Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Волжский поэт-песенник – участник «невидимой» войны. Сергей Козлов

23 ноября 2014
Раздел: Наши мемуары
Просмотров: 2973
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Поделиться:
Волжский поэт-песенник – участник «невидимой» войны. Сергей Козлов
23 ноября 2014
Раздел: Наши мемуары
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 2973
Поделиться:

Журнал «Самарские судьбы» продолжает публикацию очерков о ветеранах войн накануне 70-летия Великой Победы. Автор этих рассказов – начальник Самарского областного клинического госпиталя для ветеранов войн, академик РАМТН, член Союза журналистов России, лауреат Всероссийского литературного конкурса имени М.А. Булгакова «Медицинской газеты», профессор Олег Григорьевич Яковлев.

Точнее и современнее – автор и исполнитель песен, но в этом неологизме отсутствует главное – поэзия, как и в большинстве авторских песнях, которые мы слышим на многочисленных фестивалях и конкурсах исполнителей авторских песен, в том числе «Грушинских» и «Шансонах», и поэтому справедливо употребляется «автор текстов», а не стихов. Хотя во французском жанре классического шансона первостепенное значение придается поэтической компоненте песни, и автор, как правило, сам является исполнителем.

Этот жанр, прежде всего, связывается с именами Мориса Шевалье, Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье.

Это во всей полноте относится к Александру Розенбауму и к одному из героев моих «Госпитальных судеб» с удивительной судьбой – потомственному волгарю-речнику, одаренному поэту и музыканту, самарскому шансонье Сергею Козлову.

Детство, юность и зрелые годы Сергея Евгеньевича неразрывно связаны с Волгой. Сергей – потомственный речник. Отец Евгений Иванович – капитан судов. И бабушка, которая воспитывала его с младшей сестренкой, тоже волжанка, работала коком на теплоходах, санитаркой речной больницы. И волны Волги бились о стены их дома – это был плавдом для речников.

Уже в 10 лет приставал к брату Олегу с просьбой научить игре на гитаре. Играл и в перерывах, как все подростки, дрался, зарабатывая дворовый авторитет. И даже попадал в детскую комнату милиции.

Сначала хотел стать циркачом. С детства в народном цирке – акробат, эксцентрик на батуте – до самой армии. Одновременно организовал вокально-инструментальную группу «Времена года». Выступали за команду теплохода «Волга». И первая премия Сергея — от капитана. После восьми классов вместо циркового училища поступил в техникум. Конечно же, в речной. И пошла учеба об руку с фестивалями.

Повестка в армию. Конечно же, в морфлот! Вместе с гитарой, которую ему купили в 17 лет. И даже стоимость ее запомнилась, настолько радостным было событие, – 7 руб. 50 коп. Служил на подлодке. В автономных плаваниях все свободное время писал стихи и пел их под гитару.

Закончился срок службы. Старшина первой статьи штурманский электрик Сергей Козлов вернулся на Волгу, в Куйбышев. Отец – капитан теплохода «Волга», сын – третий помощник механика дизель-электрохода «Россия». Потом ходил по Волге вторым помощником на теплоходе «Эстония». И в рейсах сочинял стихи и пел. Во время навигации для экипажа по вечерам, а осенью, зимой и весной участвовал в вокальных конкурсах.

Он, Сергей Козлов, уже давно узнаваем среди любителей авторской песни. Дипломы победителя и призы с фестивалей малых городов России: «Нефтегорск приглашает», «Золотые лестницы» – это уже Москва, «Самарская Лука», от Макаревича – со «Дня открытых дверей», Гран-При с международного фестиваля имени Павла Денисова, лауреат конкурса «Радио-Шансон» – «Вольная песня над Волгой»… Уже сам – член общественного совета клуба «Самара-Шансон».

Работая на теплоходе «Эстония», был «ранен» страшным невидимым оружием – радиацией.

О чернобыльской трагедии Сергею Евгеньевичу довелось узнать чуть ли не в день своего рождения. На свет появился за день до светлых майских праздников. И – черная весть.

– Все наши теплоходы: «Эстония», «Киргизия», «Карелия» и «Россия», – рассказывает Сергей Евгеньевич, – ушли по Волге к Днепру и Припяти на помощь. Наша четверка судов, как и остальные со всей страны, использовалась в качестве гостиниц для ликвидаторов аварии. Стоит каждое судно кормой к берегу. Широкие трапы, а при входе на теплоход устроен контрольный пункт. Душевая, контейнеры для одежды. В них работник сбрасывал всю одежду с себя, и тут же ему выдавалась новая. На теплоходе его ждало усиленное питание: мясные блюда утром, днем и вечером, минеральная вода.

Куйбышевский речной порт организовал нашу работу вахтовым методом – месяц мы в Чернобыле, полмесяца в Куйбышеве и вновь – в Чернобыль... Потом старший помощник капитана на «Петре Алабине».

Далее Сергей как ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС стал лечиться в госпитале, часто участвовал в концертах для пациентов и сотрудников, радуя своим талантом всех.

Козлов весь в творчестве. Его стихи трогают редкой поэтичностью, сочетающейся с глубоким искренним смыслом. Поэтому Сергей Евгеньевич решил уйти с речной дороги и по призванию в 2002 году поступает в академию культуры.

С 2007 года он уже работает профессиональным культорганизатором в 1001-м спасательном центре МЧС. В это время он пишет песни для нового состава ВИА «Синяя птица», такие как «А я не верил, что любовь», «Вот как с любовью бывает». Их с успехом исполняет Александр Дроздов в своем репертуаре.

Теперь уже за автором и исполнителем песни «Женщина любимая моя» охотятся радиоканалы, чтобы приобрести, но, конечно, подешевле, права на этот эстрадный шлягер.

Слово жене. «Эту песню я услышала в день своего рождения. Звонок в дверь. Открыла. А на пороге он (после долгой разлуки), Сергей, с виноватой любящей улыбкой. Приемник в его руке. И из него льется его песня по радио «Шансон» – «Женщина любимая моя».

Я познакомился с Сергеем на Байконуре, куда меня пригласил в связи с юбилеем филиала на запуск «Союза» Александр Николаевич Кирилин – генеральный директор ЦСКБ «Прогресс», член Попечительского совета нашего госпиталя. С музыкальными подарками для юбиляров он пригласил Михаила Морозова и нашего врача – зав.отдела музыкально-культурной реабилитации госпиталя красавицу Елену Камаеву с ее восточными танцами.

Небольшая предыстория. Несколько лет до того пришла в госпиталь выпускница нашего мединститута: «Олег Григорьевич, возьмите меня, пожалуйста, в отделение физиотерапии врачом лечебной физкультуры. Я окончила педиатрический, но хочу быть «взрослым» врачом, за первичную специализацию заплачу сама. Я у вас к тому же буду принимать участие в концертах. Обещаю. Я танцую, и всем это нравится». Отвечаю, что у нас в госпитале есть только полставки. Она спокойно: «Мне этого достаточно». Удивился. «Елена Васильевна, – спрашиваю, – вы где живете?» – «В Кинеле». – «Так вам наши полставки хватит только на дорогу в электричках». – «А у меня автомобиль». – «Ну так только на бензин»...

В голосе ее ни тени сомнения. В глазах с восточным разрезом – прямо «мадамбаттерфляйских» – упрямая уверенность: «У меня восточные танцы. Сама исполняю и преподаю по вечерам. Достаточно зарабатываю».

Расспросил подробнее: Елена Камаева родилась в семье советского строителя в Индии. Потом жили в Казахстане. Мама с детства обеспечила Леночке, помимо учебы в русской школе, уроки национальной культуры Индии, танцев, потом в Казахстане.

Елена танцует фантастически. Победитель профессиональных танцевальных конкурсов Поволжья. В ее гардеробе костюмов для танцев – более тридцати. Все танцы мы еще не просмотрели.

В Байконуре Морозов и Камаева произвели настоящий фурор. Вел концерт зав.отдела культуры «Прогресса». Он же директор Дворца культуры имени Литвинова (Кирова), он же председатель областного общественного совета Самарского клуба «Шансон» Евгений Ломакин (вскоре преждевременно умерший). Как автор песен Евгений звезд с неба не хватал: в основном они – про «заводскую проходную». Готовя концерт, вывез из Дворца Литвинова танцующих девчонок, товарища по «авторскому» цеху и Козлова.

Вот он, Сергей Евгеньевич, покорил весь зал. И меня в том числе. Настоящие, берущие за душу авторскими стихами песни, исполненные на бис под гитару и без нее, именно стихами, а не текстами.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!