Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

И образы. И «Золотые маски »!.. Национальная театральная премия «Золотая маска»

22 августа 2017
Раздел: Событие
Просмотров: 2347
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Поделиться:
И образы. И «Золотые маски »!.. Национальная театральная премия «Золотая маска»
22 августа 2017
Раздел: Событие
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 2347
Поделиться:

Пожалуй, самым ярким событием прошедшего сезона для театров Самарской области стала номинация трех творческих коллективов – Новокуйбышевского Театра-студии «Грань», Самарского академического театра драмы имени Горького и Самарского академического театра оперы и балета – на Национальную театральную премию «Золотая маска», торжественное вручение которой состоялось девятнадцатого апреля 2017 года в Москве, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Сразу две «Золотые маски» теперь прописаны в Самарской области: в Новокуйбышевске у Елены Соловьевой и в Самаре у Владимира Гальченко!..

Николай МЕРКУШКИН, Губернатор Самарской области:

– Самарские театры получили в этом году рекордное для губернии число номинаций на «Золотую маску» – тринадцать. Успех самарских мастеров сцены еще раз подтверждает, что наша область является крупнейшим культурным центром России, а театры губернии обладают огромным творческим потенциалом. Своим трудом они пробуждают в людях лучшие чувства, привлекают внимание молодежи к театру, классической литературе, истории и тем самым способствуют формированию нравственных основ нашего общества.

За спектакль «Корабль дураков» лучшим художником по костюмам в драматическом театре признана костюмер-дизайнер Театрально-концертного комплекса «Дворец культуры г. Новокуйбышевска», художник по костюмам театра-студии «Грань» Елена Соловьева. Ее конкурентами были Александр Боровский («Последнее свидание в Венеции» Московского театра «Школа драматического искусства», лаборатория Дмитрия Крымова), Светлана Грибанова («Гроза» Санкт-Петербургского академического Большого драматического театра), Евгений Лемешонок («Ак и человечество» Воронежского Камерного театра).

Елена СОЛОВЬЕВА (из интервью после вручения «Золотой маски»):

– С Денисом Бокурадзе вместе мы сделали уже четвертый спектакль. Конечно, образы рождаются в тандеме с режиссером, все идет от его идеи. Отдельное спасибо художнику Евгению Салмину, который занимался росписью костюмов для «Корабля дураков», и художнику по свету Евгению Ганзбургу, без него они не производили бы такого впечатления. Ну и, конечно, без игры актеров, ведь на вешалке это просто костюмы.

Сергей ФИЛИППОВ, министр культуры Самарской области:

– Приятно комментировать итоги «Золотой маски» – две награды сразу! Хочется поздравить тех, кто Маску не получил, потому что молодцы все. В пяти номинациях была представлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Самарского академического театра оперы и балета. У Самарской области теперь еще больше оснований говорить, что мы должны быть театральной столицей, театральным регионом и должны сделать как можно больше, чтобы эти успехи были не разовыми, а постоянными.

Спектакль «Корабль дураков» (средневековые французские фарсы) претендовал на премию «Золотая маска» в номинациях: «Драма/Малая форма», «Лучшая работа режиссера» (Денис Бокурадзе). Спектакль был показан тринадцатого и четырнадцатого марта 2017 года в Москве, на сцене Театра Наций.

Евгений АВРАМЕНКО («Известия», июнь 2017 года):

– Эта постановка – эстетизированный средневековый карнавал. Шесть актеров – это почти вся труппа театра-студии – с гротескным блеском играют мужей-рогоносцев, пылких любовников и аппетитных дам с накладными формами.

Наталия КАМИНСКАЯ («Петербургский театральный журнал», июнь 2017 года):

– Театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска давно уже стал особым «блюдом» любого фестиваля. Вплоть до «Золотой маски». Абсолютно авторские театральные сочинения Дениса Бокурадзе и его маленькой труппы вроде бы стоят особняком: в «Грани» не любят не то что лобовых социальных высказываний, но вообще разговоров о сегодняшней действительности. Напротив, смакуют театральность, фантазируют на темы средневековых и возрожденческих картин.

Марина ДМИТРЕВСКАЯ («Петербургский театральный журнал», январь 2016 года):

– Бокурадзе – стилист, эстет, и формы каждого спектакля продиктованы материалом, его поэтикой, рождающей определенный колорит. Ему важны атмосфера, тонкая цветовая гамма, изысканный свет, выверенность пластических линий, общее темпо-ритмическое настроение. Для Бокурадзе важен визуальный колорит, и, как правило, это монохром, но не черно-бело-европейский, а теплый, рыжевато-коричневый, бежево-серовато-охристый, светло-кремовый (художник по костюмам Елена Соловьева делает идеальные выкраски, они соединяются с декорацией на правах живописных мазков). И задача спектакля всегда собственно театральная: мы должны получить впечатление прежде всего от искусства как такового, от эстетизма и талантливой точности актерского исполнения. «Корабль дураков» сделан то ли из дубленых кож, то ли из раскрашенных средневековых гравюр (а на самом деле это обработанные художником холстины и грубое полотно). Каждый костюм искусно нарисован Еленой Соловьевой – и в эту сошедшую с живописного эскиза объемную картинку вставлено тщательно нарисованное лицо очередного персонажа. Губы бантиком и в линию, брови домиком и сходящиеся на переносице, гнилые зубы, гротесковые торчащие прически, коки и лысины, возбужденно торчащие накладные гульфики и зазывно трепыхающиеся простеганные ватные груди, разнообразные парики, дурацкие колпаки, рогатые шапки, толщинки, накладные зады, огромные веснушки, шепелявости, картавости, сипы, хрипы, гримасы, фингалы под глазом и прочие традиционные подробности из повозки бродячих жонглеров, в том числе несомненный актерский кураж, задействованы в спектакле. Но это совсем не грубое карнавальное искусство, а именно изысканный гобелен. Почти скабрезные истории играются с изяществом невинной пасторали и от этого становятся еще смешнее.

Денис БОКУРАДЗЕ, художественный руководитель Театра-студии «Грань» (г. Новокуйбышевск):

– Первые наброски костюмов я забраковал, сказал, что это совсем не то. Вместе с Еленой Соловьевой мы начали фантазировать: для фарсов нужны костюмы в стиле итальянской комедии дель арте, отделка помпонами, валиками. Лена изучала энциклопедии, много читала. Наши средневековые костюмы близки к готике: узнаваемые воротники, корсеты, гульфики, стилизованные и под современность, и под комическую природу спектакля.

В «Корабле дураков» у каждого артиста по несколько ролей. Переодевания и смена грима мгновенные – за минуту-другую! Елена помогает актерам за кулисами. Нужно успеть переодеться, сменить парики, грим, накладки. Грим во многом придуман самими актерами. Вместе мы сочиняли характеры героев.Мало кто верит, что у нашего замечательного художника по костюмам нет театрального образования. У Лены диплом педагога, она – технолог швейного производства, окончила Новокуйбышевскую художественную школу.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!