Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Death: куда приводит СМЕРТЬ?

+2
Голосов: 2
Опубликовано: 281 день назад (11 января 2018)
Наверное, каждый слышал о классических видениях при клинической смерти: длинный туннель, в конце которого виден свет, видение себя и окружающей обстановки как бы со стороны, быстро проносящиеся картинки жизни. А что такое смерть? Что нас ждет ТАМ, откуда никто не возвращается?

Я много читала на эту тему. Кто-то пишет банальности, что смерть – это пустота, что ТАМ ничего нет. Кто-то утверждает, что после смерти люди делятся на тех, кто попадает в ад или рай.

Очень хочется услышать по этому поводу ваше личное мнение.

А я хочу привести здесь цитату из книги Михаила Голубкова «Миусская площадь». В этой книге совершенно необычный взгляд на смерть. Такого мнения я еще нигде не встречала:

«Константин Алексеевич догадался, что он либо умирает, либо уже умер, но одновременно он понял, что такое смерть, и это открытие было столь же очевидно, как и радостно: смерть — это выход из скорлупы настоящего, из плена времени, и переход в его пространство, когда можешь выбрать свое подлинное время, а не тащиться вместе с настоящим, как в дребезжащем трамвае, когда нельзя сойти. Оказалось, что умереть — это вовсе не перестать существовать, но вернуться в свое время, когда ты любишь и любим, когда ты нужен и тебе нужны, когда есть дом, где тебе рады и тебя ждут. Почему же ты так страшился этого? Что может быть лучше? Он боялся одного только: растерять ту радость, которая открылась ему сейчас».

И еще интересным мне показался опыт Сергея Бубновского, о котором он рассказал в одном из интервью. Интервью это приведено в книге Александра Никонова «Как вылечить все». Бубновский рассказывает о своем опыте медитаций, во время которых он совершал астральные путешествия:

«- Слава богу, меня оттуда отпустили. Потому что оттуда запросто можно было и не вернуться.
- И что бы осталось тут?
- Тело. Теперь я точно знаю, что душа от тела отделяется. Другой вопрос, куда потом эти души уходят... Не знаю. До того случая я пару раз медитировал, но каждый раз останавливался, потому что реально чувствовал, как душа расстается с телом. А на третий раз все-таки ушел. Но, к счастью, вернулся. Чему ужасно обрадовался.
- А что вы ТАМ видели, когда вас «отпустили»?
- Передам ощущение. Словно громадный космический корабль. И я в нем - винтик, маленькая деталька. Чувствую и осознаю: это - вечность. Бесконечное движение. И я могу в этом корабле быть всегда - в роли маленького винтика».

А что сильнее всего пугает людей в смерти?

В своей книге «Вглядываясь в солнце, или Как жить без страха смерти» Ирвин Ялом приводит письмо 32-летней женщины:
«Думаю, что самые сильные чувства вызывает осознание того, что умрет не Я-Старушка и не Я-Смертельно-Больная и Готовая к смерти — умру просто Я. Кажется, я всегда думала о смерти очень обтекаемо, как о чем-то, что может случиться, а не обязательно случится. После острого приступа страха смерти я несколько недель думала о ней более предметно и теперь понимаю, что смерть — это не то, что может случиться. Я чувствую, что осознала эту ужасную истину и больше никогда ее не забуду

Я действительно осознала бессмысленность всего — ведь все, что мы делаем, обречено на забвение, и сама Земля рано или поздно исчезнет. Я представляла себе смерть моих родителей, сестер, любимого, друзей. Часто я думаю и о том, что однажды МОИ, а не абстрактные кости и череп окажутся не внутри моего тела, а снаружи. Эта мысль выбивает из колеи. Возможность существования за пределами тела не кажется мне убедительной, поэтому я не могу утешиться идеей бессмертия души».

В своей книге Ирвин Ялом приводит интересные аргументы Эпикура, при помощи которых тот пытался облегчить страх смерти:

«Каким образом Эпикур пытался облегчить страх смерти? Он сформулировал ряд четких аргументов и предлагал своим ученикам заучивать их как таблицу умножения. Многие из этих аргументов активно обсуждались за прошедшие 23 века и до сих пор помогают людям преодолеть страх смерти. В этой главе я расскажу вам о трех самых известных аргументах Эпикура, которые помогли преодолеть страх смерти лично мне и многим моим пациентам:
• смертность души;
• смерть есть ничто;
• аргумент симметрии.

Смертность души

Эпикур учил, что душа — смертна и исчезает вместе с телом…
Если мы — смертны, и душа не переживает тело, нам нечего бояться загробной жизни, настаивал Эпикур. Мы не будем ничего осознавать, не будем сожалеть о потерянной жизни, и нам не нужно бояться гнева богов. Эпикур не отрицал существования богов (что было бы попросту опасно, ибо менее ста лет назад Сократ был приговорен к смертной казни по обвинению вереей), однако утверждал, что боги не вмешиваются в человеческую жизнь и служат лишь эталонами спокойствия и блаженства, к которым все мы должны стремиться.

Смерть есть ничто

Рассматривая второй аргумент, Эпикур утверждает, что, поскольку душа смертна и рассеивается после нашей смерти, то смерть в конечном итоге есть ничто. То, что рассеялось, не может ощущаться, а все, что не ощущается, не имеет значения. Иными словами, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, не существуем мы. В таком случае, решает Эпикур, зачем бояться смерти, если мы не можем почувствовать ее?
Позиция Эпикура — решительный противовес афоризму Вуди Аллена: «Я не боюсь смерти, я просто не хочу быть там, куда она придет». Эпикур утверждает, что мы не можем знать, когда и куда она придет, потому что «Я» и смерть никоим образом не могут сосуществовать. Если мы мертвы, то не можем осознавать, что мертвы, а в таком случае бояться нечего.

Аргумент симметрии

Третий аргумент Эпикура гласит, что состояние небытия, в которое мы попадаем после смерти, — это то же самое состояние, в котором мы пребывали до рождения. Несмотря на то что этот аргумент оспаривался многими философами, я считаю, что в нем содержится сила, способная утешить умирающих.
Среди многих, кто за долгие века повторял данное суждение Эпикура, прекраснее всех сделал это великий русский писатель Владимир Набоков. Эти строки открывают его автобиографический роман «Другие берега»:
Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями. Разницы в их черноте нет никакой, но в бездну преджизненную нам свойственно вглядываться с меньшим смятением, чем в ту, в которой летим со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час. Лично я часто находил утешение в мысли, что два состояния небытия — до нашего рождения и после смерти — совершенно одинаковы, но мы тем не менее так боимся второй черной вечности и так мало думаем о первой…

КАК Я САМ СПРАВЛЯЮСЬ СО СТРАХОМ СМЕРТИ

Мало кто из моих читателей удержится от вопроса: а как он сам, в свои 75 лет, да еще работая над такой книгой, справляется со страхом смерти? Мне следует быть более открытым. Я часто спрашиваю своих пациентов: «Что именно больше всего пугает вас в смерти?» Теперь я задам этот вопрос самому себе. Первое, что приходит в голову, — боль оттого, что придется оставить жену, спутницу моей жизни с той поры, как нам обоим было по 15 лет. Я вижу, как она садится в свою машину и уезжает. Сейчас объясню, откуда возник этот образ. По четвергам я езжу к пациентам в Сан-Франциско на своей машине, а по пятницам она приезжает туда на поезде, и мы вместе проводим выходные. Затем мы вместе возвращаемся на моей машине в Пало-Альто, там я высаживаю ее на привокзальной стоянке, и она возвращается в свою машину. Я всегда наблюдаю за ней в зеркало заднего вида и не трогаюсь с места, пока не удостоверюсь, что она завела машину. И этот образ — после моей смерти жена одна садится в свою машину, я не могу на нее посмотреть, не могу защитить ее, — наполняет меня невыразимой болью.
Конечно, вы можете сказать, что мне больно из-за ее боли. А как же боль за себя? Я отвечу так: не будет того «меня», который мог бы почувствовать эту боль. Я согласен с утверждением Эпикура — «где смерть, там нет меня». Не будет никакого «меня», который мог бы чувствовать страх, грусть, горе, потерянность. Мое сознание исчезнет, выключится, как свет при щелчке выключателя. Огни гаснут. Утешает меня и эпикуровский аргумент симметрии: после смерти я вернусь в то же состояние, в котором пребывал до рождения».


А вчера я смотрела фильм "Коматозники". Смысл фильма заключается в том, что студенты-медики решили провести эксперимент, чтобы узнать, что чувствует человек после смерти. Они по очереди друг друга вводили в состояние смерти, а потом реанимировали. Вот к чему приводит тяга человека узнать, что же происходит ПОСЛЕ. Но опыт посмертных переживаний у всех оказался различным. Собственно говоря, ничего нового режиссер фильма зрителям не открыл, но попытка осветить эту тему приветствуется.
Комментарии (2)
Лидия Павлова #    12 января 2018 в 10:03
Мне вспомнились потрясающие, пронзительные строки А. Фета из его стихотворения "А.Л. Бржеской":

"Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя"
Маргарита Смородинская #    12 января 2018 в 13:09
Спасибо, Лидия!