Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Светлана Хумарьян. Ее жизнь в искусстве

31 марта 2015
Просмотров: 3675
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Поделиться:
Светлана Хумарьян. Ее жизнь в искусстве
31 марта 2015
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 3675
Поделиться:

Кажется, ее жизнь расписана по дням и по часам на пару лет вперед. Кажется, она не знает усталости. Кажется, все ее проекты обречены на успех. Так кажется со стороны...

Светлану Петровну Хумарьян знают не только в Самаре и не только в Самарской области. Вся ее жизнь неразрывно связана с культурой и искусством. Уникальность ситуации в том, что, будучи по должности управленцем, менеджером, руководителем, эта женщина так и не стала генералом в юбке, чиновником от культуры. Даже формально уйдя на пенсию, она продолжила заниматься любимыми делами. А таких дел у нее немало. Светлана Хумарьян – автор идеи и бессменный руководитель Ордена «Екатерины Великой» Фестиваля классического балета имени Аллы Шелест.

Благодаря ей состоялись не имевшие аналогов в нашей стране областные культурные программы «От Ра до Волги», «Год Алабина», фестивали «Опера-парад», «Театральная Самара», «Золотая Репка». Без Светланы Хумарьян невозможно представить историю конкурса имени Дмитрия Кабалевского и цикл вечеров памяти деятелей театра в Самарском Доме Актера. А мировые премьеры опер Сергея Слонимского «Виринея», «Мария Стюарт», «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного» в академическом театре оперы и балета!.. Светлана Хумарьян пишет театроведческие статьи для самарской и столичной прессы, пишет и составляет книги об истории театра.

Почетный гражданин Самарской области, заслуженный работник культуры России, театровед Светлана Петровна Хумарьян награждена орденами «Знак Почета», Дружбы. Она готова часами рассказывать о любимом балете, об актерах, писателях, музыкантах, художниках, с которыми ее сводила судьба. Она готова рассказывать о ком угодно, только не о себе. Вслед за Станиславским она повторяет, что любить надо искусство в себе, а не себя в искусстве. И добавляет: «Любой талант – это желание и умение работать».

Борис КОЖИН, член Союза кинематографистов России:
– 1949 год, июль. Нас, мальчишек и девчонок, везут на пароходе «Капитан Рачков» по Волге. Четыре года назад закончилась Великая Отечественная война. Нас везут показать волжские города, немного подкормить. Среди нас девочка Света, фамилия у нее Белоноженко. Потом она выйдет замуж, станет Светланой Хумарьян, потом возглавит областное управление культуры. Позже будет ее дружба с Аллой Шелест, позже будет дружба с Ростроповичем, потом будут десятки фестивалей, которые она организует в нашем крае. Кстати сказать, в 1955 году, когда я поступил в наш педагогический институт на историко-филологический факультет, в коридоре увидел Свету Белоноженко. Она окончила пединститут на год раньше, чем я.

В сорок девятом году на том же пароходе пионервожатым был выпускник ГИТИСа, молодой актер Михаил Лазарев. Школьники и школьницы называли его на вы Мишей. Позже Михаил Гаврилович Лазарев войдет в историю самарского театра. Народный артист России, ведущий актер драматического театра, председатель областной организации Союза театральных деятелей, строитель Дома Актера и прекрасный человек.

Светлана Хумарьян умеет дружить. Среди близких ей по духу людей не только творческие личности. Рядом с ней личности, яркие, неординарные.

И, конечно, уже более пятидесяти лет рядом с ней супруг – Сергей Георгиевич Хумарьян, выпускник того же педагогического института. Потомственный чекист, он 42 года прослужил в органах госбезопасности, более 20 лет руководил областной контрразведкой. Почетный сотрудник органов госбезопасности, полковник Сергей Георгиевич Хумарьян продолжает работать консультантом в областном Управлении ФСБ, руководит работой музея истории Управления…

Особое место в творческой жизни Светланы Петровны Хумарьян занимает Самарский академический театр оперы и балета. Благодаря Светлане Петровне именно на сцене этого театра состоялись премьеры всех масштабных опер Сергея Слонимского. Опера «Виринея» была отмечена дипломом Первой степени Министерства культуры РСФСР.  В 1981 году мировая премьера оперы «Мария Стюарт» стала центральным событием гастролей театра в Москве. Восемнадцатого февраля 1982 года, после триумфальных гастролей в столице, театру было присвоено почетное звание «академический». В 1993 году оперу «Гамлет» столичное профессиональное сообщество признало «уроком центральным музыкальным театрам».

Мировая премьера оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного» в 1999 году собрала в Самаре музыкально-театральную элиту страны, представителей иностранных посольств. Спектакль, над которым работали дирижер Мстислав Ростропович, режиссер Роберт Стуруа, балетмейстер Алла Сигалова, художник Георгий Алекси-Месхишвили, транслировал телеканал «Культура». «Видения Иоанна Грозного» выдержали рекордные для современной оперы 30 показов и, как писала музыкальная пресса, «стали крупнейшим произведением и лучшим спектаклем в оперных театрах последней четверти двадцатого века».

В Самаре некоторые деятели науки и искусства восприняли спектакль негативно. Впрочем, Светлана Хумарьян умеет держать удары судьбы. В 1995 году смена художественного руководства в Самарском академическом театре драмы имени Горького расколола и коллектив театра, и его поклонников. На смену эстетике театра Петра Монастырского пришел театр Вячеслава Гвоздкова.

Вячеслав ГВОЗДКОВ, заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Самарского академического театра драмы им. Горького:
– Как процветал в то время оперный театр! На какой высоте находился академический театр драмы во главе с Петром Львовичем Монастырским! Я очень благодарен Светлане Петровне, что в 1995 году она предложила мне возглавить этот театр. Поначалу у меня были сомнения, но в итоге я согласился. Конечно, сейчас театр стал другим. Я благодарен Светлане Петровне за эти двадцать лет совместного творчества и дружбы. Помню, как мы познакомились в 1982 году, в Ростове-на-Дону. Светлана Хумарьян была на совещании руководителей областных управлений культуры, вечерами ходила в театры. Она посмотрела два моих спектакля в ТЮЗе. Это был первый театр, которым я руководил. Потом я работал в Ташкенте, Петербурге. Светлана Петровна, оказывается, все эти годы помнила обо мне, следила за моими спектаклями и, наверное, не случайно предложила мне принять Самарский академический театр драмы. У нее не случайно два высших образования – филологическое и театроведческое. В Ленинградском театральном институте она училась у Цимбала в окружении таких знаменитых критиков, как Смирнов-Несвицкий, Гительман. Она общалась с Диной Шварц, легендарным завлитом Большого драматического театра, с семьей Георгия Товстоногова. В итоге самарская культура получила очень хорошего руководителя. Она двадцать один год была помощником у Шаркунова, а затем возглавила управление культуры, и в это время мы работали вместе. Светлана Хумарьян – человек, у которого были огромные связи и знакомства в творческом мире: Татьяна Доронина, Георгий Товстоногов, Зиновий Корогодский…

Светлана Петровна умеет не жалеть о том, что было. Несмотря ни на что, она умеет оставаться собой. Если надо, может проявить характер.

Жизнь театра «СамАрт», особенно в трудные девяностые годы, невозможно представить без заботы и поддержки Светланы Хумарьян. Она всегда поддерживала этот творческий коллектив, не пропускала и не пропускает ни одной премьеры.

Сергей СОКОЛОВ, директор театра «СамАрт»:
– В каком бы городе я ни бывал или мои знакомые, товарищи, когда заходит речь о Самаре, о культуре, об искусстве, все говорят: «У вас же есть Светлана Петровна!» И, действительно, она у нас есть. Это очень глубокий человек, наш товарищ. К ней можно было прийти в любое время дня – хочу подчеркнуть! – и ночи, чтобы получить ответы на свои вопросы. После десяти часов вечера мы садились в ее кабинете и долго-долго разговаривали. И по телефону мы можем говорить достаточно продолжительно. Я в то время был совсем молодым руководителем. Светлана Петровна прививала в нас в чем-то, возможно, и воспитанную, но тогда лишь осваиваемую в профессии руководителя бесконечную любовь и преданность театру.

С именем Светланы Хумарьян связаны переезд театра Юного Зрителя из старого здания на Самарской улице в бывший кинотеатр «Тимуровец», реконструкция здания театра, приглашение в театр таких режиссеров, как Адольф Шапиро, Александр Кузин. Выстраивая художественную программу театра «СамАрт», Адольф Яковлевич Шапиро всегда обсуждал планы со Светланой Хумарьян. Так появились премьеры легендарных спектаклей «Бумбараш», «Мамаша Кураж».

С подачи Светланы Хумарьян и под ее руководством в 1993-1995 годах была подготовлена и издана четырехтомная «Историко-культурная энциклопедия Самарского края». Как позже напишут искусствоведы, в этой энциклопедии впервые был высвечен «историко-культурный микрокосм нашего края от археологических древностей до академических театров, институтов, сооружен постоянно обновляющийся пантеон, куда вслед за основоположниками – Гротом, Алабиным, Аксаковыми – вошли и персоналии наших современников».

О самой Светлане Хумарьян в четвертом томе «Историко-культурной энциклопедии Самарского края» лишь несколько строк: «Родилась 6 марта 1937 года в Иркутске. Заслуженный работник культуры РСФСР, член Федерального Совета при Министерстве культуры Российской Федерации. В 1959 году окончила историко-филологический факультет Куйбышевского педагогического института, в 1966 году – театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. С 1960 года – старший инспектор по учреждениям искусств управления культуры Куйбышевской области, с 1967 года – заместитель начальника управления по искусству, с 1990 года – начальник областного управления культуры...»

Светлана ХУМАРЬЯН, Почетный гражданин Самарской области, заслуженный работник культуры России:
– Я долго отказывалась, несколько дней ходила, убеждала, что не надо. Правда, с Шаркуновым у нас был такой хороший альянс! Я никогда не стремилась к карьерному росту. Но в облисполкоме в то время настояли на своем. Чего я боялась больше всего? Боялась, что не сумею найти с сельчанами, с работниками культуры, с заведующими отделами культуры тот тесный контакт, который у меня сложился за два десятилетия, а если вспомнить работу инспектором по искусству, то и за три десятилетия, с работниками искусства. Многих из них я знала еще до того, как вообще судьба моя определилась в профессиональном отношении. Я боялась не стать для сельчан столь же близким человеком, как для работников искусства. Надо сказать, первый год мне очень трудно давался. Меня коллеги по управлению критиковали, поправляли. У нас был очень хороший коллектив, было чувство товарищества всегда.

Валентина ПОНОМАРЕНКО, заслуженная артистка России, директор Детской центральной хореографической школы:
– Когда она была начальником управления культуры, выбивала для артистов трехкомнатные или четырехкомнатные квартиры, понимая, что артистам это надо. А сама все эти годы жила с мамой, с сыном и мужем в двухкомнатной квартире. Что скажешь, если человек всего себя положил на службу, на служение искусству! Это человек высочайшей культуры и, безусловно, женщина. С ней в один момент переходим от спектакля к одежде, к какой-то обновке. Она откликается на все. Такая она разная!..

Если вы впервые придете в гости к Светлане Петровне, долго будете рассматривать многочисленные фотографии дорогих ей людей. Фотографии с дарственными надписями. А книги! Уникальные издания по искусству, драматическому театру, балету, оперному искусству, живописи.

Кот считает, что он главный в этом доме, и не любит, когда хозяйка работает за столом, что-то читает или пишет. Муж, сын, невестка, внуки – в большой семье много забот…

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!