Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Созидатель музея. Аннэта Басс в воспоминаниях коллег, друзей и единомышленников

18 февраля 2020
Просмотров: 1681
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
Созидатель музея. Аннэта Басс в воспоминаниях коллег, друзей и единомышленников
18 февраля 2020
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 1681
Поделиться:

Шестнадцатого апреля 2020 года исполнится 90 лет со дня рождения Почетного гражданина Самарской области, заслуженного работника культуры РСФСР, лауреата Государственной премии России, члена Союза художников СССР и Российской Федерации, Международной Ассоциации искусствоведов Аннэты Яковлевны Басс. Пятьдесят четыре года своей жизни Аннэта Яковлевна посвятила Самарскому областному художественному музею, из них сорок четыре года проработала его директором.

На страницах нашего журнала своими воспоминаниями об Аннэте Яковлевне делятся ее коллеги, друзья и единомышленники. На DVD-диске размещен фильм из цикла «Самарские судьбы» и уникальные кадры кинохроники.

Аннэта Яковлевна, мы вас помним и любим!

Аннэта Яковлевна Басс

Почетный гражданин Самарской области, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат Государственной премии России, член Союза художников СССР и Российской Федерации, Международной Ассоциации искусствоведов, награждена Почетным знаком «За труд во благо земли Самарской».

Родилась в 1930 году в Самаре. По окончании искусствоведческого отделения исторического факультета Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова с 21 июля 1953 года до 19 января 2006 года работала в Куйбышевском городском художественном музее (ныне – Самарский областной художественный музей). Директор музея в 1958-1987, 1992-2006 годах.

Автор глав в путеводителе по Куйбышевскому художественному музею (1961 год), книге «Изобразительного искусства мастера» (1986 год), составитель «Каталога русской живописи XVIII – начала XX века», редактор ряда изданий, в том числе Краткого справочника по Куйбышевскому городскому художественному музею (1957 год).

В 1961-1963 годах была депутатом Куйбышевского городского Совета депутатов, возглавляла культурно-просветительскую комиссию.

В 1989 году благодаря усилиям Аннэты Басс музею было передано здание бывшего горкома КПСС (ул. Куйбышева, 92). В июле 1990 года в селе Ширяево после реставрации был торжественно открыт Дом-музей И.Е. Репина. В переданной музею усадьбе П.И. Шихобалова (ул. Венцека, 55-57) после реставрации здания предполагается создать Музей культуры старой Самары.

Скончалась 19 января 2006 года.

В 2019 году в Самаре именем Аннэты Басс названа одна из улиц.

Алла ШАХМАТОВА, директор Самарского областного художественного музея:

– Как я познакомилась с Аннэтой Яковлевной? Мне несколько раз задавали этот вопрос, но я не знаю на него ответа. Кажется, мы были знакомы всю мою жизнь. Студенткой я бегала в художественный музей на лекции, еще в то здание на площади Куйбышева. Несмотря на большую разницу в возрасте, Аннэта Яковлевна всегда была для меня в первую очередь самым настоящим другом. В музее всегда царила по-особенному уютная атмосфера. Она не разделяла свою жизнь на дом и работу. К Аннэте Яковлевне можно было прийти без звонка и без предупреждения, дверь в кабинет директора музея была всегда открыта. Не помню, был ли у нее секретарь. А какими беляшами она угощала меня в своем кабинете! Только войдешь, она тут же предлагала чай, и начиналась беседа!..

А какие были выставки! Какие впечатления от работ Станислава Федорова, Валентина Пурыгина! В общении с Аннэтой Яковлевной, с окружавшими ее людьми открывался иной мир – и не только связанный с искусством. Ее взгляды на жизнь, ярко выраженная точка зрения, гражданская позиция были лишены внешнего пафоса и лоска. Она была настоящей во всем.

Когда в 1998 году я решилась открыть первую в Самаре частную художественную галерею, Аннэта Яковлевна поддержала меня. Первое слово на открытии галереи принадлежало ей. В свое время вместе мы задумали и воплотили в жизнь проект, в котором художники, делавшие в галерее выставки, передавали музею в дар одну-две свои работы. Мне кажется, Аннэта Яковлевна и сегодня незримо где-то рядом со мной. С тех пор как я стала директором Самарского Художественного музея, ее портрет встречает каждого из нас рядом с нашей знаменитой мраморной лестницей.

Войти в музей в качестве директора я решилась не сразу. На первое предложение, сделанное мне в кабинете министра культуры, я ответила отказом. Мне дали время подумать. Я не чувствовала себя готовой на столь ответственный шаг. Когда первый срок ожидания истек, мне вновь дали время подумать, и наконец я приняла это решение. Принято считать, что сейчас пришло время так называемых универсальных менеджеров, которые с одинаковым успехом могут руководить чем угодно. В мире культуры и искусства руководитель – это больше, чем менеджер.

Аннэта Яковлевна создавала музей как минимум поволжского, а как максимум – российского и международного масштаба. В самые непростые времена она была одним из родоначальников современной проектной деятельности. Мы развиваем заложенные ею традиции, стремимся создавать проекты, объединяющие музеи не только Поволжья, но и всей страны. С каким успехом в 2019 году состоялись наши «Великие Маковские»! Куда бы я ни приехала, в любом музее, узнав, что я из Самары, тут же вспоминают Аннэту Яковлевну Басс, делятся воспоминаниями о ней. Она была твердым, несгибаемым человеком. Казалось бы, откуда в ней эта внутренняя сталь? Только сейчас я понимаю, чего этой маленькой, внешне очень мягкой женщине стоили решения, которые она как директор музея принимала часто вопреки воле властьпредержащих. В то время, когда люди в нашей стране думали о том, как выжить, когда многим было не до искусства, в музее кипела жизнь – выставки, лекции, концерты. При Аннэте Басс не было мероприятий для галочки. Она никогда и не употребляла этот термин – «мероприятие». Она жила жизнью музея.

На мой взгляд, Аннэта Яковлевна была в самом широком смысле этого слова человеком авангарда. У нее было авангардное мышление. Мы продолжаем начатый ею поиск новых форм работы. Сто лет назад в нашем музее появились первые работы авангардистов. Этот юбилей будущим летом мы отметим большой выставкой с приглашением коллег из ведущих музеев страны. В фирменном поезде «Жигули» теперь есть вагон, оформленный в духе отечественного художественного авангарда. Можно купить билет в купе с копиями картин Казимира Малевича, Михаила Ле-Дантю, других художников, прослушать записанный нашими сотрудниками рассказ об их творчестве. Такого нет больше нигде, это наше самарское музейное ноу-хау.

Бесконечно жаль, что Аннэты Яковлевны нет с нами. Жаль, что в свое время я не посвятила ей чуть больше времени. Жаль, что мы уже не сможем, как прежде, сесть и поговорить обо всем.

Татьяна ПЕТРОВА, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, заслуженный работник культуры Самарской области:

– В художественном музее я работаю с 1964 года чуть ли не во всех должностях, какие только возможны – младший научный сотрудник, экскурсовод, старший научный сотрудник, завотделом русского искусства, главный хранитель, заместитель директора по науке. Все эти годы рядом со мной была Аннэта Яковлевна. В конце 2005 года она ушла в больницу и из нее уже не вернулась.

В конце шестидесятых годов в экспозиции музея авангарда не было, большая часть произведений искусства Западной Европы была в запасниках. На втором этаже в здании на площади Куйбышева русское искусство выставляли скромно, в приоритете на третьем этаже было художественное творчество советского периода. Жизнь музея кардинально изменилась во время перестройки и особенно в связи с переездом в дом на бывшей Дворянской улице: пришло время для авангарда, искусства Востока, Запада, масштабных выставочных проектов. Мы ведем не провинциальную по своей сути, большую научную работу, которая традиционно высоко оценивается профессиональным сообществом, но неизвестна широкой публике.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!