Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Блог клуба - Оглянуться, чтобы понять...

+39 RSS-лента RSS-лента
Администратор блога: Олег Фролов
В.И.Ленин о судьбе комсомола
Вы никогда не обращали внимание на следующее обстоятельство: В.И.Ленин выступает перед делегатами III съезда комсомола (1920 г.), а его речь носит название «Задачи Союзов молодёжи»? Почему не задачи комсомола (РКСМ — Российского Коммунистического Союза Молодёжи), и почему не Коммунистических Союзов молодёжи?

О каких же Союзах молодёжи говорил В.И.Ленин? Чтобы ответить на эти вопросы, на мой взгляд, надо по другому взглянуть на содержание этой знаменитой речи В.И.Ленина, обратить внимание на то, какие и применительно к чему использует В.И.Ленин формулировки.

В начале своей речи В.И.Ленин указывает, что «задачи молодёжи вообще и союзов коммунистической молодёжи и всяких других организаций в частности можно было бы выразить одним словом задача состоит в том, чтобы учиться коммунизму».

Итак, В.И.Ленин использует три формулировки: «молодёжь», «союзы коммунистической молодёжи» и «всякие другие организации». Но что же это за «другие организации»?

На мой взгляд, одна из них это — Союз молодёжи. То, что это так, основано на разности тех задач, которые формирует в своей речи В.И.Ленин перед Союзом молодежи и перед Коммунистическим союзом молодёжи.

Начнём с формулировки «Союз молодёжи».

«Задача Союза молодежи — поставить свою практическую деятельность так, чтобы учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодёжь воспитывала бы себя и всех тех. кто в ней водит вождя, чтобы она воспитывала коммунистов.» «Быть членами Союза молодёжи значит вести дело так, чтобы отдавать свою работу, свои силы на общее дело. Вот в этом состоит коммунистическое воспитание. Только в такой работе превращается молодой человек или девушка в настоящего коммуниста. Только в том случае, если они этой работой сумеют достигнуть практических успехов, они становятся коммунистами.» «И надо, чтобы все увидели, что всякий, входящий в Союз молодёжи, является грамотным, а вместе с тем умеет трудиться.»

Итак, резюмируем: Союз молодежи должен сформировать из своих членов настоящих коммунистов, грамотных, умеющих трудиться для общего дела, способных возглавить и повести за собой молодёжь.

Теперь о формулировке «Коммунистический союз молодёжи» и близкой к ней формулировке «Союз коммунистической молодёжи».

«Вот задача, которая стоит перед всяким сознательным коммунистом, перед всяким молодым человеком, который считает себя коммунистом и ясно отдает себе отчет, что он, вступив в Коммунистический союз молодёжи, взял на себя задачу помочь партии строить коммунизм и помочь всему молодому поколению создать коммунистическое общество.» «Сразу общего труда не создашь. Этого быть не может. Это с неба не свалится. Это нужно заработать, выстрадать, создать. Это создаётся в ходе борьбы. Тут не старая книжка — книжке никто бы не поверил. Тут собственный жизненный опыт.… Такой опыт и должен положить в основу своей деятельности Коммунистический союз молодёжи.» «Союз коммунистической молодёжи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин.» "… по мере того, как молодёжь будет доказывать, что она умеет объединить свой труд, — по мере этого успех коммунистического строительства будет обеспечен. Только смотря на каждый шаг свой с точки зрения успеха этого строительства, только спрашивая себя, всё ли мы сделали, чтобы быть объединёнными сознательными трудящимися, Коммунистический союз молодёжи сделает то, что он полмиллиона своих членов объединит в одну армию труда и возбудит общее уважение к себе".

Заметили разницу?

В Коммунистический союз молодежи вступают те, кто считает себя коммунистом, Коммунистический союз молодёжи должен обладать собственным жизненным опытом, Коммунистический союз молодёжи должен быть «группой», т.е. небольшой по отношению к общей численности молодёжи да и населения страны организацией, быть уважаем всеми, объединять труд молодёжи, помогать молодому поколению построить коммунистическое общество.

Если это так, то что это как не указание В.И.Ленина на две ступени исторического становления комсомола?

Но и это не всё.

В.И.Ленин в своей знаменитой речи особо подчеркнул: «Коммунистический союз молодёжи только тогда оправдает своё звание, что он есть Союз коммунистического молодого поколения,… »

Думаю, это прямое указание на то, что высшая степень, а, возможно и третья ступень исторической судьбы комсомола, — это историческая перспектива превращения Коммунистического союза молодёжи из небольшой по отношению к общей численности молодёжи да и населения страны организации в организацию, охватывающую всю молодёжь, являющуюся молодыми коммунистами.

При этом В.И.Ленин предупреждает: “Если бы коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьёзнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан относиться критически, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно.» «Если Коммунистический союз молодёжи во всех областях не сумеет построить так свою работу, это значит, что он сбивается на старый, буржуазный путь.»

Источник

Ленин В.И. ПСС, т.41
А предупреждение-то было...
То, что сейчас происходит в международной политике в отношении нашей страны - не новость. Почему? Судите сами:
"...похожим становится положение по отношению к странам Согласия, когда они все также полны бешеного желания свалить на Россию свои долги, нищету, разорение, ограбить, задавить Россию, чтобы отвлечь от себя растущее возмущение своих трудящихся масс."
Знаете, кому принадлежат эти слова?В. И. Ленину. И написаны они в 1919 г. Не верите? Посмотрите: Ленин В.И. ПСС т.38 стр.46
О городе, которым нельзя не гордиться.
Москва! Одно слово, а как много оно значит для каждого, кто его произносит, слышит или читает... И разве это плохо, что у каждого есть своё собственное представление о Москве? Конечно же, нет. Каждый человек в зависимости от возраста, образования, воспитания, имеющихся интересов и своего окружения формирует собственное представление о столице, ее жизни и облике.
Так, вот об облике Москвы. Не о том, который широко растиражирован и известен практически каждому: Кремль и Красная площадь, Московский государственный университет, скульптурная композиция "Рабочий и колхозница", Останкинская телебашня и другие не менее значимые объекты истории и культуры столицы.
А о том, который все чаще и чаще уходит в прошлое, вернее, ему "помогают" уйти в прошлое, возводя небоскрёбы-громады из стекла и бетона, зачастую совершенно не вписывающиеся в существующую застройку.
Понятно, что у каждого поколения свои вкусы и понятия о красоте, но пока ещё есть, да и должно оставаться, уважение к исконно московским районам, застроенным не только в далекие столетия, но и в прошедшем веке. Уважение к прошлому - одно из проявлений патриотизма. Естественно, никто не призывает, например, сохранять все дома так называемого "панельного домостроения", но часть из них, компактно расположенных, капитально отремонтированных, окруженных зелеными насаждениями, должна остаться, как памятник ушедшей эпохи. А "сталинские дома" и высотки? Разве они не радуют глаз, в отличие от стеклянно-бетонных громадин, нетрадиционных для многовекового облика Москвы, нарушающих уже сложившийся и устоявшийся облик того или иного микрорайона? Да, эти громадины - ничто иное как чужеродные элементы в привычной среде обитания коренных москвичей. Так, что если и возводить в таких микрорайонах столицы новые здания, то они должны быть внешне выполнены в полном соответствии с рядом расположенными домами, ни чем не отличаясь от них внешним видом.
Никто не спорит, что новый век требует новых зданий из тех же стекла и бетона, но их надо сооружать вне существующей московской застройки: в бывших промзонах, на новых присоединенных территориях. При чем на последних, опять-таки с учетом имеющейся застройки.
Разве плохо, что каждый московский микрорайон будет иметь свой неповторимый облик? Облик такой привычный и привлекательный... Представляете, какое поле для организации экскурсионной деятельности появится? Школьники, туристы перемещаясь из одного сохраненного микрорайона в другой будут узнавать, как менялась от века к веку Москва, открывать для себя ранее неизвестное... Так, исподволь, и будет формироваться у них любовь к главному городу страны, городу, которым нельзя не гордиться.
К вопросу о роли истории
Все мы в школе изучали историю. Правда, по-разному, кто-то действительно усваивал изложенное учителем и прочитанное в учебнике, а кто-то лишь «проходил». Но в любом случае, мы получали уже систематизированные и подготовленные знания. И получали в том объёме, в котором они предлагались…
А теперь, давайте, честно ответим на вопрос: всё ли, что мы узнали по данному учебному предмету, мы усвоили и всё ли помним? Ответили? Ну, и как? Увы, далеко не всё… И это при том, что в школе давали минимальные исторические знания…
Так, почему же так получается? Это же ИСТОРИЯ! Мы и сегодня, пусть и не отдавая себе отчет в этом, творим историю… А история состоит не только из величайших событий, но и из явлений повседневной жизни, на которые мы порой не обращаем внимание и о которых быстро забываем… Забываем и не передаем следующим поколениям. Вот и будут они, как и мы до них, изучать историю по тому, как им преподнесут заранее систематизированные факты и сведения…
Так, не обедняем ли мы тем самым свой кругозор и кругозор тех, кто придёт после нас? Человек, не знающий истории, - ограниченный человек. Но вряд ли он это осознает…
В общем, история – это необъятное поле для узнавания, прежде всего для узнавания жизни и ее действующих лиц, кем бы они ни были и где бы они ни работали или служили, каким бы социальным статусом ни обладали…
Погружаясь в историю, мы открываем для себя всё новые и новые факты, неизвестные нам ранее, размышляя над ними, по-своему воспринимаем прошлое, лучше понимаем настоящее, заглядываем в будущее…
Только много ли сейчас нас таких? Ответ может дать каждый…

© Copyright: Олег Васильевич Фролов, 2016
Свидетельство о публикации №216050600874
Все мужики?
На улице было хмуро и промозгло. Мокрый снег сменялся дождем, дождь мокрым снегом. Порывистый холодный ветер налетал неожиданно и раскачивал ветки деревьев, сбрасывая с них капли воды.
"И это за несколько дней до праздника, - медленно бредя по улице и поёживаясь, думала Надя. - Праздника... Да, какой это праздник? Каждый раз одно и тоже... Цветок, в лучшем случае букетик из трех... Какой-то сувенир... не уму и сердцу... И дежурные ни к чему не обязывающие слова... Раз в год... Нет, два... еще в день рождения. Несколько лет одно и то же... Одно и тоже... И зачем он нужен, этот праздник?"
Она вошла в магазин, в который уже несколько лет заходила по нескольку раз в месяц после работы и покупала, предварительно внимательно рассмотрев ценники, самое необходимое. Да и много ли ей надо было одной?
В магазине ей были знакомы все продавщицы и кассирши, охранники. Она не знала как их зовут, как не знали и они ее имени, но и она и они настолько примелькались друг другу, что каждый раз приветливо здоровались, а то порой и перекидывались парой-другой ничего не значащих фраз.
Покупателей было мало: пара студентов, мать с ребенком, какой-то старик и парень. Они ходили о стеллажа к стеллажу, что-то брали с полок и постепенно приближались к двум кассам у выхода.
""Ну, правильно, - подумала Надя, - вечер уже... Сейчас затарятся и уйдут... Придут, кто куда: студенты в общежитие, остальные домой и будут заниматься своими делами. Никому ни до кого нет дела... каждый живёт для себя... для себя..."
Она взяла сетчатую корзинку и, неспеша проходя по магазину, положила в нее батон хлеба, пачку масла и три яблока, потом, подумав, добавила пачку чая и подошла к кассам. Около них стояли коробки с букетами нераспустившихся тюльпанов.
"Это же не цветочный магазин, - удивилась Надя. - хотя, какая разница, торговля же на всём делает деньги. А, уж, на цветах накануне этого праздника..."
Студенты, уже оплатили купленные бутылки пива и занимались тем, что распихивали их по внутренним карманам своих курток. Охранник внимательно наблюдал за ними. У первой кассы старик вынимал из тележки и клал на весы кочан капусты и полиэтиленовые пакеты с картошкой и чем-то еще. Парень стоял за ним и ждал своей очереди на оплату купленных продуктов.
Надя встала во вторую кассу, где уже расплачивалась за купленное женщина с ребенком.
- Пакет нужен? - спросила кассирша женщину.
- Пакет? Нет. У меня есть.
"И у меня есть, - подумала Надя, - и не один. Хотя зачем мне несколько? Я и один-то не наполняю купленным. Давно хочу оставить лишние пакеты дома, да всё как-то забываю..."
Женщина с ребенком отошла от кассы.
- Привет! - поздоровалась с Надей кассирша. - Как дела?
- Привет. Как обычно... - Надя боковым зрением заметила, что старик откатил тележку от кассы.
- Пакет не нужен, - полуутвердительно произнесла кассирша, взвешивая яблоки.
- Да.
Кассирша поднесла штрих-коды на батоне и пачке масла к кассовому аппарату и назвала итоговую сумму.
- Вот, - Надя достала из кармана заранее приготовленные купюры и протянула их продавщице.
Та быстро отсчитала сдачу и положила ее вместе с чеком перед Надей.
- До свидания, - Надя, поместила продукты и чек в приготовленный пакет, сунула сдачу в карман куртки. - Хорошего вечера.
- И тебе, - кивнула продавщица. - И с наступающим праздником!
- Да, с днём мужского лицемерия.
- Как? - внезапно вмешался в разговор, стоящий у соседней кассы парень, уже сложивший купленное в пластиковый пакет. - Как вы сказали?
- С днем мужского лицемерия! - Надя увидела как изумленно смотрят на неё старик и женщина, как удивился охранник.
- Пробейте четыре! - парень, бросил пакет на столик и выхватил из коробки рядом с кассой букеты.
Кассирша удивленно взглянула на него и быстро пробила.
- С наступающим вас праздником! - парень протянул ей и женщине по букету.
Они, растерявшись, взяли.
- С наступающим праздником! - парень протянул букеты второй кассирше и. Наде. - И пусть сбудутся ваши мечты!
- Но... - начала было Надя.
- У вас же есть мечта, - улыбнулся парень, - вот пусть она и сбудется. Берите!
Надя взяла свободной от пакета рукой букет, взяла букет и разговаривавшая с ней кассирша.
- Хватит? - парень протянул тысячную купюру другой кассирше.
- Да, - по прежнему держа букет ответила та.
- С наступающим! - парень схватил пакет со столика и вышел из магазина.
- А сдачу ... сдачу-то... - растерянно произнесла кассирша. - Сдачу забыл...
- Да ничего он не забыл, - сказал молчавший до этого старик и посмотрел на Надю. - Это кое-кто что-то очень важное забыл....
"Кое-кто что-то очень важное забыл, - повторила про себя Надя и почувствовала, что краснеет. - Это про меня! Про меня!"
Она выскочила из магазина, но парня нигде не было. Нигде... Только почему-то медленно опускались на мокрую землю крупные белые хлопья снега... И не было ветра...
"Как же так... как же так... - Надя стояла, прижав букет к груди. - Как же так... Выходит не все мужики... Не все!"
Поместите у сердца!
Поместите у сердца!

Чем ближе День Победы советского народа в Великой Отечественной войне, тем больше можно увидеть георгиевских ленточек. С точки зрения исторической памяти – это важно, но с точки зрения исторической правоты не точно.

Символом Победы над фашистской Германией и ее странами-сателлитами было и остается Знамя Победы: изготовленный в военно-полевых условиях импровизированный Государственный флаг СССР, представляющий собой прикреплённое к древку однослойное прямоугольное красное полотнище размером 82 см на 188 см, на лицевой стороне которого вверху у древка изображены серебряные пятиконечная звезда, серп и молот, с надписью белыми буквами в четыре строки: «150 стр. ордена Кутузова II ст. идрицк. див. 79 С.К. 3 У. А. 1 Б. Ф.» (150-я стрелковая ордена Кутузова II степени Идрицкая дивизия 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта), при этом на обратной стороне полотнища в нижнем углу у древка написано «№ 5». [1] По-сути это «штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный 1 мая 1945 года на здании рейхстага в городе Берлине.»[2]

«Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, государственной реликвией России.» [2]

Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, а в годы Великой Отечественной войны это элемент (колодка) наград: «Ордена Славы» (трех степеней) и медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и, конечно, в силу этого она не может не иметь отношения к Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

А, раз так, то и применять ее, и носить ее надо осознанно, отдавая себе отчет в том, что это один из атрибутов памяти, почета и уважения, славы тех, кто победил в Великой Отечественной войне! Носить на груди, у сердца!

Но почему же тогда все чаще и чаще можно увидеть георгиевские ленточки, привязанные к ручкам сумок и портфелей, поясным ремням, рюкзакам, висящим за спинами, к рамам велосипедов, антеннам и зеркалам автомобилей? Что это? Не понимание или стремление стать таким, как окружающие? Отдать дань моде, стать стильным? А, может быть, это сознательное эпатирование, если не сказать больше….

Важно не то, что внешне, а то, что в душе, в сердце, в уме! Воспитание культуры ношения георгиевской ленты – вот, что крайне необходимо!

Раньше был призыв: «Фронтовики, наденьте ордена!», вот и сейчас, думается, пора призвать: «Люди, помнящие и почитающие Победу, поместите георгиевские ленточки у сердца!»


Примечание:
1. Википедия
2. Федеральный закон от 7 мая 2007 г. № 68-ФЗ «О Знамени Победы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2007 г. № 20 ст. 2369
Из прошлого (XXX-летие Победы советского нароода в Великой Отечественной войне)
В 1975 г. ЦК ВЛКСМ объявил соревнование "Равнение - на Знамя Победы!" за право быть сфотографированными у реликвии советского народа: Знамени Победы. Победители соревнования: молодые рабочие, колхозники, военнослужащие, ученые и специалисты, студенты в составе областных делегаций приезжали в Москву. Среди них был и я - студент III курса одного из вузов. Со 2 по 6 августа 1975 г. мы побывали в различных исторических местах Москвы, а главное - сфотографировались у Знамени Победы.
Дети войны...
Дети войны … Дети, испытавшие голод и холод, гибель близких, ужасы бомбардировок и обстрелов. Какими они были? Чем жили? Во что верили? Об этом сейчас редко кто задумывается и помнит, а если и вспоминают, то лишь ветераны, люди старшего возраста, пенсионеры. А между тем их жизненный опыт, стойкость и преданность Родине как никогда важны и полезны, ценны в наше сложное, напряженное время, в годы, когда здравомыслящие люди пытаются хотя бы в меру сил поддержать, воспитать подрастающее поколение, не дать ему стать «потерянным» для страны, лишним в обществе.
И в этом особое значение имеет сила примера, правдивый рассказ о трудностях жизни, их преодолении ребятами и девчатами военной поры, их дружбе и вере в лучшее.
А за примерами далеко ходить не надо. Есть у нас в Подмосковье Сухаревская средняя школа, построенная силами колхозников в 1939 году.
Ее двухэтажное здание, после боев с немецко-фашистскими войсками в декабре 1941 г. уцелевшее каким-то чудом, было полу разрушено: на стенах потолках толстый слой копоти, оставшийся после пожара, стекол нет, штукатурка обвалилась.
Ремонтировали ее всем миром: люди, многим из которых еще негде было приютиться самим, везли и несли к школе кто что мог: глину, кирпичи, мел, мыли и белили закопченные стены, красили оконные рамы и стекла, скребли и отмывали полы; собирали и чинили школьный инвентарь.
От учителей и родителей не отставали дети: комсомольцы – Шура Шумилов, Валя Мазурина, Шура Баранов, Коля Колесин, Лида Короткова, Таня Клычкова, Вера Драчёва, Нина Макарова, Лида Зырянова, Нина Бутузова, Валя Куликов; пионеры – Вася Фролов, Валя Голядкина, Зина Чистякова. Таня Середина, Витя Ярцев, Коля Трейнис.
Занятия в школе начались задолго до ее восстановления. После уроков все снова принимались за работу. Совместный труд по ремонту школы сблизил, объединил в коллектив учителей и учащихся, сыграл решающую роль в возрождении учебно-воспитательного процесса, организации общественно-полезной работы школьников, их помощи фронту и тылу в тяжелые годы войны. И не случайно школа стала инициатором многих ценных начинаний, подхваченных и развитых учетными заведениями Хабаровска, Иваново. Казани, Приморья и других регионов нашей страны.
Коллектив Сухаревской школы выступил инициатором создания школьных отрядов для помощи колхозам в полевых работах. Четырнадцать отрядов ее школьников за годы Великой Отечественной войны выработали около 100 тысяч трудодней, ими выполнено 80 процентов всех прополочных работ в 9 колхозах, собрано более 2,5 тонн колосьев. Бригада школьников, обслуживая молотилку, намолотила около 700 тонн зерна, пропуская через нее 80 возов зерновых в день.
За отличную помощь колхозам, за ценную инициативу школа была награждена переходящим Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ, первыми премиями Наркомзема СССР и Комиссариата народного просвещения РСФСР, а ее лучшие ученики-общественники – Нина Бутузова, Владимир Аношин, Василий Фролов – награждены почетными грамотами Центрального комитета комсомола.
Сухаревские школьники одними из первых стали собирать строительные материалы для восстановления школ в районах, пострадавших от фашистских оккупантов. Так, после разгрома фашистских полчищ под Сталинградом, ребята в течение нескольких дней собрали 30 кг гвоздей, 5 кг шурупов, 2 ящика стекла, 15 кг олифы, клей и мел. В фонд помощи сталинградцам было отчислено по 2 трудодня из заработка учащихся, что составило по школе 600 трудодней. Для одной из школ города-героя было передано 1000 книг, выращено и послано 5 тонн картофеля.
Вне внимания учащихся и учителей не остались и бойцы, сражающиеся с врагами, нужды фронта. В подарок войнам Красной Армии мальчики сваляли 4 пары валенок, девочки сшили 16 телогреек, связали 80 пар носков, сшили и вышили 400 кисетов и носовых платков, послав все это в действующую армию. Учащимися были собраны средства на постройку танковой колонны «Пионер».
Школа вела большую шефскую работу в госпиталях и детских домах, среди населения. Школьные отряды провели около четырех тысяч бесед, докладов и читок, выпустили четыреста стенгазет, организовывали своими силами концерты.
Сухаревская школа многое сделала в период Великой Отечественной войны в развертывании санитарно-оздоровительной работы среди учащихся и населения. Старшеклассники подготовили 200 колхозников на сдачу норм комплекса ГСО, 25 значкистов ГСО. Школьные санитарные посты оказали медицинскую помощь 3 тысячам колхозников. За достигнутые успехи школа была награждена переходящим Красным Знаменем Всесоюзного общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
И во всех этих начинаниях, учебных и трудовых буднях, рядом с учащимися были их старшие товарищи: директор школы Лынский В.И., учителя: Нетудыхата П.П., Ульянова М.Ф., Серкова О.А., Ежова Н.П. и другие.
Да, нелегкая доля в годы войны выпала на детские плечи, далеко не детскими были жизнь и труд школьников, но они вместе со страной выстояли, выдержали и, возмужав, выросли. И потому и в наше время верится, что минуют лихие времена, новые поколения с честью выйдут из выпавших на их долю испытаний, возродят великую страну! И, пусть, пример коллектива нашей подмосковной Сухаревской школы послужит упреком и напоминанием, забывшим свою историю, хулителям Отечества, поможет его спасению.


© Copyright: Олег Васильевич Фролов, 2010
Свидетельство о публикации №21003010786
Этимология слова «богатырь» (гипотеза)*
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович… Мало найдется людей, кому не известны эти, да и другие былинные герои. Каждый скажет, что они – богатыри, прославившиеся своими подвигами в древней Руси.
А знаешь ли ты, уважаемый читатель, что слово «богатырь» «в письменных источниках»[1] появилось только через несколько веков, после тех событий, которые описываются в русских былинах? Ты удивлен? Такого не может быть?
Не только может, но именно так и было.
Cлово «богатырь» появилось впервые раз в книге Серницкого, изданной без обозначения места в 1585 г. [1, 2, 3, 7] под названием «Dtscriptio veteris et novae Poloniae cum divisione ejusdem veteri et nova». [2, 3, 7]
Но как же так?
Известно же, что ученые в своем большинстве читают, что слово «богатырь» имеет монголо-тюрское происхождение, в частности относится к языкам алтайской группы, и является трансформированным от слов «багатур», «багадур», «бахадир», «батур», «батыр», «батор», «баатар», «багхатур», «бахадур», «батырь» тюрско-монгольских кочевников. [1, 2, 4, 5, 6]
Постойте, может сказать уважаемый читатель, но есть же вероятность, что слово «багатур» от которого произошло слово «богатырь» «не тюрско-монгольское, а заимствовано с санскрита, и образовано от bahagadhara (обладающий счастьем, удачный), вследствие чего русское слово «богатырь» имеет арийский корни», «восходит к проарийскому началу»? [1, 2, 7]
Ответ на это находим в «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона»: «татарское слово может быть действительно заимствовано с санскрита, и тем не менее русское слово не коренное, но тоже заимствовано; санскритскому слову соответствовало бы коренное русское «богодар», а никоим образом не «богатырь». [2]
Но, вновь скажет уважаемый читатель, ведь, есть версия и о том, что слово «богатырь» происходит от слова «Бог» через посредство слова «богатый»[2] и «оно означает человека одаренного свыше чудесными сверестественными силами и чудесами». [6] Ответ опять-таки из «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона»: «От слова «богат-» не может происходить «богатырь», так как нет суффикса –ырь». [2]
В связи с вышеизложенным автор данной статьи полагает, что и он, и уважаемый читатель, разделяют мнение о том, что «мы до сих пор так и не сумели понять истинного значения слова «богатырь», которое имели в виду составители русских былин». [1]
Почему?
На взгляд автора статьи, которую сейчас читаешь ты, уважаемый читатель, не только потому, что было изложено выше, но и потому, что даже если допустить, что применительно к слову «богатырь» «все слова алтайской языковой семьи «багатур», «багадур» и т.д., заимствованы из русского языка и образованы от русского слова «богатур» («бог» + «тур»)» [1] его толкование как « (горный козел)… которое имеет дословное значение «агнец Бога» [1] не верно.
Во-первых, тур («туръ»)– это «дикий бык, … встарь он водился почти повсеместно и не редко поминается в летописях». [8] Во-вторых, «слово «тур» … издавно употреблялось как почетный эпитет при восхвалении военных или иных заслуг верховных князей, что отражено в летописях и даже в «Слове о полку Игореве», [1] в духовной грамоте Владимира Мономаха. [8]
В этой связи автор выдвигает версию: слово «тур», упоминаемое в письменных источниках Руси применительно к князьям – это сокращение от слова «богатур».
Вспомни, например, уважаемый читатель, из «Слова о полку Игореве»: «Буй тур Всеволод…». Дословно можно перевести как «буйный дикий бык Всеволод…». Не правда ли, не похоже на «почетный эпитет»? [1] А «буйный боготур Всеволод…», правда, получше? Но совсем уж хорошо, крайне почетно будет: «Боготур Всеволод…»! Так, может быть в данном случае правильное написание выше приведенной строчки из «Слова о полку Игореве» не «Буй тур Всеволод…», а «Боготур Всеволод…»? Как думаешь, уважаемый читатель?
А, если это так, то автор не согласен с тем, что слово «богатырь» «в устной речи» появилось «во время монголо-татарского ига», [1] «окончательно было усвоено русскими со времен эпохи татарского ига», [6] слово «богатырь» употреблялось в отношении к татарским воеводам», а потом было перенесено для обозначения русских былинных героев, [2, 6] которые «не уступали» татарским, «противополагались им». [1]
Скажи, уважаемый читатель, не кажется ли тебе, как кажется автору, по крайней мере, странным то, народ назвал своих героев словом, производном от слов своих поработителей, угнетавших этот народ двести сорок лет: с 1240 по 1480 гг.?
И как быть тогда с тем, что в книге арабского дипломата «Записка», написанной после поездки в 922 г. в Волжскую Булгарию, Адмеда ибн Фадлана написано, что «к порядкам (обычаям) царя русов (относится) то, что вместе с ним в его замке (дворце) находятся четыреста мужей из (числа) богатырей, его сподвижников»? [3]
И с тем, что слово «богатырь» фиксируется под 1136 г. в Никоновской летописи (закончена ок. 1560 г): «Ивана Данилова богатыря славного убиша»? [3]
И почему слово «богатырь» отсутствует в других европейских, в том числе славянских языках, кроме имеющего славянские корни польского, известно же, что монгольско-татарские полчища после завоевания Руси неоднократно совершали походы в граничившие с ней страны Европы?
Важно и то, уважаемый читатель, что польское слово bohater было заимствовано «из русского, что доказывается присутствием звука h и твердого г на конце слова». [2]
Так какое же истинное значение имеет слово «богатырь»?
Автор настоящей статьи считает, что слово «богатырь» образовано от слияния слов «Бог» и «алатырь», последнее из которых было трансформировано в «-атырь».
Алатырь – это священный камень. Древние славяне были язычниками и поклонялись помимо идолов еще и священным камням. [9] Следовательно, слово «богатырь» – это мифологический термин:[1] богатырь – это бог-камень. Отсюда и человек, которого называют богатырем, подобен богу-камню или полубог.
Подтверждением того, что это так, можно найти в уже упоминавшейся книге Серницкого, изданной без обозначения места в 1585 г. [1, 2, 3, 7] под названием. «Dtscriptio veteris et novae Poloniae cum divisione ejusdem veteri et nova». [2, 3, 7]
Суди сам, уважаемый читатель.
В этой книге, озаглавленной, как «Описание старой и новой Польши, с разделением старого и нового», написано: «Rossi… de heroibus suis, quos Bohatiros id est semideos vocant, aliis persuadere conantur». [2, 3, 7], что переводится как «Росси … из его героев, которых Bohatiros, что называется полубогами, другие пытаются убедить». [3] Bohatiros – это множественное число от слова bohater (богатырь), заимствованного из русского языка. [2]
Итак, автор данной статьи уверен, что еще до монголо-татарского нашествия на Русь, но, вероятно, не ранее V века, к которому сформировалась общеславянская культура,[10] существовало слово «богатырь», как термин, преимущественно используемый в произведениях устного народного творчества: былинах.
Почему преимущественно в былинах? На взгляд автора потому, что богатырь – это языческий термин, применение которого в летописях и других письменных источниках было невозможно после крещения Руси и в период борьбы с язычеством, который завершился только в XII веке, [11] хотя проявления язычества имеют место быть и в наше время в рамках издавна сложившегося так называемого «народного православия». [9]
___________________
* Из книги: О.В.Фролов О прошлом и настоящем. – М., Эдитус. 2015 – 90 с. (ISBN 975-5-00058-181-0)
Фрагмент из моей книги "Диалоги деда и внука" (в связи с 92-летием ВПО им.В.И.Ленина)
...У комсомола были младшие помощники…
- Младшие помощники?
- Комсомол был коллективным вожатым пио-
нерии, а пионеры вожатыми октябрят.
- Пионерии? Октябрят? Кто это?
- Пионеры – это члены Всесоюзной пионерской
организации имени В.И.Ленина, а октябрята, как
тогда говорили – «будущие пионеры».
- Подожди, дед. Я не догоняю…
- Что ты «не догоняешь»?
- Запутался: комсомол, пионеры, октябрята…
Знаешь, давай, ты мне завтра еще расскажешь…
- Хорошо. Завтра, так завтра.
...
- Ты вчера обещал мне рассказать об октябрятах
и пионерах…
- Да, ты готов слушать?
- Рассказывай…
- Октябрята – это школьники младших классов,
начиная с первого. Принимали в октябрята обычно
прямо в классе к 7 ноября – дню Великой Октябрьской
социалистической революции…
- Подожди! Такого дня сейчас нет…
- Да, нет. Несколько лет назад его отменили,
установили День народного единства – 4 ноября.
- Так это одно и тоже?
- Нет. День народного единства приурочили к
освобождению Москвы от польских захватчиков в
1612 г., а революция, о которой я говорил, началась
в 1917 году 25 октября по старому стилю или 7
ноября про новому стилю.
- Что это за стили?
- Ты и этого не знаешь… До 1918 года в нашей
стране действовал юлианский календарь – это
старый, а с 31 января 1918 года – перешли на гри-
горианский календарь – это новый. Перешли потому,
что от астрономического времени накопилось от-
ставание в тринадцать дней. Русская Православная
Церковь применяет юлианский. Про старый Новый
год слышал?
- Слышал.
- Так вот он из юлианского календаря. Понял?
- Ага, рассказывай дальше про октябрят…
- Октябрята носили значки в виде маленьких пяти-
конечных звездочек в центре которых был портрет
маленького Володи Ульянова…
- А это кто? Почему портрет?
- Эх, темнота! Владимир Ульянов – это Ленин.
- Как это?
- У него было несколько партийных псевдонимов,
наиболее известный – Ленин, вот он и стал факти-
чески его фамилией известной всему миру. Он даже
подписывался Ульянов, а в скобках Ленин.
- Ты сказал партийный… А какой партии?
- Сначала РСДРП – Российской социал –демокра-
тической рабочей партии, позднее РСДРП (б)…
- Что за «б»?
- «Б» - это большевистская, большевиков.
- А это кто?
- Это те члены РСДРП, которые поддержали
Ленина, то есть при голосовании составили боль-
шинство, а те, кто остался в меньшинстве – это
меньшевики. Так и было: РСДРП (б) и РСДРП(м) до
тех пор, пока РСДРП(б) не была переименована в
РКП(б) – Российскую Коммунистическую партию
(большевиков). После образования Советского
Союза РКП(Б) была переименована в ВКП(б) – Все-
союзную Коммунистическую партию (большевиков),
а позже в КПСС…
- А, эту я знаю, коммуняки…. Так зачем
фотография-то?
- Ребята маленькие и на фотографии маленький
Володя Ульянов – их ровесник.
- Понял.
- Звездочки были двух видов. Первая - с ши-
рокими красными лучами и бронзового цвета окан-
товкой, в центре ее на белом фоне также брон-
зового цвета барельеф Володи Ульянова.
Вторая – меньшего размера с узкими лучами из не-
много темной пластмассы с круглым черно-белым
изображением Володи Ульянова. Мне, если честно,
нравилась вторая. Кстати, ты видел мои школьные
фотографии?
- Нет… Не видел. А разве они у тебя есть?
- Есть. Так на некоторых из них я с октябрятской
звездочкой на лацкане школьного пиджака.
- Покажешь?
- Конечно, покажу. Сейчас?
- Нет, сейчас не надо, ты лучше рассказывай…
После посмотрим.
- Хорошо.
- Все октябрята объединялись в октябрятские
звездочки.
- Как в звездочки?
- Это так назывались эти объединения – октя-
брятские звездочки: пять октябрят – звездочка. Во
главе – командир. У октябрят были правила… Среди
них: октябрята – дружные ребята, будущие пионеры.
- Что они делали, эти октябрята?
- А что делают младшие школьники? Учились,
играли, иногда баловались…
- И для этого надо было быть октябренком?
- Нет, конечно. Просто они в меру своих сил по-
могали друг другу в учебе…
- Давали списывать?
- Да, ты сам посуди, что списывать в первом
классе? Как тогда говорили, «сильных» уче-
ников прикрепляли к «слабым», отстающим по
какому-либо предмету, они вместе готовили до-
машние задания… Отстающие подтягивались до
«сильных». Вообще, октябрята приобретали, как
сейчас говорят, социальные навыки, привыкали
быть коллективистами…
- Подожди. Кто такие коллективисты?
- Это те, кто живет общими интересами с коллек-
тивом, в котором они находятся, совместно что-либо
делает…
- Так, выходит, это что-то вроде нынешних груп-
пировок, банд?
- Дурачок, дела-то коллективисты в отличие от
тех, кого ты назвал, делали общественно-полезные,
например, собирали макулатуру…
- Макулатуру? А это что?
- Ты даже это не знаешь, хотя откуда тебе
знать… Макулатура – это ненужные, старые, при-
шедшие в негодность газеты, журналы, иногда
книги. Ребята собирали их, приносили из дома,
ходили по квартирам… Все это связывалось в
пачки, складировалось в каком-то из школьных по-
мещений, а потом централизованно вывозилось.
- А зачем? Что это дворники не могли сделать?
- Это не мусор. Макулатура отправлялась на пе-
реработку и из нее делали бумагу.
- А что нельзя было сделать бумагу без этой…
макулатуры?
- Можно, но производственных мощностей в
стране для переработки леса не хватало, вот в
целлюлозно-бумажной промышленности и исполь-
зовали вторичное сырье: макулатуру.
- И что, макулатуру собирали только октябрята?
- Нет, пионеры, и комсомольцы… Они же со-
бирали и металлолом.
- Металлолом? А, цветные металлы на продажу!
- Нет! Во-первых, не на продажу и, во-вторых,
не цветные, а главным образом железо, сталь,
чугун…
- Не понимаю… А зачем тогда? И зачем железо?
- Стране было необходимо много металла, того
количества, что выплавлялось на предприятиях, не
хватало. Вот поэтому и собирали металлолом.
- Так сколько же его собирали?
- Очень много. Во дворе за школой, в которой
я учился, лежали большие кучи металлолома. Мы
собирали его после занятий или в воскресенья по
всему городу и несли к школе.
- Несли? А, что нельзя было на машине привезти?
- Машин было мало. На машинах только вывозили
со школьного двора собранный металлолом.
- Так это же тяжело!
- Тяжело…Однажды, по-моему в третьем классе,
мы нашли на окраине старого парка большой же-
лезный столб. Такие столбы использовались для
освещения. Так мы его зацепили веревками, и все
мальчишки из класса волокли его по дороге на
школьный двор. А он тяжелый, на выбоинах за-
стревает, да еще грохот…
- А что взрослые?
- Что взрослые? Взрослые на работе, а пожилые
сам понимаешь…
- Не. Я не о том. Взрослые не ругались за грохот?
- Нет. Они же понимали, что это мы делаем для
пользы страны.
- Да. Ты и рассказал… Давай, завтра продолжим?
- Хорошо, завтра…
...
- Слушай, дед, а что еще несли в металлолом?
- Да что угодно… Однажды мы нашли во дворе
Дома пионеров старые батареи парового отопления.
- Подожди. Что за дом пионеров? Они, что там
жили? Без родителей?
- Нет. Просто в городах строили или открывали
в имеющихся помещениях, говоря современным
языком, центры детско-юношеского творчества, -
Дома пионеров, некоторые, как, например, в Москве
были не домами, а Дворцами. Там работали раз-
личные кружки: танцевальные, музыкальные, рисо-
вания, моделирования… Проводились пионерские
праздники, слеты…
- Слеты? Кто слетался-то?
- Самые активные пионеры, их избирали на пио-
нерских сборах…
- Не понимаю. Слеты, сборы … Поясни.
- Сбор – это собрание пионеров. Пионеры объе-
динялись в отряды, внутри них делились на звенья.
Возглавлял звено звеньевой, а отряд – совет отряда
во главе с председателем совета, был и заместитель
председателя совета. Их, как и совет дружины, из-
бирали на сборах. Слет – это сбор лучших предста-
вителей пионерских дружин. Понял?
- Ага. И что с батареями?
- Они были сложены за сараем у высокого
забора. Мы были пятиклассниками. Перемахнули по
замершим сугробам, дело-то было в начале марта,
через забор и начали одну за другой батарею под-
нимать и перекидывать через забор. Батареи чу-
гунные, тяжелые и ржавые, обледеневшие, ме-
стами со сколами, вот одна мне и попала по пальцу.
Кто-то из ребят не удержал…
- И что?
- Пол пальца посинело, потом почернело, мясо со-
рвалось почти до кости. Кровищи было…
- И как же ты?
- Нормально, пришел в школьный медпункт, мне
там палец медсестра обработала, забинтовала, и я
вернулся к ребятам. Палец долго болел, но все, как
видишь, обошлось. Только небольшой шов остался.
Смотри…
- Ничего себе небольшой! В пол пальца…
- Нормально, главное, что тогда наш отряд занял
первое место по сбору металлолома.
- И чем вас наградили?
- Честно говоря, не помню… Может быть и ничем,
не помню… А раз не помню, то, скорее всего, только
сказали на сборе дружины и повесили объявление в
фойе школы…
- И надо было из-за этого корячиться?
- Надо! Мы понимали, что это нужно стране, да и
было интересно: найти, притащить и стать первыми.
Это было похоже на игру, а в игре, сам знаешь,
азарт великое дело….
- Да, знаю…

Полный текст моей книги: Фролов О.В. Диалоги деда и внука – М.: Эдитус, 2013. – 138 с. ISBN 978-5-906162-34-2
по ссылке http://iamwpp.blogspot.ru/p/blog-page_8.html