Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Семинар «Авторская сцена». Эскиз как прообраз спектакля

27 июля 2014
Раздел: Событие
Просмотров: 4914
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
Семинар «Авторская сцена». Эскиз как прообраз спектакля
27 июля 2014
Раздел: Событие
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 4914
Поделиться:

«Театрализованные читки как форма представления пьес зародились на знаменитом театральном фестивале в Авиньоне. Их первоначальной задачей было продвижение на фестивальную сцену пьес известных авторов и малоизвестных пока произведений. Читки понравились зрителям, эксперимент вскоре стал своего рода традицией. Теперь такая форма представления пьес уже часть европейской и российской театральной жизни…»

Журнал «Современная драматургия», №1, 2014 год.


Так случилось, что в июне 2014 года я стал участником сразу двух драматургических мероприятий (прошу прощения за слово канцелярское, не имеющее ничего общего с их сутью). Во-первых, меня с пьесой пригласили в Смоленск на Всероссийский семинар драматургии «Авторская сцена». А во-вторых, в Самаре, в Доме Актёра, состоялась читка пьесы Александра Ануфриева, в обсуждении которой я принял участие. Но обо всём по порядку.

Не секрет, что пьесу можно читать по-разному: сидя за столом или в формате так называемого «эскиза спектакля», когда актёры на сцене в условной декорации, но с музыкальным и звуковым сопровождением существуют в рамках определённого режиссёрского решения. Если застольная читка позволяет услышать пьесу, то вариант «эскиза» даёт возможность увидеть сценичность текста, присутствие или отсутствие его театральной природы. Не удивительно, что «эскизы» стремительно вытесняют застольные читки. Кроме того, в Европе, да и постепенно в нашей стране, на «эскизы спектаклей» не просто приглашаются все желающие, но и, как на те же спектакли, продаются билеты.

Одна из проблем современной драматургии в нашей стране в том, что этот жанр не принято относить к литературе как таковой. Вроде бы текст для театра – вот и идите с ним в театр. Книг драматургии и сборников пьес издают очень мало. Литературные журналы в принципе не печатают пьесы. Почему? Ответ редактора известен заранее. «Кто же их будет читать? – скажет он. – Читатель ждёт от нас поэзию, прозу, критику». Да, в Москве есть журнал «Современная драматургия», но в нём печатают и зарубежную драму, и критику. Можно ли представить, что поэзию в нашей стране будет публиковать отдельно взятый журнал с таким названием, а для повестей, рассказов и романов будет один журнал «Проза»? В результате многие драматурги ищут признания в Интернете. Молодёжь здесь в первых рядах. В Интернете есть несколько конкурсов пьес: «Евразия» Николая Коляды, «Премьера PRO», «Действующие лица», организованные театром «Школа современной пьесы», «Любимовка» (на сцене Театра.doc.), конкурс пьес-сказок «Я-мал, привет!». В Интернете идёт отбор текстов на Форум молодых писателей России в Липках, на конкурс пьес в рамках фестиваля «Пять вечеров». Проводит конкурсы в Интернете Литературный институт. Послать текст на любой из этих конкурсов может кто угодно. Вот где вечный праздник для графоманов! К тому же у каждого конкурса свой формат, своё направление, своя тусовка. Сегодня можно раскрутить любого автора, главное – иметь средства и возможности. Быть модным, быть на слуху – уже половина успеха!

В провинции нет той индустрии, нет того механизма продвижения драматического текста, который есть в Москве, Санкт-Петербурге. В былые времена драматург мог надеяться найти своего режиссёра. Сейчас автор должен или попасть в волну какого-либо движения, фестиваля, конкурса или стать участником постановочного проекта, руководить которым будут продюсер или директор театра.

По сравнению с европейскими странами в наших городах очень мало театров. А ведь это и драма, и опера, и балет, и синтетические жанры, и кукольный, и детский театр.

Руководители театров обращают внимание на современную пьесу, как правило, при условии или полного, или частичного финансирования постановки в рамках творческих лабораторий, спецпроектов. В противном случае драматург услышит: «Материал интересный, но сейчас у нас несколько иные планы».

Отдельного разговора достойна проблема отражения на сцене современности в лице героя. С антигероями проблем нет – они стали нашими лучшими знакомыми благодаря сериалам на федеральных телеканалах.

И ещё один момент. Театрам невыгодно ставить современные пьесы, потому что за них надо платить. Удобнее ставить классику или пьесы авторов, умерших лет семьдесят назад, когда право на эти произведения отошло государству. У многих театров просто нет средств на приобретение авторских, исключительных прав или прав на первую постановку. К тому же любая постановка новой пьесы не слишком известного автора сопряжена с финансовым риском – она не гарантирует больших сборов. Парадокс, но именно в ожидании гонораров многие литераторы сегодня начинают писать пьесы и забрасывать ими театры, редакции журналов и конкурсы драматургии.

Организованный Кабинетом драматургии Союза театральных деятелей России 27-ой Всероссийский семинар драматургии «Авторская сцена» состоялся с первого по десятое июня в Смоленске.

Ольга Новикова, театровед, завотделом драматургии СТД РФ (г. Москва):
– Впервые мы провели наш семинар в 1988 году в Щёлыкове, в Музее-заповеднике А.Н. Островского, в сотрудничестве с американским Театральным центром Юджина О'Нила, затем работали в знаменитой Тарусе. Мы отбираем пьесы по итогам постоянно действующего ежегодного конкурса, организованного Союзом театральных деятелей. В 2014 году в конкурсе участвовали 211 текстов, из них для сценической апробации мы отобрали пять пьес. В пятый раз мы работаем на сцене профессионального российского театра. Дважды мы были в Нижнем Новгороде, затем нас принимали Ярославский академический театр драмы имени Волкова и Владимирский академический театр драмы и, наконец, в 2014 году – Смоленский драматический театр имени Грибоедова. Семинар традиционно работает в два этапа: неделя – репетиционный процесс, затем три дня – сценические показы, открытые для театральной общественности.

Римма Кречетова, театральный критик (г. Москва):
– Кабинет драматургии СТД преследует две цели: первая – профессиональная помощь драматургам, вторая – привлечь внимание театральной общественности к новым авторам и пьесам, помочь современным драматургам попасть на сцену театра. В мировой практике показы «эскизов», подобные семинарским, стали своеобразным театральным жанром, имеющим своего зрителя. В этом году на заключительном этапе к работе семинара и обсуждению сценических показов присоединились секретарь СТД РФ драматург Ксения Драгунская, координатор «Драматургической мастерской» из Санкт-Петербурга театровед Галина Клих, театральный обозреватель «Радио России» Мая Романова, режиссёр Драматического театра из Клайпеды (Литва) Дарюс Рабашаускас.

Ксения Драгунская, драматург, секретарь СТД РФ (г. Москва):
– В нашей стране театры не часто работают с современной драматургией, а наш семинар даёт им такую возможность. Сразу пять пьес с пылу – с жару, можно с головой окунуться в полноценный, новый театр. Наши показы – это почти спектакли, они эмоциональные, живые. Хочется, чтобы хотя бы одна из пьес осталась в репертуаре смоленского театра, как это было в Нижнем Новгороде, Ярославле.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!