Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

25 лет со дня возобновления издания «Самарской газеты»

29 февраля 2016
Раздел: Событие
Просмотров: 3001
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Поделиться:
25 лет со дня возобновления издания «Самарской газеты»
29 февраля 2016
Раздел: Событие
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 3001
Поделиться:

132 года со дня выпуска первого номера «Самарской газеты». 25 лет со дня возобновления ее издания в родном городе.

«Самарская газета» издавалась в нашем городе с января 1884 года по 1906 год и была возрождена в 1991 году по инициативе председателя Куйбышевского горсовета Константина Титова.

История возникновения «Самарской газеты»

Недавно в Самарском литературном музее прошел воркшоп под названием «Несколько дней в роли сотрудника провинциальной газеты». И это неслучайно: в этом году исполняется 165 лет со дня образования Самарской губернии, и развитие печатных СМИ тесно связано с тем, что Самара становится губернской столицей. И хотя в то время только 10% населения города умели читать, здесь начинается выпуск сразу нескольких газет.

15 января 1884 года жители губернии увидели первый номер «Самарской газеты», которая была открыта «с разрешения господина министра внутренних дел» как ежедневное общественно-политическое издание.

Первым редактором и владельцем газетыбыл театральный антрепренер Иван Новиков. Первая годовая подписка на «Самарскую газету» с доставкой стоила 6 рублей, а с пересылкой – 7 рублей. Довольно значительная сумма!

Первым адресом, по которому располагалась контора редакции, значился дом Шерстнева на Саратовской улице (ныне ул. Фрунзе).

Все доходы от издания Новиков инвестировал в театральные постановки, а когда газета продавалась плохо, то и субсидировал ее из театральной казны. То есть это был чисто коммерческий проект. Поэтому она вначале представляла собой сборник слухов, курьезов и объявлений. Самой читаемой рубрикой была так называемая «Смесь». И все же большое место на ее страницах отводилось и новостям о культурных событиях города. В1889 году «Самарская газета» описывает первую выставку художников-передвижников в нашем городе, а в 1892 году в Самару приезжает вторая выставкапередвижников, и единственным источником, ее характеризующим, является статья в «Самарской газете», написанная Сергеем Гусевым. Артисты и немногочисленные самарские художники были частыми гостями редакции, и шампанское порою здесь лилось рекой.

И толькос марта 1894 года «Самарская газета» выходит под новой редакцией и в значительно расширенном и обновленном виде. Она старается быть отражением интересов жителей Поволжья, а также Уфимского и Оренбургского краев и предлагать читателям материалы, касающиеся всех сторон русской общественной жизни.

Знаменитые сотрудники «Самарской газеты»

Экскурсовод Мария Крючкова рассказала оструктуре «Самарской газеты» конца XIX – начала XX века и о том, какой была жизньв ее редакции.

Участники воркшопа попробовали себя в роли сотрудников газеты и создали собственный выпуск о современной Самаре по подобию газеты того времени, когда в ней еще работал фельетонист Иегудиил Хламида (позже известный как Максим Горький). Открыв номера газеты столетней давности, молодые люди смогли полностью окунуться в жизнь провинциальной Самары. Ведь если учесть, что газета издавалась ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, то все городские новости находили на ее страницах свое отражение. Эти перемены связаны с появлением нового главного редактора – друга писателя Владимира Короленко, даровитого журналиста и энергичного организатора Николая Ашешова. Самарский купец Семен Костерин, выкупив газету за долги, передал издание под его полное руководство.

Вскоре по совету того же Короленко в Самару приезжает Алексей Пешков, который уже печатал здесь свои статьи. Еще до его приезда в Самару из Нижнего «Самарская газета» осенью и в начале зимы 1894 года опубликовала первые его рассказы: «Мой путник» и «Два босяка». Последний был впервые подписан псевдонимом Максим Горький.

Екатерина Павловна Пешкова отмечает: если при богемном Новикове в редакции день частенько начинался с бокала вина, то при Ашешове нравы стали более благопристойными.

«Завтраки с выпивкой в редакции прекратились, к завтраку стал подаваться самовар, мальчик из типографии приносил горячие французские булки, масло, колбасу. Обычно к завтраку, кроме сотрудников редакции, приходила и заведующая конторой Евгения Семеновна Иванова, часто заходил Иван Андреевич Гусев, заведующая типографией, в которой печаталась «Самарская газета», Жданова. Зачастую появлялся в это время и издатель газеты Семен Иванович Костерин. Это был очень скромный «хозяин» газеты, который точно стеснялся своего положения. Он охотно шел навстречусотрудникам и особенно сразу стал считаться с мнением Алексея Максимовича, с которым у него быстро установились дружеские отношения». (Из воспоминаний Екатерины Пешковой).

В газете появляются рубрики: судебная хроника, театральная жизнь, очерки о сельской жизни, фельетоны... Активно работает торговый отдел. Его собственные корреспонденты работают во всех крупных сёлах и городах Самарской губернии, во всех городах Поволжья. Сообщаются цены на хлеб, скот и продукты из этих пунктов, а из столиц, кроме телеграфических – о состоянии фондовой и хлебной бирж, помещаются сведения о московском и петербургском скотопригонных рынках.

С «Самарской газетой» сотрудничают известные литераторы Я.В. Абрамов, А.Л. Бостром, Е.А. Буланина, С.Ф. Волков, Е.Ф. Волкова, С.С. Гусев (Слово-Глаголь), Е.М. Ещин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Г. Михайловский (Н. Гарин), А. Хиръяков (Дужан), С. Ярошевский, Е. Чириков и другие. Кстати,А.Л. Бостром – эта мать писателя Алексея Толстого, Александра Леонтьевна, принимавшая постоянное участие в создании газетных материалов.

«Самарская газета» – центр культурной жизни

Имеются многочисленныесвидетельства о дружеских связях самарской интеллигенции с группой сотрудников «Самарской газеты». Жена художника НиколаяОсипова вспоминала о знакомстве своего мужа с Алексеем Пешковым, с журналистом Степаном Петровым, принявшим впоследствии псевдоним Скиталец, Евсеем Улановым, писавшим под псевдонимом Бездомный, а также Иваном Антоновым – Изгнанником. По псевдонимам самарских журналистов отчетливо видна их близость к народническим идеям передвижников, которые являлись примером для самарских художников. Стремление к просвещению народа, улучшению его жизни делало журналистов и художников настоящими единомышленниками и друзьями. Они задавали тон в культурной среде города.

Газетчики трудились не покладая рук, ведь газета выходила на шести полосах! Алексей Пешков вел сначала раздел «Очерки», а с 14 мая 1895 годафельетонную рубрику «Между прочимъ». 14 июня 1895 года стал днем рождения знаменитого псевдонима Иегудиил Хламида. Некоторое время Пешков был и редактором газеты, и об этом своем опыте он с юмором написал в рассказе «Несколько дней в роли редактора провинциальной газеты».

Пешков сначала жил на Вознесенской улице (ныне Степана Разина), где снимал у брата Марии Позерн полуподвальное помещение. К сожалению, существовавшая в советское время квартира-музей А.М. Горького в Самаре разорена в 90-е годы: помещение отдано в аренду, а экспонаты частично утеряны. Лишь некоторые из них попали в литмузей, сотрудники которого попытались восстановить в своем здании обстановку этой знаменательной в жизни Горького квартиры. В Самаре он не только стал писателем, но и встретил свою единственную законную супругу – корректора «Самарской газеты» Катю Волжину.

Журналисты,художники, артистыи другие представители интеллигенциипроводили свободное время вместе, встречались у общих знакомых и, в частности, в доме художника Осипова на углу Казанской и Заводской улиц. Долгое время у него хранился пастельный портрет молодой Екатерины Пешковой, первой жены Горького, нарисованный Николаем Осиповым с натуры. Супруги Осиповы были дружны с молодоженами из «Самарской газеты».

Автор ежедневных острых фельетонов, в которых он высмеивал и грубые нравы пыльного купеческого города, и бездеятельность властей, работал над газетными материалами в новом здании редакции – двухэтажном купеческом доме на Алексеевской площади. Ныне его адрес – ул. Куйбышева, 73, оно украшено мемориальной доской с барельефом писателя. В декабре 1895 года молодой журналист переселяется в более удобную комнату у хозяйки Лялинойна ул. Дворянской. В «Самарской газете» появляется цикл рассказов «Теневые картинки», знаменитая «Песня о Соколе». Затем печатаются«На плотах», «Рассказы старухи Изергиль», «Челкаш», «О маленькой фее и молодом чабане», «История с застежками», «Однажды осенью», «О чиже, который лгал»... Всего на страницах «Самарской газеты» было опубликовано около 500 различных его материалов.

Видимо, вдохновения Алексею Пешкову прибавило чувство к Екатерине Волжиной. Журналист и молодая корректорша«Самарской газеты» обвенчались 30 августа 1896 года вВознесенском соборе.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!