Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Тольяттинский театр кукол. Здесь взрослые становятся детьми, а дети – взрослыми…

5 апреля 2019
Просмотров: 3950
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
Тольяттинский театр кукол. Здесь взрослые становятся детьми, а дети – взрослыми…
5 апреля 2019
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 3950
Поделиться:

Как правило, на пороге 45-летия большинство из нас переживает кризис среднего возраста. Жизнь приобретает новые краски. У кого-то она начинается едва ли не заново.

Корректно ли сравнивать театральную жизнь с человеческой? Судя по Тольяттинскому театру кукол – да. 45-летие здесь встретили не с грузом прожитых лет, а на новом творческом взлете.

Тольяттинский театр кукол был открыт 25 октября 1973 года по инициативе и при участии народного артиста России, главного режиссера Куйбышевского театра кукол Романа Борисовича Ренца премьерой спектакля «Ты для меня» Генриха Сапгира в постановке Савелия Уралова. Первыми артистами театра стали приглашенная из Саратова заслуженная артистка России Валентина Афанасьева и выпускники студии Романа Ренца: Полина Вакс, Юрий Твердышев, Любовь Дементьева, Тамара Гипикова, Надежда Никулина.

Надежда НИКУЛИНА, заслуженная артистка России:

– Роман Борисович Ренц был уже в возрасте, но буквально жил идеей создания в молодом городе театра кукол. В Тольятти много молодежи, детей. Откровенно говоря, я не согласна с тем, что театр кукол – это только детский театр. Нет, это всеобъемлющее искусство – без возрастных границ!

Своего здания у Тольяттинского театра кукол не было. В одном из домов на улице Новозаводской – пошивочно-поделочный цех и небольшой репетиционный зал. Десять лет кочевой, гастрольно-выездной жизни. Спектакли шли в Домах культуры, школах, детских садах – везде, где можно было собрать маленьких зрителей и поставить ширму.

Народный артист СССР, председатель УНИМА Сергей Владимирович Образцов поддерживал искусство театра кукол в провинции. Его приезд в Тольятти был событием огромного масштаба. Именно по ходатайству Образцова и в честь десятилетия в 1983 году Тольяттинскому театру кукол передали здание бывшего Дома культуры, что в центре Центрального района, на площади Свободы.

Первым творческим взлетом в своей истории театр обязан режиссеру Александру Розенгартену. Поставленные им за девять лет пятнадцать спектаклей получили признание и зрителей, и театральной общественности. Александр Исаакович мечтал создать на базе театра детский культурный комплекс с музыкальной школой, библиотекой, студиями юных художников и технического творчества, клубом любителей театра, театральной студией.

При Розенгартене яркий, творчески динамичный коллектив активно и с неизменным успехом гастролировал по всему Советскому Союзу, со спектаклем по пьесе Рады Московой «Куда ты, жеребенок?» участвовал в фестивале болгарской драматургии. Для спектакля «Пушок-волшебник» была усовершенствована механика штоковой марионетки. Разработка средств яркой сценической технической и романтической выразительности была продолжена в «Сказке про бедняка Мурада, который уничтожил зло» и в «Балладе о Мальчише-Кибальчише». Впервые на сцену театра кукол вышел Василий Теркин («Былина о солдате»). Лучшие постановки Розенгартена требовали от артистов и владения техникой кукловождения, и искусства перевоплощения, присущего актерам драматического театра. До сих пор сохранившийся в репертуаре спектакль Александра Розенгартена «Лиса, Заяц и Петух» в 1988 году был среди лучших на Всероссийском фестивале, посвященном 70-летию детских театров. Значительным событием для Тольяттинского театра кукол стало участие актера Александра Свиридова со своим Петрушкой в международном фестивале в Неаполе.

В 1991 году Тольяттинский театр кукол стал муниципальным учреждением искусства. Если в творческом отношении театр и пробуксовывал, то ненадолго. Тольяттинским кукольникам везло на режиссеров, в том числе и на главных: Владимир Куприн с классической эстетикой театра кукол, неутомимый экспериментатор Ольга Вялых, автор фундаментальных спектаклей Ирина Прянишникова…

Ольга КАНДЮКОВА, зав. литературной частью Тольяттинского театра кукол:

– Мы находимся в особом окружении детворы, в сказке, из которой выходим крайне редко. На спектаклях – сказка, в создании спектаклей – сказка, дети – сами по себе сказка!

Двадцать лет назад в Тольяттинский театр кукол пришла Янина Дрейлих, ставшая впоследствии не только главным режиссером, но и настоящим творческим лидером, создающим авторские, интуитивно-образные спектакли в содружестве с художником-постановщиком Яной Плотниковой и композитором Эдуардом Тишиным.

Вера КУДРЯШОВА, художник-бутафор Тольяттинского театра кукол:

– Любую работу мы проводим совместно, советуемся друг с другом, уважаем мнение всех, кто здесь работает. Всегда вместе находим концепцию, и в итоге получается спектакль.

Яна ПЛОТНИКОВА, художник-постановщик Тольяттинского театра кукол:

– Как мы работаем? Янина Владимировна Дрейлих вызывает меня в свой кабинет, так рассказывает о том, что хочет видеть в героях, что я тут же вижу их характеры. Зрители даже не догадываются, что в театре кукол традиционно всех кукол, изображающих людей, делают с четырьмя пальцами на руке, чтобы жест казался более хрупким.

Наталья МИХАЙЛОВА, зав. постановочной частью Тольяттинского театра кукол:

– У нас в спектаклях есть куклы простой на вид формы, есть и более сложные, где приходится лепить головы из глины, потом делать папье-маше, затем тела выстригаются из поролона, потом швея костюмы шьет, и кукла возвращается к художнику на роспись.

Елена НОВОЖИЛОВА, художник-бутафор Тольяттинского театра кукол:

– Изначально мы обговариваем характер того или иного героя. Например, злобный, достаточно упитанный, не очень воспитанный котик. Для того чтобы превратить его в куклу, окунаешься в море информации. Так рождается или сказочный, или почти реальный персонаж.

Ирина ШЕФФЕР, художник-бутафор Тольяттинского театра кукол:

– Художественно-бутафорский цех – святая святых нашего театра. Цех большой, просторный, в нем готовятся большие декорации.

Юным тольяттинцам полюбились спектакли Янины Дрейлих «Снежная Королева» Г.-Х. Андерсена и «Кошкин дом» С. Маршака, «Серебряное копытце» П. Бажова и «Путешествие «Голубой стрелы» Дж. Родари, «Машенька и Медведь» В. Швембергера и «Репка» Я. Дрейлих, «Про Курочку Рябу, яйцо золотое и счастье простое» Р. Мусаева, «Русалочка» Г.-Х. Андерсена.

Янина ДРЕЙЛИХ, главный режиссер Тольяттинского театра кукол:

– Я не могу подойти к любому человеку на улице и сказать о том, как его люблю. А в театре могу одним спектаклем за сорок минут сказать всем: «Люди, я вас люблю! И, пожалуйста, любите друг друга!» Если у нашего коллектива спектаклями получается дать зрителям почувствовать эту любовь, тепло наших душ, – а судя по отзывам зрителей, это получается! – то мы счастливы!..

В 2017 году Тольяттинский театр первым в России среди театров кукол рискнул обратиться к востребованной драматическими театрами пьесе Олега Богаева «Марьино поле». В творческом союзе кукол и актеров сложный материал усилиями режиссеров Янины Дрейлих и Владимира Хрущева стал основой для первого спектакля, рассчитанного на взрослого зрителя.

Сейчас в репертуаре театра более тридцати названий. Очень редко спектакли-долгожители списываются навсегда, чаще сходят с афиши на какое-то время, чтобы вернуться в обновленном актерском составе. В каждом сезоне по четыре премьеры, на подготовку каждой уходит от нескольких месяцев до двух-трех лет. Янина Дрейлих и сама инсценирует русскую и зарубежную классику, и активно работает с современными драматургами, пишущими для Тольяттинского театра кукол, в истории которого немало мировых премьер.

Творческие лаборатории с участием ведущих театральных специалистов, критиков и режиссёров-кукольников. Зрители традиционно принимают участие в акциях «Театральная семья», «Театральный репост», «Планшет за билет», мастер-классах по изготовлению кукол, искусству нанесения театрального грима, на экскурсиях знакомятся с историей театра, секретами закулисной жизни. В 2015 году при театре была открыта детская студия.

Ева ТИШИНА, учащаяся театральной студии:

– В студии мы занимаемся кукловождением, хореографией, танцем, сценической речью. Мы узнаем, как изготавливаются куклы, которыми мы играем, и даже можем попробовать сами их сделать.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!