Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

«Лицом к лицу», от сердца к сердцу

30 сентября 2019
Просмотров: 641
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
«Лицом к лицу», от сердца к сердцу
30 сентября 2019
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 641
Поделиться:

Сейчас такое время, когда не принято хвалить тех, кем действительно восхищаешься, время, когда все только и делают, что говорят: «Там – хорошо, а у нас – плохо!» лейтмотивом всей жизни становится нытье и недовольство жизнью.

Но ведь вокруг нас с вами так много прекрасного, чистого и светлого. Об этом хочется говорить и писать!

Конечно, я понимаю, что на меня посыплются комментарии, обвиняющие в приторно-ванильном характере статьи, еще и про театр, в котором я сама работаю. Да разве я виновата в том, что мне действительно нравится этот театр?

И я бы хотела, чтобы каждый, кто прочтет эту статью, познакомился с ним и полюбил его так же, как я.

Помню, как первый раз познакомилась с театром «Лицом к лицу». Александр Тимофеевич Золотухин, наш Самарский режиссер, преподаватель в институте культуры, привел меня к дому на улице Аэродромной.

– Вот здесь располагается этот удивительный театр.

– Где – здесь? – смотрю во все глаза.

– Да вот.

Мне кажется, в тот момент я физически услышала, как с треском рвутся шаблоны, с визгом разрываются стереотипы, рушатся годами возводимые рамки.

Но прежде, чем я увидела сам театр, передо мной предстала его хозяйка – художественный руководитель Екатерина Евтух. В тот момент мне показалось, что она вся соткана из любви, тепла и добра. Никогда прежде я не видела таких чистых душой людей. Она словно была насквозь пропитана светом, он исходил из нее и устремлялся куда-то в небо.

Мы поздоровались и вошли внутрь.

Театр, созданный на восемнадцати квадратных метрах, всего на 12 зрителей. Это не большой, помпезный театр, всем своим видом кричащий: «Купите билетик!»

Обычное здание, заподозрить которое в наличии театра сложно, самая обыкновенная дверь. А там, за порогом, – уютное кафе где-то заграницей, морская галька и город детства. Перед зрителем вырастают человеческие несчастья и радости, складываются целые судьбы, и чья-то жизнь решается в метре от него. Такая близость со зрителем исключает всякий намек на фальшь и наигрыш.

Театр «Лицом к лицу» – это плод любви, рожденный двумя преданными искусству и мечте людьми, – Василием и Екатериной Евтух.

Попав сюда однажды, равнодушным не может остаться никто. В этот театр либо всем сердцем навсегда влюбляются, либо начинают жгуче ненавидеть, оттого что сами не смогли реализовать свою мечту.

«Все мы сталкиваемся с вопросом: кто мы и куда идем? – говорит художественный руководитель театра Екатерина Евтух. – Для меня ответ на этот вопрос пришел в раннем детстве. Я поняла, что театр – дело моей жизни, в 7 лет.

Каждый раз, когда я смотрела в зеркало, я видела там актрису, каждый раз, когда я брала в руки ручку, понимала, что у меня есть потенциал режиссера. Каждый раз, когда я приходила на репетиции или как зритель смотрела спектакли, то чувствовала, что тоже могу высказываться на уровне театра, на уровне целого театрального репертуара, что во мне есть способность объединять людей.

Сейчас многим это кажется естественным, уже привыкли, что есть Екатерина Евтух – актриса, режиссер, художественный руководитель театра. Но когда мне было 7 лет, для окружающих это было не столь очевидно, а я уже знала».

Оглядываясь на свою жизнь спустя годы, Екатерина признается: «Конечно, как многие будущие артисты, я слышала массу доводов и разговоров, которые позволили бы мне усомниться в себе, отказаться от этой идеи, поставить на себе крест».

Один из таких случаев произошел, когда Екатерина училась в девятом классе 25 школы. Она собиралась поступить в класс с эстетическим уклоном, где одно из направлений было театральным.

Мама тогда уговаривала увлеченную театром дочь выбрать другую профессию, и ее доводы показались Екатерине разумными. Она решилась. Отныне никакой интеллигенции, никакой русской тоски, никакого театра во веки веков!

Было решено: она заберет документы из своей школы и поступит в торговое училище на продавца непродовольственных товаров. Но прежде нужно было попрощаться с мечтой – навсегда попрощаться с театром.

Вместе с подругой она взяла билет в Академический театр драмы имени Горького. В тот момент ее не волновало, какой спектакль давали, главное было то, что это должен был стать самый последний визит в театр.

Играли «Душечку» Чехова. Спектакль затронул ее до глубины души. Нет, даже не сам сюжет! Екатерина разглядела в нем нечто большее, а именно посыл никогда ни под кого не подстраиваться.

Спектакль, который должен был стать последним в ее жизни, придал новый импульс мечте. Окончив школу, Екатерина поступила в СГИК на режиссерский курс к Александру Тимофеевичу Золотухину и окончила обучение с отличием.

Встреча с Василием Евтух для Екатерины оказалась судьбоносной. Василий, окончивший курс Петра Львовича Монастырского, стал не только супругом Екатерины, но и верным соратником в любимом деле.

Василий Евтух о решении связать жизнь с театром:

– Сложно однозначно сказать, когда и как это произошло. Увлечение театром как видом искусства было в детском возрасте, очень любил ходить на спектакли, иногда участвовал в школьных мероприятиях. Интерес к театру как к профессии пришел значительно позже. В некотором роде, не вдаваясь в подробности, можно сказать, что выбор театрального пути – случай, судьба.

Сейчас я продолжаю осознанно влюбляться в театр-профессию. Мне всегда было интересно, как один человек может сегодня быть одним, завтра другим и при этом почти всегда достоверно передавать образ героя. Не могу сказать, что был хорошим студентом, это было время, когда молодая кровь хочет свободы. Однако, познавая глубины профессии со значимым для Самары и России мастером курса Петром Львовичем Монастырским, я все больше понимал, сколько таит в себе психологии, фантазии, волшебства мир театра. Для меня очень важным было оправдать его доверие. В жизни я часто наблюдаю, когда импульсом к тому или иному выбору служит внутреннее чутье, ощущение. Выбор, казавшийся тогда одним из возможных вариантов направления своей судьбы, в конечном итоге привел меня к театральным кулисам. И, наверно, только после того, как Петр Львович ушел из жизни, я понял, что быть режиссером и актером – решение на всю оставшуюся жизнь.

Василий вместе с Екатериной основали театр, не похожий ни на один другой театр Самары, это касается и эстетики театрального пространства, и выбора репертуара, и отношений внутри труппы.

Главный режиссер театра Василий Евтух настаивает на тщательном выборе репертуара и на том, что постоянно необходимо заставлять себя размышлять над тем, что такое «искусство», как к нему относиться, как в нем развиваться и жить: «В пору сегодняшних инсталляций, перформансов, флэшмобов очень сложно определить, является это искусством или нет. Возможно, я как человек, живший в последнее поколение пионеров, старомоден, и новейшие течения и внедрение технологий в различные творческие области мне кажутся не совсем уместными. Так я, например, не могу принять использование видеопроекторов на театральных подмостках, так же как и картин в виде двух вертикальных полос разного цвета, уходящих с аукционов за многие миллионы долларов. Искусство необходимо, оно может само ставить вопросы жизненных ценностей, оно же может отвечать на эти вопросы, и сегодня великое разнообразие форм для ответа на них. Однако видна и проблема в сформированном сегодня обществе потребления, которое не желает задаваться подобными вопросами, не желает на них отвечать, и тогда возникает вопрос: «Если вся функция искусства и творчества свелась сегодня большей частью к легкому и бездумному развлечению, способному потешить только свое самолюбие и гордость, то зачем оно такое нужно?» Конечно же, это решает каждый сам для себя, и есть люди, по-настоящему поглощенные творчеством, продолжающие будить души потребительского рабства, а есть те, кто на гребне волны просто собирает гонорары и продолжает плевать в умы и сердца людей своим «искусством». Я не претендую на уровень гуру в этом вопросе, я не знаю всех ответов, но я знаю, что через театр и сцену я могу растормошить спящих, чтобы они увидели нечто большее, чем ежедневную бутылку пива, опостылевшую работу и шопинг по выходным».

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!