Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

ХИТРАЯ ЗАГЛУШКА. На конкурс ЗПВМА (вне конкурса).

+3
Голосов: 3
Опубликовано: 7 дней назад (27 июня 2020)
Редактировалось: 6 раз — последний 2 июля 2020
Настроение: загадочно-конкурсное
- Я собрал вас, чтобы сообщить, что вчера у меня был серьёзный разговор в отделе промышленности и энергетики ЦК.
Директор ТЭЦ – маленький, сухощавый монгол с лицом, похожим на мордочку тарбагана* – обвёл умными глазками участников совещания.
- Мы снова чуть не заморозили Улан-Батор из-за аварийной остановки котла, когда на улице мороз тридцать градусов, и всё на пределе. Я не технарь, а литератор, но партия поставила меня руководить электростанцией, чтобы обеспечивать столицу теплом, а всю Монголию – электричеством. И я спрашиваю, что у нас происходит? Давай, Лхагва, скажи, ты начальник котельного цеха.
Лхагва, лет тридцати, не по-монгольски узколицый, встал, помолчал с полминуты, теребя пальцами ежедневник. И негромко сказал:
- Я по специальности тоже не технарь. Партия и вы поставили меня руководить коллективом котельного цеха…
Директор не дал ему договорить:
- Ну, вот! Собрались тут начальниками писатели да бывшие ревсомольские работники! Ладно, хоть заместитель у тебя технарь, диплом инженера имеет. Говори, Чимидцэрэн!
Молодой парень с копной чёрных волос на голове, с симпатичными монгольскими чертами лица порывисто встал и горячо заговорил:
- Да этот пятый котёл издевается над нами! Мы его досконально изучили, можно сказать, «обнюхали» со всех сторон, этим летом капитальный ремонт сделали, заменили всю арматуру! А он, как неблагодарная тварь, то и дело аварийно останавливается из-за резкого понижения уровня воды в барабане. Воды, видите ли, ему не хватает! Если бы не автоматика, давно бы взорвался! Я уже не знаю, что вскрывать и в какую дыру лезть…
Бямбажав покачал головой.
- Может, молодой ремонтник что-нибудь дельное скажет?
Но главный инженер Лувсанцэрэн ни слова не дал сказать инженеру по ремонтам Эрдэмбаяру, всего полгода назад окончившему Московский энергетический институт. Можно сказать, «прикрыл» его своей широкой спиной. Он сам был выпускником МЭИ, только не теплоэнергетиком, а электриком. В шутку он говорил: «Как приеду в Москву, чувствую себя как дома, приеду в Улан-Батор – как в гостях!»
Он не стал вставать и говорил сидя.
- Я разговаривал с советскими специалистами. И для них ситуация с пятым котлом очень непонятная. Тем более, что Николай Иванович Баранов у нас по контракту инженер-консультант по эксплуатации котлов, а не по ремонту. Но есть хорошая весть. Завтра к нам прилетает из России как раз инженер по ремонту котельного оборудования.
- Ну-ка, поподробнее, - попросил директор.
- Шипков Владимир Михайлович. 27 лет. Работал на Ульяновской ТЭЦ начальником смены и заместителем начальника котельного цеха. Там котлы среднего давления, такие же, как у нас. Я специально интересовался, разговаривал с «Загранэнерго».
- Неплохая весть, - одобрил Бямбажав. – Молодой только ещё. Опыта большого, конечно, нет.
В разговор «встрял» Лхагва:
- Начальник смены, замначальика цеха – это тоже больше эксплуатация, чем ремонт.
- Ну, посмотрим на деле, - завершил совещание директор…

Владимир Шипков, светловолосый парень, чуть ниже среднего роста, в очках, как только ему рассказали о «чудачествах» пятого котла, в первую очередь заставил вскрыть всю арматуру – задвижки, вентили, клапаны – по ходу воды в котёл. Всё было в порядке. Причина «чудачеств» была в чём-то другом.
На Ульяновской ТЭЦ, куда он получил направление по окончании Куйбышевского «политеха», вначале он действительно занимался эксплуатацией, работая начальником смены котельного цеха. Но когда стал заместителем начальника цеха, то пришлось вникать и в ремонтные дела. Общение с опытными мастерами, бригадирами, слесарями, сварщиками очень много дало ему. Потому что он старался вникнуть в суть каждого дела. Иногда бригадир Александр Иванович Железняков (фамилия-то какая!) даже «гнал» его от ремонтируемого оборудования:
- Владимир Михайлович! Да идите вы в кабинет или по другим делам! Справимся мы вовремя, не в первый раз!..
А ещё Владимир не раз в мыслях «хвалил» себя за то, что перед отъездом в Монголию не поленился в Москве сходить в «Техническую книгу» и приобрести там очень полезную для себя книгу А.А.Цешковского «Ремонт оборудования котельных цехов».
Отправляясь вместе с Чимидцэрэном и Эрдэмбаяром в «путешествие» по пятому котлу, Владимир вспомнил, как однажды в Ульяновске один из руководителей города, будучи на «экскурсии» в котельном цехе, спросил: «А где же тут котлы? Я не вижу ни одного!» В его представлении котёл на станции был чем-то вроде большого чайника или самовара. А энергетический котёл – это огромное сооружение высотой пятьдесят-семьдесят метров, обшитое металлом и опутанное трубами, металлическими лестницами, площадками. Как у Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье…»
Вода, которая в котле превращается в пар, попадает в барабан – стальной цилиндр с толстыми стенками диаметром около полутора метров, расположенный на самой верхней площадке котлоагрегата. Но прежде чем попасть в барабан, вода подогревается уходящими из топки газами (экономия!) в экономайзере – трубном теплообменнике, обычно состоящим из двух ступеней. Между этими ступенями есть водоперепускная труба. Эта труба имеет длину шесть-восемь метров, потому что между ступенями экономайзера располагается ступень воздухоподогревателя (в топку лучше подавать горячий воздух!).
Вот эта водоперепускная труба между ступенями экономайзера и попала «под подозрение» у Владимира.
- Мне нужен металлический шарик, - сказал он Чимидцэрэну. Тот удивлённо посмотрел на Владимира, но удержался от вопроса «зачем?» и послал Эрдэмбаяра искать шарик.
Через некоторое время Владимир увидел, как на соседней площадке сварщик «режет» большой подшипник.
- Что он делает! – воскликнул он.
- Но ты же просил шарик, - невозмутимо ответил Чимидцэрэн.
- Вы же сейчас зарезали большого барана! Разве нельзя было найти на станции ненужный шарик?!.
Как бы то ни было, шарик оказался в руках у Владимира. Он попросил Эрдэмбаяра спуститься на площадку верхнего коллектора первой ступени экономайзера, чтобы через открытый лючок коллектора зафиксировать падение шарика в него через водоперепускную трубу. Подошли с Чимидцэрэном к вскрытому лючку нижнего коллектора второй ступени экономайзера. Посветив фонариком, нашли «дыру» перепускной трубы в коллекторе.
- Эрдэмбаяр, готов?
- Готов!
- Бросаю шарик!
Через десять секунд:
- «Поймал» шарик, Эрдэмбаяр?
- Нет никакого шарика!
- Не может быть!
- Точно! Я бы услышал, если бы он упал сюда!
Довольно длинная водоперепускная труба была сварена из двух коротких.
- Пусть сварщик режет сварной шов! – сказал Владимир Чимидцэрэну.
Через пять минут сварщик подал инженерам металлический кружок, извлечённый им из разрезанного шва водоперепускной трубы. Он был толщиной пять-шесть миллиметров, а по диаметру почти такой же, как труба.
Владимир догадался, что кружок-диск «висел» в трубе, задержанный внутренними наплывами сварного шва, превратившись в своеобразный клапан. Действия его были непредсказуемы: встанет вертикально – проход воде открыт, «ляжет спать» горизонтально – воде «красный свет – прохода нет!», и котёл кричит: «Я без воды, сейчас взорвусь!»
Но как попал этот «клапан» в водоперепускную трубу? Это тоже надо было выяснить. Владимир спустился к верхнему коллектору первой ступени экономайзера и через вскрытый лючок, подсвечивая фонариком, ещё раз внимательно осмотрел «внутренности» коллектора. Через некоторое время ему всё стало ясно.
В этот коллектор входила ещё одна труба такого же диаметра, как и водоперепускная. Это была труба, отводящая воду от пароохладителя. Есть такое устройство на энергетическом котле. Оно снижает температуру пара после пароперегревателя до температуры, нужной паровой турбине. Пар вращает рабочие диски турбины, турбина вращает ротор генератора, который вырабатывает электроэнергию. Вот вам и схема электростанции.
Но вернёмся к нашим «баранам». Эта труба от пароохладителя входит в коллектор горизонтально и заглушена с торца приваренным к ней металлическим диском, а воду в коллектор «выпускает» через просверленные в ней мелкие отверстия, как в дущевой сетке. Здесь-то Владимир и понял, откуда взялся тот металлический кружок в водоперепускной трубе. Это была торцевая ЗАГЛУШКА трубы с пароохладителя! При монтаже котла, вероятно, сварщик «прихватил» её к трубе двумя-тремя сварными «точками». А обварить по окружности забыл или не счёл нужным! Постепенно от коррозии, от механического воздействия давления воды заглушку «оторвало» от трубы и «потащило» питательной водой котла в водоперепускную трубу между первой и второй ступенью экономайзера, где она благополучно застряла в сварном шве и превратилась в «ХИТРУЮ ЗАГЛУШКУ» - нерегулируемый клапан.
Так Владимир Шипков раскрыл причину загадочного поведения пятого котла на ТЭЦ в Улан-Баторе и этим не дал упасть авторитету директора ТЭЦ Бямбажава в отделе промышленности и энергетики ЦК МНРП, а котельщиков ТЭЦ избавил от «издевательств» пятого котла…
За два года, проведённые Владимиром в Монголии, он «разгадал» ещё немало загадок и, пользуясь безграничным доверием главного инженера Лувсанцэрэна, с монгольскими друзьями-инженерами провёл ряд реконструкций в котельном цехе. И кое-кто на станции звал его «Багш» - «Учитель».
Провожая Владимира после окончания контракта, Бямбажав подарил ему прекрасную кожаную куртку и сказал:
- Вот на станцию приехал Шипков. Я смотрю: котлы такие большие, а Шипков такой маленький! Ну что он с ними сделает?! А он показал, как надо работать инженеру. Сначала всё изучит, нарисует, какие надо, чертежи, а потом идёт в цех и вместе с рабочими претворяет задуманное в жизнь!..

Возвратившись из монгольской командировки, Владимир нашёл в Москве Александра Алексеевича Цешковского, автора книги, которая очень помогала ему в Монголии. Тот был заведующим лабораторией Московскго отделения ЦКТИ имени И.И.Ползунова. Владимир поблагодарил его и оставил на память бутылку хорошего коньяка.
Кстати, о проверке труб с помощью металлического шарика тоже написано в книге Цешковского…

*Тарбаган – монгольский сурок.


Бямбажав (второй справа)
Лувсанцэрэн (в центре)
Чимидцэрэн
Эрдэмбаяр
Комментарии (9)
Яков Смагаринский #    29 июня 2020 в 13:48
У кого шарики работают, тот и в Монголии не пропадёт!
Монгольский язык не знаю, но понимаю, что грамота выписана на имя автора, Баярына (читай: боярина) Геннадия Зенкова. Очерк заслуживает грамоты и на русском языке: занимательное описание устройства теплотехнического котла.
Геннадий Зенков #    29 июня 2020 в 15:13
По просьбе творчески трудящегося Якова выставляю грамоту на русском языке. Если в Монголии происходили и происходят загадочные явления и события, то в Австралии, удалённой от других континентов, - тем более! С нетерпением ждём от Якова их описание. Можно и без грамот- дипломов. Диплом выпишет Пушкин!
Яков Смагаринский #    29 июня 2020 в 15:57
Спасибо, Геннадий! Отправил одно. (С моего блога)
Лидия Павлова #    29 июня 2020 в 23:02
Прямо инженерно-технический детектив! Геннадий, это же новый жанр в литературе! Занимательно, интригующе и очень познавательно.
Захотелось даже составить что-нибудь вроде энциклопедии "Тысяча и один способ применения шариков в технике и быту" ))) Шарикоподшипники, шариковые ручки, выявление неполадок в оборудовании котельных цехов...
Геннадий Зенков #    30 июня 2020 в 04:24
Точно, Лидия! С вашей помощью до меня дошло, что я, по сути, создал новый жанр в литературе - инженерно-технический детектив. Опубликую-ка я вне конкурса ещё один рассказ из этого жанра - "Капризный лифт".
Лидия Павлова #    1 июля 2020 в 13:46
Название уже интригует)). Думаю, из ваших занимательных историй можно составить целый сборник рассказов с подзаголовком "Инженерно-технический детектив"
Геннадий Зенков #    1 июля 2020 в 14:29
Это хорошая идея, Лидия! Вы подсказываете мне направление... Правда, о пребывании в Монголии я хотел написать серию рассказов-очерков "Монгольские истории" вот с такой заставкой:
Лидия Павлова #    1 июля 2020 в 22:43
Интересная задумка! Желаю вам осуществить этот замысел. Только я бы не стала слово "истории" заключать в кавычки. Ведь это же действительно, как я понимаю, истории из вашей жизни, а кавычки придают иной смысл, обратный.
Марат Валеев #    2 июля 2020 в 16:52
Это не заглушка хитрая, это инженер хитро-мудрый! Очень интересно было почитать про советско-монгольское сотрудничество, Геннадий!