Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Евгений Астахов. Его река времён

2 февраля 2016
Просмотров: 5309
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Поделиться:
Евгений Астахов. Его река времён
2 февраля 2016
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 5309
Поделиться:

На заре своей творческой деятельности Геннадий Матюхин читал со сцены рассказ Евгения Астахова «Держите ладони у лба», героем которого был первый директор Куйбышевского металлургического завода Павел Мочалов.

Геннадий МАТЮХИН, председатель Самарского межрегионального литературного центра Василия Шукшина:

– Это была публицистика, но интересная публицистика, на уровне! Героем Астахова был основатель нашего металлургического завода, Герой Социалистического Труда, человек, который думал не только о том, как дать план, но и о людях, работающих на заводе.

Едва ли не все книги Астахова были основаны на реальных событиях. Часто он сначала писал очерк, а затем задумывал книгу. Критики не раз отмечали его владение жанром художественной публицистики, документализм художественных произведений, особенно книги «Нарушение правил».

Алексей СОЛОНИЦЫН, член Союза писателей России:

– Вдруг этот человек, воспевавший производственную тему, написал книгу «Ботфорты капитана Штормштиля». Чудесная была книга для детей! Какое прекрасное имя он придумал для этого капитана! Тогда я вновь убедился, что Астахов, без сомнения, очень талантливый писатель. В нем была очень сильная потребность печататься, он издал много книг. Мне казалось это фантастическим!

Юрий АСТАХОВ, старший сын Евгения Астахова:

– Книгу «Ботфорты капитана Шторм-штиля» отец писал на одном дыхании, по двадцать-тридцать страниц в день. Писал и тут же читал нам, мне и брату. Помню, как мы ждали продолжения. Когда он писал, то сам не знал, куда повернет. Сюжет сам его вел, начиналась книга совсем с другого. Образы тянули его за собой.

Евгений АСТАХОВ, младший сын Евгения Астахова:

– Среди писателей у папы было не так много друзей. С драматургом Александром Вампиловым отец дружил еще студентом на Высших литературных курсах при Литинституте. Стремление к правде объединяло их. По-человечески и творчески ему близки были Фазиль Искандер, Николай Рубцов, Николай Тряпкин, Леонид Соболев. Книги этих авторов представлены в папиной библиотеке. Он трепетно собирал библиотеку.

«Астахов не любит критику» – сыновья и сейчас помнят эту семейную поговорку. Критики Евгений Евгеньевич не любил ни от родных и близких, ни от коллег по литературному творчеству.

Алексей СОЛОНИЦЫН, член Союза писателей России:

– Астахов был из того поколения людей, которые добиваются своего. Даже когда его книги не издавали, отвергали, он умел доказать, что они нужны, умел добиться публикаций не только в Самаре, но и в центральных издательствах. Я должен сказать, что Евгений Евгеньевич был фигурой очень заметной.

Владимир ПЛОТНИКОВ, член Союза писателей России:

– Живу я в Самаре уже тридцать пять лет и, конечно, знаю Евгения Астахова как человека и писателя очень крупного литературного калибра. Диапазон тем у него огромен – от документальной публицистики о ВАЗе до романа-эпопеи.

В семидесятые-восьмидесятые годы двадцатого века в советской литературе была востребована так называемая «производственная тема». Передовики производства, директора колхозов, руководители-коммунисты. Книги о них издавались большими тиражами по всей стране. Мог ли тогда писать что-то другое Евгений Астахов? Писать другое он мог, а вот публиковать – вряд ли. Но и в этих условиях Астахов проявил себя в жанре романтизированной хроники.

Александр ЗАВАЛЬНЫЙ, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки:

– Он издавал книги, к которым были претензии: то не так изобразил руководящего работника, то мог бы больше подчеркнуть идеологическую роль партии. Астахов оставался верен себе, хотя и говорил: «То, что до 1991 года, вряд ли я буду записывать в творческий актив. За то, что написано позже, я отвечаю, это полностью мое». Его хроника о роде Астаховых «Река времён», на мой взгляд, одно из самых ярких произведений мемуарного и биографического плана в современной литературе не только самарского уровня.

Евгений АСТАХОВ, младший сын Евгения Астахова:

– В свое время папа сотрудничал с Гостелерадио в Москве, по его пьесам были поставлены радиоспектакли, над которыми работали столичные актеры. Помню, как звучали голоса Юрия Яковлева, Виктора Коршунова. Интереснейшая была работа! Была на радио рубрика «Писатель у микрофона», папа и в ней поучаствовал достаточно интересно.

В наши дни мало кто помнит, что в 1965 году на Куйбышевской студии телевидения по сценарию Евгения Астахова был снят короткометражный телефильм «Лесной дождь». В фильме снимались актеры Куйбышевского театра драмы Александр Демич, Иван Морозов.

Еще в начале 1990-х годов Евгением Астаховым была задумана серия книг «Жизнь замечательных земляков», написанных в жанре романтизированной хроники. Выход первой книги этой серии «Во благо граду своему…» был приурочен к 150-летию Самарской губернии.

Евгений АСТАХОВ, младший сын Евгения Астахова:

– До конца своих дней папа так и не принял современные технологии, электронные версии книг, Интернет. Он предпочитал работать пером, читал текст, напечатанный на бумаге. Он застал электронные книги и сокрушался о том, что из жизни уходит шелест страниц. Книга, которую можно потрогать, ощутить даже на запах, для него это было ни с чем не сравнимо!.. В его рабочем кабинете писателя и сегодня, после его смерти, стоят десятки огромных папок с вырезками из газет, черновыми набросками… Когда в 1964 году он вступил в Союз писателей, рекомендацию ему давал Владимир Лидин. Его обновленный членский билет № 03267 выдан в 1980 году. Этот билет подписал Георгий Марков, председатель Союза писателей СССР. С этим билетом папа и прошел до конца. Кстати, когда Лидин упомянул о забытой обороне города Туапсе, папа поехал в 1967 году в этот город, узнал совершенно фантастическую историю и в результате написал роман «Нарушение правил». Роман был подготовлен к печати, но набор рассыпан. Не понравилось, как он описал войну. Папа войну знал, знал людей, прошедших ее от начала и до конца. Он не мог эту тему описать формально, так, как этого требовали.

В 1972 году роман «Нарушение правил» был издан, но с большими цензурными поправками, и лишь через много лет переиздан в полном объеме…

Когда рухнул Советский Союз и развалился Союз писателей СССР, Евгений Астахов отошел от общения с писательскими организациями. Ему было чуждо столкновение с амбициями издателей. На своих визитных карточках он всегда писал одно и то же: «Член Союза писателей СССР».

В любимом жанре романтизированной хроники Евгений Астахов писал и о предприятиях – от Четвертого ГПЗ до «Ремстройблагоустройства», и о людях, которых знал лично, со многими из которых дружил.

Евгений АСТАХОВ, младший сын Евгения Астахова:

– В 2007 году папа издал книгу о Борисе Самуиловиче Кашунине. Это был мэр города Тольятти, человек уникальный. В 1978 году он трагически погиб при не выясненных до конца обстоятельствах, но город Тольятти во многом ему обязан в части социального развития… Другой пример – Николай Федорович Семизоров, Герой Социалистического Труда, начальник «Куйбышевгидростроя». Они дружили. Книга «Семь цветов жизни» была посвящена Николаю Федоровичу. В радуге семь цветов. Последний, фиолетовый, – цвет предательства. В определенный момент Семизорова некоторые из его знакомых предали, но он не сломался и до конца дней работал во благо города Тольятти.

Евгений Астахов не успел дописать книгу об Олеге Григорьевиче Яковлеве, начальнике Самарского госпиталя для ветеранов войн. Тему этой книги в серии «Жизнь замечательных земляков» он обозначил двумя словами – профессионал и человек. Сыновья писателя готовят книгу к изданию…


Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото из архива семьи Астаховых.

Страницы: Первая Предыдущая 1 2 3
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!