Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

От «Майских чтений» к «Майским читкам»

3 июня 2016
Раздел: Событие
Просмотров: 880
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
От «Майских чтений» к «Майским читкам»
3 июня 2016
Раздел: Событие
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 880
Поделиться:

В историю отечественного театра вошли существовавшие в Тольятти фестивали «Майские чтения», с легкой руки драматурга Вадима Леванова явившие миру так называемую «тольяттинскую школу новой драмы» в лице Юрия Клавдиева, братьев Дурненковых и других авторов. После смерти Вадима Леванова прервалась традиция работы с новой пьесой, публично не прочитанной, не опубликованной и не поставленной в театре. А тем временем ширится круг людей, пишущих пьесы.

Вячеслав СМИРНОВ, зав. литературной частью Тольяттинского молодежного драматического театра:

– Я дружил с Вадимом Левановым, вместе мы создали «Майские чтения», позже я издавал его сборники пьес. Спектакли по пьесам Вадима Леванова идут в нашем театре, и не случайно при входе установлена мемориальная доска в память о нем. «Майские читки» не являются правопреемниками «Майских чтений», но из уважения и в память о славных днях почти калькируем это название, стараясь привнести в новый формат собственное видение современного театрального и драматургического процесса.

Главный режиссер театра Дмитрий Квашко представил читку пьесы Валерия Воронкова «Найти труса» едва ли не в полной темноте. Зрителей не покидало ощущение то ли пародии на многочисленные криминальные телесериалы, то ли попытки создать вариант радиотеатра.

Валерий ВОРОНКОВ, автор пьесы «Найти труса»:

– Я очень хотел приехать в Тольятти, но именно в этот день попал в больницу. Знаю от коллег, что все состоялось удачно. Надеюсь побывать в Тольяттинском молодежном театре и обязательно пообщаться с режиссером и актерами.

А начался фестиваль с показа в режиссуре Христины Шепель пьесы Галины Михайловой «Баклажан». Здесь литературный критик приходит со своими проблемами в некое «общество анонимных критиков», а в финале критики сжигают книги, герои которых появляются в образах мужчины, женщины, ребенка.

Галина МИХАЙЛОВА, автор пьесы «Баклажан»:

– Спасибо организаторам и актерам за то, что уловили суть и отлично передали характеры героев. Я даже прослезилась, когда смотрела. Поймала себя на мысли, что надо нести ответственность перед зрителями за качество своих текстов.

Завершился фестиваль современной драматургии «Майские читки» показом эскиза по пьесе Александра Игнашова «Напутственные таинства», посвященной загадкам жизни и творчества Гоголя.

Александр ИГНАШОВ, автор пьесы «Напутственные таинства»:

– В общей сложности я живу этой темой больше пятнадцати лет. Первые варианты пьесы есть в Интернете, но эта редакция была написана в декабре 2015 года. Сегодня по электронной почте Андрей Волчанский, главный редактор журнала «Современная драматургия», принявшего пьесу к публикации, спросил, происходит ли что-то с текстом, и я ответил, что буквально через пару часов будет блиц-показ в Тольятти.

Олег ТОЛОЧЕНКО, режиссер Тольяттинского молодежного драматического театра:

– В судьбе Гоголя, в событиях его жизни спрятаны многие подсказки к пониманию его странных сюжетов и героев, но их систематизация в духе «ЖЗЛ» не сильно помогут нам. Для этого необходима биография эмоциональная, хроника впечатлений. Ее структура может быть нелинейной, фрагментарной, как и эмоциональный опыт каждого из нас. Таким драматургическим опытом для меня является пьеса Александра Игнашова «Напутственные таинства». Мне кажется, автор, хотя и отталкивался от документа, нашел такой метод, при котором перед нами предстает не привычный портрет из потрепанного учебника, а напряженный внутренний образ Гоголя, проступающий через его образы художественные. Как из пазлов, мы благодаря пьесе складываем из отдельных мыслей, чувств, раздражителей, эмоций целостный портрет сложного человеческого духа.

Дмитрий КВАШКО, главный режиссер Тольяттинского молодежного драматического театра:

– Зрителей на «Майских читках» было немного, но два десятка лет назад в Тольятти на первых «Майских чтениях» их было буквально двое-трое. Мы сумели в том же режиме провести за два с половиной часа три блиц-показа нон-стопом, хотя по ходу репетиций было иное ощущение.

Владимир КОРЕННОЙ, директор Тольяттинского молодежного драматического театра:

– К каждой пьесе наши режиссеры нашли свои творческие ходы. В финале были аплодисменты и обсуждения пьес. Надеюсь, в следующем году «Майские читки» пройдут вновь. Возможно, появится конкурсная программа для драматургов или мы начнем готовить эскизы спектаклей с прицелом на репертуар театра.


Андрей КРУГЛОВ
При подготовке материала использованы фото Вячеслава Смирнова.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!