Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

КАПРИЗНЫЙ ЛИФТ. На конкурс ЗПВМА (вне конкурса).

+3
Голосов: 3
Опубликовано: 5 дней назад (30 июня 2020)
Настроение: инженерно-детективное
Много лет назад мне довелось поработать в Монголии. Я был молодым, и командировка в экзотическую страну была для меня интересной находкой. Хотя вначале я оформлялся в Египет, но там началась война с Израилем, и поездка сорвалась.
В Монголии я два года работал на тепловой электростанции в Улан-Баторе инженером по ремонту котельного оборудования. В то время там всегда присутствовали семь-восемь советских специалистов, которые помогали монголам в эксплуатации и ремонте, передавали свой опыт. У меня был подопечный Эрдэмбаяр. Он закончил Московский энергетический институт, при этом даже женился на москвичке и привёз её в Улан-Батор.
Мне нравятся необычные монгольские имена. Вот Бямбажав – директор станции, писатель и поэт по призванию и очень умный руководитель. Главный инженер Лувсанцэрэн - тоже выпускник МЭИ - в шутку говорил, что в Москве он как дома, а в Улан-Баторе как в гостях. Заместитель начальника котельного цеха Чимидцэрэн, женские имена: Золбоо, Лувсанхуу…
Работать было очень интересно. Ведь на Родине в должности заместителя начальника цеха мне редко приходилось иметь дело непосредственно с «железками». На то были опытные слесари, бригадиры, мастера. Другое дело здесь… Провожая меня по окончании командировки, Бямбажав сказал: «Вот приехал к нам Зенков, и я подумал: котлы такие большие, а он такой маленький. Что он с ними сделает? А он показал, как надо работать инженеру: сначала нарисует чертежи, а потом вместе с рабочими претворяет их в жизнь!»
Приходилось решать и необычные технические проблемы. Я – теплоэнергетик, а однажды пришлось ремонтировать… лифт.
Во время ремонта кирпичной обмуровки котла, я увидел, как обмуровщица-китаянка по крутым лестницам поднимает на своей спине с десяток кирпичей с помощью наплечных носилок из стального прутка. Конечно, я не мог равнодушно смотреть на такой «рабский» труд.
Оказалось, что в цехе есть грузовой лифт, но он не используется, потому что неисправен. При подъёме или опуске кабина лифта неожиданно останавливается, зависает. Срабатывает автомат защиты кабины от падения её на дно лифтовой шахты. Наш специалист по автоматике проверил схему и доложил, что она работает нормально. Значит, причина ненормальной работы лифта – в его механической части.
Изучаю устройство лифта. На самом верху – силовое отделение, где установлена главная лебёдка с электродвигателем и мощным стальным тросом, прикреплённым к кабине лифта. В шахте по двум её противоположным стенкам по всей высоте тянутся две вертикальные шины из стальных полос. За них своими «руками»-ловителями «держится» кабина лифта. Вернее, при нормальной скорости движения кабины «руки» пропускают шины «сквозь пальцы» и не дают «болтаться» кабине в шахте. А если скорость кабины превышает допустимую, пальцы «рук» сжимаются вокруг стальных шин, и кабина резко, с металлическим лязгом, останавливается.
Действие автомата безопасности стало понятным. Но кто даёт команду «рукам»-ловителям? Замечаю стальной тросик в палец толщиной, который прикреплён к кабине, и движется вместе с ней. А другим концом , проходя через окружность маленького блока, тросик связан с маленькой лебёдкой, на барабане которой он то накручивается, то раскручивается. Смотрю на тросик, блок, соображаю… И вдруг, по наитию, как по подсказке, говорю Чимидцэрэну:
- Надо сменить тросик!
- Зачем? Он же целый.
Я настаиваю. Приносят со склада новую бухту такого же тросика, заменяют «старый».
Включаем лифт. Теперь он работает нормально, без ненужных остановок. Монголы смотрят на меня, как на волшебника.
Оказалось, что на «старом» тросике был «угол», неисправимый перегиб. Когда он набегал на блок, получался неполный охват окружности блока тросиком. Блок на мгновение ускорял своё вращение, и этого было достаточно, чтобы автомат резко останавливал кабину.
Инструкция такую неисправность не предусматривала. А монтажники, видимо, пользовались неисправным лифтом, каждый раз вновь запуская его при неожиданной остановке.
Похоже, не зря знаменитый Вольф Мессинг сказал при встрече, что у меня сильная аура. Интуиция и логика ещё не раз выручали меня в Монголии…
Комментарии (4)
Зинаида Дмитриева #    1 июля 2020 в 19:31
Геннадий, я этот рассказ уже читала. Только не помню, где вы его опубликовывали. Видно, что человек вы талантливый и многосторонний. Интересно описываете, даже
чисто технические работы.
Геннадий Зенков #    1 июля 2020 в 20:01
Да, Зинаида, этот рассказ участвовал в конкурсе "Невероятная находка" на Самсуде в 2016 году, но особых лавров не снискал. А многосторонность не даёт скучать в жизни, но не приводит к "высшим достижениям". В шахматах я не стал гроссмейстером, в работе - министром энергетики, в писательстве - лауреатом Нобелевской премии и т.д. Всё на среднем уровне!
Лидия Павлова #    1 июля 2020 в 23:44
Лифт был ленив. Безделья ради
Придумал с тросиком уловку.
Но проницательный Геннадий
Разоблачил хитрюгу ловко.

Да, великое дело - знания и опыт. Но когда к этому всему ещё имеется интуиция, это вообще замечательно.
Марат Валеев #    2 июля 2020 в 17:07
Слава советскому инженеру Геннадию Зенкову, предотвратившему рабский труд китаянки! dance