Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Юрий Еругин: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»

5 апреля 2019
Просмотров: 5357
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
Юрий Еругин: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»
5 апреля 2019
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 5357
Поделиться:

Современное казачество

Как появилась идея возродить казачество в Самаре?

– Летом 1990 года на заседании нашей комиссии Борис Николаевич Гусев рассказал о создании в Москве первой в перестроечной России общественной казачьей организации «Союз казаков России». И добавил: «А ведь отец у меня из уральских казаков». «А у меня из донских», - ответил я.

Мы решили организовать в Куйбышеве общественную организацию казаков. Правда, носителей казачьих традиций в нашем регионе почти не осталось. Большая часть казачества в годы Гражданской войны была на стороне белых, поэтому в советский период казачество было негласно под запретом. Даже мой отец, к тому времени уже покойный, на тему наших казачьих корней не распространялся.

Мы дали объявление в газете «Волжская заря», пригласили всех, кто хочет и готов возрождать казачество, и всех, кто имеет казачьи корни. И 30 ноября 1990 года в библиотеке самарского филиала Центрального музея В.И. Ленина (ныне музей имени П.В. Алабина) состоялся первый учредительный казачий круг (собрание) с участием 14 человек. Приняли решение о создании городской организации «Самарское казачье землячество» и её устав. Бориса Николаевича Гусева избрали атаманом, а меня – товарищем атамана, так в дореволюционной традиции назывался первый заместитель.

Когда пришло понимание, что казаки – реальная сила?

– Мы организовались, зарегистрировали организацию как юридическое лицо, пошили казачью форму и начали устанавливать контакты с другими казачьими организациями и национальными обществами.

14 сентября 1991 года делегация Самарского казачьего землячества в составе 15-20 человек по приглашению уральских казаков поехала в Уральск (Западно-Казахстанская область Республики Казахстан) на празднование 400-летия служения уральских казаков российскому государству, которое проводилось при поддержке Союза казаков России. Но за пару дней до этого празднования в Уральск приехали несколько сотен радикальных националистов из Алма-Аты, они пытались сорвать торжества, провоцировали беспорядки.

15 сентября после молебна в православном храме Уральска прибывшие в город иногородние делегации казачества и местные уральские казаки должны были пройти походной колонной во Дворец культуры «Зенит» на торжественное собрание. Колонна уже тронулась, когда нам сообщили, что вход и площадь перед ДК заблокированы националистами. Они одели всем своим активистам белые повязки на головы, чтобы отличить «своих» от «чужих», и провели митинг под лозунгами: «Нет казацкому сепаратизму!» и «Никаких концертов в день национального траура!»

Руководители казачьих делегаций решили прорываться колонной сквозь шеренги националистов ко входу во Дворец культуры. Колонна нашей делегации шла второй, столкновения с националистами было не избежать, но они испугались нашей уверенности и расступились! А вот местные власти в Уральске, на мой взгляд, растерялись и пошли на поводу радикалов: по их просьбе празднование казачьего юбилея свернули с четырехчасовой программы до 45-минутного заседания.

После этой поездки мы поняли, что единые казаки – это сила, а с другой стороны, увидели, как при бездействии местных властей ущемляются интересы уральского казачества.

Как вы после стольких лет в комсомоле пришли к православию?

– До поездки в Уральск я точно знал, что втайне от отца мама с бабушкой окрестили меня в детстве в Петропавловской церкви Куйбышева. На наших первых мероприятиях я посещал церковь, но не молился. Впервые от души перекрестился, когда посетили православный храм в Уральске 15 сентября 1991 года. С этого момента пошел перелом, появилось стремление к православной вере, которая может и должна объединять общество.

Понимаете, для любого государства и общества важны институты, которые объединяют людей и дают нравственные основы. В советской идеологии учили добру и работе на благо общества, и церковь призывает к тому же. Православие призывает помочь ближнему, материально и духовно содействовать малоимущим. Да, при Советской власти была коммунистическая идеология, а сейчас православная, духовная, через Господа Бога, но везде призывают к добрым делам и хорошему воспитанию. Поэтому переход от коммунистической идеологии к христианству – объективный процесс, и особых противоречий в этом нет.

От Совета депутатов к казачьему кругу

Одно из первых упоминаний в российских летописях о волжских казаках относится к 1560 году, когда в районе Жигулевских гор они, как разбойники, ограбили один из караванов. Известно, что Указ о создании Волгского (в дальнейшем стали говорить и писать «Волжское») казачьего войска как государственной военной структуры был подписан императрицей Анной Иоанновной

15 января 1734 года. В начале ХIХ века войско было ликвидировано, а его подразделения передислоцированы в состав Астраханского, Оренбургского и Кавказского линейного (затем переименованного в Терское) казачьих войск. В XVIII-ХIХ веках подразделения Волжского казачьего войска были дислоцированы на территории современных Волгоградской, Саратовской и Самарской областей. В 1917 году 1-й, 2-й и 3-й волжские полки в составе Терского казачьего войска завершили славную историю волжского казачества дореволюционного периода.

Для Самарской области сложность возрождения казачества заключалась в том, что в 1917 году постоянных казачьих формирований на территории Среднего Поволжья не было. Но уже в 1993 году в Самаре была создана и зарегистрирована Самарская региональная культурно-просветительская общественная организация «Волжское казачье войско». Войсковым атаманом был избран Б.Н. Гусев, а Ю.В. Еругин стал членом атаманского правления.

В 1996 году Юрий Васильевич принимал участие в создании Волжского войскового казачьего общества (ВВКО) – первой казачьей организации, внесенной в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. На учредительном круге (съезде) ВВКО он был избран первым заместителем Войскового атамана. В эти годы Еругин работал заместителем главного редактора газеты ВВКО «Казачий вестник», вёл казачью передачу на радиостанции «Радио-7 из Самары», а позже вступил в Союз журналистов России.

В октябре 2000 года Ю.В. Еругин был избран атаманом проблемной в то время структуры – Тольяттинского отдела ВВКО. За время его работы в Тольятти было создано три казачьих отряда содействия милиции, ансамбль казачьей песни «Дубравушка» стал лауреатом многих конкурсов и фестивалей, появилась ежегодная акция «Казак года», казаки стали участвовать в Днях города и других праздниках. За успешную работу в 2007 году распоряжением Полпреда Президента России в Приволжском федеральном округе атаману Еругину был присвоен чин – «казачий полковник».

В 2009 году ослабла работа Самарского отдела ВВКО, и на состоявшемся в 2009 году Круге казаков по предложению Б.Н. Гусева атаманом этого отдела был избран Ю.В. Еругин. Кстати, выборы атамана у казаков и в наши дни проходят по старинному ритуалу: при вступлении в должность его троекратно ударяют нагайкой по спине, чтобы в дальнейшем, принимая решение о наказании провинившихся казаков, он сам чувствовал силу наказания.

В 2010 году по состоянию здоровья с поста Войскового атамана ВВКО уходит Борис Николаевич Гусев, а у Еругина не складываются отношения со вторым Войсковым атаманом ВВКО Иваном Кузьмичом Мироновым, и он покидает пост атамана Самарского отдела ВВКО.

В 2014 году третий Войсковой атаман ВВКО, руководитель департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Юрий Евгеньевич Иванов приглашает Юрия Еругина стать членом Общественного совета этого департамента – ответственным за взаимодействие с казачеством.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!