Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Титаны советского искусства. Выставка из собрания тольяттинского музея актуального реализма «Сто свидетельств эпохи»

18 июля 2018
Раздел: Событие
Просмотров: 1906
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
Титаны советского искусства. Выставка из собрания тольяттинского музея актуального реализма «Сто свидетельств эпохи»
18 июля 2018
Раздел: Событие
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 1906
Поделиться:

В наше время многие художники, получившие классическое художественное образование, находятся в некоторой растерянности. Слишком уж на них давит популярность contemporary art, в котором важно не мастерство, а концепт, остроумная придумка, забавная игра со зрителем. Не случайно к своему 80-летию Самарское отделение Союза художников России решило напомнить своим членам о больших мастерах изобразительного искусства, творивших на нашей земле в полном трагическими событиями ХХ веке, организовав выставку из произведений богатейшей коллекции тольяттинского Музея актуального реализма.

Авторов представленных в экспозиции работ не сломил ни идеологический пресс, ни тяжелые жизненные условия, ни преследование любых проявлений «буржуазных течений» в искусстве. Оставаясь в рамках одобряемого властью реализма, каждый из них нашел свой путь, собственный почерк и свои, особые темы. Их произведения не теряют своей актуальности в наше время. Просто потому, что они изображали, по выражению одного из художников той поры Гелия Коржева, «землю и живущих на ней людей». Каждое из произведений, представленных на выставке в региональном Союзе художников, – это свидетельство времени и послание автора сегодняшним зрителям. Есть на выставке и работы современных последователей этого художественного направления. Таких, как необычайно популярный среди среднего поколения и молодежи художник Василий Шульженко. Реалистичность образов контрастирует в его работах с юмором, сатирой и острой социальной направленностью.

Виталий ВАВИЛИН, учредитель Музея актуального реализма:

- В основу создания большинства имеющих мировую известность художественных музеев, созданных частными лицами, была положена простая идея собрания произведений художников – современников, отражающих в произведениях свое время, его ценности, события, жизнь, быт и нравы людей. Миссия нашего музея – сохранить и представить зрителям прежде всего произведения советского и постсоветского периода, которые сегодня недооценены критиками и мало известны поколению молодых.

Пройдемся на прощание по этой знаковой для Самары выставке. В центре экспозиции – широко известное полотно «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» Николая Бута, яркого представителя студии имени М.Б. Грекова. Написанная в середине 60-х годов по мотивам знаменитого стихотворения Евгения Винокурова, положенного на музыку Андреем Эшпаем, картина удивительно тонко передает облик ушедших на войну сразу после выпускного бала московских мальчишек. Глядя в их серьезные и грустные глаза, вспоминаешь проникновенную интонацию голоса Марка Бернеса, исполнявшего эту балладу. Композиционно эту картину поддерживают бюсты красноармейца и матроса, выполненные мэтром современной российской скульптуры Александром Рукавишниковым.

По левую сторону от полотна Николая Бута устроители выставки расположили работы художников – детей военного времени. В самом начале войны ученики Московской средней художественной школы, образованной под эгидой Академии художеств СССР, были спешно эвакуированы в Башкирию. Здесь одаренные, собранные со всей страны подростки жили в тяжелых условиях: было мало дров для отопления интерната, не хватало одежды и нормальной пищи. Однако каждый день шли упорные занятия. Рисовали в холодных классах в пальто и варежках. А чтобы научиться изображать белое на белом, мальчишки и вовсе работали на пленэре, на морозе, отогревая замерзшие руки над котелком с вареной картошкой. Более сорока из этих ребят впоследствии стали членами Академии художеств, лауреатами государственной премии, народными художниками СССР.

В коллекции Музея актуального реализма находятся и работы учителя ребят из средней московской художественной школы Василия Почиталова, который преподавал живопись и композицию будущим академикам и сопровождал их во время эвакуации в Башкирию. Его картина, представленная в экспозиции, так называется - «На пленэре».

Среди учеников московской художественной школы был и большой самарский художник Валентин Пурыгин. Такие его соученики, как Петр Оссовский, Гелий Коржев, Виктор Иванов, стали основоположниками так называемого «сурового стиля» в советском искусстве. Продолжая тенденции изобразительного искусства СССР досталинского периода, они ориентировались на творчество Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Петра Кончаловского и других, отображая в своих работах облик современника. Но не угодного власти «колесика» или «гвоздика» советской системы, а самодостаточную, уверенную в себе личность. Человека, отстоявшего свое Отечество от врага и строящего мирную жизнь для своих детей.

В экспозиции находятся лучшие творения Петра Оссовского, которого связывала долголетняя дружба с коллекционером Вавилиным и жителями Тольятти. «Словацкая девушка за шитьем» притягивает внимание зрителя своей монументальностью и лаконизмом. «Автопортрет с дочерью» Виктора Иванова – это полное внутренних переживаний автора полотно, написанное художником после смерти любимого дитя, только вошедшего в пору расцвета.

Серия сдержанных по цвету черно-бело-охристых работ Андрея Васнецова отображает будни представителей рабочего класса. Например, то, как они играют в шахматы во время короткого перерыва на обед. Художника отличает бесконечное уважение к людям труда, монументальность их обобщенных образов. Неподготовленный зритель и не поверит, что Андрей Владимирович – внук автора иллюстраций к русским народным сказкам Виктора Васнецова.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!