Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Евгений Лазарев. Значение каждого слова

31 марта 2016
Просмотров: 4034
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Поделиться:
Евгений Лазарев. Значение каждого слова
31 марта 2016
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 4034
Поделиться:

Иван НИКУЛЬШИН, член Союза писателей России:

– На него равнялись все. Выше Евгения Лазарева в наши годы по творческому дару никого здесь не было. Честно говоря, я сам начал писать прозу только благодаря впечатлениям от его прозы.

В 2009 году к семидесятилетию Евгения Васильевича Лазарева в Самаре был издан сборник его рассказов. В предисловии Иван Никульшин написал такие строки: «Когда я читаю Лазарева, как бы слышу голос родной стороны. Слышу, как вода стекает с лошади, выскочившей из озера на сухой взгорок, с дедовых промокших штанов, слышу радостный хохот самого старика, слышу добродушное ворчание бабки. А еще слышу, как соловей разговаривает с удивленно притихшей округой. Евгений Лазарев принадлежит к поколению писателей-деревенщиков, к младшему крылу этого литературного направления…»

Писатели-деревенщики: Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Василий Белов. Но и здесь Евгений Лазарев оставался немного в тени. Он никогда не стремился быть в центре внимания.

Виктор ТУМАНОВ, член Союза журналистов России, друг Евгения Лазарева:

– Депрессия, надлом, подвижность психики – это все не про него. Евгений Лазарев любил жизнь. Во всех или не во всех ее проявлениях? Больше чем полвека мы с ним дружили, и со студенческих лет я его знал как жизнелюба.

Алексей СОЛОНИЦЫН, член Союза писателей России:

– «Деревенщики» – очень пошлое определение писателей этого крыла. Эти писатели знали народную жизнь. Все-таки Россия – это была крестьянская страна, она ею и осталась. Лазарев был оттуда. Он был немногословен, не часто давал интервью.

Евгений ЛАЗАРЕВ, член Союза писателей России (из интервью 2011 года):

– Если предположить на минуту, что вы лишены поэтической жилки, у вас нет охоты занимать внимание щедрыми подробностями природы, что вы погружены в будничные деловые мысли, все-таки в любом случае вы, пусть бессознательно, пусть смутно, ощущаете тихую отраду от того, что фоном вашим думам служит этот душистый, пощелкивающий птичьими песнями мир!.. Из чего рождаются мои рассказы? Вся жизнь, которая тебя окружает и наполняет тебя. Из этого и рождаются рассказы. Конечно, любой рассказ надо оформить сюжетом, над этим приходится думать. Если все это хорошо складывается, то и получается рассказ. Мало сообразить сам сюжет, надо думать о его общественной значимости. Что ты хочешь сказать обществу? Общество ждет от писателя не каких-то припевок, а серьезных мыслей, больших вещей такого рода – философского. Бывает, какая-то одна деталь, вроде бы ни с чем толком не связанная, вдруг западает в душу, и вокруг этого начинает нарастать сюжет… Эротика, кровь, преступления – на этом строить литературу нельзя. Литература должна быть духовна! К великому сожалению, не оправдались обещания о том, что рынок все расставит по местам, всех нас спасет. Настоящие писатели не имеют хода, их книг не издают. Тех, кто пишет поверхностно, авторов книг-одно-дневок, у нас называют ведущими русскими писателями, лицом современной литературы! Но думаю, надолго это не задержится. Рано или поздно настоящая литература всегда пробивает себе дорогу.

В одной из статей о писателе Евгении Лазареве было написано так: «Главное, что привлекает в нем, – это его основательность. Основательность суждений, житейского взгляда, основательность дела и писательского слова. А как он анализировал написанное коллегами по перу! Из литераторов мало кто обижался на него, хотя и бисер он ни перед кем не метал, и в лести не рассыпался».

Алексей СОЛОНИЦЫН, член Союза писателей России:

– Он был очень принципиален и всегда доказателен. Что мне в нем нравилось? Писатель Евгений Лазарев умел как никто другой проанализировать чужой текст. Мог доказать, что текст этот никчемен или в отдельных местах состоялся и надо над ним работать. Он одинаково хорошо понимал, чувствовал и поэзию, и прозу.

Евгений СЕМИЧЕВ, член Союза писателей России:

В трудной ситуации любой писатель – и состоявшийся, и молодой – мог прийти к Лазареву. Он помогал и советом, и делом. Меня, например, он называл не Евгением, а Евгануилом. Я о нем написал такое стихотворение:

Гладил ласково по шерстке,

был со мною добр и мил,

глупо, по-амикошонски

называл Евгануил.

Каждой репликой ответной

уверял, что я неправ,

серый пепел сигаретный

стряхивал на мой рукав.

Я бледнел пред ним, как школьник,

и стихами свиристел,

и у кресла подлокотник

под локтем его хрустел.

Шумный возглас одобренья

на устах его не гас,

и одно стихотворенье

я прочел ему семь раз.

Он мне в такт ногами топал,

на груди рубаху рвал,

по плечу меня похлопал,

в лоб меня поцеловал.

И в порыве откровенья

шумно стул ботинком пнул

и всего в одно мгновенье

все во мне перевернул.

Он сказал: «На всякий случай

для себя, дружок, реши –

коль писать не можешь лучше,

так уж лучше не пиши!»

Он сейчас уже не вспомнит

ни одной моей строки,

а моя ключица стонет

от тепла его руки.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!