданно для себя самого, зачем-то сказал:
— А может, пойдем сусликов выливать?
Ребята дружно засмеялись.
День рождения продолжился на весёлой ноте, а может быть, только начался.

Тундра. Самоволка

Лето на Севере краткосрочное, теплых дней, даже если их и было бы больше, то всё равно бы не хватало.
С каждым днём количество детей во дворе становилось всё меньше и меньше — отпуска. В начале июля двор почти опустел, отдельные небольшие кучки ребятишек, играющие возле своих подъездов, были практически незаметны. На школьном футбольном поле ещё вчера играли по несколько команд "на вылет" в очередь, а сегодня всего несколько пацанов гоняли мяч в одни ворота. Но вот при школе открылся дневной пионерский лагерь, и двор сразу ожил; в лагерь пришли дети из других дворов, ближних и дальних. Вовка и оставшиеся в городе друзья конечно же тоже пошли в этот лагерь — там была возможность позаниматься в разных кружках, почитать интересные книжки и поиграть в различные настольные игры или поучаствовать в спортивных соревнованиях в спортзале или даже на городском стадионе между командами школьных лагерей, и вообще обещалось много интересного: культпоходы в кинотеатры на специальные сеансы и в театр, на плавание в плавательный бассейн и проведение военной игры "Зарница" и даже стрельбы из пневматических винтовок в настоящем военном городском тире. Пионерский лагерь работал до четырех часов и после этого кто-то уходил домой, а некоторые оставались поиграть на школьном дворе. Ребята в лагере перезнакомились друг с другом, и вечерами во дворе опять стало шумно и весело.
Старший брат Слава почти постоянно сидел дома, то он что-то рисовал, то вырезал фигурки из дерева, то печатал фотографии. А Вовка с младшим двоюродным братом, другом Сашкой-Лёней и несколькими новыми друзьями после лагеря и в выходные дни ходили по городу — в кино они пересмотрели все мультфильмы по два, а то и по три раза. Газировки за летние дни выпили с запасом на всю зиму. И иногда поднимались на гору к телецентру и с самой её верхотуры смотрели на озеро Долгое, на тундру и на гору Шмидтиху. Смотря на эту своеобразную красоту тундры, которая простиралась до самого горизонта и уходила куда-то далеко-далеко, у них возникало постоянное желание: "Вот бы сделать туда поход, да подальше бы! И посмотреть, что там в том далеке за городом — какие тайны хранятся в этой тундре, которая практически не видна зимой. А летом, вот она, покрытая зеленью вперемешку с лежащим местами вечным нетающим снегом и льдом, сверкающим короткими вспышками под лучами северного солнца". Но родители строго настрого запретили самостоятельно уходить в тундру, а так охото было пацанам вырваться на волюшку! Да вот ещё говорят, что и ягода поспевает уже вовсю.
Подвалы ближайших домов и чердаки ими уже были обследованы и особого интереса не представляли, так себе, годны были только для игры в прятки. Но прятки — уже скучно, в казаки-разбойники или "найди клад" тоже каждый день играть не будешь. Нужны были новые ощущения, новые разведывания неизведанного. Тундра манила! И однажды они решили рискнуть.
В субботний день погода выдалась теплая и солнечная. Прихватив из дома кое-какой провизии, друзья выдвинулись в "экспедицию". Из города они вышли быстро, их дом находился в нескольких сотнях метров от окраины города, так что оказаться в тундре особого труда не составило.
Торопиться было некуда, весь день у них был впереди и друзья играючи двинулись в направлении горизонта то спускаясь в низины, где еще лежал серыми льдинами снег то поднимаясь на бугры, покрытые травой, цветами, мелким кустарником и мхом, на буграх попадалась почти спелая ягода морошка, голубика, брусника и черника. Почва, покрытая толстым мхом, пружинила под ногами, но идти было легко.
Тундра завораживала своим великолепием и пространством, она как бы играла различным сочетанием цветов и красок. В ней присутствовали одновременно все времена года: весна с её нежно-бирюзовыми оттенками, лето с сочной зеленью, осень с золотисто-оранжевыми красками и зима с белым снегом и льдом — от серого до чёрного. А светло-голубое небо было подкрашено хлопьями перистых белых облаков с нежно-розовыми и лиловыми мазками. Казалось, что кто-то очень большой раскидал все свои краски от бледного жёлто-зёлёного до буро-коричневого, а на огромной площади, а в воздухе, стояла удивительная тишина.
— И ничего здесь и не страшно! — сказал Вовка и, обернувшись в сторону города, добавил, — вон и дома видать. Далековато правда мы уже ушли!
В тундре было здорово и интересно: в низинах прохладно, почти холодно, а на вершинах бугров даже жарко и приятный ветерок лохматил их волосы. Сколько времени длилось их путешествие — трудно сказать, может два часа или три, но пора было возвращаться домой, для первого раза этого было достаточно. Передохнув немного на одной поляне, поросшей плотным и мягким слоем мха, погрев свои лица под ласковыми лучами солнца, друзья отправились назад, но решив сделать небольшой круг для лучшего ознакомления с местностью. Вовка предложил сотоварищам взять маршрут влево, как учил его отец, когда они ходили давно-давно, ещё живя в деревне, за грибами в лес. Отец говорил: "Если идти всегда прямо и при этом постоянно немного "забирать влево", то в лесу, сынок, никогда не заблудишься, а так или иначе все равно выйдешь на то место, откуда пошел!".
И они двинулись влево, в обратный путь. Через некоторое время дорогу им перегородил широкий ручей, воняющий тухлятиной. Мутная жидкость текла со стороны города куда-то далеко в тундру. Вид речки и особенно её запах не очень-то понравился ребятам — от неё веяло каким-то неприятным, пугающим холодком.
— Интересно откуда эта гадость бежит? Это сколько же должно было рыбы протухнуть, чтобы речка так воняла? — высказался Санька-Лёня.
— Это точно. Воняет, так воняет. — Поддержал его Вовка. — Ну что ж, через неё мы, конечно, не пойдём, опасно. А вот вдоль нее и двинем, только отойдем малость подальше, а то несёт как из уборной, да и спокойней будет подальше от неё. Она все равно от города бежит, так что к городу и придём, да заодно и найдём, откуда это столько всякой бяки течёт.
Через некоторое время они добрались до истока. Это была огромная труба, торчащая из бугра, зияющая зловещей чернотой и изливающая зловонную жидкость.
— Так это же все из туалетов течет, из домов! Ни фига себе!
Это было для них большое и довольно важное открытие! Теперь они знали, куда из их ванн, раковин и унитазов уходит вода, которая каким-то образом собирается из сотен домов и попадает в эту одну огромную трубу и бежит по тундре зловонной рекой. Вот, когда пацаны приедут с каникул, то будет о чем им рассказать!
Домой они вернулись уставшие, но гордые своим успешным, хоть и без особых приключений, походом!

Велосипед

Любое "исторически" значимое событие для человека всегда происходит неожиданно, как бы случайно. Но, как правило, к этой подвернувшейся случайности приводят ряд весьма не случайных, но последовательных желаний, поступков или какие либо, спонтанно или продуманно, принятые решения.
Вовкин друг Витька, как и все мальчишки, давно мечтал иметь свой велосипед. Такой, чтобы был со звонком и сверкающим никелем рулем, багажником и кожаным седлом, и чтобы летом не просто бегать по улице и сбивать ноги, а кататься на собственном велике, может когда и младшую сестрёнку прокатить, если вредничать не будет, ну и друзьям дать по школьному двору проехать, так пару раз.
Не все детские мечты, да и не у всех, сбываются, а вот Витьке повезло — его мечта сбылась: родители купили ему новенький велосипед. Радости Витьки не было предела!
Его друзья, Вовка и два Сашки, завидовали доброй завистью ему и искренне радовались такой удаче, а как же будет и у них возможность "гарцануть", Витька же всё равно не зажмотится, наверное, и даст покататься.
Каникулы подходили к концу и до учебного года оставались считанные дни, времени на получение удовольствия от катания на велосипеде было мало, вот — вот и снег выпадет, и наступят холода. Каждое утро ребята собирались на крыльце подъезда и ждали Витьку с велосипедом. Каждый из пацанов старался помочь ему спустить с крыльца по ступенькам этого "железного коня".
— Но-но, вы аккуратней, не поцарапайте! — То и дело твердил Витька. Никто на него за это не обижался, ведь ясное дело вещь — В-Е-Л-О-С-И-П-Е-Д!
Витька первым проезжал три-четыре круга по школьному двору, не сильно торопясь крутить педалями, наслаждаясь ездой и тем, что пацаны глядят на него с завистью! Друзья терпеливо ждали своей очереди.
— Каждому по одному разу даю круг сделать. Понятно? Один круг и всё!
Потом Витька ещё наматывал несколько кругов, и бережно уводил велосипед домой. А пацаны, зная что больше прокатится не удастся, начинали играть в свой любимый футбол. Вовка чаще всего стоял на "воротах", ему нравилось в футболе быть вратарем, как-то приятно было не пропустить мяч в свои ворота и услышать после игры: "Молодцы мы! И Вовка здоровски мячи ловил!"
Так и проходили последние дни летних каникул.
Как-то так получилось, что на велосипеде сломался звонок: звонил-звонил и перестал. То ли шурупчик как-то открутился, то ли пружинка лопнула. Ну, не стал он больше звонить.
— Всё теперь никому не дам, сломали звонок, конечно, не ваше же, так и весь велик сломаете! — сказал Витька. И стал один кататься.
А ребята играли то в футбол, то в лапту или "бей беги", поглядывая иногда на Витька.
Однажды к Витьке, остановившемуся с велосипедом у школьного крыльца, подъехали незнакомые пацаны вдвоём на одном велосипеде. И о чем-то стали с ним разговаривать. Вовка решил подойти и узнать в чем дело.
-… да у нас таких звонков полно. Поехали, мы тебе один отдадим, просто подарим, зачем нам много звонков.- Сказал один из пацанов.
— Поехали! — Согласился сразу Витька.
— Витька, ты бы не ездил, на фига он тебе этот их звонок? Отец придет с работы и сделает!
— Ругаться он будет!
— Ну, чё, поехали что ли? Давай езжай за нами! — И мальчишки лихо закрутили педалями. Витька поехал за ними.
Вовка вернулся к играющим в лапту ребятам.
— Куда это он?
— Да за звонком для велика поехал. Эти двое ему пообещали подарить. У них, говорят, много звонков.
Ребята продолжили игру. Время в игре шло быстро. Вдруг, кто-то воскликнул:
— Смотрите, Витёк идет! А чего это он пешком, без велика?
Из-за угла дома брёл Витька, вытирая рукавом слезы. Воротник рубахи был оторван. Велосипеда с ним не было!
— Витьк, ты чё? Что случилось? А, велик-то где?
— Они..., они..., они-и меня по голове ударили… и велосипед забрали-и-и-и! Я за ним-и-и бежал, но он-ни, уехали!
Кто-то из ребят съёрничал:
— А звонок — то хоть отдали?
— Да, нет, они по "звонку" ему дали! — Сказал ещё кто-то.
— Ладно, вам ехидничать! — сказал Вовка, — видите ему и так больно и обидно! Вот сволочи! Говорил я тебе: не ездий, на фиг он тебе сдался, звонок этот! А теперь чего плакать? Надо искать тех пацанов и велик забрать назад!
— Давайте разобьёмся по трое и обойдем ближайшие дворы! Может и найдём их и велик.
Поиски заняли два дня. Но, ни тех пацанов, ни велосипеда так и не было найдено.
А Витьку родители не ругали, они просто сказали ему, что велосипед — это роскошь, а поэтому ходи пешком и дыши глубже.
Милиция тоже велосипед не нашла.
А может, и не искала...

2-й класс. Сменная обувь

В конце августа начались моросящие дожди. Каникулы закончились. Пришел сентябрь. По утрам лужи во дворах и возле школы были покрыты ледяной корочкой, вполне выдерживающей малышню. Поэтому мальчишки-второклашки и третьеклашки, ходившие в школу уже самостоятельно, без опеки родителей, старших братьев или сестер, старались воспользоваться этой свободой и ледяной возможностью: разбежавшись по островкам замерзшей земли прыгнуть на зеркальную гладь бывшей лужи и прокатиться по льду. Особым шиком было — удержаться на ногах! Ни всем и не всегда это удавалось. Ранец за плечами не мешал катанию и сумка со сменной обувью, болтающаяся на руке или зацепленная за ранец, тоже была лишняя. А так как лед был еще не такой толстый, то падение на него и удар ранцем или какой либо частью тела о лёд грозило возможностью оказаться мокрым и грязным. Но это не пугало и не смущало большинство мальчишек — это было их северным азартом, своеобразной закалкой и получением определённого житейского опыта. До того момента, когда выпадет снег и уляжется толстым слоем, это занятие было одним из самых интересных. Это уже потом, чуть позже, зальётся каток на летнем футбольном поле.
А сейчас… Ух! Ах! Ох! Бух!
И как бы ни была хорошо замерзшей земля, но в школу без второй сменной обуви первые недели три не пускали. В вестибюле школы на первом этаже один вход на верхние этажи перекрывался на замок, а на втором входе всегда стояли дежурные старшеклассники в красных галстуках и с красными повязками на рукаве и они тщательно осматривали каждого школьника, чтобы без сменной обуви ни-ни. У ребят из младших классов они ещё и уши просматривали, руки и ногти на руках, на отсутствие их чистоты или наличие грязи. Так что приходилось утрами хорошо умываться и мыть руки, ну и носить сменную обувь, а потом переобуваться в вестибюле и выстраиваться в очередь для прохождения контроля!
Вовке и его друзьям эта процедура не нравилась: столько времени пропадало зря! Так можно было бы до начала уроков еще поиграть в рекреации в разные игры, футбол гуттаперчивым мячиком погонять, а тут стой...
И Вовка с друзьями придумали — как не носить с собой эту противную "сменку" и обойти "контроль"! Было испробовано несколько способов. Вначале бралась одна холщовая сумка со сменной обувью на семерых ребят. Один проходил через "дежурных" как и положено, показывал эту сумку и, поднявшись на этаж выше, выбрасывал её в форточку стоящим на улицу друзьям. Так повторялось шесть раз. Идея была интересная сама по себе, но последний из их компании, отстояв длинную очередь у входа, поднимался к ним, почти перед началом урока. Это было не очень интересно. Нужен был другой план!
И они его придумали.
Все двери в школе были стеклянными, и так как лестничные клетки находились в противоположных концах школы, а дежурные стояли только у одних дверей, то можно было пройти через вторые двери! Пусть даже они и были закрыты на замок. Не беда! Для этого, в одну из перемен ребята решили "провести секретную операцию": сначала они аккуратно с помощью отвертки освободили стекло в одной "шипке" двери от штапиков, затем чуть-чуть закрепили эти штапики на пару гвоздиков — для быстроты снятия стекла.
На следующий день было решено опробовать свой план в действии. Приходили чуть пораньше и один из них проходил через контроль, как и в первом случае, затем быстро пробегал по второму этажу в противоположную часть школы, спускался на первый этаж к закрытой двери, вынимал стекло. Друзья, прикрывая друг друга от лишних глаз, один за другим проскальзывали через это отверстие, а последний вставлял стекло на место. Потом на каждой перемене они обсуждали, как всё "ловко" проделали. На третий или четвертый день Вовка решил, что нужно в это "дело" внести что-то этакое, интересное. Пока первый проходил со сменкой и бежал через второй этаж, Вовка медленно ходил вдоль шеренги ребят и девчонок, стоящих в длинной очереди и в шутку спрашивал то у одного, то у другого:
— У тебя лишней "сменки" нет, а!? А то я — забыл!
Потом он быстро возвращался к своей компании, проскальзывал через подготовленную лазейку, пробегал по второму этажу, спускался по лестнице, становился на площадке между первым и вторым этажом у окна и смотрел, как школьники проходят "досмотр". Когда мимо него проходили те, у кого он минут пять назад "спрашивал про сменку", Вовка говорил:
— Ну вот, видишь, ты еще только прошёл, а я уже здесь! Вот так-то! Учитесь!
Реакция школьников на такое Вовкино "перемещение" была разная: удивление, восхищение и непонимание, как это такое может быть? Конечно, долго эти фокусы не могли продолжаться. И вот однажды через недели полторы или две их веселая и дружная компания, войдя в школу увидела следующую картину: возле их потайного лаза стояли директор Пуговкин Владимир Иванович, учитель труда и двое дежурных старшеклассников, а из отверстия в двери вместо стекла торчала половина школьника, который болтал ногами, пытаясь или вылезти назад или пролезти вперед. Ни то, ни другое у него не получалось. Он застрял!
Смотреть на это было смешно. И как-то немного грустно, а вдруг и это был бы ты!
Вокруг собрались школьники, смотрели на это и смеялись.
На следующий день директор отменил дежурства и обе двери с тех пор не закрывались. Вход всегда был свободен!
Школьники очень уважали своего директора школы. Про него ходили слухи, что во время войны он служил в разведке. А для мальчишек это было самое лучшее доказательство того, что Владимир Иванович — это очень хороший, смелый, справедливый и честный человек.
Сентябрь 1965г.

"Циклоп"

Осень резко перешла в зиму.
И северная зима опять стремительно и с каким-то явным удовольствием засыпала снегом все вокруг, укладывая его плотно и надолго. После школьных занятий детвора во дворах опять, как и в прошлом году, усиленно и срадостью помогала Зиме в строительстве сугробов, это было в их интересах. Учитывая опыт прошлой зимы, когда пришлось выкапывать лабиринты и пещеры в сугробах, Вовка и его друзья — Витька и два Сашки, решили соорудить это заранее. Благо материалов было предостаточно: деревянные ящики из-под фруктов выставлялись на выброс возле магазина, около двухэтажной "мусорки" постоянно появлялась старая, но ещё пригодная для мальчишеских затей, мебель.
"Строительство" шло с размахом: готовились две-три небольших комнатки на 3-4 человека, которые соединялись переходами, и устраивалось несколько входов: два-три с боков и столько же наверху. Работа была ежедневная, снега с каждым днем становилось все больше и больше. Каждый вечер к ним стали присоединяться другие ребятишки из двора, желающие помочь. Дело спорилось, смех и задор царил на "стройплощадке", кто работал лопатой, кто-то подвозил на санках снег. Дворники тоже радовались, детвора здорово помогала им в их нелегкой работе.
Морозы крепчали, в декабре стали усиливаться ветра.
Однажды придя в школу пораньше, как всегда, и отбегав до звонка на урок в рекреации и по лестницам, школьники разошлись по своим классам. В класс вошла учительница Зоя Николаевна:
— Здравствуйте, дети.
— Здравствуйте, Зоя Николаевна. — Дружным хором ответили дети.
Они очень любили эту худенькую и всегда улыбающуюся женщину. Её приятный и спокойный голос, её отношение и постоянное внимание к ребятам излучали теплоту. И они старались вести себя на уроках так, чтобы ничем не обидеть и не расстроить её.
— Дети, слушайте меня внимательно! Я хочу вам сказать следующее: сегодня занятий в школе не будет и, скорее всего завтра тоже! По сообщению метеорологов с Севера приближается сильный циклон. Поэтому сейчас вы возьмёте свои портфели, мы с вами дружно и спокойно спустимся вниз к гардеробу, вы одевайтесь и пойдёте домой. Только домой, нигде не задерживаясь. Бояться не надо, но лучше быть дома и ждать своих родителей, на улицу не выходите. Почитайте книжки и порешайте примеры. По каждому предмету вам задание на эти два-три дня изучить по две странички. Что делать — написано в заданиях. Вы меня хорошо поняли?
— Да! — Дружно ответили все.
— Ну, до свидания, дети! Слушайте радио об отмене актировки. Как отменят, жду вас в школе.
Школа гудела как улей пчел.
То там, то здесь слышались возгласы школьников из младших классов: "Циклоп идет! Вот здорово, не учимся! Циклоп! Здоро-о-о-вый такой циклопище!.. Циклоп… Циклоп...".
А за стенами школы завывал ветер, набирающий силу! В Вовкином воображение тоже возник огромный снежный великан, который быстро движется к их гор

Оцените пост

+1

Оценили

Ольга Михайлова+1
00:29
Ох, какие неугомонные, эти пацаны! Казалось бы, после того, как наткнулись во время одной из вылазок на труп, должно навсегда пропасть желание лазать по всяким трубам, теплотрассам и пр. Так нет же! Читаю, и во мне происходит раздвоение личности))) С одной стороны, понимаю мальчишек, да и сама в этом возрасте вечно где-то лазила, где нельзя. А с другой, сердце замирает от страха за них. И думаю: бедные родители, они и не подозревают сколько опасностей каждый день поджидает их детей.
Очень рад Вам, постоянному читателю! А пацаны, они такие. Тогда улица была наш второй дом. Кроме уроков и некоторыми обязанностями по дому мы не были обременены, оставалось развитие в спортзале, библиотеке и на улице. Игр было море! Сегодня трудно представить, что наши внуки могли бы вот так запросто везде "шнырять". Спасибо за прочтение и отзывы!!! БлагоДарю!